Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по теме: “Откуда есть пошла Русская земля”.
    методическая разработка на тему

    Подлинова Елена Николаевна

    Внеклассное мероприятие по теме:

    “Откуда есть пошла Русская земля”.

     Цель:

    1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.

    2.  учить применять ранее полученные знания по истории   славян;

    3. прививать интерес к истории  Родины. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_zanyatie.docx29.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по теме:

    “Откуда есть пошла Русская земля”.

     Цель:

    1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.

    2.  учить применять ранее полученные знания по истории   славян;

    3. прививать интерес к истории  Родины.  

     Оборудование: карточки с заданиями, презентация

    Ход игры .

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Знакомство с правилами игры.

    3. Знакомство с командами.

     Эпиграф.

    «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,

     чтобы оно объяснило наше настоящее

    и намекнуло о нашем  будущем»

    В.Г. Белинский

    Начало игры.

    Вопросы командам.

    1 тур

    1. Греки и римляне, в отличие от варваров (скифов, германцев), не любили жидкость, получаемую от некоторых животных. Какая презрительная кличка варваров появилась в связи с этим? Ответ: Молокососы.

    2. Продолжите фразу русского писателя и историка Н.М. Карамзина (1766 – 1826): Парадоксальные скифы не знали никаких воинских приемов, кроме одного: везде находить неприятеля и везде... Ответ: от него скрываться.

    3 В этом лабиринте зашифровано мнение русского историка С.М.Соловьева (1820 - 1879) о “дунайской версии” происхождения славян. Начиная с буквы Э в центре лабиринта, нужно соединить все другие буквы одной линией, ни разу не пересекая ее.

    М

    У

    С

    О

    М

    Н

    Е

    Н

    И

    О

    Е

    Ф

    А

    К

    Т

    ,

    Н

    Ю

    К

    Б

    Н

    И

    Е

    З

    А

    Е

    А

    Е

    А

    Э

    Т

    О

    К

    П

     

    К

    С

    Д

    Е

    Р

    П

    Л

    О

    И

    В

    Т

    Е

    А

    Ч

    Ю

    Д

    Н

    Й

    И

    Щ

    А

    Ж

    Е

    Л

    Ответ: Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению…

    4. Где, судя по названию, древние славяне крепили чехол для охотничьего холодного оружия? Ответ: на ноге (ножны)

    5. Есть гриб-боровик. А кого в восточно -славянской мифологии называли боровиками? Ответ: леших

    6. Назовите персонаж славянской мифологии, от названия которого произошло слово "лишний". Ответ: лихо одноглазое

    7 У древних славян особо ценились деревья с пробитым молнией продольным дуплом. Неспроста бог Перун считался еще и покровителем путников. Для чего служили эти деревья? Ответ: Для изготовления лодок

    8. Почему медведя называют медведем?  Ответ: Чтобы не накликать беду, древние славяне предпочитали обращаться к медведю в третьем лице, называя его "мед едящий".

    9 . "Аз веди глагол, добро есть зело земля, иже фита, и како, люди, мыслите наш кси, он покой червь ...". Что это?  Ответ: Славянские цифры (от 1 до 9 и от 10 до 90).

    10  В Древней Руси славяне почитали своих умерших предков - чуров. Чуры были хранителями домашнего очага, поэтому обрубок дерева, с помощью которого разжигался костер, называли чуркой. А как называли деревянное изображение самого духа? Ответ: Чурбан.

    Загадки.  для зрителей

    Все эти старинные загадки о явлениях природы:

    1. Без рук, без ног,

    А ворота отворяет.

    6. ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю

    2. Шел долговяз,

    В сыру землю увяз

    7. Летит орлица по синему небу.

    Крылья распластала, солнышко застлала.

    3. серое сукно

    Тянется в окно

    8. летит – молчит, лежит – молчит,

    Когда умрет, тогда заревет.

    4. Рассыпался горох На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберет: Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    9. старик у ворот тепло уволок,

    Сам не бежит и стоять не велит

    5. конь бежит,

    Земля дрожит.

