«Информационно-коммуникативные технологии в работе педагога в школе при исправительном учреждении в урочной и внеурочной деятельности»
статья (8, 9, 10, 11 класс)
В данной работе показано применение информационно-коммуникативных технологий в работе педагогов в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно-коммуникативные технологии в работе педагога в школе при исправительном учреждении в урочной и внеурочной деятельности»
Герасимова Наталья Владимировна,
учитель математики, информатики
и ИКТ ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области
Еремин Денис Алиджанович,
учитель биологии и географии
ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области
Аннотация. В данной работе показано применение информационно-коммуникативных технологий в работе педагогов в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, информационное пространство, урочная деятельность, внеурочная деятельность, пробация.
Федеральным законом от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» в России создается система ресоциализации осужденных.
Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений.
Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина [1, с. 1].
Доступность информационного пространства является необходимой составляющей реализации закона о пробации в контексте получения образования осужденными.
Целью организации информационного пространства школы является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Создание современного информационного пространства невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий.
Использование ИКТ – необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационно - коммуникативные технологии или ИКТ — технологии связаны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» встроилось новое звено – ИКТ.
Следовательно, возникает значимость информационной компетентности обучающихся и учителей школ, то есть она является одной из ключевых компетенций.
Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые компетенции. Очень важно, чтобы полученные во время обучения компетенции использовались осужденным не только при изучении различных учебных дисциплин, но и в повседневной жизни.
Сегодня общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств:
- как готовность к творческой деятельности,
- самостоятельность,
- ответственность,
- способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования ИКТ сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии [2, с. 1].
Школа сегодня и сегодняшний учебно-воспитательный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта, использующего информационно-коммуникативные технологии для получения и применения необходимой информации и мотивирующих обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности.
Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, одна из целей которого – заложить потенциал развития личности через урочную и внеурочную деятельность.
Используя информационно-коммуникативные технологии и цифровые образовательные ресурсы, педагоги проводят уроки, консультации, мероприятия марафонов предметов гуманитарного и естественно-математического циклов, информационные часы, классные собрания, занятия элективных курсов, а так же внеурочные занятия в рамках реализации «Разговоров о важном», профориентационного минимума, которые способствуют у обучающихся формирования положительной мотивации к учебно-воспитательной деятельности.
Педагоги широко применяют ИКТ в организации урочной деятельности. Для подготовки к урокам и консультациям учителя знакомятся с передовым опытом, методикой преподавания учебных предметов на следующих ЦОР: , , , , , , , и т.д. Готовые сценарии уроков и презентации адаптируются для использования на уроках и консультациях с обучающимися-осуждёнными старше 18 лет. Причем на сайте есть готовые видеоролики уроков продолжительностью 10 минут. Информационно-коммуникативные технологии используются совместно со следующими педагогическими технологиями: сотрудничества, развивающего обучения, игрового обучения, проблемного обучения, метода проектов.
Например, учитель математики Герасимова Н.В. провела урок с использованием ИКТ по теме: «Первообразная» в 11 классе очной формы обучения. Целью урока было введение понятия первообразная функция. На уроке использовался видеоролик и адаптированная презентация. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Так же на уроке математики по теме: « Движения пространства. Некоторые виды движений» в 11 классе очной формы обучения учителем Герасимовой Н.В. были использованы информационные технологии с элементами игрового и проблемного обучения. После совместной постановки проблемы ученики, разбившись на команды, приступают к поиску решения своей подпроблемы в игровой форме. Подпроблемы выводятся на экран телевизора, а капитаны получают рабочие листы. Соревнуясь между командами, обучающиеся самостоятельно под руководством капитана составляют маршруты для достижения цели. Найдя решение подпроблемы, обучающиеся видят общее решение проблемы на экране, что делает результат их работы более видимым и значимым. В завершении занятия на экран выводятся вопросы анкеты для рефлексии.
Урок биологии с использованием ИКТ в 10 классе очной формы обучения: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма». Цель урока: Формирование знаний о строении эукариотической клетки, подготовить характеристику о строении и функциях плазматической мембраны и цитоплазмы как важнейших компонентов эукариотических клеток. Изучать явления и процессы в микро– и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Цель такого представления учебной информации – формирование у учащихся системы образов. Преподавание естественных предметов в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в нашей школе проведение экспериментальных работ по предметам невозможно, поэтому они проводятся виртуально.
В ходе такого занятия обучающиеся обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа учебного занятия, но облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) [3, с. 5].
Использование мультимедийных презентаций может быть целесообразно на любом этапе урока.
