Академия досуга
методическая разработка по теме

Тимофеева Татьяна Александровна

 

     Сборник методических рекомендаций адресован педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, организаторам детского и молодежного досуга. В пособие включены сценарий концерта, театрализованных представлений для детей и юношества. К каждой театрализованной форме даны конкретные рекомендации по подготовке  того или иного действа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akademiya_dosuga.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи города Белова»

Академия досуга

Методика сценарно – режиссерской деятельности

2010г

Составитель: педагог – организатор  Дворца творчества Тимофеева Т.А

     Сборник методических рекомендаций адресован педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, организаторам детского и молодежного досуга. В пособие включены сценарий концерта, театрализованных представлений для детей и юношества. К каждой театрализованной форме даны конкретные рекомендации по подготовке  того или иного действа.

     Предлагаемые сценарии призваны помочь в работе педагогам – организаторам  по написанию «костяка» сценария того или иного праздника, представив им творчески использовать предложенный материал, насытив его собственными изысканиями, плодами изобретательской фантазии.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….….4
  2.  Театрализованные вечера. Методические рекомендации……….....5
  3. «Мы за чаем не скучаем», чайный вечер…………………………….6
  4. Концерты……………………………………………………………….9
  5. «Возраст мудрости», праздничный  концерт, посвященный Дню пожилых людей……………………………………………………….10
  6. Композиции…………………………………………………………...14
  7. «О русском романсе» литературно – музыкальная композиция…..15
  8. Конкурсно – игровые развлекательные программы………………..17
  9. «Эпидемия любви», шоу – программа для старшеклассников…....18
  10. Театрализованные представления…………………………………..20
  11. «Новый год в подводном мире»,театрализованное представление.21
  12. Дискотеки и танцевальные вечера…………………………………..25
  13. «Бал гусаров», дискотека для старшеклассников………………….26

Введение

    Среди разнообразных форм и видов досуговой деятельности школьников: спортивно – оздоровительной,  туристско – краеведческой,  историко – архивной, трудовой, эстетической и других – особое место занимает совместная творческая деятельность детей и взрослых, связанная со зрелищными сценическими формами.

    Эти формы интересны для ребят – исполнителей и ребят – зрителей в первую очередь тем, что включают в себя в большей или меньшей степени элементы театрализации,  игры.  Такие виды досуга развивают художественно – творческие способности детей, укрепляют их взаимоотношения друг с другом, формируют коллектив, способствуют сближению детей, учителей и родителей.

   В практике детского досуга традиционными выступают следующие театрализованные формы: композиции, театрализованные представления, концерты, конкурсно – игровые и развлекательные программы, вечера, дискотеки, праздники, которые представляются своеобразной вершиной работы сценариста, режиссера и организатора.

     Учитель часто выступает в трех лицах, которые требуют от него теоретических знаний, умений и определенных способностей. Вдумчивый, творческий учитель может собрать интересный материал, найти свои способы подачи его на сцене, высветить оригинальными идеями и приемами все эпизоды сценария. Но не каждый учитель имеет представление о специфике той или иной форме досуга, ее жанровых особенностях и отличительных чертах.

    В сборнике представлены некоторые теоретические пояснения  и методические рекомендации по написанию и постановке наиболее популярных форм театрализованного досуга.

Театрализованные вечера

   Театрализованные вечера – одна из ведущих форм досуга детей и взрослых. Само понятие «вечер» возникло из факта приятного и интересного времяпрепровождения в коллективе людей, собравшихся по конкретному случаю. Постепенно слово «вечер» приобрело жанровую окраску, и в досуговой  практике сформировалась такая разновидность массового, тематического отдыха как разного рода вечера.

  Вечера различают по содержанию, структуре, методике проведения. Вечера можно подразделить на следующие виды: а) вечер социально-значимого содержания; б) вечер военно-патриотического направления и содержания; в) вечер, посвященный юбилею учреждения; г) вечер морально – этического содержания; д) вечера литературные, музыкальные и т.д.; е) спортивные, развлекательные вечера.

  Если рассматривать вечера с точки зрения их структуры, педагоги – организаторы делят их на следующие типы: вечера тематической направленности, вечера информационной направленности, вечера отдыха и развлекательные.

     У каждого типа вечеров есть свои преимущества. В тематическом вечере акцент делается на использовании самых разнообразных средств и приемов выразительности: поэзии, музыки, кинофрагментов, хореографических номеров и т.д.  Слово ведущего приобретает особое образное значение и звучание.

   Информационные вечера более оперативны, чем тематические. А вечера отдыха нельзя лишать определенных воспитательных целей. Главное определить способ включения в них познавательной информации.

  Вечера отдыха чаще всего бывают танцевальными, игровыми, развлекательными.

  Каждый вечер, к какому бы типу он не относился, - это показатель мастерства его организатора. Педагог должен создать все условия для проявления творческих способностей участников вечера, для их полезного общения и т.д.

   Одной из специфических черт вечера является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации  аудитории. Особенно действенны и часто применяемы прием новизны (новые факты) и эффект соучастия (беседа, конкурс, пение, игра и т.д.)     Этот прием особенно хорош в детской и молодежной аудитории. Зрители становятся участниками вечера. Организаторы используют и другие приемы: массовое исполнение песни, танца, игры, включение в действие подсадного героя в зале, свободный микрофон и т.д. часто используются персонифицированные герои в качестве сквозных ведущих вечера: герои сказок, фильмов, книг, исторические деятели и др. сущность театрализации – в создании особой зрелищно – игровой ситуации.     Отсутствие приемов театрализации обедняет вечер. Для младших школьников желательно более яркое, красочное зрелище, в котором присутствует смех, юмор, а для старшеклассников одна только развлекательность не принесет ни радости, ни пользы.

Мы за чаем не скучаем

чайный вечер

Под музыку «Чашка чая» (ансамбль «Веселые ребята») начинается вечер. Все слова принадлежат хозяйке вечера.

