"Социально-психологическая технология профилактики несовершеннолетних, имеющих опыт употребления ПАВ"
статья

Возисова Виктория Сергеевна

          Употребление психоактивных веществ среди несовершеннолетних является одной из острейших проблем современного общества, которая представляет собой угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, провоцирует возникновение сложных социальных проблем.В связи с этим мною разработана технология профилактики несовершеннолетних, имеющих опыт употребления ПАВ, которая включает в себя систему мероприятий, направленных на решение личностных проблем подростков данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozisova_v.s.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая технология профилактики несовершеннолетних, имеющих опыт употребления  ПАВ

vika_vozisova@mail.ru

телефон 417-20-65

Возисова Виктория Сергеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого

(социальный педагог) г. Санкт-Петербург, Россия

          Употребление психоактивных веществ среди несовершеннолетних является одной из острейших проблем современного общества, которая представляет собой угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, провоцирует возникновение сложных социальных проблем.

         Исследования среди детей и подростков, имеющих опыт употребления ПАВ, показывают, что причины наркозависимости имеют в основном психологический характер. В связи с этим реабилитация детей и подростков, имеющих опыт употребления ПАВ, должна включать в себя такие направления как: восстановление утраченной Я-концепции, уверенности в себе, самоконтроля, умение сотрудничать со сверстниками, педагогами, родителями, постановка жизненных целей, противодействие правовому нигилизму. Необходимо формировать у подростков такое мировоззрение, которое позволит ему не впадать в тоску и депрессию от каждой проблемы и ошибки, а думать, анализировать, искать самостоятельный выход из положения.

В связи с этим мною разработана технология профилактики несовершеннолетних, имеющих опыт употребления ПАВ, которая включает в себя систему мероприятий, направленных на решение личностных проблем подростков данной категории.

1. «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни» (Р.С. Бондаревская).

        Подросток, у которого отсутствует цель, подвержен различным формам зависимого поведения (курение, наркотики, алкоголь, Интернет-зависимость и т.п.). В связи с этим необходимо помочь найти то, к чему он стремится, чего хочет добиться в своем возрасте.

Необходимо вместе с подростком выстроить следующую цепочку:

Мотив - цель - поиск способов достижения - план действий (в соответствии с другими жизненными целями) - реализация плана - достижение (может быть плюс и минус).

Если при составлении этой цепочки подросток действительно проводит глубокий анализ своих возможностей, желаний, то в конце получится подробный план действий для достижения своей цели.

2.        Классный час «Основы правовых знаний»

  1. Какие обязанности несет ребенок?
  2. Какие виды ответственности могут быть применены к несовершеннолетним?
  3. Что такое административная ответственность, с какого возраста и за какие действия она наступает?
  4. Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?
  5. С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?

3. Классный час «Навыки самопомощи в сложных жизненных ситуациях».

      В сложных жизненных ситуациях у людей, как правило, меняется настроение. Человек становится грустным и угрюмым, его одолевают мысли о своей неудавшейся жизни, жжёт острое чувство вины. Он теряет вкус к жизни и способность сопротивляться трудностям, утрачивает интерес к вещам, которые его раньше привлекали. В таких ситуациях замедляется как двигательная активность, так и течение процессов мышления.

Попав в сложную жизненную ситуацию, человек погружается в себя, он занят своими проблемами, обеспокоен своим здоровьем. В такие моменты искажается понимание прошлого. Кажется, что в прошлом не было ничего хорошего.

4. Семейное консультирование «Правила общения в семье».

  1. Объяснять некоторые определяющие основы межчеловеческих отношений. Такое объяснение необходимо потому, что внешние признаки поведения ребенка - гнев, раздражительность, агрессия, страх, обида, плач, а также связанные с этими переживаниями поступки детей, их ранняя алкоголизация или приобщение к наркотическим веществам, часто являются вторичными.
  2. Формировать у родителей правильное отношение к самооценке или чувству самоценности ребенка. Ребенку всегда необходимо внимание к его успехам и признание. Так формируется устойчивая личностная установка и активность.
  3. Информировать родителей о признаках употребления подростком психоактивных веществ.
  4. Формировать у родителей уверенность в себе, в решении возникающих проблем. Агрессивные, упрямые дети, дети, употребляющие наркотики, отказывающиеся учиться, дети, не ночующие дома - такие дети могут пошатнуть уверенность в себе у самого стойкого родителя, желающего быть «хорошим родителем».
  5. Информировать родителей о возможности оказания доврачебной медицинской помощи, если он пришел домой в алкогольном или наркотическом опьянении.

5.Реабилитация подростков, имеющих опыт употребления ПАВ, с использованием стратегий совпадающего поведения.

       Реабилитация несовершеннолетних, имеющих опыт употребления ПАВ, включает в себя исследование стратегий поведения, которые применяет подросток, попав в трудную жизненную ситуацию. Используется методика: «Способы совладения». Проводить ее может школьный педагог-психолог; в ее контексте понятие «копинг» или «преодоление стресса, совладание с ним» рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Авторы методики - Фолкман и Лазарус.

      Выявлено 8 основных типов стратегий совладания с жизненными трудностями, которые охватывают разные аспекты личности. Чтобы справиться с ситуацией, человек либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. Исходя из теории копинг-поведения, можно предполагать, что употребление психоактивных веществ более вероятно, когда степень жизненного стресса высока и когда копинг-ресурсы истощены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ "Твой выбор"

   Основные задачи программы:- предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;- сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоро...

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"

Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений

Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то с...

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...