сценарий Забытый автор
методическая разработка (10 класс) по теме

Посвящен жизни и творчеству Алексея Ивановича Фатьянова. Жизнь человека, родившегося до революции, воспитывавшегося в любви и ласке, оказавшегося потом в нищете, без средств к существованию... Биография Фатьянова дает возможность показать, как можно строить жизнь и судьбу, а его песням и сейчас есть место в нашей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mks5.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ

«НАДЕЖДА»

Сценарий праздника

Забытый автор.

Подготовила: педагог-организатор школы «Надежда»

                             Шох Ольга Викторовна

2012г.

г. Коломна

Цель: сохранение и развитие школьных традиций, знакомство с историей страны. Реализация творческих задатков учащихся, формирование навыков умения работать в команде, сплочение школьного коллектива, развитие познавательной активности, развитие эмоциональной сферы подростков. Организация досуга учащихся.

Оборудование: пластинки, фрагменты фильмов «Весна на Заречной улице», «Солдат Иван Бровкин», «Свадьба с приданым», «Дом, в котором я живу». Подборка песен, стихотворные тексты, фотогаллерея, мультимедийная установка, аккордеон, презентация «Родина Фатьянова»

Подготовительный этап. Сначала был найден текстовый биографический материал, благодаря которому были подобраны фрагменты  художественных фильмов, в которых звучали песни на слова Фатьянова. Стихотворения А.И.Фатьянова были оформлены в папку «Слова Фатьянова». Прослушали песни на слова Фатьянова, отобрали песни для исполнения детьми, взрослыми, запись исполнения самого поэта. При подготовке к празднику ознакомили учащихся с информацией о музее в Вязниках, о существовании песенного конкурса на его родине. Учитель слесарного дела рассказал ребятам о ценности финского леса. Девочкам на уроках швейного дела рассказали о льняных тканях. Сделали презентацию « Родина Фатьянова». Праздник проводился в 2009 году.

Ведущий: Магия чисел порой удивительна. Мы живем в 2009 году. Человек, о котором сейчас пойдет речь, родился в 1919 году, умер в 1959, прожив короткую жизнь - 40 лет. Его помнят близкие люди, но не только они, потому что в доме каждого россиянина много лет звучали песни, в которые он вложил душу. До сих пор люди смотрят кинофильмы:  «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданным», «Дом, в котором я живу», «Солдат Иван Бровкин», к которым он писал песни. Звали нашего героя Алексей Иванович Фатьянов.

 

Ученик: Каждый человек имеет родное гнездо, и от того, каким оно было, зависит вся его дальнейшая жизнь. Так что речь сейчас пойдет о старине. В местности Ромодань на Владимирской земле стояло иконописное село Мстера. Отсюда из иконописных мастерских расходились по всей стране написанные по-старинному образа. Владел этими мастерскими и Николай Иванович Фатьянов, дед нашего героя. Хозяева цехов знали иконы, умели их писать по-старинному, строго следили за порядком. Рассказывали такой случай. Поставил подмастерье недописанную икону богоматери вниз головой, а мастер заметил, и велено было подмастерью за безалаберность самому постоять вниз головой, чтоб не повадно было. Однако со временем промысел дрогнул, а затем и прекратился, и Фатьяновы завели меднопрокатную фабрику.

Ученица: У каждого человека дедушек двое. Дед нашего героя по материнской линии звался Василием Меньшовым. Домом Меньшова начиналась деревня Малое Петрино, окраина города Вязники. Дому этому не было и нет сносу, строился он из финского леса, лучшего для строительства.

 СЛАЙДЫ ВЯЗНИКОВ.

                                                                                   Ученик : «Мой туесок только с виду невысок – он по колено в земле стоит!» - утверждал дед Василий.

В доме было пять больших комнат с изразцовыми печами, просторная кухня. Имелись каменная баня, погреб, усадебные постройки, вишневый сад. Василий Меньшов был знаменитый в мировой льнопрядильной промышленности эксперт по качеству льна. Мальчиком тринадцати лет он был отправлен на льнопрядильную фабрику, потому что прокормиться от земли вся семья не могла.

Чтение по ролям:

-И в кабак – ни ногой – дернул Васю за ухо отец.- А то-ть…мастеровой, он что курица: где ходит, там и напьется! Слыхал ли?

_-Слушаю, тятенька

-Ну и с богом. А нам судьба от земли кормиться!

Ученик: Из мальчика на побегушках и подмастерья вырос Василий до мастера. Версты тканей и полотна проходило через руки подростка. И оказалось, что у него были необычно чувствительные подушечки пальцев рук. Василий на ощупь мог определить одними кончиками пальцев: какого качества лён, где вырос, когда собран, сколько лет пряже, какую обработку она прошла и где.

Ученица: Он ездил по разным странам, закупал лен, заключал договоры на готовые изделия. При всем при этом вид имел диковинный: борода лопатой, валяная шапка, поддевка, яловые сапоги. Меньшов никогда не пил горькой, а руки свои берег и одевал в мягкие перчатки. Даже в сильный мороз не грел озябших пальцев о раскаленные изразцы. Благодаря своей чудесной особенности он и сумел заработать состояние.

- Не штука деньги, штука разум,- говорил он своим детям. В доме деда Василия и родился наш герой Алексей Иванович Фатьянов.

Звучит запись песни «Сын» в исполнении А.Фатьянова.

Ведущий: Приметы таких жилищ, как дедов дом ,их обитатели помнят всю жизнь, куда бы не занесла судьба. Так и Алексей говорил, что в дедовском доме каждая дверь имеет свой голос, каждая половица скрипит по-своему.

-Я оттого такой высоченный,- говорил он позже своей жене,- что высота потолков здесь пять метров! Я, Галка, как истинный росс – на семерых рос, да тебе одной достался! Смеясь, брал ее за талию сильными руками и поднимал к потолку: Москву видишь?

На дедовы деньги построил отец Алексея в Вязниках двухэтажный каменный дом и открыл первый в городе синематограф, т.е. кинотеатр, не потому ли сотрудничал Алексей всю жизнь с кинематографом?

 

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Весна на Заречной улице» с песней «Когда весна...»

Ученица: Ребенок рос в мире любви и согласия. Отец покупал музыкальные инструменты и сам, и все дети музицировали и пели. Он выписывал книги для семейной библиотеки, и Алеша рано научился читать. Смеясь, он рассказывал своей жене такую историю:

Чтение по ролям:

«-Отец говорит мне – Ты еще «Капитана Фракасса» не читал. Вот возьми в библиотеке и прочти.

Я ему: Читал!

Он: А ну, сын, перескажи.

Я – бах! Выкладываю.

Он удивляется: «Детские годы Багрова-внука»?

Я: Тоже прочитал!

Он бровями шевелит, губы поджимает и новые книги выписывает. Но скоро наступило нелегкое время: революция, гражданская война. Тревожась, отец говорил сыну:

-Не бойся, Алеша, руки-ноги есть, проживем…Не привыкай, сын, к сладкому – тогда ему всегда рад будешь. Привыкнешь – радость потеряешь»

Ученик: Алексей писал: Все свое детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Алексей Иванович утверждал, что у них в Малом Петрине все парни – гармонисты-слухачи. Разве что рождаются без гармони. Никто специально музыке не учился, но каждый умел играть «на слух», без нот.

Слайды с фотографиями А.Фатьянова.

 Кадр из фильма «Иван Бровкин», песня «Парень непутевый».

Ученица: Обычной была простая народная вежливость – выходя на улицу, все приветствовали друг друга поклонами, мужчины приподнимали фуражки со словами «Доброе утро». Здесь в Петрине научился он особому способу приготовления грибов: на сковороду, стоящую на углях костра, сыпали грибы и постепенно добавляли новые. Грибы готовились без масла, а вкус у них был необыкновенный. А какую радость давала ему река Клязьма! Алеша бегал к рыболовам, с неутомимым любопытством наблюдая за ними. Так принимал он в душу состояние рыбалки, где ловится не только рыба, но и особо светлые мысли и озарения. Там, у костра, на берегу Клязьмы, Алексей становился поэтом.

 Запись песни «У старых кленов», слайды Клязьмы.

Ведущий.: Детство Алеши пролетело быстро. В те годы оно заканчивалось в десять лет. Когда дом в Вязниках у семьи отобрали, все перебрались в пригород Москвы. Здесь кроме обычной школы Алексей стал посещать музыкальный и драматический классы. Здесь он серьезно увлекся голубями. Подростки любили кормить голубей пшеном изо рта, а родители сильно ругали их за расточительность. Пацаны хотели наладить голубиную почту, ведь тогда не то, что телевизора, радио в стране не было.

Ученик: Алексей был крупнее сверстников по телосложению и никогда не дрался, чаще растаскивал задир и утирал разбитые носы, как взрослый. В 16 лет он лишился матери и стал жить в Москве у сестры. Жили очень бедно. Алексей говорил в ту пору сестре:

- Наталья, я выучусь и не дам тебе жить в нищете. И в гроб положу тебя в котиковой шубе. Так в ту пору он понимал благополучие…

В 16 лет он стал студентом, бедность не отступала и Алексей писал:

  Я сам починял ботинки

  И ставил на брюки заплаты

  И, чтоб не заплакать от горя,

  Читал юмористов на сон…

Ученица: Костюм был один, когда Алексей его стирал, то сидел дома, выйти на улицу было не в чем, и туфли были одни, да и то парусиновые. В дальнейшем Алексей никогда не откладывал деньги и никогда их не копил. За два года он окончил театральную студию и стал профессиональным актером, а дальше – армия.

Ведущая: Увлечение стихами не проходило, да к тому же, очень часто вместе со словами появлялась мелодия. Алексей обладал природным чувством песни, даром редким.

 ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «В ГОРОДСКОМ САДУ»

Фатьянов умел использовать в песне разговорную интонацию, а все его песни помогали людям жить, скрашивали тяжелые будни.

Знаменитые разговорные интонации вы сейчас услышите в песне «Разговорчивый минер»

Звучит запись песни.

В 1953 году на экран вышел фильм «Свадьба с приданым». По нынешним меркам это мюзикл. А прежде фильма был спектакль. Шли репетиции, артист, игравший простоватого гражданина Курочкина, горделиво прохаживался по сцене и напевал: «Давай, товарищ, закурим по одной», что никак не вязалось с мирным фильмом. Композитор Борис Мокроусов пригласил на репетицию своего друга, Алексея. А на следующий день он пришел с готовой песней и спел песню, которая сразу же понравилась всем.

 

Послушайте КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА.

Выступление в народном костюме ученика, поющего куплеты.

Многие песни Алексея Фатьянова народ полюбил. Но все эти песни были про обычные человеческие чувства, поэтому Алексею Ивановичу нередко доставалось за то, что не пишет хвалебных песен. А простые люди часто пели их на улицах. Послушайте одну из песен Фатьянова в исполнении нашего библиотекаря.

У меня в руках старая пластинка с этой песней. К сожалению, послушать мы ее не можем. Нынешняя аппаратура ее не читает, да и качество записи стало очень низким, потому что пластинки «запиливались»  от частого прослушивания. На этой пластинке всего одна песня, а на вот этом диске – 150. Наш быт изменился! Так сложилось в жизни, что песни, которые люди поют часто, теряют авторов слов и музыки и становятся народными. Готовясь к сегодняшнему дню, мы собрали целую коллекцию песен, жизнь которым дал Алексей Иванович Фатьянов.  Это значит, что и его жизнь и творчество достойны самого пристального внимания и поэтому сегодняшний праздник положит начало концертной программе, посвященной 65-летию Победы, ведь Фатьянов – не только поэт-песенник, он – фронтовик, прошедший все войну и демобилизовавшийся только в 1946 году. В заключении мы споем все вместе песню, которую уже полюбили. Это песня из кинофильма «Небесный тихоход».

Исполняется « Песня пилотов».

Литература:  Михаил Львов, «Поэт А.Фатьянов»,м.,Худ.литература,1983

Сафошкин В. «Когда весна придет..»,М,Эксмо, 2005

«А.Фатьянов.Стихи и песни», М.,Советский писатель», 1962

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера встречи выпускников «Забытая мелодия детства»

Сценарий вечера встречи  выпускников«Забытая мелодия детства»(Звучит  мелодия «Вечер школьных  друзей»)Ведущий.  Забытые мелодии детства, для каждого  звучат по-разному....

Сценарий музыкально-летературной композиции: "Никто не забыт и ничто не забыто".

Сценарий посвящён памяти павших в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

конкурсная презентация"Первая мировая война 1914-1918 (забытая война), автор Степанова Ольга Владимировна, учитель истории МБОУ "ИСОШ №1 им. Н. П. Наумова"

материал включает 10 слайдов: Тройственный союз; Антанта; повод к войне-Сараевское убийство; основные сражения: На Сомме, Марне, Ипр, Брусиловский прорыв, Верден; военная техника;Компьенский мир....

Классный час "Никто не забыт. Ничто не забыто" Автор: Толмачева Людмила Владимировна

Классный час "Никто не забыт. Ничто не забыто" Автор: Толмачева Людмила Владимировна...

Все новое – это хорошо забытое старое. Авторы: Ерофеева А.А., Покасова С.В.- учителя МБНОУ «ГКЛ» г.Кемерово

Внеклассная работа по иностранному языку занимает важное место в учебном процессе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практически...