Х.:  Сегодня у нас чайный вечер, поэтому говорить мы будет только о чае. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света. Чай возделывают на пяти континентах. Многие ли из нас правильно пьют чай? Знаете ли вы, какую пользу приносит чай? Об этом мы и будем говорить сегодня. Чайная церемония - это обряд, зародившийся в Китае. Сейчас этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведутся беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

  В Московском государстве впервые чай появился в 1638 году. Монгольский хан прямо-таки насильно вручил пакеты с чаем послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай понравился. Сначала им пользовались как лекарством, затем чай вошел в моду как экзотический напиток.

   Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид. Давайте рассмотрим картины, которые показывают это.

(Идет показ картин.)

Краса и гордость русского чайного стола - самовар. Самовар украшал дом, его изготовляли из серебра, фарфора, даже из хрусталя. Ребята, а вам знаком самовар?

           (Ответы детей).

   В 40 км от нашего села Осинцево есть поселок Суксун, где изготавливают самовары. История самовара богата и интересна. Самовары делались вручную, каждый мастер украшал его по-своему. Делали в Суксуне самовар для Монголии. У него было четыре отделения, где одновременно варился весь обед. Самовар мало чем изменился, только стал электрическим. Он состоит из пяти основных частей: шейки, корпуса, крышки, крана, конфорки( нa столах стоят самовары).

Суксунский самовар стал расписным. На заводе работает почти 100 художников. Рисуют луговые цветы и травы, ягоды, уральские пейзажи. Самовар могут расписать на любую тему. Выполняли заказ для Тюмени -рисовали оленеводов с оленями, для автозаводов - автомобили, для  банков - здание их главного офиса. Суксунский самовар шагнет с нами в XXI век. Звучит музыка «У самовара», которую исполнял  Утесов. Выходит «самовар».

С.: Здравствуйте, ребята!  Вы меня узнали? Сегодня мы вместе с хозяйкой этого дома расскажем вам про самовар, но сначала я хочу загадать загадки.

Медный бес на стол залез, По бокам вода играет,

В середине огонь толкает.

(Самовар)

Четыре ноги, да ухо, один нос да брюхо. Никогда не ест, а только пьет,

А как зашумит - всех приманет.

(Самовар)

С.: Теперь все поняли, что такое русский самовар? У каждого народа, пьющего чай, имеется множество пословиц, поговорок, которые уместно сегодня вспомнить. Например:

Самовар кипит - уходить не велит.

Пей чай - удовольствие получай.

Продолжите, пожалуйста.

(Идет конкурс пословиц и поговорок о чае.)

Х.: Чтобы решить вопрос о тайнах чая, приглашаем 6 любителей и знатоков чая.

(Приглашаются родители и дети.)

Занимайте места за игровым столом, мои помощники приколют вам эмблему нашей игры, это чайник из фольги.

 Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?»

 Правила игры: на обсуждение вопроса одна минута. За досрочный ответ - дополнительная минута.

В игре предусмотрены 2 музыкальные паузы .

Вопросы:

1. Кто открыл чай?

2. Родина чая.

3. Как правильно сказать: чайный куст или чайное дерево?

4. Какую пользу приносит чай?

5. Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

6. Какой чай считается идеальным: с добавками или нет?

7. В какой стране больше всего пьют чай?

8. Рекламу каких сортов чая вы знаете?

9. Как правильно хранить чай?

10. Как называется профессия дегустатора чая?

11. Как правильно заваривать чай?

12. Какие вам известны способы применения чая при различных заболеваниях?

После окончания игры подводятся итоги .

Наш вечер продолжается, и я приглашаю вас принять участие в следующих конкурсах:

1-й конкурс «Сбор чая» - участвуют два человека. Эту красивую пачку чая вручили тому, кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. Глаза закрыты. (Приз - чай.)

2-й конкурс «Принеси чай» - участвуют два человека. Двое любителей чая должны с закрытыми глазами перенести пакетики с чаем из одной коробки в другую. (Приз - чайник заварочный.)

3-й конкурс «Кто быстрее выпьет чай» - снова участвуют два человека. Садятся друг против друга. Нужно как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой и вприкуску с конфетой. (Приз - коробка конфет.)

4-й конкурс «Пряники по кругу» - две вазы с пряниками обвязаны одна синей лентой, другая - красной. По сигналу вазы отправляются: одна влево, другая вправо. Участвуют все присутствующие, которые делятся на две команды. (Приз - пряники.)

5-й конкурс «Перенеси бублик» - участвуют мальчики, равное количество в командах. На стульях, стоящих напротив, стоят две корзинки. В одной - бублики. Задача: одеть юбку, косынку, взять в руки корзинку, добежать до другого стула с корзинкой, положить бублик в пустую корзинку и вернуться обратно. Передать корзинку другому. Кто быстрее? (Приз - бублики.)

6-и конкурс «Веселые художники» - участвуют пять человек. У каждой команды по листу ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник, рисуете по очереди:

1-й участник - чайник;

2-й участник - ручку;

3-й участник - носик;

4-й участник - крышку;

5-й участник - раскрашивает чайник. (Приз - бублики )

Большое спасибо всем!

И наконец, давайте отдохнем от всех испытаний, что встретились нам сегодня. Приглашаю вас получить удовольствие от чашки ароматного чая!

чаепитие

Вечер  заканчивается  дискотекой.

Концерты

   Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.

   Концерт (от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование).  Любой исполнитель, выходящий на сцену, ждет признания, аплодисментов. Обеспечить успех каждому выступающему – главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.

  Концерты в досуговой практике принято подразделять на различные виды. По целевому назначению они бывают отчетными ( творческий коллектив отчитывается за прошедший сезон), смотровым (участие в смотре художественной самодеятельности), праздничными (выступление в честь праздника), юбилейными (юбилей школы, коллектива и т. д)

В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и профессиональные исполнители.

