Экологическая сказка "Теремок"
методическая разработка по теме

Малярова Валентина Фердинандовна

Конкурсная программа по экологии с элементами театрализации для учащихся 2-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich._igra_teremok.rar15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра «Теремок».

Цель: повышение интереса учащихся к чтению литературы об окружающем мире.

Задачи:

- развивать интерес к живой природе и любознательность;                                                                                           - воспитывать любовь и бережное отношение к животным;                                                                                        - формировать знания о домашних и диких животных

Оборудование: выставка детских рисунков; костюмы для героев спектакля; презентация; музыка для сопровождения; минус песни Красной шапочки; ребусы; карточки для задания  № 1, 3, 4

Сценарий проведения

На сцене избушка. Музыка. Появляется Муравей.

Муравей - В чистом поле стоит теремок.

                   Он не низок, не высок.

                   Кто, кто в теремочке живет,

                   Кто, кто в невысоком живет?

                   Не откликнулся никто….

Значит, нет здесь  никого.

Значит, дом пока ничей

Дом займу я – Муравей!

 

Совсем недавно я жил в  большом муравейнике. Высота его была больше двух метров, а число жителей достигало миллиона. Муравьи относятся  к  общественным насекомым, мы совместно строим жилища, выращиваем потомство, запасаем пищу, охотимся. Взаимоотношения  в нашей семье похожи на те, что существуют в пчелиных ульях, но, посложнее. Так одни муравьи занимаются « животноводством» - содержат в гнездах тлей и питаются сладкими выделениями, другие - создают  «огород»; третьи специализируются на проходке горных выработок (Их подземные  тоннели тянутся иногда на 200- м.), четвертые посвящают себя военному делу.

            Живём мы 5-7 лет, «царица» муравейника -15 лет.

        В жизни природы мы, муравьи играем большую роль. Мы разрыхляем  почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых.

                Близкое сожительство с нами  полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные  галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши муравейники  разоряют  и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют.               (Скрывается в Теремке).

Появляется Бабочка- Лимонница, выглядит она неважно.

            Лимонница- Дождь прошел по улице

  На крыльях влаги след.

                                Куда пойти Лимоннице

                                Где спрятаться от бед?        

  Где высушить мне крылья?

                       Где обогреться мне?

           Найти приют, где можно,  

                       На этой, на земле?        

                 Из избушки выглядывает Муравей.

                          Муравей-  Бабочка! Иди ко мне!

                                              Места хватит нам вполне.

                                              В этом домике вдвоем

                   Дружно, мирно заживем!                                                                                                      

                   Расскажи, откуда родом?

Лимонница - Родилась я вон на той поляне. Вокруг меня было  много-много цветов: озорницы- ромашки, стройный Иван- чай, компания колокольчиков. Мне и моим подружкам  - бабочкам очень нравилось порхать с одного цветка на другой, опыляя пестики.  Но сегодня утром на цветочную поляну нагрянули гости: дети нас ловили, чтобы сделать коллекцию, а взрослые рвали цветы. На мое счастье начался сильный дождь, и мне удалось спастись от гибели.

Муравей - Не печалься, Лимонница. У меня ведь тоже беда случилась. Мальчишки разорили мой муравейник, поэтому я здесь. Поживем немного здесь и подумаем, как нам бороться с этой жизненной несправедливостью.

Уходят в теремок.

Появляется Лягушка, хромает

Лягушка - Ква – ква - ква, сильно пострадала я!

                   Лапку ранили ребятки

                   Из большой-большой рогатки.

                   Зря к лягушкам так ребята

                   Относиться научились!

                   Ну, а если б кто поближе

                   Познакомился со мной,

                   Тот узнал, какую пользу

                   Я несу земле родной.

 А польза от нас действительно большая. Каждая из нас за один день уничтожает большое количество  гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.  У меня есть  родственницы- лягушки: лягушка прудовая, озерная, обычная травяная и жерлянка. И от всех нас есть польза!

Муравей - Кто пожаловал к нам в гости?

                   Заходи, лягушка! Просим!

                   Гипс на лапку мы наложим,

                   Приголубим, спать  уложим!

Уходят в теремок. Музыка.

Появляется Синица.

Синица – Я - Синичка, маленькая птичка,

                  Но без меня бы птичий мир

                  Стал чуточку другим…

    Самые верные спутники человека- птицы. Куда бы ни отправились люди - в городской парк, в сад или на поле, обязательно услышат разноголосый щебет и пение пернатых друзей. Даже самый закоренелый городской житель просыпается утром под бодрое чириканье моих сородичей воробьев. Птицы приносят большую пользу людям, уничтожая насекомых-вредителей. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших синиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых.   В большинстве случаев мы находим  в соседстве с человеком  обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда,  разбивают яйца.

           

Муравей - Заходи, Синица, в дом!

                   И тебе приют найдем!

Уходят в теремок. Музыка.

Появляется Лисица.

Лиса – Я - Лиса - огненная краса!

            От собак сейчас спасаюсь

            К вам, друзья, я обращаюсь.

            Помогите, караул!

            Сзади слышен лай, да шум!

            Пес теперь ближайший враг,

            Мне не спрятаться никак.

            Быстро мчалась по кустам,

            Прибежала в Терем к вам.

Муравей - Будет страх тебе лишь сниться!

                   Оставайся здесь, Лисица!

