Доклад на тему: "Особенности разработки занятий по формированию толерантности для обучающихся"
материал
Доклад на тему: "Особенности разработки занятий по формированию толерантности для обучающихся"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности разработки занятий по формированию толерантности для обучающихся НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Здравствуйте!
Свое выступление я хотела бы начать с одной известной всем притчи.
Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все они одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Люди начали постройку, но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны». Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах. Всё чаще слышим слова: беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире.
Тема моего выступления «Особенности разработки занятий по формированию толерантности для обучающихся» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
В НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» ежегодно в ноябре проводится Месячник правовых знаний и толерантности. Но мы не ограничиваемся Месячником, а проводим мероприятия в течение года, в том числе в пришкольных лагерях.
В период 2023 – 2024 года, в рамках Месячника толерантности на базе НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» организовано и проведено 16 мероприятий по формированию толерантности. В разработке мероприятий участвуют узконаправленные специалисты школы, а также мы привлекаем специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, ОМВД России по Нефтеюганскому району, КДЦ «Сияние Севера», Администрации сп.Салым. Мероприятия, в течение Месяца толерантности, осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы.
Наша школа многонациональная. Среди обучающихся есть татары, чеченцы, удмурты, казахи, украинцы, таджики, нанайцы, ногайцы, узбеки, марийцы, калмыки, азербайджанцы, кумыки, чуваши, осетины, немцы, грузины, белорусы, казахстанцы, дети коренных народов Севера, дагестанцы, самбо, лезгины.
В процессе воспитания толерантности среди обучающихся я использую следующие формы работы:
-Фестивали
-Конкурсы творческих работ
-Классные часы
-Тренинговые занятия
-Диагностика
-Консультации для родителей.
Во все эти мероприятия, я конечно же вовлекаю классных руководителей и учителей-предметников.
В нашей школе есть девочка, которая обучается во 2 классе с афроамериканской внешностью, национальность самбо. В начале своего педагогического опыта я решила остановиться именно на этом классе, так как мне самой очень интересно, как у этой девочки складываются отношения с одноклассниками.
Анализ форм формирования толерантности в нашем коллективе показал, что в процессе воспитания толерантности эффективнее использовать игровую и тренинговую формы работы. Поэтому в своей работе я чаще всего разрабатываю занятия с элементами тренинга.
Разработка занятия с элементами тренинга.
Например:
Тренинг, который я использую «Толерантность вместо агрессии»
Цели:
1. предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
2. формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
3. обучение способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам саморегуляции.
Суть тренинга заключается в том, что я рассказываю детям, что жизнь предъявляет нам много требований, и мы должны уметь находить правильные решения, разрешать конфликты, владеть собой.
Одно из упражнений, которое я использую упражнение «Орехи».
Для выполнения этого упражнения нужны грецкие орехи, столько, сколько участников. Участники садятся в круг. В ходе упражнения, ключевая мысль в том, что в обсуждение: можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри — абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам.
При возникновении нежелательных эмоциональных реакций, которые могут возникнуть в процессе тренинга, можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции: смех, улыбку, юмор; размышления о хорошем, приятном; расслабление мышц;
Тренинг научит участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности, развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
В заключении хотелось бы сказать, что благодаря проведению таких мероприятий в нашей школе отсутствуют конфликтные ситуации между детьми разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта"
Изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального сод...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....
Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...
Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Зол...
Доклад на тему "Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля"
Доклад из опыта педагогической деятельности...

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...