   Концерты подразделяются на следующие виды: сольные(выступление оного исполнителя),групповые (выступление группы исполнителей – ансамблей, коллективов творческих), смешанные(выступление и отдельных солистов, и групп, и ансамблей, и творческих коллективов).

   Вид концерта зависит от состава аудитории, для которой он проводится. На практике чаще всего встречаются такие виды: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории.      Организатору необходимо это учитывать, поскольку требования зрителей   многое диктуют. Для детской аудитории необходим точный расчет времени концерта, поскольку дети быстро устают; важно четко продумывать подбор номеров, их расстановку, потому что дети любят зрелищность, разнообразие, хотят больше веселых и смешных номеров многое диктуют.    Взрослая аудитория  более восприимчива к глубинно – содержательным номерам, терпима к проблеме времени концерта, если он для них интересен.

    Наибольшую сложность представляют концерты для смешанной аудитории. Различия в возрасте, уровне социальной зрелости, адаптации к жизни, уровне культуры требуют продуманности каждого номера.

Приступая к работе, нужно помнить об основных принципах организации:

- учесть время всех номеров и концерта в целом;

- при расстановке номеров учитывать организационные, технические проблемы(когда вывести хор, куда поставить рояль и т. д);

- не допускать в расстановке номеров однообразия по жанру, настроению;

- организатору важно каждый номер концерта ставить в выгодные для выступающего условия, чтобы исполнитель испытал чувство радости от выступления, имел успех;

- самые зрелищные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу;

- начать концерт с эффектного номера, чтобы захватить внимание зрителя, а каким ярким номером в концерте поставить «точку»;

- помнить о развитии и динамики концерта.

«Возраст мудрости»

 концерт, посвященный Дню пожилого человека.

  Здравствуйте, дорогие друзья, те,  кто не считает свои года, кто всегда  молод душой! 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. В этот день мы хотим поздравить  дорогих нашему сердцу людей — старшее, мудрое поколение. Пожелать вам здоровья, долгих лет жизни, больше солнечных дней, чтобы вас радовали внуки, а для грусти не осталось места.

С праздником, дорогие наши, и всего вам хорошего!

 На улице бушует осень.  И как всегда она  принесла с собой золото листвы,    успокоительную прохладу, а также дожди и тихую грусть.

  Каждое время года прекрасно по- своему,  как прекрасен и удивителен возраст каждого жизненного периода. Весеннее – детство, летнее -  юность,  осеннее - зрелость.

  Сегодня в этом зале находятся люди, чей возраст мы называем зрелым. Вспомним стихи великого поэта С.Есенина: «О возраст осени, ты мне дороже юности и лета».  Потому что возраст осени –  это мудрость, чуткость, доброта, терпение, молодость души и любовь к жизни. И все эти качества присущи всем, кто находится в этом зале.

Если жизнь полнокровна и ясна,

И душа, не сгорая, горит,

Значит,  жизнь идёт не напрасно,

Значит, всё, что болит, - отболит.

Вам не раз улыбнётся надежда,

Вас не раз обласкает заря,

С праздником, светлым и свежим,

Как счастливая стать октября!

    В этот день мы желаем вам всего самого лучшего! Вы,  пронесли сквозь трудности жизни то, чего так не хватает вашим внукам и детям, — надежду на лучшее. Только вы помогаете нам даже в самое нелегкое время жить и радоваться жизни, учите нас оптимизму и упорству. Пусть же счастье не покидает ваш дом! С праздником! Примите от нас музыкальный подарок.

Концертный номер

Нет, неправда, что осень старит,
Что седины — это печаль.
Ваши годы — земная даль,
Ваша молодость вечно с вами.
Оптимизм, присущий вашему поколению, помогает вам жить и сейчас. Я думаю, что по жизни с вами всегда рядом шли вера, надежда, любовь. А сейчас примите поздравление от …

Вас поздравляют с праздником воспитанники Дворца творчества и дарят  вам свое творчество

«Танец на песке»

Вокальный номер

Пусть прожитые годы не страшат,

Они богатство ваше и награда.

Не верьте жизненным часам – они спешат!

И в зрелом возрасте, поверьте вы – что надо!

Дорогие друзья! Сегодня все добрые слова о вас и про вас.

 И пусть хорошее настроение  не покидает вас никогда. Я приглашаю к микрофону_____________________________________________________

 А мы продолжаем наши музыкальные поздравления.

 Концертный номер

Дорогие друзья!  У людей вашего возраста не только богатая биография, но и большие семьи, дети, внуки, правнуки. Я хотела бы обратиться к вам с вопросом:

- У кого из присутствующих  больше всего внуков?

- Кто из присутствующих в зале самый богатый годами? (Кто самый старший?)

- У кого самый большой трудовой стаж?

Как это чудесно, когда есть семья, близкие люди. Ведь нет ничего страшнее одиночества. Но сегодня нас много и нет ему места, давайте улыбаться  друг другу и говорить только хорошие слова.

Вас поздравляет с праздником….

Жизнь не стоит на месте, и не беда, что посеребрила виски седина, а паутинки морщин легли возле глаз. Главное, чтобы вы всегда были молоды душой. И пусть вам теплее станет от хорошей песни.

Концертные номера

Да, бежит наша жизнь, летят незаметно дни. Грустно на душе становится от мысли: «Давно ли были молодыми?» Но давайте в минуты грусти будем просто улыбаться. Ведь улыбка – это молодость души. И сейчас давайте все вместе улыбнёмся и вспомним радостные моменты прошлого – вспомним про любовь. И поможет нам хорошая песня.

Концертный номер

1 октября отмечается еще один праздник - международный день музыки.

Без песни нам прожить нельзя.

Она помощница в работе.

И, если грустно на душе,

Вы все равно всегда поете.

Спой, гармошка, как и раньше,

Про рябину тонкую.

Пропоем мы для души

Эту песню звонкую.

