сценарий заочного путешествия по народному календарю "Примечай будни, а праздники сами придут"
методическая разработка по теме

Сценарий разработан для проведения праздника «Примечай будни, а праздники сами придут» с воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области».

Целью создания сценария мероприятия «Примечай будни, а праздники сами придут» является обобщение и расширение представлений воспитанников о народных праздниках. В результате проведения мероприятия у воспитанников формируются точные знания традиционных обрядов  на Белгородчине и умения организовать  проведение народных праздников.

В процессе подготовки и проведения мероприятия педагог выполняет роль консультанта  и равноправного участника процесса.

Для расширения и углубления интереса воспитанников и проведения мероприятия были использованы мультимедиа презентации и видеоклипы. 

Мероприятие проводится в форме игры-путешествия по народному календарю. Знакомство с праздниками подкрепляется участием воспитанников в ролевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_primechay...doc425.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»

педагог дополнительного образования Соболева Оксана Николаевна

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»

Сценарий заочного путешествия по народному календарю

Автор: педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района» Соболева Оксана Николаевна

Уразово, 2010 г

Оформление: изображение «Месяцеслова»; слайдовый проектор; «хлеб-соль»; шарфы для команд участниц: по 10 белых, желтых, красных, зелёных;  конверты с заданиями для конкурсов; веточки березы, шест с лентами и колокольчиками, шесты с рисованными птицами; кукла «Кукушечка» для обряда; изображение «Виды народных игрушек», жетоны четырех цветов: зелёные, красные, жёлтые, белые; матрёшки для призов.

Музыкальное оформление: песня «Я люблю тебя, Россия!», песни в исполнении группы «Дикий мёд», «Традиционные плясовые наигрыши», А.Вивальди «Весна», «Осень», «Зима»; Гершвин «Летний день»песни группы Ивана Купала «На Ивана, на Купала», «Коляда», песня «Родное Белогорье», музыка из мультфильма «Князь Владимир».

Действующие лица:

Ведущая

Три девушки и три юноши – ведущие и чтецы

3 группы детей для сценки «Весенние заклички», девочка- Весна.

4 девочки для сценки «Кукушечка»

3 девушки и юноша – «Старик» для сценки «Сватовство»

Видеозаставки:

«Начало», «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Язычество», видеоклипы к песням «Я люблю тебя, Россия», «Родное Белогорье».

(Звучат «Традиционные плясовые наигрыши». На экране видеозаставка: «Начало». На сцену выходят три девушки  и три юноши, одетые в национальные костюмы, у одной из девушек «хлеб-соль». Все кланяются).

Девушка1: Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Девушка 2: Жива традиция.

Жива — от поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Девушка 3: И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

 (Девушки спускаются в зал и  вручают зрителям « хлеб-соль»)  

Юноша 1: Встречая утро юных дней

У памяти седой во власти,

С душой, открытою для счастья,

Пою о Родине своей.

Юноша 2:  Пусть голос  мой не так уж громок…

У края гор, в кругу друзей,

Далёких русичей потомок,

Пою о Родине своей.

Юноша 3: Предвестьем новых битв дразня,

Славянские трепещут стяги.

В глазах с шальным огнём  отваги

Князь Игорь смотрит на меня…

Юноша 1: Сквозь дым веков, сквозь даль степей

Несутся песни на просторе…

И тихо подхватило море

Мотивы Родины моей. (священник Игорь Кобелев г. Белгород)

(Звучит песня в исполнении воспитанницы МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района» Соболевой Екатерины «Я люблю тебя, Россия!».Песня  сопровождается видеоклипом. После песни на сцене появляется Ведущая).

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Дорогие гости! Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня мы начинаем путешествие в прошлые века, к истокам русской культуры, к нашим национальным корням… Как – то А.С. Пушкин сказал, что «мы ленивы и нелюбопытны…». Это похоже на правду, а может быть, и на полуправду… А потому интерес к своему прошлому, любопытное и активное самопознание себя в обществе - создаёт человека будущего, а будущее строится только из материала прошлого. «Что есть - уже было…»

(На сцену выходят двое юношей)

Юноша 1:  

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

И счастлив тем, что я не чудо

Особой, избранной судьбы.

Юноша 2:  Мы все – почти, что поголовно-

Оттуда люди, от земли,

И дальше деда родословной

Не знаем: предки не вели,

Не беспокоились о древе,

Рождались, жили в свой черед,

Хоть род и мой – он так же древен,

Поистине он русский род…

    Александ Твардовский.

    За далью-даль. Поэма.

Ведущая:  Итак, не будем же «Иванами непомнящими родства» отправимся в путешествие по земледельческому календарю «Месяцеслову». А чтобы было интересней путешествовать, вам нужно поделиться на 4 команды — как раз по временам года. Делимся следующим образом выбираем 4 капитана. Остальные участники мероприятия становятся в хоровод. Каждый из капитанов становится в круг. Водят хоровод, приговаривая: «Сковорода, иди сюда!". Тот, кого капитан коснётся спиной — тот в его команде. Затем выбирает второй капитан. Итак, далее, пока все не поделятся на команды.

