Диагностический материал 1-12 класс
учебно-методический материал

Нурманова Камила Адилхановна

Материал содержит диагностические задания для исследования уровня развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика устной речи обучающихся 1-12 классов

Инструкция

Оценка

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

Достаточный – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

Минимальный – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

Не сформирован – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

са – за-

за – са-…

ца – са-

са - ца-…

жа – ща-

ща – жа-…

ча – ща -

ща - ча – …

ла – ра-

ра – ла-…

ма – на -

на – ма – …

ба – па-

па – ба-…

ка-га -

га-ка - …

да-та -

та-да - …

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

  • Губы в улыбке;
  • Губы «Трубочкой»;
  • Язык «Лопаткой»;
  • Язык «Иголочкой»;
  • Язык «Чашечкой»;
  • Щёлканье языком;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Качели»;
  • «Маятник»;
  • Чередование «Улыбка» - «Трубочка».

Достаточный – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному;

Минимальный – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

Не сформирован – невыполнение движений.

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • собака, маска, нос;
  • сено, косить, высь;
  • замок, коза;
  • зима, магазин;
  • цапля, овца, палец;
  • шуба, кошка, камыш;
  • жук, ножи;
  • щука, вещи, лещ;
  • чайка, очки, ночь;
  • рыба, корова, топор;
  • река, варенье, дверь;
  • лампа, молоко, пол;
  • лето, колесо, соль.
  • бант, собака.
  • палка, капуста, укроп.
  • том-дом, удочка-уточка, кот.
  • губы, вагон, попугай.
  • коза, банка, паук.
  • хобот, ухо, петух (мухи, духи).
  • юбка, майка, дай.

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

Достаточный - нормативное произношение всех звуков группы;

Минимальный – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

Не сформирован – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • Скакалка;
  • Танкист;
  • Космонавт;
  • Сковорода;
  • Кинотеатр;
  • Перепорхнуть;
  • Кораблекрушение;
  • Аквалангист;
  • Термометр.

Достаточный – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

Минимальный – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова);

Не сформирован – невоспроизведение.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

  1. Сколько слов в предложении?
  • День был теплый.
  • Около дома росла высокая береза.
  1. Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш
  1. Определи место звука в слове:
  • Первый звук в слове крыша
  • Третий звук в слове школа
  • Последний звук в слове стакан
  1. Сколько звуков в слове?
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант

Достаточный – правильный ответ с первой попытки;

Минимальный – правильный ответ со второй, с третьей попытки;

Не сформирован – неверный ответ с третьей попытки.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:

  • Наступила осень.
  • Птичка свила гнездо.
  • Над водой летали белые чайки.
  • В саду было много красных яблок.
  • Земля освещается солнцем.
  • Ранней весной затопило весь наш луг.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Достаточный – правильное и точное воспроизведение;

Минимальный - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

Не сформирован – невоспроизведение.

2. Верификация предложений

Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

  • Девочка гладит утюгом.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Мальчик умывается лицо.
  • Собака вышла в будку.
  • Березки склонились от ветра.
  • Солнце освещается землей.
  • По морю плывут корабль.
  • У Нины большая яблоко.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Достаточный – выявление и исправление ошибки;

Минимальный – ошибка выявлена, но не исправлена;

Не сформирован – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»:

  • мальчик, открывать, дверь
  • девочка, читать, книжка
  • доктор, лечить, дети
  • рисовать, карандаш, девочка
  • в, сад, расти, вишня
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Миша, дать, собака, большая, кость
  • Петя, купить, шар, красный, мама

Достаточный – предложение составлено верно;

Минимальный – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

Не сформирован – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:

  • Лена наливает чай…чашки.
  • Почки распустились…деревьях.
  • Лодка плывет…озеру.
  • Чайка летит…водой.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Деревья шумят…ветра.
  • Последние листья падают…березы.
  • Щенок спрятался…крыльцом.
  • Пес сидит…конуры.
  • Большая толпа собралась …театром.

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – правильный ответ после помощи в виде вопроса;

Не сформирован – неэффективное использование помощи.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: «Назови предметы по образцу»: Образец: один - дом, а если их много, то это - дома.

Один стул, а много …..

Один стол, а много……

Одно окно, а много…..

Одна звезда, а много…..

Одно ухо, а много……

Образец: один дом, а много (чего?) – домов.

Один стул, а много (чего?)…..

Один стол, а много (чего?)…..

Одно окно, а много (чего?)….

Одна звезда, а много (чего?)…..

Одно ухо, а много (чего?)…..

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.

  1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята:

  • У козы –
  • У волка –
  • У утки –
  • У лисы –
  • У льва -
  • У собаки -
  • У курицы –
  • У свиньи –
  • У коровы –
  • У овцы –

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

  1. Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик.