Концертные номера

Совсем недавно мы отметили 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, и здесь в зале сидят труженики и труженицы тыла, которые работали не покладая рук. Спасибо вам, дорогие наши, за ваш доблестный труд, за то, что выстояли, выдержали. Примите от нас музыкальный подарок, песню

« Не отнимайте солнце у детей».

Я поняла, что секрет вашей молодости в оптимизме и трудолюбии. Оставайтесь всегда такими молодыми, красивыми, здоровыми. А сейчас сюрприз – «Рецепт вечной молодости».

«Взять радость, перемешать с оптимизмом, посыпать шуткой, смехом, добавить уверенности в себе, замешать все это на крепком здоровье, и вы будете жить тысячу лет!»

Мы благодарим вас за мудрость, терпение, ласку и большой жизненный опыт, золотые руки и добрые сердца!

Так позвольте на прощанье пожелать вам

бодрости, здоровья,

И ясных дней, что счастьем хороши,

И сохранить до старости глубокой

И жизни вкус, и молодость души!

Своею честною работой

Вы заслужили свой покой.

Живите, окруженные заботой.

И осени вам золотой!

Мы еще раз поздравляем вас с праздником и будьте здоровы!

Композиции

   Слово «композиция» переводится, как составлять, складывать.

  В современной досуговой практике композиции бывают, как одножанровые (литературные, музыкальные, хореографические), так и разножанровые (литературно – музыкальные, музыкально – хореографические и т.д.)

    Работая над сценарием композиции, режиссеру – организатору важно сначала набрать достаточно разнородного материала, соответствующего теме.  Таким материалом могут быть песни, стихи, фотографии, архивные документы, отрывки из спектаклей, хореографические фрагменты, текст ведущих.

    Порой материалы композиции выстраиваются, соблюдая хронологическую последовательность или логику развития событий. В любом случае происходит так называемый «стык» разнородного материала друг с другом и эти моменты режиссеру- сценаристу важно продумывать.

   Знание приемов монтажа помогает организатору детского досуга в творческой работе, а при работе над композицией в особенности. Например, на сцене идет рассказ о событиях на фронте, в тылу в течение одного отрезка времени; материал о мирном времени противопоставляется известию о наступившей войне, звукам бомбежки, голосу диктора и т.п.; текст о войне может переходить в песню; повторение одного и тоже отрывка мелодии -  лейтмотив композиции, эпизоды  должны стыковаться таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации.

     В школьной  практике большое место занимает такой вид композиции, как литературно – музыкальный. В них важную роль играет на только текст, литературные материалы, но и музыка, которая является вторым главным «действующим лицом», а не прости иллюстративным материалом. Поэтому музыкальный материал важно подбирать с особой тщательностью.

О русском романсе

литературно – музыкальная композиция

Звучит песня «Как упоительны в России вечера».  На столах горят свечи.

Вед.:  Русский романс… Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный.  Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к нам в душу, тревожит сердце.

Звучит музыка в исполнении В.Токарева «Свечи».

   Певоначально романсы появились в Испании. И само слово «романс» образовалось от испанского слова «романсе», что означает романский, иначе говоря, исполняемый на испанском (романском) языке. Позднее романсы овладели уже всей Европой. В России они зазвучали на русском языке, но название сохранилось.

Звучит романс «Не уходи, побудь со мною»

   Слова благодарности создателям русских романсов мы адресуем как поэтам, так и композиторам, как именитым, так и не очень. Сами авторы,  порой, не прочили им такой судьбы. Имена многих забыты, но они заслуживают нашей безграничной благодарности. Вот эти светлые имена!

   Жадовская Юлия Валериановна.  Ее стихи наполнены искренностью и простотой.  Поэтическое дарование ученицы частного пансиона не могло быть не замечено молодым учителем. Они полюбили друг друга. Учитель был сыном дьякона. И отец запретил дочери выходить за него замуж. Это событие не могло не повлиять на жизнь и творчество поэтессы.

Звучит романс «Ты скоро меня позабудешь»

   Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Доргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский – Корсаков. Известные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, также сыграли огромную роль в становлении русского романса.

Романс «Я вас любил».

    Судьбы великих поэтов и композиторов нашли свое продолжение в романсах. Средь шумного бала случайно встретились… Она – Софья Андреевна Миллер, которая была уже замужем. И он – Алексей Константинович Толстой. Вот некоторые строки из его писем к ней: « Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени. Все вокруг свет и счастье» «Посылаю тебе свою душу – да будет она всегда с тобой».

   Чайковский, не менее трепетная натура, написал музыку к этой трогательной любви.

Романс «Средь шумного бала»

  Интересна история создания романса «Я встретил вас» на волнующие слова Тютчева Ф.И. Еще в 19-летнем возрасте Федор Тютчев встретил Амалию Леркенфельд. Но так случилось, что их счастливые отношения длились недолго. Замуж выходит Амалия, женится и Тютчев. У каждого по-своему сложилась жизнь. Но будучи в 67-летнем возрасте, Тютчев встречает Амалию. Именно в это время он пишет идущие от сердца слова проникновенного романса.

Романс «Я встретил вас»

  И последний раз они встретились уже перед самой смертью Тютчева. Амалия навещала больного Тютчева. История любви русского путешественника Рязанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты не оставила равнодушным композитора Рыбникова и поэта Вознесенского.

Звучит романс «Ты меня на рассвете разбудишь»

   Кончите – 16 лет. Для обручения влюбленных необходимо было разрешение Папы Римского и царя Александра 1. Не получив его, они обручились тайно. Рязанов уезжает в путешествие в Сибирь. Там он проваливается под лед, заболевает и умирает. А Кончита ждет, она в неведении. Только спустя 36 долгих и томительных лет она узнает о смерти Рязанова. Горе ее велико:  в своем городе Сан – Франциско она стала первой монахиней. Трепетные звуки романса затрагивают самые струнки души.

