Конспект занятия « Конфликты и причины их возникновения»
методическая разработка
Подростковый возраст является наиболее восприимчивым к усвоению социально значимых ценностей. Подросток активно включается во взрослую, такую заманчивую для него жизнь, он ищет в ней свое место и направленность его устремлений зависит от того, как он будет относиться к себе и другим в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « Конфликты и причины их возникновения»
Цель: выяснение сущности конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Ритуал приветствия. Изложение цели, задач и формы проведения занятия
(2минуты)
Упражнение «Кто я»(10минут)
Цель: разминка , обозначение проблемы.
Процедура: каждый по кругу назовет свое имя и немного расскажет о себе. Раздаются карточки-подсказки: «Меня зовут…………. . Бывают ситуации, когда я вступаю в конфликты с …………….. Я ожидаю от этого тренинга…………….
Мини-лекция «Что такое конфликт?».(5 минут) Цель: актуализация знаний по теме «конфликт».
Процедура: ведущий: «Конфликт» переводится с латинского как «столкновение». Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей. В психологии понятие «конфликт» трактуется следующим образом: «Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
«Какие конфликты бывают и кто в них участвует?» (обсуждение в группе). Виды: деловые, семейные, бытовые, имущественные, политические, вертикальные, горизонтальные. Состав участников: внутриличностные, межличностные, групповые, межгрупповые конфликты.
«Конфликт: всегда ли это плохо?» (обсуждение в группе). Конфликты могут быть конструктивными (прояснение взаимоотношений) и деструктивные (один из оппонентов прибегает к нравственно-осуждаемым методам борьбы).
«Причины конфликтов» (обсуждение в группе). Существует множество причин возникновения конфликтов, вот только несколько из них:
1.Прямые проявления превосходства (угроза, замечание, отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешки и т.д.).
2.Хвастовство – это восторженный рассказ о своих успехах (может быть не истинным).
3.Категоричность – проявление самоуверенности. Категоричный тон в разговоре. (Родители и дети).
4.Навязывание своих советов.
5.Перебивание собеседника, повышение голоса, один перебивает другого.
6.Утаивание информации. Отсутствие информации вызывает чувство тревоги. Пополнение домыслами отсутствующую информацию. Недоверие к тому, кто скрывает информацию.
7.Нарушение этики.
8.Подшучивание. Объект обычно тот, кто не может дать отпор.
9.Обман.
10.Перекладывание ответственности на другого человека.
Упражнение «Официант, в моем супе муха»(40минут)
Цель: проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия, развитие умения социального поведения в группе.
Процедура: Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру. После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Анализ:
- Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
- Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
- Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
- Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: к примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?
Завершение:
Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.
Завершение занятия «Аплодисменты».(2минуты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"
Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...
конспект занятия Конфликт
Занятие предназначено для старших подростков. Рассматривается типология конфликтов, а также различные способы разрешения конфликтных ситуаций....

Занятие на тему «Причины возникновения пожара. Профессия «пожарный»
Занятие на тему «Причины возникновения пожара. Профессия «пожарный»...

Конфликты, причины из возникновения 7 класс, обществознание
Презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н. Конфликты, причины их возникновения...

Конспект занятия "Конфликты в школьной жизни"
Цель: Научить ребят предотвращать и разрешать конфликты.Задачи: 1. Формировать представление о понятии «Конфликт»2. Выяснить причины возникновения конфликтов3. Познакомить со способами пре...

Конспект занятия по вязанию крючком "История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель"
Вводное занятие по программе "Вязание крючком"....