День космонавтики
методическая разработка по теме

Давно нас ожидают

Далекие планеты,

Холодные планеты,

Безмолвные поля.

Но ни одна планета

Не жнет нас так как эта,

Планета дорогая,

По имени земля!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dokument_Microsoft_Word_2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественно-эстетического воспитания  

              в    повышении              

эффективности образовательного процесса.

        Проблема совершенствования учебного процесса относится к числу   вечных,   корнями уходит в весьма древние времена, а окончательного разрешения, вероятно, не найдет никогда, ибо процесс совершенствования беспределен.

Образовательная система, по которой строится учебный процесс, зависит от общественных условий, времени, целей и задач развития самого общества.

Нашим детям выпала доля расти и учиться в очень неоднозначную эпоху. И вероятно, одной из общих задач школы становится задача помочь подрастающим гражданам с одной стороны адаптироваться к сегодняшним общественным условиям, а с другой – противостоять им. Несомненно, отыскать свое место в жизни человек может, только опираясь на те или иные убеждения, которые в свою очередь базируются на знаниях. Именно знания сегодня, как, впрочем, и во все времена, являются главной целью школьного образования. Создать наиболее благоприятные условия, найти оптимальные способы, которые помогли бы гимназистам достичь необходимого каждому уровня знаний – вот первая образовательная задача гимназии, на которую направлена вся организация учебного процесса.

Выбирая 13 лет назад обще эстетическое направление работы гимназии, мы понимали, что именно это направление способно в наших условиях привести к активизации всего учебного процесса. Поскольку в нашей школе учатся больные дети, то мы не могли идти путем увеличения учебного времени для углубленного изучения отдельных дисциплин. Отбирать в санаторную школу детей, наиболее способных в той или иной области, по конкурсу, а не по состоянию здоровья тоже не представлялось возможным. Поэтому с самого начала было решено не ставить перед собой задач дать специальные знания или начальные профессиональные  навыки в художественно-эстетических областях деятельности: научить профессионально танцевать, петь, играть на сцене, глубоко разбираться в тех или иных явлениях художественной культуры – такие задачи были бы невыполнимы при нашей специфике учебного процесса. Чтобы достичь результатов хотя бы в  одной из областей художественной деятельности требуется прекрасное здоровье и ежедневные, не сказать многочасовые, упражнения именно в этом виде деятельности. Таким образом, для повышения эффективности образовательного процесса мы не расширяем учебный план, а перераспределяем учебное время, отведенное на общеобразовательные и эстетические дисциплины. По началу сторонников такого подхода было совсем немного: большие опасения у многих коллег вызывало то обстоятельство, что несколько сократилось учебное время, отведенное на овладение традиционными общеобразовательными предметами, хотя в процентном отношении количество часов, которое учебный план выделяет на изучение предметов эстетического цикла совсем невелико. Должно было пройти время, чтобы большинство  педагогов гимназии убедились, что эстетические уроки, дополнительное эстетическое образование – не пустая трата времени, не бесполезное развлечение, а прекрасное средство выявить, укрепить творческие возможности ребенка, чтобы потом использовать их в разных сферах деятельности.