Звучит романс «А напоследок я скажу»

   Вы узнали этот прекрасный романс из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс». Романс – истинное украшение многих фильмов, пьес. Фильм прошел, а романс живет.

  Незаменима роль поэта, музыканта, исполнителя Булата Окуджавы в развитии русского романса. Это имя вряд ли нуждается в особом представлении. Окуджава родился в Москве и рос на Арбате. В черные тридцатые годы репрессировали его родителей, а сын « врагов народа» уцелел. В 1942г пошел добровольцем на фронт. После войны «сыну врагов народа» дорога в Москву была закрыта. Он оканчивает Тбилисский университет. Работал учителем в деревне с зарплатой 70 рублей.  Только в 1956г, когда реабилитировали родителей, он смог вернуться в Москву. И только тогда стали появляться его песни. Окуджава современен, его песни, стихи, романсы – слушают, поют.

Звучит романс Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

    К сожалению, равнодушие стало нормой нашей жизни, мы перестали радоваться и удивляться прекрасному.  Может, такие встречи, как сегодня, сделают нас более человечными, более чуткими к окружающим, добрыми, наконец.  К словам «красота спасет мир» хочется добавить…и доброта! Будьте добрыми… И всего вам доброго! До свидания!

Звучит музыка, на ее фоне звучат стихи:

«Нет, это слезы не мои,

Жалеть – не смей.

Когда я плачу о любви,

Люблю еще сильней.

В ознобе розы на столе,

Вино в холодном хрустале.

Когда я плачу,

Люблю сильней».

Конкурсно – игровые развлекательные программы

   Конкурсно – игровые  различного рода развлекательные программы и , как сейчас принято порой их называть, шоу – программы пользуются большой популярностью у школьников и вызывают всегда самый горячий, неподдельный интерес.

     Конкурсно – игровые программы имеют внешнюю развлекательную, но и познавательную сторону , а также элементы спортивно – состязательного характера. Здесь соревнуются в остроумии, творчестве, находчивости.  В такой атмосфере раскрепощаются даже самые застенчивые ребята. Основной элемент конкурсно – игровой программы - игра. Игра  - это основная и форма и обучения, и воспитания, и общения ребят друг с другом и с взрослыми.

При подготовке и организации конкурсно – игровой программы важно помнить два главных закона игры:

- игра перестает существовать, если не соблюдать, хоть в малейшей степени ее условия.

- игра перестает быть игрой, если не доставляет удовольствия, наслаждения.

     Нужно продумать организаторам состав соревнующихся команд, чтобы были равны по возрасту, интеллекту, творческим данным. Продумать оформление, выбрать помещение, техническое оформление, свет и т.д.

Работа над сценарием делится на две части: придумывание различных конкурсов и заданий командам, написание собственно текста всей программы.

    Здесь уместны и декорации, и театрализация, и костюмы, и особый реквизит.  Преимущество таких программ в том, что все элементы театрализации помогают более эффективно добиться соответствующего настроения у зрителей. Особенно важно закладывать в сценарий приемы активизации  аудитории: конкурсы болельщиков, задания для зрителей и др.  Все это значительно повысит интерес к программе.

 

Эпидемия любви

шоу - программа для старшеклассников

                     

Звучит веселая мелодия. В костюме врача появляется ведущая

Врач:  Что творится, что творится? На дворе - февраль, а все вокруг словно обезумели, улыбаются, поют, воркуют друг с другом и даже целуются! Эпидемия, любовная эпидемия. Вот еще один вызов: Дворец творчества, каб.305.

   Здравствуйте! Я доктор и зовут меня Сердцеедова Валентина Поцелуевна.

Ух, сколько больных, точно эпидемия. Уважаемые пациенты, начнем обследование. Я проверю, что у вас с головой. Я называю известного литературного или музыкального героя, вы быстро называете его пару.

Мастер -Маргарита,

Евгений - Татьяна,

 Тристан - Изольда,

Айвенго - леди Ровента,

 Дон Кихот - Дульсинея,

Кай - Герда,

Антоний - Клеопатра,

Русла - Людмила,

Печорин - Бела,

 Чацкий - Софья,

Ромео - Джульетта,

Пьеро - Мальвина,

 Эльф- Дюймовочка,

Дартаньян - Констанция,

принц - Золушка

 Кот Базалио -Лиса Алиса,

 Иван Царевич - Царевна лягушка,

Чудовище -Красавица.

Врач: Да, тяжелый случай. Наблюдается явный сумбур в голове и неспособность ответить на вопросы. Предлагаю музыкальный перерыв.

                                        Танцевальная пауза.

Врач: С головами мы разобрались.  Нужно послушать биение ваших сердец(слушает).  Учащенное. Хотелось бы узнать, в каком состоянии у вас руки. Не трясутся ли? (проверяет руки)

                                      Угадать предмет на ощупь.

                                       Игра   «100  %  любви».

Врач: С руками все в порядке. Чувствительность в норме, хватательные и бросательные рефлексы развиты хорошо. Голову и руки проверили, обследуем дальше. А что дальше? Кто сказал: «ноги»? Попрошу в кабинет врача на медосмотр.

                                                Танец с шарами.

Врач:  Да, эпидемия свое берет. Движения затруднены, бледные лица. Вам бы заняться лечебной гимнастикой или зарядкой.

                                          Танцевальная пауза.

Врач:  Сейчас мы будем лечить пациентов спортом.

                                        Воздушный волейбол

Врач:  Картина болезни мне ясна. Но для точного диагноза необходим контрольный осмотр на предмет отношений к противоположному полу.

           Нарисовать дев. из строит. мат, юношу - кондитер. изделия.

Врач:  Город точно захватила эпидемия. Что вы нарисовали? А какой сегодня день? Число? Ага, в преддверии праздника всех влюбленных я могу сказать, что никакие вы не больные. Вы просто влюбленные. А я думала эпидемия.

