Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Формула профессии"
план-конспект занятия (8, 9 класс)

Пояснительная записка.

         Старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. В подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

       Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, обучающиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто обучающиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода.

      Поэтому так важно у обучающихся подросткового возраста формировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

      Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа профориентационных занятий «Формула профессии».

       Программа «Формула профессии» предназначена для обучающихся 8-9 класса.

Цель программы: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задачи:

  1. Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  2. Активизация самопознания, развитие умения соотносить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии;
  3. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее;
  4. Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии, повышение уровня        мотивации        к        профессиональному самоопределению;
  5. Формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;
  6. Формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
  7. Формирование умений и навыков, необходимых для успешной самопрезентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Формула профессий"21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Утвержаю:

Приказ:_____________

Директор_____/Ткачук А.В./

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

"Формула профессии"

Для учащихся 8-9 классов

(адаптированный вариант)

Автор- составитель:

социальный педагог Хмелинина Т.Н.

г. Гаврилов Ям, 2024

Пояснительная записка.

Старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. В подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, обучающиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто обучающиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода.

Поэтому так важно у обучающихся подросткового возраста формировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа профориентационных занятий «Формула профессии».

Программа «Формула профессии» предназначена для обучающихся 8-9 класса.

Цель программы: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задачи:

  1. Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  2. Активизация самопознания, развитие умения соотносить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии;
  3. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее;
  4. Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии, повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению;
  5. Формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;
  6. Формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
  7. Формирование умений и навыков, необходимых для успешной самопрезентации.

Организационно-педагогические условия

Форма проведения занятий: групповая.

Роль педагога: ведущий.

Контингент: обучающихся 8-9 класса.

Количество занятий: 17 (5 разделов)

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 45 минут

Количество учащихся: Данная программа может проводиться с группой учащихся до 30 человек.

Основное содержание занятий

Программа включает себя пять разделов:

Раздел 1. Вводный. Мир профессий.

Раздел 2. Личностные особенности и ПВК (Профессиональные Важные Качества)

Раздел 3. Система профессионального образования.

Раздел 4. Поиск работы и трудоустройство.

Раздел 5. Заключительный.

Оборудование:

Занятия проводятся в групповой форме, используется работа в микрогруппах, в индивидуальном режиме.

- лекции;

- дискуссии;

- тематические релаксации;

- самовыражение в рисунках;

- ролевые игры;

- снятие и уменьшение социальных страхов.

Для работы с учащимися необходимо обеспечение соответствующими материалами в зависимости от направленности занятия.

Листы бумаги формат А4, цветные карандаши, фломастеры, краски, раздаточные материалы, буклеты, карточки «хочу», «могу», «надо», журналы, шаблоны футболок, вырезанные из бумаги, памятка школьнику «Классификация профессий».

Иллюстрации с изображением различных профессий; карта «Острова профессий»; рисунки обучающихся; конверты с пословицами;

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания/

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие. Основное содержание групповой работы составляют дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психотехнические приемы, диагностические методики, профориентационные игры, продуктивно-творческая деятельность.

Ожидаемые результаты.

По окончании цикла занятий подростки должны:

1. Иметь представление о классификации профессий (типы профессий; группы профессий, относящиеся к тому или иному типу), требованиях для каждого типа профессий. Определить наиболее привлекательный для себя тип профессий и группу профессий.

2. Знать о необходимости соотнесения своих индивидуальных особенностей с требованиями будущей профессии, знать свои индивидуальные особенности.

3. Знать о том, какие специалисты нужны на рынке труда.

4. Приобрести навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей, принятия решений и эффективного взаимодействия в группе.

5. Приобрести представления о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства.

6. Приобрести навыки успешной самопрезентации, составления резюме.

Методы диагностики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.
  2. Личностный опросник Г. Айзенка.
  3. Метод наблюдения

Учебно - тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма

контроля

всего

теория

практика

Раздел 1. Вводный. Мир профессий

1

«Вводное. Давайте знакомиться!»

1

0,5

0,5

Беседа

Наблюдение

2

«Знакомство с профессиями»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

3

«Классификация профессий»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

4

«Профессия. Специальность. Должность»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

5

«Острова профессий»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

Раздел 2. Личностные особенности и ПВК (профессионально важные качества)

6

«Темперамент и профессия»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

7

«Характер и сила воли»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

8

«Эмоции и регуляция эмоционального состояния»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

9

«Мои склонности и интересы»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

10

«Профессионально-важные качества»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

Раздел 3. Система профессионального образования

11

«Виды образования»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

12

«Ярмарка учебных заведений»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

Раздел 4. Поиск работы и трудоустройство

13

«Личный профессиональный план»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

анализ

14

«Успешная самопрезентация»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

анализ

15

«Мое первое резюме»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

анализ

16

«У меня все получится!»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

анализ

Раздел 5. Заключительный

17

«КВН «В мире профессий»»

1

0,5

0,5

Беседа

практическое

занятие

Наблюдение

анализ

Итого:

17

8,5

8,5

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
  3. Зарипова А. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
  5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.
  7. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.
  8. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – СПб.: Северо-Запад, 2006.
  9. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.: Вита-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...