Занятие с родителями. следствия переходного периода.
консультация (8 класс)

Кулаковская Марина Вячеславовна

Выявление причин "трудного" поведения подростков и предотвращение ошибок семейного воспитания. Определение манер поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие с родителями57 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ. Социальный педагог Кулаковская М.В.

1. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

(«ТРУДНЫЕ» СЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА)

Цель информационная: выявление причин «трудного» поведения подростков и предотвращение ошибок семейного воспитания.

Цель диагностическая: определение манеры поведения.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

Подросток: время больших возможностей и больших опасностей

«Ребенок становится подростком... А в средствах массовой информации все чаще пишут и говорят о подростковой преступности и наркомании, о дурных компаниях и «кривых дорожках», что рождает страх за судьбу собственных детей. Возникает закономерный вопрос: как уберечь? Надежный заслон — искренность и понимание особенностей возраста. Именно об этом наш разговор.

Готовы ли вы к новому периоду в жизни вашего ребенка? Проверить себя поможет тест «Балл по поведению».

Тест «Балл по поведению»

(из книги А. Н. Сизанова «Психологические игры»)

Приведенные ниже 10 утверждений описывают некоторые черты поведения, в той или иной мере характерные для различных людей. Ваша задача — оценить, насколько каждое из них верно по отношению к вам. Если то или иное утверждение вы принимаете полностью, поставьте 1 балл, если оно верно лишь в незначительной степени или неверно совсем — 0 баллов.

1. Оставляю за собой последнее слово.

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

3. Меня легко рассердить.

4. Люблю делать замечания другим.

5. Хочу быть авторитетом для окружающих.

6. Не довольствуюсь малым в достижении какой-либо цели, хочу добиться наилучшего результата.

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

8. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

10. Я мстителен(льна).

Интерпретация: В зависимости от суммы набранных баллов определите вариант предпочтительного для вас поведения.

Более 7 баллов. Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. Ваша манера поведения неприятна окружающим и вызвана она, скорее всего, вашим недоброжелательным отношением к людям. Вы часто ведете себя грубо и вызывающе, стремитесь во что бы то ни стало доказать свое первенство во всем. Если вы оказываетесь неправы, то не признаетесь в этом даже себе, стремясь обвинить в случившемся других.

3-7 баллов. Ваше поведение достаточно разнообразно, и отношение окружающих к вам зависит, скорее, от вашего поведения в целом. Имейте в виду, однако, что если вы набрали более 5 баллов, то ближе к первой характеристике поведения, а если 5 баллов и менее — ко второй.

1-2 балла. Вы спокойный, тихий человек, стараетесь избегать конфликтов и споров. Несмотря на то что такое поведение может проистекать из нежелания сделать неприятное другим, окружающие могут относиться к вам несколько пренебрежительно, считая вас человеком, не умеющим постоять за себя, идущим на поводу у других. Такая манера поведения может повредить вам.

Надо ли говорить, что ваша манера поведения может спровоцировать нежелательные последствия в поведении вашего же ребенка. Во многом дети — «зеркала».

Вернемся к «трудным» следствиям переходного периода. Чаще всего они являются ошибками семейного воспитания. Хотелось бы их предотвратить, так как болезнь легче предупредить, чем лечить.

«Болезнь роста» каждый ребенок переживает по-своему. Кто-то старается все испробовать, кто-то влюбляется и теряет голову, а кто-то пускается в трудные поиски смысла жизни. Закрыть наглухо все двери и вырастить ребенка в искусственном безопасном мирке невозможно. Ему нужны друзья, сверстники. Он же не сможет провести рядом с вами всю свою жизнь. Да и указывать ему, с кем дружить, а с кем — нет, не имеет никакого смысла. Но есть возможность повлиять на это косвенно, не ущемляя самолюбия ребенка: уважайте детские интересы, и у вас возникнут доверительные отношения, которые дадут вам право в будущем предостерегать детей от подозрительных знакомств и трудностей. А трудности — это неудобства для окружающих! Чтобы предотвратить конфликты «отцов и детей», назовем эти «трудности», определим проявления и причины, и укажем возможные способы разрешения.