С праздником вас, друзья! Любовь - это болезнь, древняя и очень заразная. Она настигает людей любого возраста, поражает прямо в сердце и кружит голову. Что - то вы скромно одеты для праздника.

Придумайте праздничный наряд на День влюбленных.

                                        Конкурс и демонстрация.

                           Игра    «Создать памятник всем влюбленным»

Врач: Уважаемые пациенты! Диагноз сегодняшней вашей болезни - острая безумная влюбленность. Любовь повышает настроение и благоприятно влияет на организм.

Рекомендую: не прячьте свои чувства, а то не сможете их найти. Говорите друг другу нежные слова, улыбайтесь и будьте счастливы.

                                                   Дискотека.

   

Театрализованные представления

   Главное отличие театрализованного представления от других жанровых форм творческого досуга состоит в том, что оно имеет   много общего с драматургией. В театрализованном представлении должен быть сюжет, развернутое действие, сквозные герои. Дети на сцене  не поют и играют от своего настоящего лица, а выступают от лица персонажей.  Действия на сцене диктуются конфликтом, заложенным в сюжете.

    Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный сценарий. Сценарий – это литературная основа всего будущего действия. В нем указывается, какие действующие лица участвуют в представлении, как оформлена сценическая площадка, где происходит представление, где включается музыка, и какая именно, а запись диалогов и всего текста осуществляется, как в пьесе.

    В сюжетную основу сценария театрализованного представления включается не только художественный материал: стихи, песни, танцы, тексты – но и фактический материал, например, из жизни конкретной школы,  ребячьего коллектива, что делает само представление более интересным для данной аудитории. Сюжетной основой театрализованного представления может быть сюжет знакомой сказки, детской книги, мультфильма. Узнаваемая основа, в которую включается свой собственный, интересный для ребят материал, встречает живой отклик у детей и взрослых.

    В школьных представлениях сквозным драматургическим ходом бывает путешествие по сказкам, космическое путешествие, необычные уроки, соревнования, воображаемое перемещение из одного времени в другое, киносъемка и др.

   В работе над сценарием приходится помнить о зрелищной стороне, его занимательности, динамичности, разнообразить приемы и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей. Важно помнить о введении в сценарий приемы активизации зрителей.

    Театрализованное представление может быть самостоятельной формой детского досуга и частью школьного вечера или праздника.

«Вечера на хуторе…»

новогоднее театрализованное представление  для старшеклассников

  Играет лёгкая украинская музыка. Вдруг раздается взрыв. На сцену вылетает метла.   (Трэк 1)

Солоха:  Еханый бабай! Опять сломалась! Не метла, а веник ощипанный! Ну, просто чёрт знает что!

                                                  Раздается свист.

       Чёрт:   Вы меня звали? И вот я здесь!

Солоха: Тьфу ты, напугал окаянный. А какое сегодня число? У меня тут таймер электронный сбился при посадке.

Черт: Ты, Солоха, наверно, хотела сказать  «при катастрофе».  Сегодня  28 декабря, скоро Новый год и рождество…

       Солоха: А что это за хутор и что за люди?

Черт бегает по залу и обнюхивает ребят.  ( Трэк 2)

        Черт:  Здесь русским духом пахнет и хутор не наш, не Диканька.

                     Прямо чертовщина,  какая – то!

        Солоха:  Да не какая – то, а новогодняя. Давай, любезный, веселиться, мы же в России.

                   Здоровеньки булы, люди добрые!

         Черт:  Добрый вечер, дорогие гости!

        Солоха:  Дивчины и парубки, подывытысь, як все гарно здесь  сготовлено!

        Черт:  Милые дамы, неотразимые мужчины, мы приветствуем всех вас в этом прекрасном зале.

        Солоха:  Так хай живе наша ридна Украина!

         Черт:  Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом и рождеством!

        Солоха:  Давайте зустричать Новый рик, як на Украини!

Черт: С песнями и танцами. Наши «Вечера на хуторе» всегда полны неожиданностей и сюрпризов!

Солоха: И первый наш сюрприз  анс. «Вдохновение». 

                                                (Танец)

Солоха:   Внимание, волшебный сундучок.

                                                   Угадай приз

         Солоха: А сейчас я предлагаю вам викторину – ассоциацию «Какая она, зима?». Обладатель наибольшего количества жетонов становится победителем.              Проводится викторина

    Солоха:  Новый год – это всегда праздничный стол, это прекрасные блюда и всякая вкуснятина. Нам необходимо составить праздничное меню новогоднего стола.  Внимание – волшебный сундучок, из которого я достаю карточки с буквами. Вы перечисляете названия  праздничных блюд  на выпавшую букву.

Игра.

        Чёрт: А знаете ли вы украинские блюда?  (Трэк 3)

                                       Аукцион украинских  блюд.

       Черт: Праздничное меню вы составили. Ну, а теперь пора песням звучать да пляскам место уступать!

                          Вокальный номер «Классная компания»

                                                 Танцевальная пауза

   Солоха: А помните, сколько неожиданностей и фантастических происшествий в книге Гоголя. Вот сын мой Вакула влюбился в черноокую Оксану, дочь богатого казака Корния Чуба. А она в насмешку попросила добыть для нее черевики, которые носит сама царица. Вот и у нас новый неожиданный момент. Я приглашаю 2 юношей,  желающих   прямо сейчас  примерить себе или своей любимой черевики?

                         Проводится конкурс «Бег в калошах» ( Трэк 4)

        Солоха: Бежал из села Вакула да случайно прихватил с собой мешок, куда я спрятала ухажера своего – Чёрта, когда пришли ко мне другие кавалеры. А мешок-то у Вакулы «живой» был.

                                                  Черт вопросительно.

Чёрт:   Солоха, сколько всего было мешков-то? А?  Ребята, скажите.

                                     Кто отвечает – выходит на сцену.

