Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"
методическая разработка по теме

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strezhnevskaya_osen.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ ЧАС

«СТРЕЖНЕВСКАЯ  ОСЕНЬ»

(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)

Учитель: Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра. Вспомним левитановску осень (показ репродукции картины И. Левитана «Золота осень»).

А  ещё мы знаем пушкинскую осень. У ПОЭТА ЕСТЬ УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ «Унылая пора. Очей очарованье». Это пушкинский образ осени. Эти чарующие слова побуждают нас вглядеться в тусклый осенний день, озарённый каким – то новым светом. И вдруг мы замечаем, что этот свет исходит от слова Так поэту удаётся оживить мёртвое слово, обычный штамп. Ф.М. Достоевский отмечал, что красота спасёт мир. Но думается, при одном условии: если мы успеем заметить и сберечь эту красоту, как это делают стрежневцы.

А она тут рядом, под рукой, в наших удивительно красивых во все времена года местах. Прислушаемся к осени в Саянах вместе с поэтами – стрежневцами, которые пришли к нам на урок. Поприветствуем их и предложим вместе с нами отправиться в путешествие по стрежневской осени, пришедшей на смену весёлому лету.

Не сразу, а постепенно осень входит в свои владения, как об этом пишет Т.И. Панфилова.

Ученик:

«Ещё зеленеют поляны,

Залитые светом, теплом,

Ещё зацветают упрямо,

Борясь с наступающим сном…

Туманов прохладная свежесть

Созревшее поле вдали:

Всё это прощальная нежность

Усталой осенней земли!»

Учитель: В начале сентября выдаются тёплые осенние денёчки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья деревьев. Воздух чист, прозрачен и в нём летают серебристые нити паутины. Такие дни называются «бабье лето». Послушайте, что пишет о «бабьем лете» Л. Конных.

Ученик:

«А за окном костёр рябины.

И дождь осенний часто льёт.

Клин одинокий журавлиный

На крыльях лето унесёт.

Ах, бабье лето, бабье лето.

В нём радость тихая и грусть.

Я каждый год встречаю лето,

А встречи с осенью боюсь».

Учитель: Объясните выражение «бабье лето». Когда оно бывает? Правильно, в сентябре. Первые дни недели сентября, когда стоит солнечная, ясная погода. А вот как о сентябре пишет В. Равнушкин.

Ученик:

«Ну вот и первые капризы сентября.

То моросит, то утренник с туманом,

То тусклая, короткая заря,

То россыпь рос студёных на полянах.

Кружочком солнышка, на тонком стебельке,

В потоке остывающего света

Качается в траве на бугорке

Ромашка отсыхающего лета.

Ещё чуть-чуть, рябина отгорит.

Неделя, две, и шёпот листопада

О северных ветрах заговорит,

Уйдут заботы с яблоками сада».

Учитель: Л. Конных продолжает сентябрьский мотив.

Ученик:

«Сентябрь рассыпал краски по тропе,

Зажёг на ветках огоньки рябины,

Купает звёзды в стынущей реке

 И провожает в путь клин журавлиный.

А по ночам, прижавшись у окна,

Льёт слёзы одиночества дождём,

И знает лишь холодная луна

Зачем он плачет горько и о чём».

Учитель: Дни становятся всё короче. Солнце уже не поднимается высоко, как летом. Листва на деревьях желтеет. Этот период осени называется «золотой». Послушайте стихотворение Т. Панфиловой о жёлтом листике.

Ученик:

«На ладони моей жёлтый лист,

Словно летопись прошлого лета.

Он запомнил малиновый свист,

Тёплый ливень и радугу света.

Слышал плеск набегавшей волны,

Видел спелые гроздья рябин.

Тонкий ломтик ущербной луны,

Звездопад из небесных глубин…

Жёлтый лист улететь не спешит –

Сокровенное делит со мною.

Здесь в прохладной осенней тиши

Он закончил движение земное».

Учитель: Лес осенью преображается, становится похожим на разноцветный терем. Л Захарова восхищается красотой осеннего леса.

Ученик:

«Осенний лес такой цветной,

Зелёный, красный, золотой

Своею дивною короной

Венчает сумрак голубой.

И в прелести его прохладной

Томится, нежится душа.

И растворится безоглядно

В траве притихшая роса.

И слышу я полей дыханье,

Их безысходное рыданье,

Стыдливой осени прощанье

И медленное увяданье».

Учитель: С каждым днём всё больше холодает. Ветры становятся порывистые и холодные. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. Как называется это явление? Правильно, листопад.