               

 

            Трудность 1: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Проявления: брань, угрозы, грубость, непослушание.

Причины: две потребности: с одной стороны, самостоятельность и независимость (поступки вопреки), с другой — понимание и сопереживание (желание поделиться). Противостояние — это:

1) «заявление» о серьезной проблеме; 2) желание вывести родителя из себя (проверка авторитета).

Рекомендации: не устраивайте громких разборок и не унижайте обвинениями и допросами. Сформулируйте важные жизненные принципы семьи, покажите на примерах (лучше своих) их значимость, так как подростки верят поступкам, а не словам. Хвалите по чаще обоснованно, это способствует развитию уверенности в себе и улучшает отношения между родителями и подростками.

                        Трудность 2: ЗАВИСТЬ

Проявление: негативные сравнения и нелестные реплики в адрес другого, мучительные переживания чужих удач.

Причины: 1) принижение самооценки ребенка родителями (или сравнение с более успешными детьми), что формирует комплекс неполноценности и приучает жить с оглядкой на других;

2) завышение самооценки ребенка, утверждение мысли об исключительности, что формирует «синдром отличника» и способствует повышению тревожности.

Рекомендации: 1) не сравнивайте своих детей с другими, особенно с более успешными; 2)  чужой успех — это модель поведения, которую можно позаимствовать; 3) объясните, что глупо соперничать во всем и всегда, жизнь — не спортивная арена, здесь важна кооперация.

                                  Трудность 3: ВНЕШНОСТЬ

Проявление: часами изучают свою внешность перед зеркалом и со слезами на глазах причитают: «Какой(-ая) я некрасивый(-ая)!». «Гадкие утята» ранимы и впечатлительны: им кажется, что все вокруг обращают на них внимание. Отсюда попытки голодания и желание исправить формы своего тела.

Причины: гормональная перестройка.

Рекомендации: понимание, разделение переживаний, терпение и нежность. Объясните в доступной форме происходящие физиологические изменения. Сходите на прием к косметологу: пусть составит рекомендации по уходу за кожей и меню. Постарайтесь создать чувство комфорта в собственной семье, защищенности, уверенности в себе. (Очень важна позиция отцов взрослеющих дочерей — поддержка и одобрение, комплименты!) Помогите подростку узнать собственные достоинства и проявить их. Переключите его с внешнего на внутренний мир. Обратите внимание на душевно-духовную красоту, она облагораживает: добро, готовность прийти на помощь, чувство юмора, начитанность, хобби, умение работать с компьютером.

                                  Трудность 4: ДЕПРЕССИЯ

Проявление: резкие колебания настроения, уязвимость психики, неадекватная оценка ситуации, неспособность управлять собой. Или: понурый вид, безжизненный взгляд, застывшее лицо, заторможенность в движениях, расстройство сна, потеря аппетита, хроническая усталость.

Причины: 1) «прессинг успеха» (получение престижного образования), а это — высокие учебные нагрузки, высокие требования к учащимся, ощущение конкурентции с друг: детьми, тревога за дальнейшее образование; отсюда страх, повышенная тревожность, ожидание неудачи, провала; 2) факторы, влияющие на эмоциональное состояние подростков: хронические заболевания, образование родителей, экономический статус семьи, наличие конфликтных взаимоотношений с друзьями; но эти факторы по значимости уступают «прессингу успеха».

Рекомендации: пересмотрите собственную позицию по отношению к ребенку. Что вам важнее: нормальный, здоровый ребенок или престижный класс, а потом вуз; подавленность, замкнутость или собственная гордыня: «А мой сын (дочь) в гимназическом классе, престижном вузе учится...». А по данным поликлиники МГУ на первые и вторые курсы обучения приходится большинство попыток суицида. На вопрос о причинах и наши и зарубежные специалисты отвечают — депрессия. Престижное образование не должно быть самоцелью!

