«Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной организации»
методическая разработка (8 класс)
Важное место в работе по данному направлению занимает организация работы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в образовательной организации. В условиях постоянно меняющихся угроз и вызовов, защита жизни и здоровья обучающихся, а также формирование у них устойчивого неприятия идеологии террора и экстремизма являются приоритетными направлениями деятельности каждого образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной организации»
Создании безопасной образовательной среды одна из актуальных и сложных задач современности.
Важное место в работе по данному направлению занимает организация работы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в образовательной организации. В условиях постоянно меняющихся угроз и вызовов, защита жизни и здоровья обучающихся, а также формирование у них устойчивого неприятия идеологии террора и экстремизма являются приоритетными направлениями деятельности каждого образовательного учреждения.
Наша задача – выработать эффективные механизмы, позволяющие не только предотвращать возможные инциденты, но и воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность, толерантность и уважение к правам и свободам человека.
Для начала разберемся в терминологии. С определениями можно познакомиться на экране.
Терроризм —система взглядов (идеология) и преднамеренная деятельность отдельных лиц, групп и организаций, преследующая, как правило, политические цели и систематически использующая методы террора, насилия и практики воздействия на общественное сознание.
К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:
- правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций);
- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма через беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов;
- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.
Экстремизм – это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.
Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать существующие, изменить или уничтожить для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, методы партизанской войны, а также террористические акты. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной из них.
С целью предупреждения воздействию идеологии терроризма, экстремизма и реализации модуля «Профилактика и безопасность» воспитательной программы в нашей школе:
Заместитель директора по воспитательной работе организуется деятельность, направленную на формирование толерантности и гражданственности, по недопущению правонарушений и преступлений среди детей и подростков, в том числе проводятся мероприятия совместно с представителями органов системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Классный руководитель проводит классные часы с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения, тематические беседы, направлены на формирование правильного мировоззрения, предупреждение вовлечения подростков в деструктивные организации.
Педагог-психолог проводит психологические диагностики, консультирование обучающихся и родителей, организует и проводит тренинги и профилактические занятия.
Социальный педагог выявляет детей и семьи, находящиеся в социально опасном положении или нуждающихся в помощи, передает информацию и конкретные случаи в совет профилактики для дальнейшего рассмотрения и принятия решений, взаимодействует с семьями, организациями профилактической работы с трудными подростками.
Совет профилактики - это важный орган, призванный координировать и направлять усилия по предотвращению негативных социальных явлений. Его задача заключается в анализе причин и условий, способствующих их возникновению, и выработке эффективных мер профилактики.
Проведение учений по действиям при совершении преступления террористической направленности или при угрозе совершения теракта является обязательным требованием для образовательных организаций. Как правило, такие учения проводятся не реже двух раз в год.
Цель учений при совершении преступления террористической направленности — это добиться слаженности действий, своевременного информирования силовых структур, проведения эвакуации обучающихся в безопасное место.
На что направлены учения можете ознакомиться на экране.
- отработку навыков быстрого и эффективного реагирования на террористическую угрозу;
- повышение уровня осведомленности учащихся и сотрудников о признаках возможного теракта и правилах поведения в экстренной ситуации;
- проверку готовности системы оповещения и эвакуации;
- взаимодействие между образовательной организацией, охранным предприятием и правоохранительными органами.
Важно, чтобы во время учений участники относились к учению серьезно и внимательно следовали инструкциям, так как от этого может зависеть их безопасность в реальной ситуации.
Работа с родителями школьников, направленна на профилактику экстремизма и обеспечение антитеррористической безопасности, является важной частью комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Она помогает создать единое информационное пространство, повысить осведомленность родителей о потенциальных угрозах и сформировать у них навыки, необходимые для защиты детей.
Основное направление работы с родителями это информирование, повышение осведомленности родителей о сущности экстремизма и терроризма, их проявлениях, признаках вовлечения детей в деструктивные группы, а также о законодательстве в этой сфере.
С формами работы с родительской общественностью можно ознакомиться на экране:
- Родительские собрания;
- Индивидуальные консультации (при необходимости);
- Распространение информационных материалов (через родительские чаты и на странице школы Вконтакте);
- Организация встреч с представителями правоохранительных органов.
Работа с педагогическим коллективом по профилактике терроризма и экстремизма также включает в себя повышение осведомленности, обучение методам выявления и реагирования, а также создание безопасной и поддерживающей среды в образовательном учреждении.
Формы работы с педагогическим коллективом на экране
- на педагогическом совете обсуждаются вопросы профилактики терроризма и экстремизма с участием правоохранительных органов. Также на педсоветах рассматриваются меры профилактики, обновляются нормативно-правовые документы по безопасности учреждения;
- школьные методические объединения ведут работу по разработке методических материалов и рекомендаций по профилактике экстремизма и терроризма в рамках различных учебных дисциплин;
- участие педагогов школы в семинарах-практикумах, включают в себя обучение педагогов конкретным методам и приемам профилактической работы;
- участие педагогов школы в круглых столах с приглашением специалистов психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов для обсуждения актуальных проблем профилактики терроризма и экстремизма;
- проведение индивидуальных консультации, оказание индивидуальной консультативной помощи педагогам по вопросам профилактики терроризма и экстремизма;
- самообразование даются рекомендации педагогам к самостоятельному изучению литературы и материалов по профилактике терроризма и экстремизма.
Работа по профилактике терроризма и экстремизма – это сложный и деликатный процесс, требующий от педагогов профессионализма, терпения и чуткости. Успех этой работы зависит от слаженности действий всего педагогического коллектива и активного взаимодействия с родителями и другими заинтересованными сторонами.
При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму.
Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильных представлений об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Всё это позволяет обучающимся получить структурированную, логичную базу знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
В начальной школе термин «экстремизм» вообще не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями всех народов, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости.
В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование непримиримости к нарушителям закона и ответственности, совместное создание и сохранение правил.
В старших классах работа по профилактике экстремизма и терроризма приобретает более осознанный и углубленный характер. Основной акцент делается на формировании у старшеклассников критического мышления, способности анализировать информацию и противостоять деструктивной пропаганде.
Для обеспечения максимальной безопасности во многих школах сейчас приняты все необходимые меры. Установлены магнитные ворота и камеры наблюдения. Они обеспечивают физический барьер и постоянный мониторинг периметра, сводя риск
Таким образом работа в учебных заведениях по профилактике экстремизма и терроризма важна. В комплексе должны работать сотрудники правоохранительных органов, служб МЧС, администрация учебного заведения, педагоги и родители.