    10. живут четыре царя;

    Который умрет из них,

    То все за ним в могилу пойдут.

    Ответы: 1. ветер 2. дождь 3. туман 4. град 5. гром 6. молния 7. туча 8. снег 9. мороз 10. вода, огонь, земля и воздух.

    2 тур

    1Дpевние славяне в этот день пpосили Пеpуна о пpекpащении засухи; впpочем не всегда удачно. Что это за день?   Ответ: Четвеpг.

    2. Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Пропойте ее название. Ответ: Обычно это была фигурка коровы, называвшаяся "коровай" или "ка- равай".

    3. На заре цивилизации люди считали так: один, много. Потом - один, два, много. И так далее. Папуасы Новой Гвинеи при Миклухо-Маклае считали до пяти, после чего шло все то же "много". А вот математики и филологи, проанализировав русский язык, вычислили, до сколько могли считать предки славян. До сколько?   Ответ: До 6, так как во многих русских пословицах и поговорках эквивалентом понятия "много" выступает число 7.

    4 Этот персонаж русских сказок впервые появился в сказке опубликованной Макаровым в 1820 году. Перевод второй половины имени этого персонажа со старославянского обозначает - "больной". Этот персонаж всегда тесно связан с живой природой. Назовите его.  Ответ: Баба-яга ("Ягой" - больной)

    5  На Руси при одном из гаданий связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивала курица, это означало...

    Ответ:. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин?. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух - мужнин верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь.

    6  В этом отрывке из летописи пропущены гласные буквы “а”, “о” и “е”. И, все-таки, мы думаем, что отрывок будет прочитан. А как думаете вы?

    Летопись сообщает: “П_лян_ им_ют быч_й _тц_в св_их кр_ткий и тихий, стыдливы п_р_д сн_х_ми св_ими и с_стр_ми, м_т_рями и р_дит_лями; п_р_д св_кр_вями и д_в_рями в_ликую стыдлив_сть им_ют; им_ют и бр_чный _быч_й: н_ ид_т зять з_ н_в_ст_й, н_ прив_дят _ _ н_к_нун_, _ н_ сл_дующий д_нь прин_сят з_ н_ _ – чт_ д_ют”.

    Ответ: “Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают”.

    7. Его часто называют первым русским историком. Ответ: Нестор – поистине яркая и многогранная фигура  

    8 Эта богиня считается единственным крупным женским божеством у славян.

    Ответ: Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

    9. Название “русалка” происходит от слова “русый”. На древнеславянском языке это означало… Ответ: На древнеславянском языке это означало “светлый”, “чистый”. Обитание русалок связывали с близостью водоемов – рек, озер, которые считались путем в подземное

    10. Соотнеси названия месяцев языческого славянского календаря с современными:

    1. январь

    Изок

    7. июль

    рюен

    2. февраль

    Сечен

    8. август

    сухен

    3. март

    Студен

    9. сентябрь

    червен

    4. апрель

    Березозол

    10. октябрь

    Травень

    5. май

    Зарев

    11. ноябрь.

    Просинец

    6. июнь

    Листопад

    12. декабрь

    Груден

    Ответ: январь – просинец, февраль – сечен, март – сухен, апрель – березозол, май – травень, июнь – изок, июль – червен, август – зарев, сентябрь – рюен, октябрь – листопад, ноябрь – груден, декабрь – студен.

    Заключительное слово ведущего:

    - В упорной борьбе победили сильнейшие, показав, что у них накоплен большой багаж знаний по истории, который они постоянно пополняют и успешно учатся применять свои знания.
    Сегодня мы еще раз убедились в том, насколько богата интереснейшими, важнейшими событиями история нашей Родины, какое огромное культурное наследие досталось нам от наших предков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

    Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

    Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

    Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

    На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

    На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

    Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

    Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

    "Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...

    Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....

    Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

    Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

    "Откуда есть пошла русская земля..."

    Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лек...