«Мы такие одинаковые и такие разные. Буллинг.»
план-конспект
Сценарий открытого занятия с элементами тренинга с обучающимися 6 класса на тему «Мы такие одинаковые и такие разные. Буллинг.»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 161.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого занятия с элементами тренинга с обучающимися 6 класса на тему «Мы такие одинаковые и такие разные. Буллинг.»
Цель:
- воспитывать чувство эмпатии и переживания к ребенку, который подвергается насилию;
- развивать умение поиска путей выхода из сложной ситуации;
- формировать навыки ответственного и безопасного поведения;
- профилактика насилия в школьной среде
Ход занятия:
Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами здесь для того, чтобы обсудить важную тему, которая очень часто стала проявляться в обществе, дома, среди подростков в школе, на улице.
Но перед тем как Вы сами определите тему нашей встречи, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему, убедитесь, что он ничем не отличается от вас и продолжите фразу « Ты являешься подарком в этом мире, потому что…..». (Варианты ответов детей) (Цель: каждый имеет право на существование таким, каким его создала природа, мама, папа….)
Упражнение 1 «Реши ребус».
(Цель: определение темы занятия)
Правильно, сегодня мы поговорим на тему буллинга, насилия и жестокости среди обучающихся.
Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось столкнуться с насилием. Оно могло применяться против вас самих, вы могли быть свидетелем, или сами становились теми, кто оскорбляет. Мы поговорим о насилии и жестокости, направленных на одного ребенка. Это явление называют буллинг. Сегодня мы попробуем понять чувства жертвы буллинга, а самое главное: вместе найдем пути помощи пострадавшему от буллинга и попробуем обезопасить себя, чтобы не сыграть одну из ролей в буллинге. Надеюсь, вам будет, интересно и познавательно и вы с пользой проведете время.
Эта тема для нас не нова, так как мы уже говорили о ней. И я предлагаю Вам вспомнить то, что Вы уже знаете о Буллинге.
Упражнение 2 «Мозговой штурм»
(Цель: вспомнить понятие буллинга, социальные роли при буллинге)
- Что такое буллинг? (ответы детей) Далее на слайде появляются правильные ответы)
Буллинг (в переводе с английского) - хулиганить, хамить, определяется, как ущемление, травля, дискриминация. Форма психического насилия в виде травли, бойкота, насмешек, дезинформации, порчи личных вещей, физической расправы и т.п.Это длительный процесс сознательного жестокого обращения (физического и психического) со стороны ребенка или группы детей к другому ребенка или детям. Это агрессивное и крайне неприятное поведение одного ребенка или группы детей по отношению к другому ребенку, что сопровождается постоянным физическим и психологическим давлением.
- Кто такой агрессор? Жертва? Сторонний наблюдатель? Далее на слайде появляются правильные ответы)
Социальная структура буллинга:
•преследователь (обидчик, агрессор) если это мальчики, они обычно физически сильнее других; выделяются внешностью, манерой поведения, одеждой, они часто дерзкие и агрессивные в отношении детей и взрослых: не очень хорошо учатся; имеют достаточно большой круг друзей или единомышленников и др.
• пострадавший ребенок (жертва)дети, которые не могут защитить себя, физически слабее своих сверстников; неуверенные в себе дети, замкнутые, молчаливые; дети, имеющие рыжие волосы, полные или худые, дети, которые избегают определенных мест в школе (например, на перерыве сидят в классе), дети, которые часто не имеют ни одного близкого друга, лучше общаются со взрослыми чем со сверстниками.
• наблюдатели, дети из числа обидчиков; одноклассники; случайные ученики и т.д.
- Причины возникновения буллинга? Далее на слайде появляются правильные ответы)
Причины буллинга:
- Внешний вид
- Успеваемость (слишком низкая или слишком высокая).
- Материальное положение.
- Национальность.
- Особенности поведения (застенчивый, замкнутый, неуверенный в себе и т.д.)…..
- Что делать, если вы стали жертвой агрессии? (ответы детей) Далее на слайде появляются правильные ответы)
БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ! Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда хулиган все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.
УХОДИТЕ! Если возможно, необходимо уйти от хулигана. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.
РАССКАЖИТЕ ИМ, ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ! Скажите хулиганам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, и что они должны остановиться, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»
ОТВЕЧАЙТЕ С ЮМОРОМ И БУДЬТЕ УМНЫ! Если вместо ответных оскорблений человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение у хулиганов. Юмор — один из самых эффективных способов разоружить хулигана, но он также и самый сложный. Не каждая шутка вызовет у хулигана чувство растерянности, некоторые могут раздражить агрессора еще сильнее.
РАССКАЖИТЕ КОМУ-НИБУДЬ О БУЛЛИНГЕ! Люди, подвергшиеся издевательствам, нуждаются в помощи своих семей и школ. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает 2. Клучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами. Важно, чтобы человек, с которым вы решили поговорить, слушал вас и уважал ваше мнение. Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» или «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее!» — знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Поэтому хорошо также поговорить со школьным психологом или социальным педагогом — их обучили помогать детям, ставшим жертвами травли. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались — ваша семья и учителя не умеют читать мысли.
НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА КАК-ТО САМИ «УЙДУТ» — ПЛОХОЙ ВАРИАНТ Ситуация почти наверняка ухудшится, если вы будете молчать, потому что хулиган поймет, что ему это сходит с рук.