Ведущая: У нас получилось 4 команды: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Для отличия давайте повяжем вот эти шарфики. (Разда ет капитанам команд соответст вующих шарфики белые, зеленые, красные, желтые.). Теперь уточним маршрут путешествия. Народный месяцеслов мудро направлял жизнь и работу людей. Праздники чередовались с буднями, подчиняясь смене времён года и течению жизни.

((На сцену выходят две девушки и юноша. На экране видеозаставка «Языческие боги древних славян». Звучат «Традиционные плясовые наигрыши».)

Девушка 1: Язычество древних славян... Корни его тянутся в древность незапамятную, во времена златокудрой молодости человечества. Тогда судьбою язычника верховодили грозные божества: Сварог, Перун, Дажьбог, Ярило, Велес и множество других. Бытие язычника от рождения до смерти зависело от  Царя-Огня, Воды-Царицы, Матери-Сырой Земли... Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния.

Юноша 3: После принятия Русью крещения людям приходилось овладевать православным учением. Народные, языческие праздники наполнились новым содержанием. Древние божества, ведающие природными силами, «передали свои обязанности» святым угодникам, языческие праздники тесно переплелись с праздниками православными.

Календарь этот склады вался постепенно, в течение многих столетий. Изустно передаваясь из поколения в поколение.

Девушка 2: Наша Белгородская земля – маленькая часть огромной России. Древнейшими на Белгородчине являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землей, солнцем, небом. Даты важнейших из них приуро чены к основным поворотным моментам движения земли вокруг солнца, от которых зависела смена времен года. Соответственно этому обряды праздники подразделялись на зимние, весенние, летние и осенние.  

Ведущая: Вот  мы с вами и познакомимся сегодня с обрядами нашей родины, путешествуя по народному календарю. Но прежде чем начать путешествие первый конкурс для наших команд  - разминка «12 месяцев». Задание: на 12 цветных карточках – по 3 каждого цвета – написаны народные названия месяцев. Отберите «свои» месяца и объясните происхождение их названий. Подсказка: у славян в пору язычества названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы или хозяйственной деятельностью. Время на выполнение задания – 5 минут.

(Девушки  и юноши раздают командам участницам  конверты с заданиями (Приложение 1). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс)

Ведущая:  Проверяем  задание. Первыми отвечает команда «Зима». (ответы команды). Спасибо, вторыми – команда «Весна» (ответы команды). Следующими отвечает команда «Лето» (ответы команды). И завершает команда «Осень» (ответы команды).  

Ведущая:  Итак,  народные названия месяцев мы вспомнили. И мы  начинаем путешествие в глубину времён. Внимание  на экран.

(Звучит  А.Вивальди «Весна». На сцене Юноша 3 и Девушка 2. их рассказ сопровождается видеозаставкой «Весна».)

Юноша 3: Многие века древние славяне на чинали год 1 марта.

Девушка 2: Весна. Март – зимобор. Апрель – снегогон, цветень. Май – травень.

Юноша 3: В древности весной праздновали языческую масленицу, весеннее равноденствие. Это было весёлое и шумное «прощание с долгой снежной зимой». Ее назвали «сырной неделей» и справляют  семь недель до Пасхи.

Девушка 2: Главное блюдо на праздничном столе — блины. Круглый, горячий блин -  символ солнца, в древности был жертвенным хлебом. Блины едят с мёдом, икрой, вареньем, со сметаной. Возили на санях соломенную куклу Масленицу, которую наряжали в рубаху, шапку, опоясывали кушаком, одевали в лапти.

Юноша 3: 7 апреля - Благовещение – великий христианский праздник. В этот день принято птиц, зимовавших в клетках выпускать на волю.

Девушка 2: 6 мая – Егорьев День. Егорий Храбрый – в православии это день святого великомученика Георгия Победоносца – считался покровителем домашнего скота. В этот день вербой, срезанной и освящённой в Вербное воскресенье, выгоняли в поле скотину.

Юноша 3: Дата главного православного праздника – Пасхи Христовой – ежегодно меняется. Пасхальная неделя отмечается очень весело: после 7-недельного поста можно было есть любую пищу.

Девушка 2: Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка, древний праздник встречи весны. Это время сватовства и свадеб. Накануне вечером молодёжь собиралась там, где раньше всего появлялось солнце. Ритуальными песнями и  танцами встречали восход, водили хороводы и исполняли древний обряд «окликания весны» - пели песни-веснянки.

Юноша 3: На девятый день после Пасхи – Радуница – день поминовения усопших.

Девушка 2: 15 мая. День Бориса и Глеба называют соловьиным: с этого дня начинают петь соловьи.

Юноша 3: 22 мая. День Николы Весеннего. В этот день ждали хорошего дождя для доброго урожая.

 (Юноша 3 и Девушка 2 уходят. На сцену под весёлые наигрыши выходят три группы детей. Сценка «Весенние заклички»)

1 -я группа (несёт шест с лентами и колокольчиками):

Благослови, Боже,

Нам весну кликать!

Благослови, Боже,

Нам весну гукать!

Ой-ле, лё-ле, лё-ле,

Нам весну гукать! Гу-у!

2-я группа (несёт шесты с рисованными птицами):

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

3-я группа (несёт веточки берёзы):

Ой,  Весна  моя,

Ты Весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей

Приходи!