                   Терем всех укрыть сумеет,

                   Успокоит и согреет.

                   Расскажи нам о себе,

                   О пушистой, о Лисе.

Лиса- Род наш лисий очень богат: есть черно-бурая лисица, красная степная лисица и  мелкая серая лисица. Эти родственницы живут далеко от здешних мест: в Северной и Южной Америке.

          Питаемся мы, лисицы, преимущественно грызунами. В этом наша польза. А еще используется людьми лисий мех. В литературе лисица является героиней многих русских народных сказок, обладающей  очень хитрым характером.

И тут на сцене появляется Хозяин  теремка - Лесничий.

Хозяин - Видеть всех друзья, вас рад!

                Буду вам и друг, и брат!

                Я - Хозяин Теремка,

                Поживите здесь пока!

                Терем мой для всех открыт,

                Кто обижен, иль избит.

 Звери и насекомые собираются в кружок, Лесничий их обнимает.

Хозяин теремка - Каждый из вас попал в трудную ситуацию и очень хорошо, что в поисках помощи вы оказались именно здесь, потому что моя избушка - не просто теремок, в котором могут найти приют все, кто в нем нуждается, а известный любителям и защитникам природы клуб « Эколог». Достает и вывешивает табличку с названием «Эколог».

Звери, насекомые - Эколог? А что это такое?

Хозяин теремка - Экология- это наука о взаимосвязи всего живого на земле. А экологи - это ребята и взрослые, которые все о природе знают, и её, природу, оберегают.

                             (видеоролик на песню О. Газманова «Красная книга»)

Наши экологи время зря не теряли. Они думали, как могут защитить своих меньших братьев от обидчиков и вредителей и придумали знаки.

(Обращается к ребятам) - А вы, ребята, подумайте, для кого предназначен этот знак и что он обозначает.

 (Идет обсуждение экологических знаков).

Далее участники представления проводят экологическую игру по станциям. Представление жюри.

 

Задание 1 «Лабиринт»

Найдите названия фруктов, ягод, овощей

Задание 2 «Викторина»

  1. Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
  2. Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)
  3. Какая бабочка "носит" воинское звание? (Бабочка – адмирал)
  4. Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)
  5. Зачем страус голову в песок прячет?
    (Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).
  6. "Умываются" ли насекомые? 
    (Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвет ее. Так же умываются и другие насекомые.) 
  7. Сколько ног у таракана? (Ответ: 6)
  8. Самое крупное животное на Земле? (синий кит)
  9. Какое насекомое питается кровью (комар, блоха, овод)
  10. Кто вылупляется из яйца бабочек? (гусеница)
  11. Какое животное может поворачивать голову на 180 градусов (Сова)
  12.  От чего птицы улетают на юг от холода или голода? (от голода)
  13. Какие звери летают? (Летучие мыши.)
  14. Как называется самая маленькая птица? (колибри)
  15. Божьи коровки кусаются? (нет)
  16. Самая большая змея в мире? (Анаконда.)
  17. Нелетающая птица Антарктиды? (Пингвин.)
  18. Австралийские травоядные сумчатые животные? (Кенгуру.)
  19. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (нет)
  20. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам.)
  21. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
  22. Самый быстрый зверь на земле. (Гепард)
  23. Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит.)
  24. Грифы питаются падалью. Нужно ли их охранять, почему? (Да, они — санитары)

Задание 3 Найди животное!                                                                                     Найдите названия животных в следующих предложениях

Со мной согласились все, но только не мой друг Саша.                                                                           Цветы стояли в вазе, бра висело на стене.
Рыбак
уже заврался, но всё же гнул свое.
С сумками медленно ш
ла мама.
На уроках труда
мы шили платья.
Ли
вер – блюдо для гурманов.
Вол как будто нарочно шел медленно.                                                                             (Сом, енот, зебра, уж, еж, лама, мыши, верблюд, волк.)

Задание 4  “Живые синонимы”

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия животных и птиц.                                                                                                                  Здоровый как … (бык)
Вольный как … (птица)
Грязный как … (свинья)
Важный как … (гусь)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)
Глупый как … (осел)
Быстрый как … (олень)
Хитрый как … (лиса)
Молчит как … (рыба)

Задание 5 «Ребусы»

Звучит песенка на мотив «Красной Шапочки», которую исполняют все участники представления.

( Песенка позаимствована из сценария «Земля наш дом, но не одни мы в нем живем»,

 автор Л. Наумчик»)

   

1.Если б только- только- только,

   Если б только на планете,

   Если б только все земляне

   Все живое берегли,

   То возможно - можно- можно,

   То наверно - верно- верно,

   Книги Красной точно-точно

   Никогда б не завели!

Припев: -А -а, Здравствуйте, горы вот такой вышины!

                 А- а, Здравствуйте, реки вот такой ширины!

                 А- а, крокодилы, бегемоты,

                 А-А, обезьяны, кашалоты,

                 А-А и зеленый попугай!   2 раза

2.И пускай у этой речки,

   И пускай в зеленой роще,

   И пускай в лесу тенистом

   Слышен гомон птичьих стай,

   И запомни-помни - помни,

   Что беречь природу надо,

   Всем на этом белом свете,

   Ты, как можешь, помогай!

  Припев.

(во время песни участникам команд раздаются зеленые воздушные шарики)

Подведение итогов

                                                                             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...