Почему именно художественное творчество является прекрасным средством повышения эффективности образовательного процесса ( а не техническое, скажем, или научно-исследовательское?). Существует теория врожденного эстетического чувства у человека. Эта теория – одна из гипотетических ответов на вопрос как, для чего, почему возникла такая «бесполезная» сфера человеческой деятельности, как художественная культура, искусство. Не имея никакого утилитарного значения, эта сфера завладела умом, временем, вниманием человечества с первых шагов его существования. О жизни человечества вне сферы искусства и науки сведений нет, нет такой эпохи, такой области, где бы человек жил, не создавая явления художественной культуры. Почему человек не может прожить без тех или иных представлений о красоте? Один из возможных ответов на этот вопрос таков: эстетическое чувство у человека врожденное, оно дано ему природой, именно оно, наряду с комплексом других признаков, делает человека особым существом среди многообразных творений природы. А раз это чувство врожденное, оно присуще каждому ребенку, каждый ребенок стремится к удовлетворению  своих  художественных, эстетических потребностей. Думаю, многолетние наблюдения педагогов, работающих с маленькими детьми, косвенно могут подтвердить это предположение: не все дети получают удовольствие от счета, чтения, не все любят писать палочки и крючочки, но рисовать, петь, танцевать – «выступать» любят все, независимо от того, имеют ли они в данном виде деятельности хоть элементарные навыки или нет. И только в дальнейшем критическое отношение к своей творческой деятельности может заставить ребенка сдерживать проявление своего эстетического чувства. Поэтому первостепенной задачей педагогов, связанных с эстетическим развитием гимназистов, является необходимость дать детям тот комплекс умений, который бы поддерживал в ребенке уверенность, что он может, не стесняясь, реализовывать свои эстетические наклонности. Не очень страшно, когда кто-то говорит: «Ваши дети не достаточно технично танцуют, не достаточно выразительно поют, не достаточно владеют рисунком». Гораздо страшнее услышать «Дети не хотят, не любят танцевать, петь, рисовать». К чести нашей гимназии следует сказать, что у нас трудно найти ученика даже среднего или старшего возраста, который не любил бы заниматься хотя бы одним из видов эстетической деятельности в большом ассортименте предлагаемых гимназией. Стоит добавить, что занятия практически всеми видами художественного творчества в гимназии достаточно престижно. Мы особо не задумываемся над этим, но ведь далеко не любая школа может похвастаться тем, что мальчишку-старшеклассника, решившего только к старшим  классам учиться танцевать или играть на сцене, не поднимут на смех, не скажут, что его занятие – ерунда, детская забава.

Конечно, использовать художественно-творческие возможности ребенка может только  педагог, который сам не утратил интереса к художественному творчеству. Когда пытаешься проанализировать работу нашего коллектива с этой точки зрения, становишься перед удивительным фактом: большинство работающих в гимназии, даже не имеющих отношение к педагогике, от бухгалтера и доктора, до поваров и парикмахера, имеют ярко выраженное стремление к реализации себя именно в художественном творчестве. Отсюда наша любовь к капустникам и праздничным концертам взрослых. Отсюда преобладание внеклассных мероприятий именно художественной направленности.

Педагогика сотрудничества для нас не пустые слова.

В гимназии «единое педагогическое пространство» почти осязаемо: не просто абстракция педагогической теории, а реальное единство детей и взрослых, занятых увлекательными общими делами. В этой атмосфере естественным выглядит, например, появление различных вариантов школьного гимна, сочиненных детьми и взрослыми, а также – конкурс проектов эмблемы гимназии. При этом эмблема должна быть не только хороша сама по себе, она должна выражать своеобразие именно твоей школы (ее истории, атмосферы, направленности). Перечислить все, что делается в нашей гимназии в названном направлении в рамках одного выступления невозможно, но итогом напряженной работы всей гимназии являются отчетные концерты, которые создают своеобразный пульс жизни школы. Гала-концерт в конце учебного года превращается в большой праздник –выставку всех достижений гимназистов, когда любой друг или родственник ученика может познакомиться с его работами и работой его класса. Здесь наши ребята могут найти возможности проявить себя актерами и художниками, певцами и танцорами, и просто талантливыми, отзывчивыми зрителями. В концерте участвуют более 200 человек. У нас счастливая судьба: всегда аншлаги! Ежегодный отчет ждут как праздника. У нас свой зритель: учителя, ученики, их родители, друзья учеников, знакомые учителей. Так создается школьная среда, такая, которая позволяла бы раскрыться нашим детям. Эта среда, школьная атмосфера учебного заведения и способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Складывается эта атмосфера из многих составляющих. Обеспечить жизнь гимназии должны не только оборудованные классы, но и вновь созданные кабинеты: этики, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, выставочный зал, оборудованный техническими возможностями актовый зал и многое другое. Каждый из этих элементов не просто «наличествует» в гимназии, но и стал неотъемлемой частью ее жизни.