  • Маленький стол – это…
  • Маленький стул – это…
  • Маленький дом – это…
  • Маленький круг – это…
  • Маленькое дерево – это…

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

3. Образование прилагательных от существительных

А. Относительных

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги - она бумажная.

  • Шляпка из соломы – она…
  • Кисель из клюквы – он…
  • Горка изо льда – она…
  • Салат из моркови – он…
  • Варенье из вишни – оно…
  • Суп из грибов – он…
  • Варенье из яблок – оно…
  • Варенье из сливы – оно…
  • Варенье из малины – оно…
  • Варенье из клубники – оно…
  • Варенье из черники – оно…
  • Лист дуба – он…
  • Лист клена – он…
  • Лист осины – он…
  • Шишка ели – она…

Б. Качественных

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: лису за хитрость называют хитрой.

  • волка за жадность называют…
  • зайца за трусость называют…
  • медведя за силу называют…
  • льва за смелость называют…

Образец: если днем жара, то день жаркий.

  • Если днем мороз, то день - …
  • Если днем солнце, то день - …
  • Если днем снег, то день - …
  • Если днем дождь, то день - …
  • Если днем ветер, то день - …
  • Если днем холод, то день -…

В. Притяжательных

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья…

  • У кошки лапа - …
  • У медведя лапа - …
  • У волка лапа - …
  • У льва лапа - …
  • У лисы лапа - …
  • У зайца лапа - …
  • У белки лапа - …
  • Гнездо орла - …гнездо
  • Клюв птицы - …клюв
  • Ружье охотника - …ружье

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

  • Покажи ключ, карандаш;
  • Покажи карандашом ключ;
  • Покажи карандаш ключом;
  • Нарисуй круг под крестом;
  • Нарисуй крест под кругом;
  • Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
  • Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
  • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

Достаточный – правильное выполнение;

Минимальный – самокоррекция;

Не сформирован – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных из 4-5 картинок

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ»

Достаточный – рассказ соответствует ситуации,

имеет все смысловые звенья, расположенные

в правильной последовательности;

Минимальный – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

Не сформирован – отсутствует описание ситуации.

  1. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Горошины.

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Достаточный – воспроизведены все смысловые звенья;

Минимальный - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

Не сформирован – невыполнение.

Диагностика письменной речи и навыков чтения обучающихся 1 -12 классов

Серия 1. Исследование навыков письма

Для 1-4 класса

Инструкция:

Напиши, пожалуйста, свое имя.

Буквы: Б, К, З, Ц, Е,Ч

Слова: мама, стол, ствол.

Достаточный – не более 1-2 ошибки в написании или незнание одной буквы;

30 – незнание 2-3- букв или их неточное написание;

Минимальный – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

Не сформирован – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Для 5-7 класса

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

Достаточный – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 – допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2- дисграфического;

Минимальный – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и /или не более 5 дисграфических;

Не сформирован – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Для 8-12 класса

«Птицы»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

Достаточный - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

Минимальный – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;

Не сформирован – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Серия 2. Исследование навыков чтения

1 - 4класс: Чтение отдельных слов.

мак

юла

флаг

блеск

нож

курица

йод

ствол

день

дерево

цирк

ванна

пила

собака

стул

диван

ем

сапоги

крик

забор

юг

голубика

шмель

индюк

Достаточный – безошибочное чтение слов; называние 5-6 прочитанных слов.

Минимальный – до 5 ошибок при чтении; называние 1-2 прочитанных слов.

Не сформирован – отсутствие навыка чтения.

5 – 7 класс: Чтение текста.

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни,

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по – другому.

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве.

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они

были красными! И очень вкусными!

Достаточный – допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией; отвечает на все вопросы по тексту.

Минимальный – не боле 6 ошибок на уровне слова или слога; отвечает на вопросы по тексту с помощью педагога.

Не сформирован – отсутствие навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный материал диагностического среза в 7 классе

Демонстрационный материал диагностического среза в 7 классе...

ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»

Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта:  Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...

Проект « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса »

ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса ». Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к об...

ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделу математики «Натуральные числа» 5 класса»

Цель проекта: разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса....

Диагностический материал для 7 класса по теме: "Механическое движение. Плотность"

Данный материал предназначен для диагностики знаний учащихся 7 класса по теме: "Механическое движение. Плотность" Работа состоит из 7 задач различного уровня  сложности....

Диагностический материал по выявлению предпосылок к дисграфии для учащихся продевтического класса и 1 класса.

Диагностический материал помогает выявить предрасположенность детей старшего дошкольного возраста к развитию дисграфии в начальной школе, отображает недоразвитие речевых и психологических функций, а т...

Диагностический материал по русскому языку.11 класс.

Тесты с ответами, составленные  на основе открытого банка заданий ЕГЭ.Задания 10 и 14...