Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
план-конспект урока по теме

Корушова  Юлия Витальевна

Фольклорный осенний праздник "Деревенские посиделки" позволяет не только изучать историю русского народа, но и самим детям почувствовать себя жителями старой русской деревни, используя речь своих прабабушек и прадедушек,  исполняя старые забытые песни, знакомясь с  бытом  русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevenskie_posidelki_2011.doc39 КБ
Microsoft Office document icon kapustnik_2008.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий детского фольклорного праздника

«Деревенские посиделки»


Цель: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  1. ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» осенью  -  в связи с праздником урожая;
  1.  воспитание у детей эстетического чувства;
  2. коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.

-    пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).



Сцена  ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.

Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.

Ход праздника.

Хозяйка:
"Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша сцена. Похожа она у нас на деревенскую избу, и печка у нас есть, такая,  как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки. Осень ведь на дворе, урожай собран, пора и повеселиться!

Занавес открывается, стук в дверь.

Хозяйка:
"Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

Мальчик:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"

Хозяйка:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки". А ну, дорогие мои дочки – сыночки, покажите-ка небыличку!


Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.


Хозяйка:
Ребятушки, слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Гости:

 А мы тоже небылицу знаем! Расскажем?

Расскажем!

- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!


Хозяйка: Ай да веселые вы, гостюшки дорогие! Пора бы от работки отсесть поодаль, да песню веселую спеть!

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Мальчик:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют!
- А матушки?
- Порют да плачут.

Девочка:  - Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Хозяйка: Ай да шутники вы, добры молодцы да красны девицы!
А сейчас пришло время поиграть  в народную игру «Бояре»!"

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)

Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)

Девочка  читает частушки перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

– Пойду плясать
По соломушке,
Раздайся народ
По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.

Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.

Хозяйка: А что же вы-то, девоньки, сидите, не веселитесь с нами?

1 девочка:
Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

2 девочка:
Ныне гуляшки и завтра гуляшки - находишься и без рубашки.


Хозяйка:
Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять - работать некогда будет, можно остаться и без рубашки.  Но вы-то уже поработали на славу, можно и отдохнуть!

Две девочки:

– На улице две курицы
С петухом дерутся.

– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!

Мальчик:
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Хозяйка:
"Ну, пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Мальчик:
- А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!

песня «Поцелуйная»

Девочка:
- Кум-куманек, где же ты живешь?
Что,  куманек, ко мне в гости не идешь?

Мальчик с самоваром:
"Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Девочка:
- Не красна изба углами,
А красна пирогами!

Хозяйка:
- Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"


Хозяйка:
"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!"



Предварительный просмотр:

 Осенний капустник.

Фольклорные посиделки.

Цель: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  1. ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением капустных вечерок;
  1.  воспитание у детей эстетического чувства;
  2. коррекция и развитие речи, памяти, мышления у детей.

-    пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами: колядовать,                гостевать, пособить, нескладухи, потешки).

Предварительная подготовка:

  1. оформление выставки детских поделок «Осень -  припасиха»;
  2. оформление декораций;
  3. оформление сцены в фольклорном стиле;
  4. проведение репетиций с детьми, разучивание песен, частушек, танцев;
  5. проведение бесед с детьми о русских народных осенних праздниках.

Время проведения: 30 мин.

Задействованность детей:

5 мальчиков;

5 девочек.

Ход мероприятия.

Хозяйка:

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласила я вас сегодня, добры молодцы да красны девицы, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о капустных вечерках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей  и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября, называли его в народе Сергей – капустник. Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения. Так и ходили девушки нарядные из дома в дом с песнями, с шутками, с озорными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Приходя в дом, капустницы поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. А после работы парни и девушки играли в веселые народные игры, водили хороводы, пели шуточные песни, рассказывали небылицы. Вот и у нас сегодня будет капустник – с шутками, прибаутками да соленой капустой.

Занавес открывается.

Хозяйка:

К нам наехали капустные вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях.

Уж вы кумушки, голубушки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне посолить.

Звучит русская народная музыка. Выходят дети и 2 воспитателя в народных костюмах.

 1 девочка: Эй, хозяйка, выходи встречать, работнички пришли. Долгенько мы у тебя не бывали, не колядовали, не гостевали.

Хозяйка: Для дорогих гостей и ворота настежь! Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1 мальчик: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не лежим, и в гостях не сидим!

2 мальчик: Дома сидеть – ничего не высидеть. Вот мы и решили людей посмотреть, да и себя показать.

Хозяйка: Давно вас поджидаю, работу не начинаю. Надевайте-ка фартуки, чтобы наряды не попачкать, да начнем капусту рубить.

Звучит веселая музыка, дети надевают фартуки, воспитатели рубят капусту, дети помогают укладывать ее в ведро.

Хозяйка: Солили капусту на Руси с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной, и красивой, и очень полезной получалась.

Хорошее начало полдела откачало. А чтоб у нас дело спорилось, распотешьте-ка вы нас,  гости дорогие, веселыми нескладухами!

Песня «Чепуха».

Хозяйка: Развеселые потешки! Но нам еще чуточку осталось: помять, посолить, грузом сверху придавить.

Засол капусты.

Хозяйка: Не даром говорится: «Дело мастера боится!» Заводите-ка хоровод про капусту!

Хоровод «Вейся, вейся, капустка»

Хозяйка: Ай да добры молодцы! Ай да красны девицы! Присядьте, отдохните, да сказочку послушайте. Расскажу вам сказку про гуся… - а она уже вся.

А вот еще сказка: жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало.… Не начать ли сказочку сначала?

Еще сказочку хотите? Жил-был старик, у старика – колодец, а в колодце-то  елец – тут и сказочке конец.

Делу – время, потехе – час, кто хочет поиграть сейчас? А играть мы будем в «Дударя»!

Игра «Дударь»

Хозяйка: Кто сказал: «Частушки, вроде, в наши дни уже не в моде»? Да и разве дело в моде, если любят их в народе!

Частушки.

Шире, улица, раздайся,

Мы с ребятами идем,

И веселые частушки

От души сейчас споем!

Уж я так устроена –

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу –

На другой с ума схожу!

Эх, пятка – носок,

Расковыривай песок!

Уж я так попляшу,

Вам всю избу распашу!

Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу!

Я ногою топнула,

На мне юбка лопнула,

Дайте юбку подвязать,

Я опять пойду плясать!

Мы частушки пели вам

Больше, чем полвечера.

Мы пойдем, а вы сидите,

Вам ведь делать нечего!

Хозяйка: После таких задорных частушек ноги сами просятся в пляс! Приглашайте Вани Танечек и пойдем плясать «Мотанечку»!

Мальчик: Обойди весь белый свет, – лучше русской пляски нет!

Пляска «Мотаня»

Хозяйка: Ой, какие вы молодцы! И капусту засолили, и пели, и весело играли! Да только играми да плясками сыт не будешь. Добро пожаловать к столу, капусткой соленой угоститься!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Песня «Ай, спасибо, хозяюшке…»

Занавес закрывается, дети угощаются капустой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Сценарий фольклорного праздника "РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"

Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев....

Сценарий фольклорного праздника "Зимние посиделки"

Сценарий фольклорного праздника "Зимние посиделки"...

Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке»

Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке»...

сценарий фольклорного праздника Веселые посиделки

Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей по фольклору...

Сценарий фольклорного мероприятия «Осенние посиделки»

Сценарий фольклорного мероприятия "Осенние посиделки"...