Но, для того чтобы обеспечить высокий уровень преподавания в школе, педагогам необходимо непрерывно повышать профессиональный уровень, в том числе и в области компьютерных технологий. Так учителя прошли следующие курсы повышения квалификации по ИКТ-технологиям: Еремин Д.А. – «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетенции в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», «Развитие цифровых навыков педагога как инструмент повышения познавательной мотивации ученика»; Герасимова Н.В.- «Эффективные инструменты использования ИКТ при реализации ООО и СОО», «Профессиональная компетентность учителя информатики ФГОС СОО»; Родина Н.С.- « ИКТ в работе учителя русского языка и литературы». Для того чтобы быть в курсе новейших тенденций использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе учителя Еремин Д.А., Герасимова Н.В., Городнов С.Б. прослушали вебинар «Искусственный интеллект: помощник или конкурент учителя» организованный Педагогическим университетом «Первое сентября» . Учителя познакомились с образовательными ресурсами, на которых в помощь педагогу можно использовать искусственный интеллект для подготовки к занятиям: Gemini, Copilot, Perpiexity, GigaСhat.
С целью качественной подготовки к ГИА в форме ГВЭ для 9, 11 (12) классов учителя Герасимова Н.В., Родина Н.С., Городнов С.Б., Еремин Д.А. используют КИМы по математике, русскому языку, обществознанию, биологии, информатике, географии с сайта ФИПИ (федерального института педагогических измерений).
Для подготовки и при организации проведения занятий по элективным курсам: «Азбука финансовой грамотности», «Здоровый образ жизни», «Избранные вопросы математики», «Роль личности в истории», «Коррупция как явление», «Знай свои права потребитель», «Военная тема в русской литературе конца 20-21 века», «Сочинения разных жанров» и т.д. учителя так же используют цифровые образовательные ресурсы: , ,, , урок. рф материалы , с которых в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший мотивационный эффект.
Именно информационно-коммуникативные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.
Так в 2023-2024 году обучающиеся ОСП при ИК-12 дистанционно приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах:
Барабаш Игорь, ученик 11 класса. Заочный Межрегиональный конкурс чтецов «Мой Гамзатов» (призер); Левин Дмитрий,ученик 11 класса. Заочный Региональный конкурс «Мы за ЗОЖ» (победитель), Аляев Максим, ученик 10 класса победитель в Дистанционном конкурсе сочинений; дистанционные Всероссийские олимпиады по информатике и математике ( Аляев Максим 10 класс – победитель, Сычев Илья 9 класс -победитель, Вакулин Станислав 11 класс -победитель, Лавренов Никита 11 класс-победитель, Костюченко Андрей 10 класс, -победитель, Сурков Алексей- призер); в Международном конкурсе по географии и биологии «Лига эрудитов 4» от проекта liga – приняли участие ученики 11 класса очной формы обучения Афонин Н.А. Диплом I степени, Болжеларский В.С. Диплом I степени , Осипов Д.С. Диплом II степени, Тарасов А.В., Диплом II степени, Шпилев Д.С. 11 класс Диплом II степени, Барабаш И.В. Диплом III степени, Рудиков А.А. Сертификат участника, Якуничев Д.Д. Сертификат участника, Левин Д.С. Диплом III степени, Ткалич Р.А. Географический диктант , Экологический диктант Левин Д.С.-Диплом III степени, Ткалич Р.А.- Диплом II степени, Легков В.В. сертификат участника.
Участие в проектах «Разговор о важном» и профориентационного минимума - это эффективный способ педагогам донести до обучающихся правдивую информацию по вопросам общественно-политической жизни и помогать им анализировать информацию, критически мыслить.
Все кураторы и классные руководители готовятся к проведению занятий, используя методические и информационные материалы для реализации «Разговоров о важном» на официальном сайте: http://razgovor. , при этом педагоги, изучая сценарий, адаптируют его для использования в работе с обучающимися-осуждёнными старше 18 лет.
При проведении занятия педагоги учитывают региональные, национальные, этнокультурные особенности нашего региона. Обязательно учитывается и уровень развития обучающихся, их интересы и потребности.
Теоретическая часть представлена ознакомлением с профессиями посредством просмотра видеороликов и презентаций: «Выступление спикера», «Россия моё будущее», «Было-стало», видео с выставки « Международная выставка-форум Россия», которые являются обязательной частью сценария занятия. Практическая часть организована развивающими играми, решением нестандартных задач, дискуссией. Во время дискуссии обучающиеся имеют возможность высказать свою точку зрения по теме занятия. Каждое занятие завершается рефлексией.
Внеурочное занятие «Разговоры о важном»,тема которого «Единство народов России». Эта тема была связана с трагическим, печальным событием в Крокус-Сити Холл в центре города Красногорска 22 марта 2024 года.
Учителя после просмотра видеоролика провели беседу с обучающимися о том, что российское общество отвечает на теракт сплочением — «Своих не бросаем» . Объединение людей наблюдалось на всех кадрах, освещающих эту печальную трагедию, люди помогали друг- другу и в стенах «Крокуса» и рядом с ним, показывая примеры героизма и мужества.
В завершении занятия учащиеся пришли к выводу о том ,чтобы победить терроризм нужно объединиться и держаться друг друга и уметь позаботиться о себе, родных и близких.
Занятия «Россия- мои горизонты» в ОСП при ИК-12 проводятся кураторами классов(групп), классными руководителями с целью формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-12 классов.
Все кураторы и классные руководители готовятся к проведению занятий, используя методические и информационные материалы для реализации направления «Россия – мои горизонты» на официальном сайте: , так же педагоги, изучая сценарий, адаптируют его для использования в работе с обучающимися-осуждёнными старше 18 лет.
При проведении занятий используется не только объяснительно-иллюстративный метод, но и следующие формы работы: дискуссия в форме круглого стола, игра, групповая работа при моделирующих пробах, занятие-рефлексия.
Теоретическая часть представлена ознакомлением с профессиями посредством просмотра видеороликов: «Интервью с экспертом», «Россия моё будущее», «Было-стало», видео с выставки « Россия», которые являются обязательной частью сценария занятия. Практическая часть организована профориентационной диагностикой и учебными играми: «Будущее или реальность», «Было-стало», «Карта отрасли», в которые вовлечены все присутствующие. Профориентационная диагностика проводится после изученного модуля, на которой обучающиеся работают с распечатанным материалом, а учителя обрабатывают полученные результаты, с которыми потом знакомят учеников, проводя рефлексию.
Профориентационное занятие «Россия умная: узнаю о профессиях и достижениях в сфере образования».
Обучающиеся узнали о направлениях образования, дали определение понятию «образование», посмотрели видеоролики с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, виртуально отправились в павильон №57, на экспозицию «Просвещение. Большие перемены».
Также учителя рассказали о том, что за последние годы качественные изменения произошли абсолютно во всех отраслях российской экономики. Образовательная отрасль не стала исключением. Обучающиеся выполнили задания «Было – стало». Они определили, какие факты из прошлого, а какие из настоящего. Затем познакомились с таблицей профессий в образовательной системе.
На этом занятии перед обучающимися открылись новые знания, новые дороги и направления, узнали о возможностях получения и перспективах образования в нашей стране, о профессиях, без которых сфера образования не представляется возможной, о проектах будущего.
Отдельно хотелось бы остановиться на опыте педагогов нашей школы Герасимовой Н.В., Еремина Д.А. по проведению внеклассных мероприятий с использованием информационно-коммуникативных технологий. Внеклассные мероприятия проходят в рамках мероприятий марафона предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, классных собраний и информационных часов.
Так учителем Ереминым Д.А. было проведено внеклассное мероприятие в рамках марафона предметов естественно-математического цикла - Интеллектуально-познавательная беседа с использованием ИКТ: «Зубные премудрости».
В ходе мероприятия обучающиеся вспомнили строение зубов человека, узнали, какие существуют заболевания органов полости рта, их симптомы и методы их лечения. Ученики совместно с учителем обсудили профилактические процедуры по предупреждению заболеваний органов полости рта.
Классное собрание в форме конференции с использованием ИКТ «Свалка по имени Земля». Во время классного собрания обучающиеся обсудили, какие бывают виды мусора, пути его утилизации, а также как происходит организация свалок и вторичное использование отходов. В заключение обучающиеся пришли к пониманию того, что загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме - разрушению среды существования человечества.
Учителем Ереминым Д.А. совместно с ОВРО ФКУ ИК-12 был проведен информационный час: «2 апреля – День единения Беларуси и России». На мероприятии обучающиеся познакомились с историей праздника, узнали когда и зачем было образовано Союзное государство, что такое Высший Государственный Совет.
В заключении информационного часа обучающиеся высказались об общей истории, судьбе и культурной интеграции двух братских народов.
Герасимовой Н.В. и Городновым С.Б. совместно с ОВРО в КВР общежития отряда №8 было проведено мероприятие, посвященное "Дню Матери". Вниманию осужденных были представлены тематические презентация и видеоролик. На мероприятии прозвучали стихи собственного сочинения в исполнении Герасимовой Н.В. и самих осужденных, а также известная песня "Помолимся за родителей".
Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно сказать, что внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, делать их творческими.
Конечно, все уроки и внеклассные мероприятия проводить только с помощью компьютерных технологий нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии не должны заменять современные педагогические технологии, а должны помочь обучающимся быть более результативными в достижении целей
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить педагога, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению школьных предметов.
Список литературы:
#1057;сылка на электронные ресурсы: Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" [электронный ресурс]//
2. Ссылка на электронные ресурсы: Фролова Н.Н. Информационно-коммуникативные технологии как форма организации деятельности обучающихся [электронный ресурс]
3. Ссылка на электронные ресурсы: Демина Т.М. ИКТ на уроках биологии [электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".
В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...

Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"
Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...

LEGO-технология элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога
Буклет, презентация, раздаточный материал...

Дипломная работа веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
Данная работа раскрывает один из приемов проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности...
Создание условий воспитательно-образовательной деятельности в школе при исправительном учреждении
Обучающиеся часто действуют по принципу избегания неудач. У них слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере. Главнейшая задача педагогов...