А сейчас проведём ФИЗМИНУТКУ: возьмите, пожалуйста, осенние листочки, поднимите их вверх и подбросьте. Подуйте на них как дует ветер! Посмотрите, какой у нас получился листопад!  А сейчас ребята споют песню на стихи З. Ёшиной «Золотая позёмка».

ПЕСНЯ: «ЗОЛОТАЯ ПОЗЁМКА»

Учитель: Послушайте историю осеннего листа, рассказанную Т. Панфиловой.

Ученик:

«Раскалённый, как металл,

Лист осенний заблистал.

Он последний правя праздник,

Красотою манит, дразнит.

Раздувая свой костёр

Ветер крылья распростёр.

И несут листья – искры,

Как мечты легки и быстры».

Учитель: Тамара Ивановна убеждена, что осень – «живая душа».

Ученик:

«Осень, осень, снова не спится –

Вышла я постоять на крыльцо…

Там неласковый ветер злится

И швыряет листья в лицо.

На него просто глупо сердиться,

Постою, уходить не спеша.

Ведь опять довелось убедиться,

Что и осень живая душа.

Учитель: По утрам всё чаще стелются плотные туманы. Небо затянуто серыми лохматыми облаками. Часто идут дожди, не тёплые, летние, а холодные, моросящие. У В.Н. Равнушкина тоже есть грустные стихи о непогоде.

Ученик:

«Снова непогода. Лето пролетело.

Четвертинкой года, отцвело, отпело,

В роще лист опавший жухнет под ногами.

Моросит над пашней по ночам дождями.

Скучно поневоле. Отошли покосы.

Ни души на поле. Вот уже и осень».

Учитель: Осенью и для птиц становится неуютно, тревожно. Птиц тревожат заботы далёкого перелёта. Вот как об этом пишет Н. Герман.

Ученик:

«И закружат, закружат

Все ветра со всей округи.

И озябшие пичуги

Будто листья полетят.

А чего они хотят,

И куда уходит лето?

Нет конкретного ответа

Так, куда глаза глядят».

ПЕСНЯ: «ОСЕНЬЮ» муз. С. Волошанина

Учитель: Когда последние птицы улетают от нас на юг? Правильно. В октябре.

А вот какую картину об осеннем перелёте птиц нарисовал в своём стихотворении А. Карнаухов.

Ученик:

«Уж осень жёлтым красит улицы,

Колосья вызревших хлебов

И, предовольная, сутулится

Под грузом яблок и грибов.

Луга, оправленные золотом,

Тумана лёгкая вуаль…

Но дышит в губы близким холодом

Всепоглощающая даль.

Уже тревожная грустиночка

В шуршащей слышится листве,

И солнце светит как-то иначе –

Блеснет и скроется в траве.

И навевается печальное

Дождями, хмарью затяжной,

И криком птиц, как завещанием,

И паутинной сединой».

 Учитель: Отлёт птиц навевает на нас грусть. Эта грусть выражена и стихотворении В. Равнушкина.

Ученик:

«Птицы-то, птицы-то

Все уже улетели.

Рощи без них опустели.

Под ветром качаются, гнутся.

Не скоро птицы вернутся».

Учитель: А когда приходит ноябрь – наступает пора предзимья, хмурая осень, о которой рассказывает А. М. Кусачёв.

Ученик:

«Зарядил от зари до зари,

Сыплет брызгами в потные стёкла,

В мутных лужах плывут пузыри

От воды всё в округе промокло.

Стылый день, серый свет за окном.

Льётся дождь, барабанит по крыше.

Только гроздья рябины огнём

Полыхают в саду среди вишен.

От росы поседела трава,

Тополь листья последние сбросил,

Всё уверенней входит в права

Листопадная хмурая осень».

Учитель: В следующем стихотворении трогательно и образно рассказывается о предзимье. Это стихотворение написала Т.А. Мельникова.

Ученик:

«В ящик почтовый

Мне осень забросила лист.

Жёлтый листок вынимаю,

Держу на ладони.

Видно промчались здесь осени быстрые кони.

Сад облетит мой

И станет просторен и чист.

Что же? Спасибо природе за этот привет.

В сердце моём он находит сполна пониманье.

Осенью больше бывает встреч –

Расставаний.

Где же вы, кони?

Да в зиму их стелется след».

Учитель: Вот и закончился наш урок, на котором мы вместе со стрежневцами заглянули в удивительный мир осени в Саянах. Стихи стрежневцев ещё раз помогли понять нам, что природа родного края прекрасна в любое время года. А сейчас слово нашим гостям. (Выступления стрежневцев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально - поэтические композиции к праздникам.

Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....

"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.

На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....

Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"

Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы...

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...