Сейчас, спустя 13 лет, уже никто не представляет себе наше учебное заведение без уроков эстетического цикла, без второй половины дня, заполненного для детей художественной деятельностью всех видов,  без концертов, выставок, спектаклей, без даже привычной аббревиатуры ХЭП. Сейчас уже никто не сомневается, что эстетическое воспитание не только важнейшая составляющая в общем процессе формирования творческой разносторонней личности, хотя это и само по себе немаловажно. Наши выпускники увереннее чувствуют себя в обществе. Широта эстетического кругозора, понимание многих явлений эстетического характера помогает им ощущать себя интеллектуальными, творческими, интересными людьми, поднимают их общественный статус, дают разумный выход творческой активности. Однако эстетическое воспитание, имея и собственные воспитательные цели, одновременно является и прекрасным средством повышения эффективности всего образовательного процесса. Все стороны образования в гимназии теперь просто пронизаны, внутренне наполнены элементами художественного творчества, приметами эстетического видения мира. Попробуйте представить себе предметную неделю математики, русского языка или физики без инсценировок, представлений, выставок творческих работ, без музыки, без танца, без костюмов, причем все это достаточно высокого качества, не допускающего безвкусицы и уровня плохой самодеятельности.      

Педагоги практически всех кафедр широко применяют на уроках самые разные формы эстетической деятельности, выбирая те, которые в наибольшей степени соответствует их дисциплине, задачам и материалу конкретного урока. Наиболее разнообразные виды художественной деятельности,  используемые учителями и воспитателями младших классов: к этому располагает и возраст гимназистов, и то, что одним педагогом ведется целый ряд предметов, и то, что кафедрой начальных классов уже наработан и обобщен богатый арсенал средств как учебной, так и внеклассной работы художественной направленности. Для достижения целей уроков учителя младших классов используют широкий спектр видов художественного творчества. Дети на уроках рисуют, инсценируют фрагменты произведений художественной литературы, разыгрывают бытовые сценки, фантазируют, сочиняют сказки, стихи, слушают музыку, а бывает, даже, поют и танцуют. Но все эти формы – не самоцель, а лишь средство ярче, глубже, и осмысленней воспринять тот или иной учебный материал

Примером такого целенаправленного сочетания практически всех видов художественного творчества может служить комплекс уроков в третьем классе, посвященный изучению признаков времен года.                  

 Стихи, сказки, рисунки разной техники, поделки, пение, слушание «Времен года» П.И.Чайковского, знакомство с пейзажами классиков русской живописи и литературы – вот неполный перечень видов художественной деятельности третьеклассников, используемых  учителями  при изучении темы.  Творческое  отношение к задачам образования гимназистов младшего звена дает возможность учителям младших классов находить возможности для художественного творчества учащихся, скрытое практически в каждой теме программы гимназии.  

Разумеется, все эти формы работы могут принести успех лишь при условии постоянного развития творческих возможностей ребенка и помимо уроков музыки, изобразительного искусства, театра. Здесь неоценима роль внеклассных мероприятий художественно-эстетического характера, которыми так богата жизнь гимназистов младших классов. И тут надо отдать должное воспитателям, которые, готовя множество классных праздников, конкурсов, выставок, опираются именно на эстетические потребности своих воспитанников.

Работа всех кафедр гимназии, даже тех, которые по содержанию своих дисциплин далеки от художественной сферы деятельности, опирается на врожденную склонность детей к художественному творчеству и в свою очередь развивает эту склонность. Процесс двусторонен: чем чаще мы включаем детей в художественно- творческую деятельность, тем выше становятся их художественные возможности и навыки, а чем выше эти

навыки, тем легче дети включаются в  деятельность подобного рода. Поэтому там, где такая работа предоставляется детям регулярно, там и результат высок.