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ СТРАДАТЬ! ТРАВЛЮ НИЧТО НЕ МОЖЕТ ОПРАВДАТЬ!
Упражнение 3 «Мифы и реальность. Светофор.»
Педагог зачитывает утверждения. Если участники не согласны с утверждением, они встают (красная карточка), если согласны (зелёная карточка) – сидят и комментируют выбранную позицию.
Утверждения:
- Те, над кем издеваются в школе, чаще всего сами виноваты в этом. (НЕТ)
- Использование нецензурных слов ребенком по отношению к другому является проявлением насилия (Да).
- Чтобы понравиться сверстникам, нужно вести себя так же, как и они. (НЕТ)
- Чтобы тебя не травили сверстники, нужно хорошо одеваться и иметь дорогие гаджеты.(НЕТ)
- Насилие имеет и положительные стороны (НЕТ)
- Насилие - это когда видно следы на теле жертвы (и Да, и НЕТ).
- Бьют заслуженно (НЕТ).
- В школе наиболее распространенное психологическое насилие, использование нецензурных слов одного ребенка по отношению к другому (да).
- Ребенок, который страдает от насилия должен молчать об этом (НЕТ).
- Насилие карается законом РФ (Да).
- Насилие - это признак мужества ребенка в школе (НЕТ).
- Рассказывать о том, что над вами были совершены насильственные действия - это признак слабости ? (НЕТ).
- Насилие - это преступление (Да).
- Буллинг - это длительный процесс сознательного, жестокого обращения со стороны ребенка или группы детей к другому человеку или детям (Да)
- Ребенок, который страдает от буллинга всегда в радостном настое? (Нет)
Упражнение 4 «Я смогу помочь»
(Цель: выработка навыков безопасного поведения в конкретной ситуации, поиск путей защиты в ситуации буллинга.)
Вы остаетесь работать в подгруппах. Каждая подгруппа получит определенную ситуацию (отрывок из мультфильма), в которой описана ситуация, когда осуществляется насилие. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь жертве и найти для нее пути защиты и безопасного поведения.
(Мультфильмы загружены на ноутбуки, отдельно для каждой группы)
- Группа «Рыжий, рыжий, конопатый».
- Группа «Котёнок по имени Гав».
- Группа «Заяц и Лиса»и ли «Гадкий утёнок»
(Обучающиеся просматривают отрывки, находят жертву, агрессора, причину буллинга и предлагают решение конфликта).
Очень часто состояние наших проблем зависит от того, как мы к ним относимся. В ситуации давления и преследования очень важно, как мы реагируем на вызов, брошенный нам. Чтобы не стать жертвой буллинга, необходимо учиться давать себе позитивные установки и отвечать уверенно и с юмором тем, кто пытается манипулировать нашими эмоциями. Давайте потренируемся это делать с помощью упражнения «Зато...».
Упражнения 5 « Ну и что, зато….»
Фразы-вызовы к упражнению «Зато...»
Всем участникам раздаются карточки, на которых написана фраза-вызов. Перед участниками стоит задача предложить ответ на фразу-вызов, продолжив неоконченное предложение «Ну и что, зато...». Например, в карточке написана фраза-вызов «Фу! Ты такая толстая!». Участник может предложить в ответ на эту фразу следующее: «Ну и что, зато у меня нет проблем с аппетитом и мне не грозит анорексия» или «Ну и что, зато я хороший человек, а хорошего человека должно быть много»
- Ну ты и «тормоз»!
- Ну и телефон у тебя! В приличном обществе стыдно показаться!
- Фу! Ты такая худая!
- Ну и прикид у тебя! Дальше огорода показываться нельзя!
- Ну, куда ты так вырядилась! С твоими кривыми ногами на тебя все равно никто не посмотрит!
- Где ты научилась так одеваться? Выглядишь, как обезьяна!
Притча «Сколько весит снежинка?»
Однажды маленькая синичка, сидя на заснеженной ветке дерева, спросила у дикого голубя: - Сколько весит одна снежинка? - Не больше, чем ничего, - ответил он ей. - Тогда я хочу рассказать тебе очень интересную историю, -продолжала синичка. - Однажды я сидела на еловой ветке, и начался снегопад. Это еще не была метель, и легкие снежинки спокойно ложились на деревья. Я насчитала 7435679 снежинок, которые опустились на еловую ветку. И когда последняя снежинка, что, как ты сказал, «весит не более, чем ничего», упала на нее - ветвь сломалась. - После этого синичка взлетела, оставив голубя в глубокой задумчивости.
Подведение итогов
Сколько весят наши слова? Иногда те слова, которые «не стоят» ничего, наши поступки, которые мы делаем, незаметные для нас самих, ложатся большим оскорблением и болью на других. И под таким грузом может сломаться каждый человек. Я точно знаю, что хотя бы раз, но каждый из нас наносил обиды другим, даже не замечая этого. (Приём «Смятый лист») На самом деле слова, с которыми мы обращаемся друг к другу, весят очень много: добрыми, ласковыми можно поднять человеку настроение, сделать его счастливым, а злыми и жестокими - огорчить, обидеть, унизить и даже убить. Об этом нужно помнить при общении и конфликтах, чтобы не испортить отношений навсегда. Предлагаю повернуться к вашему соседу, что сидит рядом со словами «Ты лучший, потому что ...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми. В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.
Презентация может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе....





