Богатство русской хореографии
материал по теме

Лобанова Наталья Александровна

Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatstvo_russkoy_horeografii.docx31 КБ
Файл vse_delo_v_shlyape.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

         

Богатство русской хореографии

Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, старинные изображения пляшущих людей — литые серебряные фигурки — найдены в одном из кладов на Киевщине. Ученые считают, что сделаны они были в VI веке н. э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность.

Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы.

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод — массовый танец, его рисунок — простой круг — олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шуточных хороводах участники изображали животных и птиц. В танце-игре «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга танцующих. В хороводе «Воробышек» солист должен был точно передать походку старика, хромого, скупого, пьяного, нищего, купца, боярина. Все это он исполнял по заданию танцующих или хора.

Русские народные пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски — это прежде всего пляски-игры, хороводы, а позднее — кадрили, ланцы, тестеры и т. д.

Но особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.

В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение — высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно и реалистической, достоверной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной культуры, русского балетного искусства.

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. В те далекие времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а искусство их— служением божеству. Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, т. е. зрелищами. Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким.

Непосредственными продолжателями скоморошьих представлений были игрища — короткие народные театральные представления сатирического характера, высмеивающие человеческие пороки, изображающие вечную тему борьбы добра и зла. Основными выразительными средствами игрищ были пляски и пантомима, с помощью которых и передавалось содержание.

Не меньшее значение имел танец и в народной комедии. Народная кукольная комедия сохраняла старинный народный танец, тщательно отбирая и обобщая его движения, складывавшиеся веками. Упрощенные, доведенные до совершенства отчетливостью исполнения, они давали возможность передать характер, первоначальные танцевальные приемы русской, украинской и цыганской плясок.

Разновидностью русской народной кукольной комедии, в которой большое место занимал танец, был театр Петрушки. В кукольной петрушечной комедии танцевали и Петрушка, и его жена, и остальные персонажи.

Большой интерес в плане развития профессионального танцевального искусства представляет школьный театр XVII века. Именно в нем наметился переход от народных форм представлений к профессиональному театру.

Начиная с XVI века оживляются связи Московского государства с Западной Европой, а в XVII веке наряду с народным и школьным театром начинает создаваться придворный театр. 8 февраля 1673 года состоялось представление первого в России балетного спектакля, который назывался «Балет об Орфее и Эвридике». Этот спектакль был еще далек от современного балета. В него, кроме танцев и пантомимы, включались пение и сценическая речь.

В 1718 году Петр I издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах. Существовал строгий церемониал их исполнения. Следует сказать, что русскую публику на ассамблеях не устраивали чинные европейские танцы и нередко в разгар бала танцующие переходили на более живые и яркие, более привычные им русские народные пляски. Петр не возбранял это.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры.

Интерес к танцам все больше возрастал. Появились и первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали, как правило, из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывали учеников.

Становление и развитие русской балетной школы началось с организации в 1731 году в Петербурге Шляхетского кадетского корпуса, в учебный план которого было введено изучение изящных искусств, в том числе и бального танца. Танцмейстером в кадетский корпус в 1734 году был приглашен француз Жан Батист Ланде. Именно по его прошению, подписанному 4 мая 1738 года, была организована «Собственная Ее Величества танцевальная школа» (в настоящее время — Академия русского балета имени А. Я.Вагановой в Санкт-Петербурге).

В школу принимали детей «подлого звания», то есть детей из народа. Это был новый и очень важный шаг в борьбе за создание самостоятельной национальной балетной школы.

Двенадцать девочек и двенадцать мальчиков — первые ученики Ланде. Среди них особенно выделялись Аксинья Баскакова, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров.

Под влиянием французской и итальянской школ происходило рождение новой самобытной русской школы классического танца. Во второй половине XVIII века русское балетное искусство шагнуло далеко вперед. На русских сценах, оттесняя иностранцев, стали появляться все больше русских танцовщиков-профессионалов, русских постановщиков балетов.

Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано это с именами композиторов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова.

Балеты Чайковского — цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять последовательность танцевальных номеров, делать вставки из произведений других авторов. Главное отличие балетной музыки Чайковского — глубокая содержательность и танцевальность.

Современное искусство танца немыслимо без П. И. Чайковского, без его «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Драматическая, но в то же время мелодичная музыка этих балетов одинаково волнует зрителей разных континентов и возрастов.

15 января 1895 года «Лебединое озеро» было поставлено Л. Ивановым и М. Петипа. С этого времени начинается новый этап в развитии не только русского, но и мирового классического балета.

За несколько лет до этой знаменательной победы состоялись еще две премьеры: 3 января 1890 года — премьера балета «Спящая красавица», а через два года, 6 декабря 1892 года, — премьера «Щелкунчика».