Совершенно естественно, что при изучении литературы художественно-творческие усилия учителя и учащихся в первую очередь направлены на создание в восприятии учеников яркого запоминающегося образа. Поэтому здесь преобладают разнообразные формы иллюстрирования материала – словесного, изобразительного, сценического и даже музыкального. Выразить свое отношение к изучаемому литературному произведению в творческой форме:  рисунке, сочинении, стихотворении, разыгранной сценке, подобранной мелодии – не так-то просто, но именно такие задания на выбор дети любят больше всего и выполняют их ярче и самостоятельнее. Нет надобности приводить примеры: в любом произведении литературы заложены возможности для творческого восприятия читателей, и учителя словесности активно это используют в своей практике.

            Изучение естественных и точных наук требует от учащихся в первую очередь логики, умения абстрагироваться, пользоваться отвлеченными понятиями, четкими, точными категориями. Казалось бы, здесь место для творчества иного, не художественного порядка. Однако, имея дело с детьми, нельзя  забывать, что их мышлению более свойственны операции с конкретными понятиями, с опорой на образы окружающего мира. Поэтому определенные формы эстетической деятельности не могут не применяться в практике учителей биологии, географии, химии, физики и даже математики. Конечно, нет никакого смысла вводить подобные формы работы искусственно, они нужны лишь там, где этого требуют или хотя бы позволяют цели и материал того или иного курса. К тому же здесь более тонко должны учитываться возрастные особенности гимназистов. Если в 5-7 классах сочинение сказок или историй про многочлен и биссектрису даст детям образные ассоциации и поможет освоиться с первыми абстрактными понятиями, а зарифмованные в стишок теоремы или законы облегчат запоминания, то в старших классах подобные задания, даже в иных формах, скорректированных по возрасту, только отвлекут от сути изучаемого явления, повлекут за собой неоправданные затраты труда. Использование художественно-творческой деятельности на уроках естественных и математических дисциплин – материя чрезвычайно тонкая, требующая осторожного вдумчивого подхода. Здесь нельзя переборщить, не имеет смысла увлекаться этим чрезмерно. И все же наши коллеги с названных кафедр ищут пути такой работы, внедряют ее в свою практику. Интересным опытом поделились учителя математики: при изучении ряда пространственных явлений (симметрии, пропорции, перспективы, при изучении отдаленных или труднодоступных объектов) ими используются как рисунок-схема, так и рисунок-образ, что помогает детям с художественным складом мышления легче осмыслить изучаемое явление. Такие крупицы опыта и ложатся в основу системы активизации учебного процесса.

Поскольку в природе человек видит неисчерпаемый источник удовлетворения своих эстетических потребностей, то цикл естественных дисциплин имеет достаточно благоприятную почву для внедрения в методику преподавания целого ряда художественно-творческих форм работы. Хотя здесь следует опасаться формалистичного применения тех или иных видов эстетической деятельности. Такое задание должно нести в первую очередь информативную или мировоззренческую нагрузку, и лишь во вторую – эмоциональную. И только лишь отдельные темы курсов этого цикла могут выводить на первый план ощущения, настроение, личностное отношение к проблеме – и тут особо уместны разнообразные формы художественного творчества учащихся.

Предметом изучения на уроках химии являются не только химические законы, но и явления природы, объекты культуры, социальные процессы с химической точки зрения. Поэтому поле деятельности для развития творческой активности у учителя химии достаточно велико.

