Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»(Группа Риска)
календарно-тематическое планирование (7 класс)
Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?
Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.
После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например, 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.
Эти беседы с инсценированные вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает, когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Час рассуждений: «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Цели:
1) Помочь воспитанникам задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;
2) Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
3) Воспитывать ответственное отношение ребят к своему духовному и физическому здоровью;
4) Ознакомить детей с распоряжением правительства об искоренении сквернословия.
Ход беседы.
Вступительное слово воспитателя.
Как же богат и могуч русский язык, в том числе и на матерные слова, которые ежедневно употребляют многие из нас. Почему же люди ругаются матом? Где и в какой ситуации вы услышали первые матерные слова?
Группа экспертов.
Группа экспертов проведет анкетирование и представит результаты в конце занятия.
( Приложение 1)
Воспитатель.
Первые матерные слова мы, как правило, слышим в раннем детстве, потом детский сад, потом школа, потом выражение своих эмоций в ситуациях, когда больно или произошло что-то нехорошее, а может просто слов не хватает. Следует отметить, что современное общество целиком и полностью против употребления мата.
Мат (матерщина, матерный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство.
Откуда же взялся мат? Группа историков провела исследование и готова представить свой отчет.
Отчет историков.
Историк 1
Откуда же взялся мат?
Большинство людей, с уверенностью ответит, что его занесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это мнение широко распространено в народе, хотя и ошибочно. Ученые убедительно доказывали, что мат русским людям никто не навязывал, но их усилия всегда разбивались о стереотип: все пакостное нам принесли извне.
Но мат тут совершенно не причем. У кочевников не было обычая сквернословить. Это особо отмечал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Он писал, что у них бранные слова вообще отсутствуют в словаре. И, наоборот, русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, свидетельствуют о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига.
Лингвисты считают, что корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но пышные всходы они дали только на нашей земле.
Постепенно появился обычай выражаться матом безотносительно к объекту, просто так от полноты чувств или для связи слов в предложении. При этом основные слова обрастали массой производных. Говорят, есть виртуозы, которые могут ругаться часами и при этом не повторять выражения.
Историк 2
Причем, при использовании обидных слов, мало кто задумывается об их истинном значении.
Я предлагаю вашему вниманию информацию о происхождении и значении некоторых слов.
Зараза
Девушки бывают разные. Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами", а поэты даже фиксировали это в стихах.
А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински -инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить".
Кретин
Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться — на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… "христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".
Идиот
Греческое слово "идиот" первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".
Дурак…
Очень долгое время слово дурак обидным не было. В документах XV–XVII вв. это слово встречается в качестве… имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные — "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять?
Воспитатель
То, что слова оказывают влияние на состояние человека отрицать бессмысленно, особенно, матерные слова. Откуда бы не появились они в нашем языке, их энергетика разрушительна и для произносящего и для окружающих. И это подтверждают наши учёные.
Воспитатель:
Предупредить развитие болезненного процесса можно развивая в себе высокие нравственные духовные качества: доброту, отзывчивость, терпимость, сострадание, сочувствие, жертвенность, любовь к ближнему.
Какие вы можете предложить меры по профилактике сквернословия в нашей школе?
( Предложения воспитанников)
Подведение итогов анкетирования. Слово группе экспертов.
Предложения по профилактике сквернословия.
Проведение семейных собраний, посвященных культуре речи в семье.
Организация мероприятий для воспитанников, направленных на развитие толерантности и приобретение навыков культурного общения
Заключительное слово воспитателя
«Есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка нельзя сделать порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете…Что же на свете хуже языка? Язык несёт нам раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык.» Так говорил философ и баснописец, легендарный Эзоп, об органе человека – языке. Но ведь решать, какое слово произнесёт его язык, должен человек сам !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы с семьями «группы риска»
Каждый классный руководитель знает такие семьи в своем классе. Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт класса, из которого видно количество каждой категории семей....

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Семьи «группы риска». Коррекционная работа с ними.
В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребенка противоречивая,импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Оградить ребенка от антипедагогическоговоздействия такой...

КАРТА УЧЕТА СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА, ПОСТАВЛЕННОЙ НА ВКУ.
Шаблон карты учета семьи группы риска, поставленной на ВКУ,...
Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».
Доклад «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Работа с группой риска. Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»
Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?Беседа проходит в форме диалога...