Солнцем, светом озари!

Дети образуют большой круг. Начинается движение влево хороводным шагом.

Все:Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью

(останавливаются лицом в кругу)

Со льном высоким

(поднимают веточки и шесты),

С корнем глубоким (опускают),

С дождями сильными

(идут в круг),

С хлебами обильными!

(расходятся).

(Общая закличка с круговым движением влево повторяется. После повтора все дети становятся в «ручеёк»).

Звучит музыка из мультфильма «Князь Владимир». Входит Весна, проходит в круг через  «воротики» из веточек берёзы.

1 -я группа: Весна-красна,

Где бывала?

Весна:  В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила!

       2-я группа: Весна-красна,

На чём пришла?

Весна: На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жёрдочке, на бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

3-я группа: Весна-красна,

Что нам принесла?

Весна:  Соху, борону

И кобылку ворону,

Солнца клочок

И соломки пучок!

Все: Весна-красна,

Что в подарок припасла?

Весна:   Главный праздник -

Свята Пасха!

Ещё праздник -

Свят Егорий!

Ещё праздник -

Свят Никола!

(Все участники сценки берутся за руки, кланяются и уходят ).

Ведущая:   Уважаемые гости, участники нашего праздника, вот мы и встретились с весенними праздниками. Весна – утро природы, пора цветения, роста трав и деревьев.

Под малиновым кусточком,

Шелкова трава растёт

Под рябиновым кусточком

Цветник розовый цветёт.

Под малиновым кусточком

Наша пряха нить прядёт.

В народе говорят: «какова пряха, такова и рубаха. А как получали ткань для рубахи? Вот вам следующие задание: вот набор из рисунков -  расположите их в правильном порядке (по вашему мнению) и склеив кадры составьте фильм «Как получали ткань для рубахи». Время на выполнение задания – 5 минут.

(Девушки  и юноши раздают командам участницам  конверты с заданиями. (Приложение 2). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс)

Ведущая:  Проверяем  задание. Правильный ответ на экране: 7-3-4-6-2-1-5)

Ведущая:  Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Команда, которая  лучше всех справилась с заданием - получает жетон зелёного цвета. Мы с вами познакомились с весенними праздниками. А теперь продолжаем  путешествие в глубину времён.  

(Звучит  Гершвин «Летний день». На сцене Юноша 1 и Девушка 3. Их  рассказ сопровождается видеозаставкой «Лето».)

Юноша 1: Лето. Июнь — хлеборост. Июль — страдник. Август — хлебосол, разносол

Девушка 3: Конец весны — начало лета (май и июнь) — время новых праздников, отмечен ных в народном календаре края по-особому. В числе первых по времени значится Вознесение Господне, именуемое в ряде регионов как «Взвесенье», «Ушествие», «Вшествие», «Шестие» — праздник, в котором христианское и язычес кое начало переплетены воедино.

Юноша 1: В Валуйском районе на Вознесение из «куги», «акучи», (камышевой травы, ра стущей вдоль реки Оскол) делали чучело «кукушки». «Обряжали» ее как девушку: в девичий наряд, украшали ленточками, цветными лоскутками. Затем девичья «процессия» направлялась в сад, где чучело «кукушки» укреплялось на плодовом дере ве «на всю неделю» до Троицы. Примечательно то, что в Колосково, например, рядом с «кукушкой» девушки усаживали «кукуя» (чучело, одетое в мужской наряд), после чего кумились.

(На сцену под весёлые наигрыши выходят четыре девочки. Сценка «Кукушечка»)

1-я девочка:  Кукушечка – любушечка,

Научи меня летать,

Не далёко, не высоко,

Лишь бы милого видать.

2-я девочка:   Кукушечка – любушечка,

Примай нас в зелёный сад.

Кумитеся, любитеся,

Целуйтеся, милуйтеся.

3-я девочка: Ох, милая же ты моя, кукушечка,

Ох, жалобная ты дюже гуркушечка.

А как же ты дюжа жалобно гуркуешъ,

А мы же тебя все людюшки добрые слушаем

И у тебя спрашиваем:

4-я девочка: «Ох, милая же ты, кукушечка!

Да и где же ты это в лесу летаешь?

Да и где же ты так это долго бывала?»

А как же мы тебе милая,

Как же мы дюже тебе ждем, приведаем,

А може думаешь — скоро к нам прилетишь?

На стол ставят  воду в тазике, подносят кукушку, обрызгивают её святой водой и приговаривают:

1-я девочка:   Благослови, господи,

Слава тебе, Господи,

Слава тебе, Господи,

Вознесение Иисуса Христова,

Вознеси и возлюби

Весь мир наш,

Господи, помилуй.

Девушки расходятся  по парам в разные углы сцены.

Девушки по очереди:

Давай кума, кумиться,

Чтоб век не браниться.

Разреши тебя поцеловать.

Подруги  обмениваются яйцами, одеждой, украшениями, обнимаются, целуют друг друга.

Теперь ты мне кума, я тебе кума —

Помощница на все дела.

Девушки несут «кукушку» и сажают на дерево, кланяются и говорят:

2-я девочка:  : Кукушечка, наша милая,

Как же ты мало кукуешь.