           Если же говорить о работе самой кафедры эстетических дисциплин, то здесь большого интереса заслуживает предмет этики. Преподавание этого курса полностью основывается на чередовании, комбинировании и сочетании буквально всех используемых в гимназии форм художественного творчества школьников. Методика преподавания названного предмета вне этих форм попросту немыслима. Она полностью построена на творческом переосмыслении учащимися полученной информации и иллюстрировании своих представлений посредством игры, инсценировки, рисунка, песни, словесных зарисовок, а так же на анализе образов художественных произведений, картин, фильмов, спектаклей. Даже теория, информация приобретается и накапливается учащимися в процессе художественно-творческой деятельности, что и приводит к тому, что на уроках этики дети самых разных возрастов идут с удовольствием и находят там многочисленные способы реализации своих эстетических потребностей.

       Несколько слов по поводу таких эстетических дисциплин, как изобразительное искусство, музыка, театр. Именно эти практические по своему характеру предметы и призваны дать гимназистам  начальные навыки, основы тех видов творческой деятельности, которыми мы пользуемся при организации учебного процесса. Однако занятия такими специфическими видами деятельности требуют не только желания и старания, но и достаточно ярко выраженных способностей. Если природа дала ребенку слух, голос, вкус, чувство цвета и линии, хорошую пластику, эмоциональную выразительность, то даже при минимуме усилий будет неплохой результат. К тому же заниматься тем, что легко дается приятно, к способностям  прибавляется желание, а вместе с ним и старание – в результате гимназист будет успешен в выбранном виде эстетической деятельности на любом уроке, в любой ситуации, и эту успешность можно использовать как средство активизации его познавательной деятельности. А если таких способностей не дано, можно ли их развить? Безусловно, но только до каких-то определенных пределов. И смысл работы учителя даже не в том, чтобы добиться с такими детьми каких-то высоких результатов, а в том, чтобы не дать засохнуть даже самым крошечным возможностям. Ведь сравнивая свои успехи с успехами более способных соучеников, ребенок со временем начнет видеть, что у него не все получается, разочаровывается, теряет интерес к данному виду деятельности и, как следствие, не только не получает новых навыков, но и утрачивает старые, теряет творческую активность, «потухает». Поэтому работа учителей названных предметов в классе, где собраны дети с разным уровнем способностей, требует особой чуткости, бережности, душевной тонкости. Суметь дать не самым способным детям тот минимум навыков, который поможет им чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы не утратить интереса к творческой деятельности удовлетворения, которое она дает. Это задача требует высокого уровня педагогического мастерства. Добрых слов заслуживают те учителя,  которые  так организуют свою работу, что в ней находят моменты,  дающие каждому их ученику пережить радость успеха.

О преподавании МХК разговор особый. Начальный курс этого предмета, подобно этики, строится на самых разных формах именно художественно-творческой деятельности.  Дети с огромным удовольствием выражают свои эстетические ощущения в творческой деятельности – рисунке, поделке, маске, фигурке теневого театра, самодельной книжке. Причем, создают все эти «произведения» не на уроке, а дома, часто с родителями или друзьями, что кроме всего прочего дает им умение делиться  своими эстетическими переживаниями. Формы эстетического образования на уроках тропинками сказки могут быть чрезвычайно разнообразны.

К средним и старшим классам эта дисциплина приобретает более теоретичный, информационный характер и начинает играть особую роль в учебном процессе. Не секрет, что задача формирования в сознании детей целостной картины мира чрезвычайно трудна. Знания, полученные в рамках отдельных предметов, остаются разрозненными.  

Выступая пять лет назад на педагогическом совете, я отмечала, что за пределами кабинета литературы дети с трудом вспоминают имена писателей, за пределами кабинета музыки не знают композиторов, семиклассники не находят на карте Индию, а восьмиклассники затрудняются назвать общественный строй средневековой Европы. Дело, конечно, было не в таком катастрофическом отсутствии знаний, а в неумении применять их в обстановке, выходящими за рамки предмета. В нашей школе большинством  педагогов разных кафедр прилагаются большие усилия, чтобы разрушить эти границы.