                                Трудность 5: КОМПАНИЯ

Проявления: на первом месте друзья, на последнем — учеба, в поведении — непослушность, раздражительность, порой наглость.

Причины: приобретение опыта общения с разнополыми сверстниками в компаниях; приобретение первого опыта общения с человеком другого пола. (Родителей пугают возможные сексуальные отношения, но дети сами их боятся и не всегда к ним стремятся в этот период.)

Рекомендации: не паникуйте, все идет по законам человеческого развития. Не стройте искусственных преград. Старайтесь доброжелательно узнать о тех, с кем общается ваш ребенок. Позвольте устроить вечеринку — это символ доверия. Если компания категорически не нравится вам, попробуйте сами стать другом своему ребенку.

                              Трудность 6: КУМИРЫ

Проявление: безоглядное обожание звезд, отгораживание от реального мира, яростная защита кумира (подросток даже может пожертвовать дружбой с родителями).

Причины: 1) психологическая нестабильность этого периода: внушаемость, импульсивность, недостаточный волевой контроль; 2) потребность найти себе объект для подражания среди взрослых.

Рекомендации: не пытайтесь сместить кумира с пьедестала, ребенок вправе рассчитывать на уважение своих вкусов. Мудрая заинтересованность и добрая беседа о кумире позволят многое узнать об интересах своего ребенка.

                          Трудность 7: ОТЧУЖДЕНИЕ

Проявление: самоустраненность, неконтактность в семье, психологическая отгороженность.

Причины: 1) разделение увлечений, интересов (у вас — свое, у него — свое!); 2) кризис привязанности проявляется в избегании открытых проявлений чувств, дети противятся ласкам, уклоняются от родительских поцелуев; 3) дети обзаводятся новыми взглядами на жизнь, новыми идеалами.

Рекомендации: не создавайте искусственных преград стремлению познать мир, новых людей; поменяйте форму общения: 15 минут можно просто поболтать, посидеть рядом, слушая музыку или смотря телевизор; сыграйте в какую-либо игру, попробуйте ввести семейные завтраки или ужины; не навязывайте насильно себя и свое мнение, пусть за подростком останется право выбора.

                        Трудность 8: НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ.

Проявление: перестал слушаться, грубит, уроки не учит, получает замечания по дисциплине, стал прогуливать, связался с плохой компанией, не ночевал дома...

Причины: 1) борьба за внимание вечно занятых родителей; 2) борьба за «победу» ущемленного права на независимость и самостоятельность; 3) желание отомстить за нанесенную обиду; 4) сдвиг неблагополучия, когда неуспех в учебе трансформируется в вызывающее поведение.

Рекомендации: дайте вашему ребенку больше внимания и тепла (можно через совместную деятельность), уменьшите контроль, если он «борется» за самостоятельность, не критикуйте, создайте успех дома, если ребенок не очень успешен в школе.

                         Трудность 9: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Проявление: стремление независимости, отстаивание своего мнения, попытка самостоятельно заработать деньги.

Причины: отказ от родительской власти (причем эту ситуацию, а она проявляется чаще всего в неподчинении, очень болезненно переживают родители, а не дети). Особенность: дети совершают поступки, но не хотят брать за них ответственность.

Рекомендации: разговаривайте с подростком о его планах, желаниях, будущем; устройте поработать во время каникул; постепенно передавайте ответственность (можно по методике Р. Т. и Дж. Байярд)

                         Трудность 10: Бродяжничество.

Проявление: самовольные уходы могут быть «дромоманией» — болезненной страстью к перемене мест; демонстративная самостоятельность; чувство разочарования, недоверия.

Причины: 1) «знак протеста» за недостаток внимания со стороны родителей к потребностям и интересам детей; 2) недостаточность ярких впечатлений.