И зачем же ты рано от нас улетаешь?

И когда теперь мы услышим тебя?

По очереди все: «Слава тебе, господи!»

(Девочки – участницы сценки уходят со сцены. На сцене Юноша 1).

Юноша 1: 7    июля. В этот день родился право славный святой Иоанн Предтеча, крестивший Христа. День совпал с язычес ким праздником Купалы — то есть солнца. «Купало» — значит: сердитое, горя чее, ярое — такими эпитетами народ наградил жаркое небесное светило. Так Купала стал Иваном. Этот день прихо дился на летнее солнцестояние и был одним из самых ярких праздников года. В ночь под Купалу жгли костры, устраивали хороводы, гадания, прыгали через огонь и купались в росе для здоровья и красоты. Травы и коренья, собранные в это время и окропленные утренней ро сой, согласно древним поверьям, облада ли целебной силой.

(Без объявления композиция в исполнении хореографического коллектива «Свирель»  «На Ивана, на Купала». После выступления коллектива на сцене Юноша 1 и Девушка 2. Их рассказ сопровождается видеозаставкой «Лето»)

Девушка 3: 12 июля. День памяти апостолов Пе тра и Павла. В этот день заканчивался Петровский пост, и повсюду шумел большой праздник. Молодежь всю ночь «караулит» восход солнца: в этот день, говорят, оно переливается всеми цветами радуги.

Юноша 1: На летнее время приходится празд нование Троицы — в память сошествия Святого Духа на апостолов Христа. День Святой Троицы — пятидесятый после Пасхи. Поэтому ее называют еще «Пятидесятницей».

Девушка 3: В народном быту праздник Троицы слился с праздником древних славян — Семиком. Это древнее народное деви чье торжество приходилось на седьмой четверг после Пасхи перед днем Свя той Троицы. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета.

Юноша 1: Дома украшали бе резовыми ветками. Молодые девушки во дили хороводы в лесу вокруг юной березки, но сначала украшали ее лентами и цветами. Здесь устраивали весе лый пир — с пирога ми, яйцами. Исполня ли троицкие песни.

Девушка 3: После Троицы начиналась «русаль ная неделя». В эти дни, наполненные играми, хороводами и другими раз влечениями, девушки гадали на же нихов: плели венки и с русальными песнями бросали их в воду: чей венок всплывет — той вскоре замуж выхо дить, а чей утонул — той еще долго хо дить в девушках.

Юноша 1: 2 августа. День памяти святого про рока Ильи. Считали так: Илья лето за канчивает. Петр и Павел час убавил, Илья Пророк — два уволок. Согласно поверьям, Илья посылает на землю дожди, град, а также гром и молнию. Гром вызывает колесница святого, гоня ющего по небу нечистого духа, а мол нии — это стрелы, которыми он пора жает бесов. В Ильин день они превраща ются в различных зверей: зайцев, ли сиц, кошек, собак, волков и прочую живность.

Девушка 3: 14 августа. Первый Спас — Медо вый — один из трех праздников, по священных Всемилостивому Спасу Иисусу Христу. По примете, с этого дня пчелы перестают носить медовую взят ку с цветов. Вынимали соты из ульев, несли его в церковь на освящение и за тем угощались медом нового медосбора.

Юноша 1: 19 августа. Второй Спас — Яблоч ный — праздник Преображения Гос подня.Поспевают яблоки нового урожая, и их освящают в церкви: считается гре хом съесть хоть одно яблочко до второ го Спаса. Зато «на второй Спас и ни щий яблочко съест».

Девушка 3: 18 августа. День Евстигнея Жит ника. Говорили: одной рукой жни, дру гой сей. На Евстигнея Житника закли нали поля на все четыре стороны, при зывая на помощь крестьянину Мать-сыру землю. Жнецы искали стебель с большим числом колосьев. Его хранили весь год и с него начинали будущий сев. На Евстигнея убирали репчатый лук. Связки с луком развешивали во всех помещениях для очищения воздуха. В этот день было принято обязатель но есть сырой лук с хлебом и солью: полагали, что это укрепит здоровье и даст хороший цвет лица.

Юноша 1: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы.

Девушка 3: 29 августа. Третий Спас называли хлебным: пекли и пироги из муки нового урожая. А ещё – ореховым:  к этому дню поспевают орехи. Было и третье название – спас на полотне (холосте). В этот праздник на деревенских ярмарках устраивали торги холстяными полотнами.

Ведущая: Уважаемые гости, участники нашего праздника, вот мы и встретились с летними  праздниками. На праздники девицы и замужние женщины наряжались в красивые расшитые наряды и надевали головные уборы.

Следующие задание: каждая команда получит по две карточки с рисунками головных уборов и набор слов в конверте. Нужно сопоставить рисунок и слово – «название» из конверта  и определить название девичьих уборов и головных уборов замужних женщин. Время на выполнение задания – 3 минуты.

(Девушки  и юноши раздают командам участницам  конверты с заданиями. (Приложение 3). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс)

Ведущая:  А теперь пришло время проверить ваше задание. Сейчас на экране появиться правильный ответ. Какая команда лучше всех справилась с заданием - получает жетон красного цвета.

Ведущая:   Молодцы, вы отлично справились с заданием. И мы  продолжаем  путешествие в глубину времён.  Внимание  на экран.

(Звучит  А.Вивальди «Осень». На сцене Юноша 2 и Девушка 1. Их  рассказ сопровождается видеозаставкой «Осень».)

Юноша 2: Осень. Сентябрь — хмурень. Ок тябрь — желтень. Ноябрь — полу зимник

Девушка 1:  8   сентября.  Наталья Овсянница. В этот день заканчивали уборку овса. На Наталью Овсянницу было принято варить овсяный кисель и печь блины.

Юноша 2: 13   сентября. На день Куприяна обычно на чинают дергать корнеплоды, ко пать картофель.

Девушка 1:  14  сентября. Симеон Столп ник    получил прозвание «Летопроводец». Святой Симеон лето провожает, бабье лето начинает. В этот день вечером было принято гасить старый огонь, а утром зажигать новый, добытый по этому случаю, как в глубо кой древности, трением.

Юноша 2: 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы — Осенины (по-другому Оспожинки) — древний праздник уро жая. Обычно он отмечался обильным угощением.

Девушка 1: 27 сентября. Праздник Воздви жения Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение осень навстречу зиме двигает.

Юноша 2:7 октября. Фёкла Зарёвница. В старину этот день отмечал ся как большой веселый праздник. Це лый день крестьяне не работали, а к по луночи зажигали огонь в овине и начи нали молотьбу.

Девушка 1:  По неосторожности на Фёклу спа лили не один овин, за что ее и прозва ли Зарёвницей. В этот день овин — именинник. Варили работникам ка шу и угощали их. Говорили: на Зарёвницу хозяину — хлеба ворошок, а мо лотильщикам — каши горшок.

Юноша 2: 14 октября. Покров — праздник Пресвятой Богородицы, радеющей за человека перед Иисусом Христом: она простирает покров над всем родом че ловеческим.

Девушка 1:  Покрова Пресвятой Богородицы в народном быту связаны со снежным покровом земли, окончанием сельских работ и летних карагодов, началом зимних посиделок и, конечно же, с периодом свадеб. Не случайно Покров день на Белгородчине издревле почитался за покровителя свадеб. И это было обусловлено окончанием полевых работ, когда закрома и амбары полны и жив ность во дворах подросла, ибо свадьба требовала немалых расходов. С Покрова ми девушки связывали предстоящее замужество.

Юноша 2: 11 ноября. Аврамий Овчар и Настасья Стригальница считались покровителя ми овцеводства: начиналась стрижка овец.

Девушка 1:  21 ноября. На Михаила Архистрати га, предводителя небесного воинства, часто выпадал белый, пушистый снег: тогда говорили: «Михайло приехал на белом коне».

(Юноша 2 и Девушка 1 уходят. На сцену под весёлые наигрыши выходят три девушки. Сценка «Сватовство». Девушки рассаживаются и начинают заниматься кто чем: одни прихорашиваются, другие любуются украшениями, к ним выходит юноша с палкой, изображая старика. Подходит «ста рик» к одной из них) .

Старик: Кхе, кхе.

1-я девушка:  Чего ты, старый, кашляешь?

Старик:  Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж?

1-я девушка:  Я не умею ни то лочь, ни молоть, ни по воду ходить.

Старик:  А что же ты умеешь?

1-я девушка:  Я умею спать, ле жать и песни петь.

Старик: Эх, такая жена мне не нужна.

1-я девушка:  Пошел прочь! У меня тысячи Ванечек-красавцев в деревне. Такой старикан мне не ну жен!

 «Старик» вы бирает другую красавицу.

Старик: Кхи, кхи!

2-я девушка: Чего ты раскаш лялся?

Старик: Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж?

2-я девушка: Ты что, дед, ума лишился? Я самая богатая девка в деревне, а ты - оборванец!

Старик:  Хорошая, пригожая, а что ты умеешь делать?

2-я девушка: Я умею сундуки открывать, денежки пересчитывать (показывает и любуется монета ми).

Старик: Эх, такая жена мне не нужна!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2-я девушка: Ну и пошел прочь!

Все поют, а «старик» подходит к третьей красавице.

Старик:  Кхи, кхи!

3-я девушка:  Что вы, дедушка, кашляете? Не заболели ли?

Старик:  Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж?

3-я девушка: Да возьмете ли вы меня? Я по дому мало что умею де лать: печь истопить, в избе при брать, щи да пироги приготовить, рубаху сшить...

Старик:  Вот такая жена мне ну жна!

Выходят в центр круга.

Подружки (поднимают девочку на смех). Эх, ума лишилась! За ста рого оборванца идет!

Старик:  (вынимая из кармана ко робочку). Хорошая, пригожая! У ме ня есть подарочек для тебя!

Невеста (берет из коробочки украшения). Красота-то какая!

Подружки (завидуя). Старый, а богатый!

«Старик» сбрасывает с себя заплатанную одежду и превращается, прекрасного молодца. Переполох!

Девушки (плачут и причитают).

Ой, горе, горе...

Кабы я знала...

(Молодые, обнявшись, уходят. Вслед за ними, возмущаясь и пла ча, удаляются все остальные).

Ведущая: Вот такая шуточная игра. А мы продолжаем дальше. Мы познакомились с осенними праздниками. Убрал народ урожай с полей, на улице похолодало. Всё больше люди стали собираться в избах и вечерами создавались чудесные произведения народно го творчества: расписные и резные прял ки, чудесная посуда, разрисованные гли няные игрушки, яркие вышивки и воз душные кружева...

Пришло время – поспело новое задание для наших команд. Команды по очереди должны ответить на вопросы викторины. Команда лучше всех справившаяся  с заданием - получает жетон жёлтого цвета:

1)      Назовите поселок в Белгородской области, который славится изготовле нием керамической посуды, (п. Борисовка).

2)    Сколько лет терпел, Сколько душ кормил

Где упал, там и пропал. (Горшок)

3)  В каком городе живут мастерицы Гончаровы, и что они делают из глины? (г. Старый Оскол, глиняные игрушки).

4)  Вот они, вот они!

Все очень яркие

Глиняные подарки

Как в хоровод пойдешь

Только свист издаешь. (Игрушка-свистулька)

5)   Назовите части горшка, и скажите с кем сравнивал  мастер горшок? (С человеком: шейка, горлышко, тулово, ручка, донышко).

6)      Всех кормит, а на заре сохнет. (Горшок).

7)      Чем покрывали посуду мастера и каким орнаментом украшали? (Глазурью, геометрическим).

9)   Каким орнаментом украшали мастерицы Гончаровы свои изделия? (Геометрическим).

10)  Назовите излюбленные образы мастериц Гончаровых. И почему? (коровка, лошадь, медведь, петух, барыни, баран. Лепили тех животных, которые жили рядом).

11)  Бросили кости в ямку

И собаки не гложут. (Черепки горшка)

12)    Родился — вился

Жил — мучился

Упал — убился

Нет ему ни отпевания,

Ни погребения! (Горшок)

Ведущая:  А теперь найдите на рисунке элементы старооскольской игрушки. Внимание на экран. (на экране появляется рисунок (Приложение 4.)(ответы команд)

Ведущая:  Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Команда победитель получает жетон жёлтого цвета. А мы продолжаем  путешествие в глубину времён.  (Звучит  А.Вивальди «Зима». На сцене Юноша 2 и Девушка 1. Их  рассказ сопровождается видеозаставкой «Зима».)

Юноша 2: Зима. Декабрь — студень. Январь — просинец. Февраль — снежень

Девушка 1: 1 декабря. День Платона и Романа. Была примета: если в этот день ворона ходит по дороге — к теплу.

Юноша 2: 7  декабря. В день Катерины Санницы запрягали лошадей и устраивали гонки на санях.

Девушка 1: 8  января. Святки. С этого дня после Рождества Христова вся неделя — свя точное веселье: гадали, «рядились», ко лядовали.

Юноша 2: На Белгородчине зимние Святки — один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось — коли дни на зимние святки весе лые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки «убирались» в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, кишки (свиную домашнюю колбасу), окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печево («бабышки», «куличики» — маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи. Мужчины наводили порядок в хозяйственном инвентаре, «обихаживали» домашнюю живность.

Девушка 1: Заканчивались зимние Святки Крещенским сочельником (18 янва ря), водосвятием, «голодной» кутьей и святочными гаданиями. Эти дей ства должны были способствовать укреплению здоровья, материаль ного благосостояния семьи.

Юноша 2: Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно. Вероятнее всего, это объясняется действами, происходящими в церквях и на водо емах. Крест — главный символ праздника. На реках и прудах «Ердани» делали прорубь — «ополонку», «прорубку», очень часто в виде большого креста. В ряде регионов края за несколько дней до Крещения мужчины мастерили ледяной крест, используя для этой цели специальную форму из досок, клали ее на краю проруби и постепенно заполняли водой. Когда вода в форме замерзала, доски снимали. Получался ледяной крест, который и устанавливался у проруби. Его обильно поли вали насыщенным красным свекольным соком («рассолом», «отваром»), чтобы издали был виден.

Девушка 1: Вода в проруби освящалась, и каждый селянин старался набрать этой «целебной водицы», чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. Более того, в Валуйском районе, например, одежду больных членов семьи надлежало оку нуть в «Ердани». Это считалось хорошим знаком к выздоровлению.

Юноша 2: 7 февраля. День Григория Богослова особенный: каков он с утра до полудня, такой будет первая половина зимы, погода с полудня до вечера расскажет о второй ее половине.

Девушка 1: Символом приближающейся весны были наполнены обряды друго го праздника — «Сретения Господня» (в народе — Устреченья) — 15 фев раля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются, «Зима с весной встречаются впервой». Хотя и знали, если на Макария (1 февраля) ясно — весна ранняя, а Аксинья полузимница (6 февраля) — перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна. И все же по погоде на Сретение судили, кто одержал победу: зима или лето.

Ведущая: Вот такие весёлые зимние праздники. Дети и подростки, чуть позже — взрослая молодежь,  в зимние Святки совершали обряд «колядования». Само название «Коляда» относится к древнеславянскому обо значению солнца, а колядовать — значит петь величальные песни-здрави цы хозяевам дома. В каждом регионе  нашей области эти поздравительные песни на зываются по-разному: колядки, овсени, виноградья.  

(Без объявления композиция «Коляда» в исполнении хореографического коллектива «Свирель»).

Ведущая: И новое задание для наших команд. Для следующего конкурса Вам нужно объединиться в две команды ВЕСНА-ЛЕТО и ОСЕНЬ-ЗИМА. Сейчас я вам раздам готовые сценарии рождественских колядок. Вам нужно разыграть театр-экспромт. Наши помощники помогут вам в этом. Команды лучше всех справившиеся с заданием - получают жетон синего цвета. Время на подготовку -10 минут.

(Команды  готовятся к выступлению. Девушки  и юноши оказывают помощь в подготовке(Приложение 5.)

Ведущая: Первыми выступает объединённая команда ВЕСНА-ЛЕТО.

Ведущая: Вторыми выступает объединённая команда ОСЕНЬ-ЗИМА.

(проводится театр-экспромт)

Ведущая:  Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Как видим, праздники на Белгородчине — это необычайно многогранная совокупность языческих и христианских обрядов, отголоски которых во многих своих проявлениях бытуют и сегодня. 

(Звучат  «Традиционные плясовые наигрыши»).

Ведущая: Обрядовый фольклор Белгородчины — одно из наибо лее уникальных явлений традиционной культуры края. Обряды сопро вождали наших предков с момента появления на свет до самой кончи ны, организуя трудовую, социальную и личную жизнь людей.

Мы завершаем путешествие в глубину времён и подводим итоги наших конкурсов. Команды подсчитайте число жетонов. Итак, победила команда _______________________________________________________. Мы поздравляем победителей и дарим всем на память маленьких матрёшек.

На сцену выходят три девушки  и три юноши 

Юноша 1:  В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели песни, танцы

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Юноша 2: Дни общенья — счастья вехи,

 Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.

Юноша 3: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Девушка 1: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Девушка 2: Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси —

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Девушка 3: Жизнь такая — не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Все, что было вспоминая,

Пусть живет страна родная

Очень русская, земная,

Все: В мире лучшая страна!

Ведущая: И закончить наше мероприятие хочется словами Евгения Степановича Савченко: «Перевернута еще одна страница древней Белгородчины — неотъемлемой части великой России. Но в отличие от людей земля не стареет, не вет шает, не умирает. От века к веку стараниями людей она молодеет, хорошеет, становится все бо лее удобной и комфортной для жизни. Нам не дано провидеть, какой будет область через 270 лет. Но убежден: это будет прекрасная земля прекрасных людей. Пока жива Россия, будет жить Белгородчина. А Россия — бессмертна!»

(Без объявления на сцене воспитанница МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района» Соболева Дарья с песней «Родное Белогорье». Исполнение сопровождается видеоклипом)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Синие карточки:      

ДЕКАБРЬ

  1. студень (студеный месяц);
  2. зазимник (начало зимы);
  3. стужайло.

ЯНВАРЬ

  1. сечень (сечет зиму пополам);
  2. сичень (сечь снегом и морозами);
  3. просинец (возрождение солнца, дни становятся длиннее, светлее).

         ФЕВРАЛЬ

  1. лютень (лютые морозы);
  2. вьюговей (сильные метели, вьюги)-
  3. бокогрей (солнышко с боков при гревает).

     Зеленые карточки:

МАРТ

  1. зимобор (зима с весной борется)
  2. протальник;
  3. весновей.

АПРЕЛЬ

  1. березозол (злой для берез);
  2. капельник;
  3. снегогон.

МАЙ

  1. травень;
  2. цветень;
  3. пролетень

Красные карточки:

ИЮНЬ

  1. изок (месяц кузнечиков);
  2. разноцвет;
  3. хлеборост.

ИЮЛЬ

  1. сеностав;
  2. жарник;
  3. липец.

АВГУСТ

  1. жнивень;
  2. серпень;
  3. зорник (холодные зори).

    Желтые карточки:   

СЕНТЯБРЬ

  1. рябинник;
  2. рюинь (дерево, дающее желтую краску);
  3. хмурень.

ОКТЯБРЬ

  1. листопад;
  2. грязник;
  3. свадебник (в октябре свадьбы иг рали).

НОЯБРЬ

  1. грудень (глыбы замерзшей земли);
  2. ледостав;
  3. полузимник (уже  наполовину зима)


Приложение 2

Ткали холст  

Пряли нитки  

   Выдернули лён с корнем

Отмочили в речке и высушили на лугу

 

 

Шили рубаху

Вытрепали  лён

Посеяли льняное семя


Приложение 3


Приложение 5.

1-я команда КОЛЯДУЮЩИЕ (С поклоном)

Здравствуйте, люди добрые, можно зайти поколядовать?

Колядующие (по очереди)

1.  Ой, басенька, Коляда,

Глянь, хозяин, ты сюда:

Будь, хозяин, ты богатым,

Греби денежки лопатой.

2. Глянь, хозяюшка, сюда:

Будь пригожей и здоровой,

Копи счастье да обновы.

3. Ой, баусень, Коляда,

Глянь, малыш, скорей сюда:

Маму-папу будешь слушать –

Купят лакомств и игрушек.

4.  Ой, баусень, Коляда,

Поглядите все сюда:

Саду да огороду -  урожая,

А вам здоровья и счастья желаем!

Колядующие: Маловато, хозяюшка! Не по достатку одарила, пожадничала.

Колядующие (поют)

Щедрики-ведрики,

Дайте варенья нам,

А варенья если нет,

Дайте пряников, конфет.

А конфеток маловато – дайте жвачек, шоколада.

А не дашь пирог – снега вытрусим мешок

На ковёр и на кровать –

Долго будешь вспоминать!

Хозяйка: Нет, нет гости дорогие!

Колядующие:

Ах, спасибо Хозяюшке

За мягкие пирожки!

Ай, люли, ай люли,

За мягкие пирожки!

Да спасибо тому

Кто хозяин во дому!

Ай, люли, ай люли,

Кто хозяин во дому!

ВСЕ (поют)С рождеством вас, люди,

Счастливы вы будьте!

Радуйся, ой, радуйся земля,

Сын божий народился!

Радуйся, ой, радуйся земля,

Сын божий народился!

2-я команда

Колядовщики. Можно ли у вас по-колядовать?

Хозяин. Можно! Проходите, гости дорогие!

Колядовщики заходят в дом, но не проходят в комнату, где будет ос новное действие.

Колядовщики. Здравствуйте, хо зяева дорогие! Не мало ли вас, не хватает ли нас? Мы пришли с Новым годом поздравить, повеселить да по забавить!

Поют колядку.

Заходила Коляда

К Ивану во двор,

У Ивана во дворе

Три терема стоят.

Как во первом терему

Месяц-батюшка,

Во втором терему Красно Солнышко.

Во третьем терему - часты звездо чки.

I       колядовщик. Месяц-батюшка — (имя хозяина).

II   колядовщик. Красно солнышо - его женушка (имя хозяйки).

III  колядовщик. Часты звездочки - их деточки (имена детей).

Колядовщики проходят в комна ту, осматриваются.

I                  колядовщик. Всякий дом хозяи ном хорош!

II  колядовщик. Хозяин добро - и дом хорош! Хозяин худ - и в доме тож.

III   колядовщик. А у плохой хо зяйки и муж-то под лавкой валяется.

IV     колядовщик. В этом доме сра зу видно - порядок и достаток. Да, порядок человека не портит!

V      колядовщик. В мошне густо, так и в доме не пусто!

VI    колядовщик. У кого густо, а у нас-то пусто!

Поют третью колядку.

Аи ду, аи ду-ду, А я в хату иду. Печка топится Блинов хочется.

I   колядовщик. Дайте колбасу, до мой понесу.

II    колядовщик. Дайте другую - я пощедрую.

III колядовщик. Дайте и третью, не гоните плетью.

IV     колядовщик. Дедушка будет есть, бородою тресть, усами кивать, да вас вспоминать!

V    колядовщик. Мы - колядовщи ки, без проказ ни на час!

I              колядовщик. А вы, хозяева доро гие, за шутку не сердитесь, в обиду не вдавайтесь!

II   колядовщик. За хлебом-солью всякая шутка — хороша!

Ш колядовщик. Стоит тебе, хозя ин, крякнуть да денежкой звякнуть, уж мы тебя развеселим-потешим.

IV колядовщик. Щедрики-ведри-

Дайте вареники!

V    колядовщик. Вареников мало! Дайте кусок сала!

VI     колядовщик. Сала - мало! Ветчинки-колбаски, Ложечку кашки.

Мальчики (грозно).

Не дадите пирога -

Мы корову за рога,

А свинью за хвост,

Уведем ее под мост!

Все. Спасибо вам, хозяева дорогие!

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю! (посыпа ют зерном)

Уродись, пшеничка,

 Горох, чечевичка,

На поле - копнами!

На столе - пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

Новая година,

Будь деловита,

Из радостей сшита,

Добром покрыта,

Горем не разбита!

IV    колядовщик.   Желаем жить, богатеть, добра наживать, избывать!

V     колядовщик. Добру расти, по норам ползти!

VI    колядовщик. Вашим пожиткам дай Бог прибытка!

Все. С Новым годом! Посыпают хозяев зерном. Уходят. с песней.


Приложение 4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоторепортаж "Будни и праздники 5 А класса"

 Мой недолгий рпыт как классного руководителя....

Презентация "Школьные будни и праздники"

В данной презентации представлен материал о школьной жизни 6 класса...

Будни и праздники школы

Статья в "Учительскую газету" по теме: Будни и праздники школы"...

Сценарий праздника «Самый близкий и родной человек», посвященного Дню Матери.

Тема материнства — одна из самых главных тем в жизни, потому что она близка всем людям. Сколько будет поколений, столько и будет к ней обращений.Особенно благодатн...

декоративно – прикладное искусство в будни и праздники

значение оберегов в жизни человека. работа с природным материалом - соломкой. Исследование. Игрушки из соломки их значение в обрядах...

Сценарий праздника "Самый-самый"

Сценарий выпускного вечера "Самый-самый"...

Сценарий речевого праздника "Заочное путешествие по реке "Енисей".

Методическая разработка предназначенна для педагогов, работающих с глухими  и слабослышащими учащимися....