Не все формы налаживания так называемых межпредметных связей оказываются плодотворными. Опыт показал, что при большой затрате времени и сил и педагогов и учеников, они дают не столь уж  высокий результат, оказываются скорее чем-то парадным, не очень органичным и даже несколько выпадающим из общей линии учебного процесса. Если идея совместного урока не всплывает сама собой, т.е. не является  насущной, если она возникла из формалистичного вопроса, какой бы совместный урок провести, какую бы тему для этого урока выбрать, то, скорее всего такой урок, даже если будет совершенен по форме и педагогическому исполнению, большой пользы не принесет. Ибо для каждой из сторон, принимавшим в нем участие, останется чужим, надуманным, неорганичным. Это, конечно, не означает, что от совместных уроков стоит полностью отказаться. Во-первых, в рамках учебного процесса, несомненно, нужны кульминационные моменты – праздники именно вашей науки, и в качестве одной из форм такого праздника совместный урок уместен и может быть выстроен на преобладающей роли одной дисциплины и служебной других. Во-вторых, совместные уроки, построенные на игровых моментах, конкурсных заданиях могут помочь детям разбить волей-неволей складывающиеся в их головах стереотипы предметных границ. И, наконец, наиболее насущны совместные уроки в тех случаях, когда совместный анализ того или иного явления или вопроса востребован характером самого учебного материала: постановке общих целей, или лишь к подбору однотипного, взаимодополняющего или контрастного материала, или лишь к выходу на общую учебную ситуацию. А дальше каждый учитель работает самостоятельно, и только в нужный момент включает в сознание гимназиста цель, либо информацию, либо прием, либо материал, заложенный в его память на другом уроке.                                                  

Все это пути поиска новых форм совершенствования учебного процесса. Вести поиск именно в этом направлении представляется очень актуальной проблемой, ибо в школе нет предмета, который бы занимался координированием приобретенных знаний специально. В таких условиях единственным предметом, представляющим учащимся возможность хотя бы в какой-то степени аккумулировать сведения из разных областей знаний, становится МХК. Именно этот курс прослеживает развитие художественной мысли человечества, которое, в свою очередь, невозможно без развития мысли научной. Поэтому нам на своих уроках приходится привлекать информацию, которую дети получают на всех предметах школьного курса, а так же вне школы. Не всегда уровень информированности учащихся нас удовлетворяет, но мы верим, что, продуманно делая шаг за шагом в направлении глубокой информации знаний, мы в конечном итоге придем к планируемому результату.

Завершая разговор о роли обязательного образования в развитии художественно-творческой активности учащихся, следует отметить еще одно обстоятельство. Именно предметы эстетического цикла позволяют поднимать выше планку достижений гимназистов в их творческом развитии. Дисциплины, построенные на строго научных фактах, не могут допустить, чтобы какая-то часть материала оставалась кем-то из учеников не до конца понятой. Это приведет к пробелам знаний, утрате логической цепочки и в конечном итоге к ощущению неуспеха.  

Дисциплины эстетического характера не только могут, но и должны ставить планку так высоко, чтобы ученик мог, дотянуться до нее, только встав на цыпочки. И если даже чуть не дотянулся, если осталось что-то до конца не объясненным, это не составляет проблемы – пусть останется ощущение загадки, которая разрешится позже, в школе или в жизни. Это правильное определение уровня сложности выдвигаемых проблем на уроках эстетического цикла представляет собой прекрасный резерв развития художественно-творческой активности гимназистов.

Еще одна немаловажная сторона проблемы – наличие дополнительного образования. Это, конечно, дает великолепные возможности для развития эстетических наклонностей именно способных детей, проявивших интерес к той или иной художественной области. Преимущество такого типа  образования как раз в том и состоит, что дети получают дополнительное время, внимание специалиста для развития своей индивидуальности, реализации своих собственных эстетических потребностей.

В рамках этого доклада нет необходимости анализировать работу каждого педагога дополнительного образования. Важно лишь отметить, что здесь работают люди, для которых художественное творчество неотъемлемая часть их жизни. Поэтому каждый из них находит в гимназии свой контингент воспитанников, идущих за своими руководителями с радостью, получающих творческое удовлетворение от совместной работы, стремящихся к сотрудничеству. Именно эта общая радость творчества и желание участвовать в работе художественного объединения в дальнейшем – и есть главный результат работы педагогов дополнительного образования. Конечно, уровень творческих достижений гимназистов не всегда высок, разные мероприятия проходят с разным успехом, и педагоги, разумеется, видят и свои промахи, и промахи своих воспитанников, стремятся избегать их. Но не редко вмешиваются в нашу жизнь непредвиденные сложности, бывают неудачи, и тут, к чести педагогов дополнительного образования, они ищут выход наиболее безболезненный для своих воспитанников, даже если это наносит ущерб их личному покою и престижу. Им удается во всех ситуациях помнить, что как не сладок блеск успеха, главным в нашей работе остается не удачно сыгранный спектакль, исполненная песня или танец, выполненная поделка или картина, а те чувства, которые пережил ребенок в процессе работы. Важен  тот духовный запас, который он здесь накопил, те навыки, которые он приобрел. Безукоризненно сделанная вещь, не затронувшая души ребенка – вот неудача педагога. А таких неудач в нашей работе не так уж много.

Хочется на минутку остановиться еще на одном аспекте творческой деятельности наших воспитанников. Наши «Гимназические новости» любят все, на их страницах постоянно мелькают имена авторов из числа гимназистов и работников гимназии. Это еще один хороший способ развития художественно-творческой активности наших детей. А они любя писать и рисовать для своей газеты,  это прекрасно.

          Подводя итоги своего, мне хочется  сказать о том, что ребята любят свою школу, тепло о ней отзываются, поддерживают дружеские отношения с учителями долгие годы после ее окончания, приходят в нее работать, а, став родителями, приводят в нее своих детей учиться. Всему этому очень простое объяснение: ребятам интересно в нашей школе.

Такова роль эстетического воспитания в повышении эффективности образовательного процесса на сегодняшний день.

Какие перспективы этой работы видятся впереди? Думается, что общее направление этой работы выбрано гимназией верно и, менять его не стоит. Множество проблем названных сегодня требуют разрешения, но на это потребуется немало времени и усилий со стороны всего педагогического коллектива. Возможно, более продуктивной представляется разработка путей глубокой интеграции, совершенствования методов применения разных форм художественно-творческой деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин, повышение внимания к развитию индивидуальных творческих способностей каждого гимназиста как в системе обязательного, так и в системе дополнительного образования. Решение этих задач способно обеспечить дальнейшее развитие художественно-творческой активности гимназистов в системе образовательного процесса. Тем самым активизировать весь учебный процесс в гимназии, а значит создать реальные предпосылки для решения нашей главной задачи – помочь нашим детям отыскать достойное место в обществе, заложить основы того, чтобы они в будущем смогли успешно построить свою судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднуем День космонавтики.

Сценарий праздника Дня космонавтики включает:1. Линейку, посвященную Дню космонавтики.2. Радиопередачу о развитии космонавтики и космонавтах, составленную в игровой форме.3. Викторину для 5(6) классов...

День космонавтики

Прививать чувство патриотизма, показывая великие свершения русских людей....

День космонавтики

Сценарий школьной линейки, посвященной Дню космонавтики....

День космонавтики

Давно нас ожидают Далекие планеты, Холодные планеты, Безмолвные поля. Но ни одна планета Не жнет нас так как эта, Планета дорогая, По имени земля!...

Игра "Космическое путешествие" - на день космонавтики.

Игра "Космическое путешествие" - для учащихся начальной школы, посвященная Дню космонавтики. Игра по станциям. на каждой станции команда получает звездочки....

День космонавтики

Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики для всей школы...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»

Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...