                    У нас тоже «живые» мешочки, которые умеют даже бегать.

Конкурс «Бег в мешках». (Трэк 5)

      Солоха: Сегодня праздник, а значит можно творить чёрт - те что!

Чёрт: Конечно, только  нам его нужно выбрать на конкурсной основе. Объявляется конкурс «Супер – бес – 2007»!  (Трэк 6)

                 Проходит конкурс( попасть рогами в дырки на щите, 4 чел).

     Солоха: А какой праздник без напитков? У нас на хуторе любят пить украинскую горилку.

Черт: Вот и мы предлагаем вам в подарок…напиток. Кто желает бесплатный витамин?

         Конкурс - кто быстрей выпьет через соску. Танцевальная пауза.

  Солоха: «Вечера на хуторе» продолжаются! Украинские хлопцы – это смелые ребята. Вот и мы  приглашаем на сцену  двух самых смелых  юношей.

Черт: И приглашаем  двух девушек. Дорогие мои, мы будем менять вам имидж. Красавицы, возьмите ножницы да постригите парубков «под горшок», как полагается на украинском хуторе. Кто быстро и аккуратно всё выполнит, тому и приз получать.

                                        Проводится конкурс  (Трэк 3)

   Солоха: Национальная одежда украинского парубка:  рубаха, шаровары, сапоги, шапка-папаха, кушак – широкий пояс. Вот ребята и с ним придумали развлечение.

                   Конкурс: наматывание кушака  на талию ( Трэк 3)

   Черт:  Я думаю, что в России, как и на Украине, любят сладкое. И  объявляю конкурс для сладкоежек.

                                            Конкурс «Съешь приз»(3-4чел) (Трэк 8)

     Солоха: Известно, что  новогодняя ночь – ночь чудес: с каждым гостем может случиться самое невероятное превращение. Итак, мы объявляем конкурс «Чудесное превращение».

                         По рисунку в человеческий рост угадать, кто я?

     Черт: А какой Новый год без маскарада? Как быть, если гости пришли на праздник без костюмов.

Солоха: Нарядиться   здесь! Приглашаем всех желающих.

              Выносится на сцену короб, в котором лежат элементы одежды.

С закрытыми глазами участники одеваются.

Кто выглядит смешнее – получает приз.(Трэк 6)

     Солоха: Скажите, а какие вы знаете украинские песни, музыкальные группы.    Проводится аукцион песен.      

                                                  Вокальный номер

      Черт:  А украинские танцы мы будем танцевать? Гопак, например.

      Солоха:  Конечно. Объявляется танцевальная пауза.

                                                      3-4 танца

         Демонстрация мод.  Коллекция вечерних нарядов.

     Солоха:  «Тиха украинская ночь,

                       Прозрачно небо, звезды блещут…»

                                     Черт говорит « страшным»  голосом.

     Черт:  И раздаются вой, свист, рык, наводя на хуторян страх.

      Солоха:  Но нам – то нечего бояться. Кто самый смелый, выходи за призом.

    Черт выносит мешок,  в котором находятся карточки с заданиями:

- в конце песенной строчки надо присвистывать,

 - подвывать, как волк,

 - истошно мяукать, как мартовский кот,

 - протяжно мычать, как некормленая корова,

 - рычать, как дворняга.

                                      Проводится конкурс.  ( Трэк 3)

Солоха: Самый часто транслируемый фильм под Новый год? Под Новый год все ходят в баню. Вот и мы предлагаем вам попариться

                           Конкурс «Баня» (Трэк 7)

Солоха:   А сейчас вас ждет еще один сюрприз.

Черт:  Мы предлагаем вам демонстрацию новых моделей зимней коллекции театра моды Дворца творчества.                            Демонстрация моделей.

Солоха:  Веселый праздник получился у вас на хуторе! Но  мы с вами прощаемся. Будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты. Прощевайте, люди добрые! До побачення.

Черт:  А  праздник продолжается веселой дискотекой. Танцуют все! Дискотека.

Дискотеки и танцевальные программы

    У молодежи и школьников самого разного возраста на сегодняшний день дискотеки пользуются огромной популярностью. Этих вечеров ребята ждут  с особой радостью.

   Само слово «диско» - это сокращение от термина «дискотека» - специально оборудованный зал для танцев.

  Дискотека – это массовая форма проведения досуга, в основе которой заложено единство эстетических и технических компонентов, развлекательного и познавательного материала.

   Подготавливая диско-вечер, нужно определиться с его темой, написать сценарий или сценарный план его ведения, определить вид дискотеки, состав его аудитории,  профессиональную готовность ведущего, особенности помещения, проверить качество и наличие необходимой аппаратуры. Важно продумать время вечера: небольшой танцевальный вечер длится 40-50 мин, а если он театрализованный и в нем используются иллюстративные материалы: слайды, видеофрагменты, в программу включены конкурсы, викторины, исполнительские номера и т.п., то вечер может продолжаться более длительное время. Важно помнить всегда о возрасте аудитории.

    Центральной фигурой дискотеки является ведущий(ди-джей). Такой ведущий должен обладать знаниями, актерскими и музыкальными способностями. Он должен быть хорошим импровизатором, организатором, коммуникабельным человеком, способным увлечь и зажечь. Ведущему важно еще и уметь быстро реагировать на настроение окружающих.

    Танцевально – развлекательная дискотека началась с танца под граммофон. Ведущий должен сделать программу интересной и веселой для присутствующих. Он должен умело комментировать музыку и вставлять развлекательные тексты между танцами.

    Дискотеки бывают и тематическими, главный стержень которых – комментарий к музыкальному материалу, в котором преподносится соответствующая информация об исполнителях, музыкальном направлении и т.д.