Рекомендации: необходимо восстановить чувство психологической защищенности, чувство психологического комфорта в семье, чувство общности интересов; приобщиться всем вместе к туризму.

    Трудность 11: РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ.

Проявление: жаргон агрессивных фильмов и игр, деструктивные действия.

Причины: фильмы, игры и игрушки, отражающие агрессивную действительность.

Рекомендации: преобразуйте цели: включаясь в просмотр фильмов или игры, меняйте акценты: вместо взрыва — салют, борьба не с врагом, а со стихией, штормом, бурей, риск и желание отличиться не в бою, а в кругосветном путешествии.

                         Трудность 12: СИНДРОМ ОТЛИЧНИЦЫ (-КА)

Проявление: тревожность, суетливость, мания переписывать, переделывать, слезы, страхи, чрезмерная пунктуальность.

                                   Трудность 9: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Проявление: стремление независимости,, отстаивание своего мнения, попытка самостоятельно заработать деньги.

Причины: отказ от родительской власти (причем эту ситуацию, а она проявляется чаще всего в неподчинении, очень болезненно переживают родители, а не дети). Особенность: дети совершают поступки, но не хотят брать за них ответственность.

Рекомендации: разговаривайте с подростком о его планах, желаниях, будущем; устройте поработать во время каникул; постепенно передавайте ответственность (можно по методике Р. Т. и Дж. Байярд)

                                       Трудность 10: Бродяжничество.

Проявление: самовольные уходы могут быть «дромоманией» — болезненной страстью к перемене мест; демонстративная самостоятельность; чувство разочарования, недоверия.

Причины: 1) «знак протеста» за недостаток внимания со стороны родителей к потребностям и интересам детей; 2) недостаточность ярких впечатлений.

Рекомендации: необходимо восстановить чувство психологической защищенности, чувство психологического комфорта в семье, чувство общности интересов; приобщиться всем вместе к туризму.

   Трудность 11: РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ.

Проявление: жаргон агрессивных фильмов и игр, деструктивные действия.

Причины: фильмы, игры и игрушки, отражающие агрессивную действительность.

Рекомендации: преобразуйте цели: включаясь в просмотр фильмов или игры, меняйте акценты: вместо взрыва — салют, борьба не с врагом, а со стихией, штормом, бурей, риск и желание отличиться не в бою, а в кругосветном путешествии.

                         Трудность 12: СИНДРОМ ОТЛИЧНИЦЫ (-КА)

Проявление: тревожность, суетливость, мания переписывать, переделывать, слезы, страхи, чрезмерная пунктуальность.

Причины: излишняя требовательность, завышенные ожидания родителей от ребенка.

Рекомендации: сбросьте на «ноль» ожидания; подчеркивайте, что любите независимо от того, получается или нет**

Оценив и проанализировав все «трудности», приходим к выводу: если избежать нельзя, то можно снизить уровень трудностей. Для этого родители должны (Прил. 3. 1):

- ясно сформулировать приоритеты семьи;

- доверять и поддерживать самостоятельность;

- конфликты решать конструктивно и миролюбиво.

И общие психологические рекомендации для родителей (разд. мат.), воспитывающих подростка:

1) сохраняйте спокойствие (будьте готовы к худшему, тогда вам не грозит разочарование и отчаяние!);

2) уступайте (будьте великодушны, спуститесь на землю с родительского трона!);

3) уважайте личность своего ребенка (не критикуйте, почаще передавайте ответственность).

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Г. Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. 352 с.

2. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

3. Сизанов А. Н. Психологические игры. Какие мы на работе и дома. Минск: Вышэйшая школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»

Условия создаваемые  для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях....

Профилактика суицида на раннем этапе переходного периода

Статья на данную тему поможет родителям быть внимательнее к своим детям...

Переходный период тренировки по плаванию

Переходный период тренировки по плаванию...