"Чтобы помнили!"
методическая разработка (11 класс) по теме

Мероприятие посвящённое В.О.В. для старших учеников школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция посвященная

Дню Победы.

Автор-составитель:                

Ряполова В.Ц.учитель музыки, зам. по В.Р.

МОУ СОШ№5 г. Балтийск

Калининградской обл.

Оборудование: слайды с фотографиями о В.О.В. и Победы, фонограмма песен: «Священная война», «Прощание славянки», «Синенький, скромный платочек», «Я сегодня до зари встану», «День Победы», запись голоса Левитана (начало войны). Фрагмент кинофильма «Звезда» (последний бой на крыше голубятни).

Гости: ветераны В.О.В., шефы школы- воины Морской пехоты ( так же приглашены и  для участия в  литературно-музыкальной композиции), «Юные моряки « уч-ся 2 «А» и 3 «А» классов школы. Совет Старшеклассников организации «Юность», старшеклассники 9-11 классов. 

Вед.  Еще тогда на не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты подарили вы планете

Великий Май!  Победный Май!

Дорогие друзья! Сегодня наша страна отмечает День Победы!   Весь мир празднует с нами этот праздник.   Вы пришли сюда счастливые,  свободные граждане свободной страны. Помните, это Советская Армия победила  гитлеровскую,  это Советский народ раздавил  фашизм! Все меньше остается в живых тех,  кто сражался за нашу Родину. Тем дороже для нас присутствие на празднике почетных гостей – Ветеранов В.О.В.

        Звучит марш «Прощание  славянки» 

        Вход ветеранов, вручение цветов.

        Чтец.

Видела вся планета в тучах огня дым

Слава твоя бессмертна, воля несокрушима

Чтец

Сила твоя стальная двигалась,  как лавина

По берегам Дуная, по площадям Берлина.

Чтец.

Вы на огне горели, вы на сугробах  спали,

Многие постарели, многие в поле пали.

Чтец.

Многое нынче память восстановить не может,

Новый день для вас наступает, старый со славой прожит.

Вед. 9 мая 2009 г. В 64- раз прогремит салют  Победы! А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания  военных лет  и безмерное мужество народа. Чтец.

Клонился к вечеру закат, и белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят, не знающих не ведающих горя.

Чтец

Июнь. Тогда еще не знали мы, со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны, а кончится она лишь в 45 в мае.

Танцующие пары. Вальс.

        Музыка обрывается. Ребята застывают на месте.

        За кулисами звучит голос диктора (Левитан)

Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции  Советского  Союза. Сегодня, в 4 часа утра , без предъявления  каких-либо претензий, без объявления войны , германские войска напали на нашу страну , атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города- Житомер , Севастополь, Киев,  Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной. Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся  Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за  честь, за свободу! Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

        «Священная война» (фонограмма) 

Чтецы.

Он.  Когда же я увижу снова  твои дрожащие ресницы

        Когда же я увижу снова твои печальные глаза….?

        Что ж ты молчишь, скажи хоть слово, война велит нам разлучаться  

        Что ж ты молчишь, скажи  хоть слово, в огонь уходят поезда.

Она

        Зачем назвал меня любимой той долгожданной ночью светлой?

        Зачем назвал меня любимой? Теперь мой путь не  измерим.

        Любовь должна быть неделимой, войне любовь не разделить.

Он

        Я ухожу, чтоб возвратиться, смотри, уже пылает небо

        Я ухожу, чтоб возвратиться, над нашим счастьем поднят меч!

Она

        Я верю, встреча, повториться, с тобою буду, где б я не был,  

        Я верю, встреча повториться, как тысяча счастливых встреч!

Попурри военных песен.

Ребята исполняют песни, аккомпанируя  себе на гитарах. Все участники в костюмах военных лет. 

Песни: « Землянка», «На позицию девушка провожала бойца…», «Дороги», «На поле танки грохотали…», «Темная ночь».

Вед.  «Жестокость является благом для будущего….. Войну против России нельзя вести  по-рыцарски. Ее нужно вести  с беспощадной и неукротимой  жестокостью…Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия. У тебя  нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик, - убивай…     . дущего...вляется благом длчливых встреч!                                                                                    

Так напутствовал Гитлер своих  солдат перед нападением на нашу страну. Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха, какие получили инструкции, готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они ее переступили.

Чтец.                           Стих »Варварство» М. Джалиля

Вед. Гитлер заявил:  Дайте мне 10 лет и вы не узнаете Германию! И точно, немцы не узнали свою страну. Она вся была окутана колючей проволокой, 1100 концентрационных лагерей было  на территории фашистского государства и вне. В концлагерях, созданных гитлеровцами,  совершались различные насилия над людьми и детьми в том числе.  

Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат жене, и она тоже стреляла, иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух 2-х и 4-х летних детей и давал очередь по ним. Дочь в ответ аплодировала и кричала: « Папа, еще!»

 Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети - это дети, они не воюют, он не вооружены, они беззащитны и никакой угрозы для германского рейха не представляют. Дети это будущее нации, будущее народа, продолжение жизни на планете. Однако фашизм их зверски уничтожал. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста населения»

Чтец  Дети концлагерей представлялись удобным биологическим материалом для проведения экспериментов. Для этого отбирались более здоровые на вид. На них ставились медицинские опыты. Из них делали принудительных доноров. Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые горы кукол и другие игрушки, которые должны были пойти на переработку для производства новых вещей. А волосы убитых детей нацисты использовали как материал для набивания матрасов.

Вед. Невозможно простому человеку, не видевшему войны представить себе даже малую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации в лагерях смерти.

(Юные моряки внимательно следили за происходящем на сцене )

        Сцена « Дети за колючей проволокой»- учащиеся 3-4 классов (одежда довоенного времени). 

1—ребенок  Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей - отдельно и родителей - отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела меня  и кричит: « Это не моя дочь! Это не моя…» Меня оттащили. И я видела,  как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели,  как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Почему я не сошла с ума?      

2- ребенок. Я видела, как гнали через нашу деревню колону военнопленных. Там, где они останавливались, была обгрызена кора  деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали.

3- ребенок. Я видел, как у матерей штыками  выбивали детей из рук и бросали  в огонь.  

4- ребенок. Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, только хвост у нее был белым, а вся она была черная.

Вед. 

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады услышал мой ребенок. Мой и твой.  

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб дети  обнажались, как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили и чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней и защитят прекрасный солнца лик.

От гари пепелищ и от хатынской боли, навечно, навсегда, а не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной  канонады услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет, не надо!». Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Чтец.  Стихотворение «За честь Родины». 

Вед. Солдаты сражались за честь Родины и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках, холодных окопах. Такие молодые они встретили они грудью врага, защитили страну. Единственное, чему они удивлялись,- это тому, что с начало войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой.  

  Чтецы. 1-ый.  Двое юношей и одна девушка.

«Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев в хвост и гриву, только клочья летят. Я  здоров, все нормально, воюю как все. Скоро будет праздник и на нашей улице!»

Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова. « Уважаемая Анна Федоровна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был…»

Был. Был Игорек, Игоречек. Был сыном, ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить.

2-ой чтец.

« Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда нибудь эти строки. Но я точно знаю, это мое последнее письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем. Мы воины и не боимся умереть за Родину! Твой портрет лежит у меня на коленях, ты со мной. Ты не плачь. На могилу мою, наверное, ты не придешь, да и будет ли она - могила?

         Александр Голиков.28 июня 1941год.

3-тий. Письмо из гестаповского  застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди документов, брошенных фашистами при поспешном бегстве из Пятигорска, и переданное матери погибшей героини.

« Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов. Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей от меня, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения. Мама, МИЛАЯ! Еще раз прощай, а так хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза… Я нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите!»,- идут к нашей камере, это.… Ой, мама, прощай! Целую всю семью в последний раз! Нина Попцова.

 

Видео-матермал: фрагмент кинофильма «Звезда»

Заключительная сцена фильма « Бой на крыше голубятни».

Вед. Вспомним всех поименно. Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Минута молчания.

Песня « Я сегодня до зари встану»- в исполнении вокальной группы.

Чтецы. Стихотворение  « 1418 дней»  А. Николаева.  Дети одеты в костюмы времен войны.

        Текст.

Вед. В ходе войны Советскими вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые закончились разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг  солдата и  труженика тыла.  

Он. Мы одолели эту проклятую войну и вернулись домой, чтобы любить, растить детей и радоваться жизни.

Она. Мы дождались вас, чтобы вместе с вами растить детей и радоваться жизни.  

Он. Я должен был выжить,- чтобы встретиться с тобой, любить тебя. Мой мир из черно - белого снова превратился в цветной  и стал радостным и солнечным!

Она. Мы будем жить с тобой долго и счастливо, и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Вед. Вчитываясь, вслушиваясь, всматриваясь в хронологию этого долгого победного пути, перед глазами невольно предстают географические очертания России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Балтики, видишь перед собой всю картину измученной, истерзанной войной Европы.  И, вот  она долгожданная Победа! Весь мир вздохнул с облегчением. Враг был разбит там, откуда он начал свое зверское порабощение народов Европы,- в Берлине, в своем собственном логове.

На сцене театрализованная композиция: воин-солдат ( шефы школы-воины Морской пехоты), с девочкой на руках, все участники  сценария.

Чтец. И встал советский воин-освободитель на огромный пьедестал в берлинском Трептов-парке, прижимая к груди своей спасенную девочку, встал как символ торжества над поверженным фашизмом, как олицетворение светлых надежд всего человечества и как напоминание о старинном изречении произнесенном еще в 1242 г. Александром Невским.

Все участники хором произносят: «Кто к нам с  мечом придет, от меча и погибнет!» 

На вступление песни « День Победы» на сцену приглашаются ветераны войны.  Все участники на сцене и зрительный зал исполняют песню. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...

Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она  поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...

"Чтобы помнили, чтобы поняли" (75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Литературно-музыкальная композиция направлена на воспитание патриотизма у молодого поколения. Мероприятие посвящено памяти павших на полях сражений....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Чтобы помнили... Чтобы поняли...»

Сценарий литературно-музыкальной композиции (в рамках отчетного мероприятия кружковой деятельности)...