БАЛ  ГУСАРОВ
сценарий дискотеки к 23 февраля
для старшеклассников

При входе в зал всем раздаются билетики.
Ведущий: Добрый вечер дамы и господа! Спешу приветствовать вас на нашей дискотеке! Завтра праздник - День Защитника Отечества и именно этой дате посвящен наш бал гусаров! Как известно, настоящими гусарами становились только знатные, богатые, высокообразованные люди дворянского происхождения.  Они увлекались музыкой, литературой и благодаря этому в конце XIX века они были любимцами публики и особенно женщин. Давайте и мы сегодня попытаемся найти в этом зале

людей, достойных носить гордое звание гусаров.

Попрошу  молодых  людей  ответить на мои вопросы:

Какую фамилию носил поручик, главный герой анекдотов про гусар? (Ржевский)

Какое животное могло не только ржать, но и в седле которого гусары сражались? (Лошадь)

Продолжите название фильма о гусарах “О бедном гусаре замолвите….”? (слово)

Тем, кто правильно ответил, вручаются жетоны.
Вот они, наши претенденты на звание гусара на нашем балу и первый танцевальный блок для них, поехали!!!

Танцевальный блок
 Мы снова приглашаем вас, поучаствовать в наших конкурсах. Как

известно гусары любили 3 вещи: 1) хорошее сражение за правое дело, 2) после сражения отдохнуть на славу и 3) пофлиртовать с хорошенькой девушкой. Сейчас вам представится такая возможность. Попрошу выйти трёх молодых людей. При входе девушкам выдали билеты по форме напоминающие “поцелуи”, нашим претендентам нужно за 1м.  собрать билеты у как можно большего количества девушек, как вы этого добьетесь за одну минуту - ваше право. Девчонки, не раздавайте поцелуи первому встречному, подумайте! Победителю - жетон.
Танцевальный блок.

 
Да, танцуете вы хорошо, а знаете ли вы, что гусары в течение одного бала могли сменить до 100 партнёрш? По танцам!!! И быть всегда в седле. Ваша задача будет проще! Приглашаем 3 участников. Выберите себе, пожалуйста, по одной партнёрше из зала, для медленного танца. Эти салфетки вы должны положить между собой, смять их, а лучше протереть дырку, но не уронить во время танца. А для всех остальных гостей мы объявляем медленную композицию. Музыка!

В конце конкурса проверяем состояние салфеток,  побеждает та пара, у которой салфетка самая мятая, порванная. Паре вручаются жетон.
Танцевальный блок.

Ещё одно пристрастие гусар – это вино.  Мы приглашаем следующих участников. В этих бокалах искрится напиток, пузырьки играют так заманчиво (в одноразовые стаканчики налита газированная вода), участникам предлагаем выпить содержимое бокалов через соломинку. Готовы? Тогда начали.
Победившему участнику - жетон.
Танцевальный блок.
Известно, что гусары были очень выносливыми людьми и могли сутками скакать на лошади, а у лошади и не спрашивали! Предлагаю выйти следующих участников. Сегодня им представится возможность поставить себя на место бедного животного. Вы можете сами выбрать себе седока, в отличие от лошади. Как вы будете его или её перевозить, тоже ваше право, хоть на спине, хоть на руках, главное - довезти от одной точки до другой и обратно как можно скорее. Итак, на старт, внимание, марш!
Танцевальный блок.
Следующий конкурс называется “Хрустальный башмачок”.

 Выберите себе из присутствующих девушек даму сердца, а теперь обратите внимание на их хрустальные башмачки! Девушки, снимите по одному башмачку и отдайте своему кавалеру. Все эти башмачки мы перемешаем, вам молодые люди нужно найти именно тот, который принадлежит именно вашей даме, поверьте, им тоже не всё равно, что надевать. А когда будете уверены, что нашли то что, искали, смело надевайте на ножку девушке. Глаза мы вам завяжем!
(Можно для смеха поменять женскую обувь на мужскую.)
Победителю вручается жетон.  
Танцевальная пауза

Гусары всегда любили общество женщин. Они читали им стихи, пели серенады, песни. Я предлагаю тоже исполнить песню, но не в прямом смысле. Я раздаю вам слова из песни. Ваша задача сложить текст песни из этих слов( Даются слова известной песни).

Гусары имели воинское звание, как наши современные военные. И каждый мог дослужиться до высокого звания. А вот представьте их  в наше время, работающими по современным нынешним профессиям. Я приглашаю двух желающих. Задача - угадать, кто вы по профессии. Зал говорит  только «да»,  «нет»(Выносятся  рисунки во весь рост без лица)

 Следующий конкурс «Послание даме».

Каждый участник вытягивает листок бумаги с одной стихотворной строкой. Задание: досочинить послание Даме сердца.

— Твои глаза, как два алмаза …
— Твой голос, как серебряный ручей …
— Твои власа, как шелковые нити …
— Твое лицо прекрасно, как фиалка …
— Ты хороша, как звездочка в ночи …
— Твой гибкий стан, как белая береза …
— Изгиб бровей, как чайка над водой …
Время — 5 минут.

Ведущий.
Дорогие участники и зрители! Наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит окончательные итоги, мне хочется сказать, что все участники состязаний с честью и достоинством выдержали предложенные им трудные испытания, убедив нас в том, что на нашей земле растут настоящие защитники, способные проявить мужской характер, смелость, упорство, мужество.
Каждый из участников заслуживает поощрительный приз.  По подсчету жетонов победителем  стал …, которому вручаются приз.
Танцевальный блок.

С праздником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная академия"

В работе представлен прект развития воспитательной работы в школе...

Проект "Семейная академия" (презентация)

Презентация проекта по развитию воспитательной работы в школе...

Малая академия наук как форма научно-исследовательской работы

В статье приведены материалы о возможностях использования формы научно-исследовательской деятельности с учащимися как "Малая академия наук"...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

Метапредметный урок "Досуг. Почему спрос на досуг ниже, чем предложения? Die Muße. Das Freizeitangebot übersteigt die Nachfrage. Warum passiert es so?"

Учебник:  Немецкий язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапред...