"Педагогическое наследие: традиции и современность"
методическая разработка
«…Почему в технических вузах мы изучаем Сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем Сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать…» говорил великий А.С. Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.
Актуальность выбранной темы: На современном этапе развития педагогической науки остро стоит проблема демократизации образовательного процесса и его гуманистической направленности. Ведущей идеей А.С. Макаренко, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.
Цель работы теоретическое обоснование и практическая реализация методики А.С. Макаренко в воспитательной системе Алданского лицея.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- Изучить педагогические подходы А.С. Макаренко и рассмотреть возможности их применения в воспитании лицеистов;
- Разработать и внедрить социальный проект по профессиональному самоопределению «#PROуспех» основанный на педагогических подходах А.С.Макаренко.
- Провести анкетирование и опросы лицеистов, классных руководителей и родителей по промежуточным итогам реализации проекта, а так же диагностику.
С целью решения поставленных задач, достижения возможных результатов на разных этапах работы использовались методы теоретического исследования: информационный, анализ, синтез, анкетирование.
Антон Семенович говорил:
- Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея педагогической системы.
- Под коллективом он понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде.
- Труд по виденью Макаренко могучий воспитатель.
Обратите внимание на то, что на презентации красным цветом выделены два слова: КОЛЛЕКТИВ и ТРУД. А теперь вспомним коллективные творческие дела, которые являются основой воспитания. Их ведь ни кто не отменял. Они сейчас просто по-другому называются (акции, дни единых действий, проекты). Коллективное дело – есть коллективный труд.
Обучение и труд идут рядом
Антон Семенович считал, что теория должна повернуться лицом к практике, чтобы подростку открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. А ведь наша основная задача – это успешное профессиональное самоопределение обучающихся.
В настоящее время создаются все условия для трудовой подготовки школьников и в частности в лицее мы можем рассматривать такие поля творческой деятельности:
- мастерские;
- физические и химические лаборатории;
- лаборатории «Точка роста» по физике, химии, экологии, биологии и физиологии;
- Билет в будущее – это Всероссийский проект, он же подпроект нашего лицейского проекта «PROуспех», который мы запустили в этом году став школой Минпросвещения России.
- Worldskills который проводится на базе Алданского политехнического техникума. В компетенции «Лабораторный химический анализ» у нас есть победители и призёры на районном и региональном этапах.
- Научное общество учащихся «ЛОГОС», которое проводит научно-практические конференции и организует участие лицеистов в НПК разного уровня, такие как, «Шаг в будущее», «Я – инженер», «Открой в себе ученого», «Созвездие», «Национальное достояние России», «Балтийский инженерный форум», «Первые шаги в науку», «Старт в науку» этот список можно продолжать.
Широким полем творческой, трудовой и коллективной деятельности, можно считать и Дни единых действий, которые мы проводим благодаря активному участию в Российском движении детей и молодежи.
Очень много акций на сегодняшний день направлены на поддержку семей и участников специальной военной операции. («Талисман добра», «Добро не уходит на каникулы», «Своих не бросаем», «Теплая зима РДШ», «Окна победы», «Бессмертный полк» и многие другие;
Отличительной особенностью этого года было, то что, такие акции как «Снежный десант» и «Теплая зима РДШ», были переориентированные на семьи участников СВО. Хочется отметить, что поле творческой деятельности развернуто так же направление Волонтерство. Волонтерский отряд «Доброворот», активно принимает участие в работе не только с теми категориями населения, которые нуждаются в помощи (это дети – инвалиды, ветераны, дети войны, участники СВО и их семьи), но и оказывают посильную помощь на Всероссийских мероприятиях, таких как, «Кубок Анны Богалий» по биатлону.
Нельзя упустить проект МЕДИА «СААС» в рамках которого работает наш лицейский медиацентр, ежемесячно выпуская видео для всеобщего использования по истории и географии родного края.
В лицее создан Центр детских инициатив для работы детского объединения, кружков и студий, для проведения, диспутов и дебатов. Это новое образовательное удобное и комфортное пространство, которое легко трансформируется. Центр создан по инициативе нашего директора Людмилы Борисовны Бузовой.
Сетевое взаимодействие
В рамках реализации проекта «#PROуспех» осуществляется сетевое взаимодействие. С такими предприятиями, как ПАО «Селигдар», ПАО «Транснефть», ОАО "АЛДАНЗОЛОТО" ГРК", «Охрана природы», Алданская межпоселенческая центральная библиотека им. Н.А. Некрасова, МБУ «Бизнес-инкубатор Алданского района» и многими другими. Вузами: СВФУ имени М. К. Аммосова, ДВГУПС, БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Бийский технологический институт АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Образовательными организациями: «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)», Образовательный центр «Сириус», Российская академия естествознания и Национальная система «Интеграция» и с СУЗами (Алданский политехнический техникум, “Алданский медицинский колледж”, Тюменский многопрофильный колледж и Южно – Якутский технологический колледж.
Анкетирование
Промежуточным итогом реализации проекта «#PROуспех», можно считать диагностику анкетирования представленную на слайде:
Анкетирование было проведено с помощью гугл-ссылки среди учащихся 8-11 классов (1 группа), их родителей (2 группа) и классных руководителей (3 группа). Респондентам задавались следующие вопросы:
- Считаете ли Вы выбор профессии в школьном возрасте окончательным?
Дети – 85%
Родители – 90%
Классные руководители – 40%.
- Возможно ли на Ваш взгляд получение первой профессии на школьной скамье?
Дети – 49%
Родители – 80%
Классные руководители – 100%.
- Получаете ли Вы действенную помощь в профессиональном самоопределении, являясь участниками данного проекта?
Дети – 87%
Родители – 92%
Классные руководители – 81%.
В рамках анкетирования, так же задавался вопрос, что вы предлагаете для успешной реализации проекта? Большинство родителей и классных руководителей предложили вернуть в школы те уроки труда, которые проводились в их время. У девочек это шитье, вязание и приготовление пищи. У мальчиков плотницкие и столярные работы.
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.
Погружаем в профессию!
Слоганы нашего проекта: «Погружаем в профессию», «Мы учим побеждать», «Всегда на связи». Связаться с нами Вы можете на нашей страничке в BK, телеграмм и на нашем научном канале.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Почему в технических вузах мы изучаем Сопротивление материалов , а в педагогических не изучаем Сопротивление личности , когда ее начинают воспитывать…» А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.
Актуальность На современном этапе развития педагогической науки остро стоит проблема демократизации образовательного процесса и его гуманистической направленности. Ведущей идеей А.С . Макаренко, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.
ЦЕЛЬ: теоретическое обоснование и практическая реализация методики А.С. Макаренко в воспитательной системе Алданского лицея. • Изучить педагогические подходы А.С. Макаренко и рассмотреть возможности их применения в воспитании лицеистов; • Разработать и внедрить социальный проект по профессиональному самоопределению « # PRO успех »; • Провести анкетирование и опросы лицеистов, классных руководителей и родителей по промежуточным итогам реализации проекта, а так же диагностику. ЗАДАЧИ:
Методы теоретического исследования : информационный анализ синтез анкетирование
Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Труд - могучий воспитатель. КТД – основа воспитания.
Теория должна повернуться лицом к практике, чтобы подростку открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. Обучение и труд идут рядом
Поле творческой деятельности : - мастерские ; - физические и химические лаборатории; - лаборатории «Точка роста» по физике, химии, экологии, биологии и физиологии; - Проекты «Билет в будущее», « #PRO успех»; - Worldskills ;
Поле творческой деятельности: - НОУ «ЛОГОС»; - НПК и конкурсы «Шаг в будущее», «Я – инженер», «Открой в себе ученого», «Созвездие», «Национальное достояние России», «Балтийский инженерный форум», «Первые шаги в науку», «Старт в науку» и др.;
ДЕД РДДМ («День детских объединений», «День знаний», «День учителя» и др.); акции РДДМ («Талисман добра», «Добро не уходит на каникулы», «Своих не бросаем», «Теплая зима РДШ», «Окна победы», «Бессмертный полк» и многие другие; МЕДИА - ПРОЕКТ «СААС», издательство «Кэскил». Поле творческой деятельности:
В лицее создан Центр детских инициатив для работы детского объединения, кружков и студий, для проведения КТД, диспутов и дебатов.
Сетевое взаимодействие
Анкетирование - Дети - Родители - Классные руководители
Распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.
Мы учим побеждать! Всегда на связи! Погружаем в профессию!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"
Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Педагогическое наследие С.Е.Фейнберга.
Представленный материал предназначен для повышения профессионального уровня преподавателей детских музыкальных школ, студентов средних и высших учебных заведений....

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...

Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой
Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...
Сохранение духовных традиций в современных педагогических технологиях
Сохранение духовных традиций в современных педагогических технологиях...

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"
Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....