«Спящая красавица» — выдающееся явление в истории мировой хореографии XIX века. Благодаря прекрасной, подлинно русской, глубоко содержательной музыке танцовщикам удалось создать многогранные, жизненно правдивые образы героев. Каждое движение артистов, каждый танец были осмысленными, предельно выразительными. На сцене действовали живые люди, со своими чувствами, переживаниями, страстями. Многие сцены в этом балете стали образцами музыкального и балетмейстерского искусства. Музыкально-хореографические образы открывали новые выразительные возможности в языке классического танца.

Балет «Щелкунчик», так же как и «Спящая красавица», развивал тему борьбы добра и зла, и здесь герои уже активно боролись за победу добра, за светлое будущее. Поставил «Щелкунчика» Лев Иванов по сценарию Петипа. Глубоко проникнув в смысл музыкальных образов, поняв развитие музыкальной драматургии балета, он создавал рисунок танцев в полном соответствии с музыкой — танец выражал содержание музыки. Это было новым словом в хореографии.

Вторая половина XIX века справедливо называется в балете эпохой Мариуса Петипа. Шестьдесят три года прожил он в России. Француз по происхождению и русский по духу, он был блестящим мастером хореографии, выдающимся балетмейстером. С именем Петипа связано торжество русского балетного искусства. За пятьдесят шесть лет работы он поставил более 60 балетов вместе с русскими композиторами, художниками, артистами.

 Болыпая заслуга в развитии русского балетного академизма принадлежит X. П. Иогансону. Тщательно изучив русскую систему хореографического образования и наблюдая в течение долгих лет русских исполнителей, он создал свою, иогансо-новскую систему преподавания, главное в которой было развитие в учениках прежде всего индивидуальности, особенностей природных данных, наиболее ярких граней таланта.

За свою долгую педагогическую деятельность он подготовил несколько поколений русских выдающихся танцовщиц и танцовщиков, таких как А. Павлова, Т. Карсавина, О. Преображенская, М. Кшесинская, П. Гердт, Н. Легат, М. Фокин.

Деятельность Энрико Чеккетти в балетном училище Петербурга сыграла значительную роль в подготовке ряда поколений русских артистов балета. Русские танцовщики учились у Чеккетти виртуозности, умению выполнять движения быстро и темпераментно. Однако блестящая техника никогда не считалась главным достоинством на русской сцене, и довольно быстро ученики Чеккетти переходили к Иогансону— совершенствовать чистоту форм классического танца, добиваться выразительности исполнения. А ученики Иогансона работали над техникой в классе Чеккетти, который для своих русских учеников выработал особую систему преподавания.

Начало XX века стало временем новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А. Горского и М. Фокина, по-новому утверждавшими идейно-художественные принципы театра. Мировое признание пришло к Фокину во время гастролей русского балета в Париже в 1909 году. Гастроли эти, получившие название Русских сезонов, организовал один из основоположников «Мира искусства» Сергей Павлович Дягилев. Успех был настолько велик, что Дягелев, Фокин и ведущие русские артисты сразу стали мировыми знаменитостями. Среди многочисленных звезд Русских сезонов особое место занимают четыре имени: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Ольга Спе-сивцева.

Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. Каждый новый спектакль выдвигал новые художественные требования. Балетмейстеры находили пути обновления старого в драматургии спектакля, в его хореографической и музыкальной партитуре, в соединении классического и народного танцев.

Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанро-во разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных странах, но и в разных краях, областях. Балетмейстеры всегда обращались к народному творчеству, отыскивая в нем новые сюжеты, обогащая хореографическое искусство народными мелодиями, ритмами, своеобразными танцевальными композициями, яркими художественными образами.

Интересен и разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство.

В 1935 году в марте в Москве был открыт Театр народного творчества, который дал возможность приобщиться к хореографическому искусству и стать танцорами многим людям. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, а в феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева. Спустя год, в 1938 году, была создана танцевальная группа при Государственном русском народном хоре им. М. Е. Пятницкого.

В настоящее время в нашей стране множество профессиональных и самодеятельных ансамблей народного танца, ансамблей песни и пляски, народных хоров с танцевальными группами.

С 1937 года, с момента организации Ансамбля народного танца СССР, весь свой талант, все свои творческие возможности И. Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые танцы, ставит новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов нашей страны и народов мира. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты. В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую

 основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.

Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамблей народного танца.

Искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается, обновляясь все более сложными формами. На сцену театров приходят новые молодые танцовщики, которые своим искусством приносят радость людям.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Все дело в шляпе

Развлекательная программа для учащихся 15-х классов

Реквизит

  1. 10 головных уборов
  2. кегли, 2 цилиндра    газеты;
  3. ленты,  цветы,   перья,   банты,  английские булавки;  
  4. каска, бескозырка;
  5. эмалированные тазы.       

 

Ведущий. Добрый день всем, кто пришел на нашу развлекательную программу «Все дело в шляпе». Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы найдены учеными при изучении стоянок древнего человека.

Оказывается, уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными, очевидно, его надевали во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в

 специальную одежду для выполнения той или иной работы уходит своими корнями в глубокую древность.

Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого человека можно увидеть несколько головных уборов. Обычно у женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово «шапка»?

Ответы.

Ведущий. В переводе с французского оно значит «покрышка». Вот вы, например, кроме шапки, какую еще «покрышку» носите на голове?

Ответы: панаму, кепку, косынку, берет, платок и т. д.

Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как элемент костюма. Изменить свой костюм вы сможете, приняв участие в нашей эстафете. Для этого я приглашаю 10 человек.

Для  каждой  команды  предлагается  по 5головных уборов. Проводится  эстафета   «Чья команда быстрее наденет все шляпы». Пока участники  надевают  шляпы, ведущий  продолжает.

Ведущий. Через несколько секунд мы увидим, подходят ли головные уборы их обладателям, и убедимся в правильности пословицы «По Сеньке и шапка».

Кстати, эта поговорка имеет два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка у него была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка».

А другой Сенька был ловкий, умелый, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»

Давайте хором произнесем эту поговорку, тем самым пригласив участников продемонстрировать свои головные уборы. Три, четыре!

Все. «По Сеньке и шапка!»

Ведущий. А сейчас каждая команда делает круг почета!

Под музыку  участники  делают  почетный  круг.

Ведущий. Сегодня я хочу предложить зрительному залу выбрать самый красивый головной убор, самый большой, самый маленький и самый смешной.

Ведущий показывает на каждый головной убор. Зрители при  помощи  аплодисментов  выбирают  победителей.

Я попрошу остаться на сцене четырех участников парада, чьи головные уборы были отмечены. А остальных занять свои места в зале.

Дети занижают  свои места.

Обычно, заходя в помещение, каждый из нас первым делом снимает обувь и головной убор, вешая его на крючок в прихожей. Предлагаем вам забросить головной убор на крючок вешалки.

Проводится   конкурс,  победитель  награждается аплодисментами.

В холодное время года малышам надевают не один головной убор: например чепчик, а сверху шапочку, а если слишком морозно и ветрено, то и меховую шапку.

 Интересно, а сколько головных уборов можно удержать на голове? Давайте по-смотрим.

Конкурс «Кто больше?»

^ Участвуют 4 человека: 2 примеряют шлемы, 2 помогают. Задание: одновременно удержать  на голове  как можно больше шляп.

 

Конкурс «Точный глазомер»

Необходимо на глаз прикинуть, сколько кеглей войдет в этот цилиндр и назвать нужное количество.  Правильный  ответ   —      штук.

Ведущий  показывает залу,  сколько  кеглей  помещается в цилиндре.

Ведущий. Имея под рукой большое количество головных уборов, можно каждый день щеголять в новом, а если ничего нет, а нужно срочно- прикрыть чем-нибудь голову — как поступить? Можно сделать головной убор своими руками,        

Конкурс «Прикрой голову»

•Приглашаются на сцену 2 человека, 'Задание:  сделать  из  газеты  головной убор.

Пока участника выполняют задание, проводится игра с   залом.

Проверка головных уборов, сделанных участниками. Отбор   2   победителей.

Ведущий. Обратите внимание на шляпки, которые я держу в своих руках. По-моему им чего-то не хватает. Может быть, лент, перьев или кусочка кожи Я предлагаю украсить, их этими подручными "Средствами. .Кто желает выполнить это задание?

Ведущий выбирает 2 участников,  которые  приступают У  к заданию. Пока  проводится Конкурс, ведущий  играет с залом

Игра с залом

По сигналу ведущего передать головной убор до последнего ряда и вернуть его обратно. Чья половина' зала справится с заданием быстрее?'

Ведущий. Шляпная мода зародилась давно, наверно, одновременно с модой на одежду. С тех пор она постоянно меняется. Давайте вернемся в прошлое. Скажите, какой головной убор предпочел бы мужчина, одетый в кольчугу? (Шлем)

 

Всем, всем, всем, всем                                

И в наше время нужен шлем:

И рабочим на дорогах,

Скалолазам на отрогах,

Сталеварам у печей

И строителям, что могут

Дом сложить из кирпичей.

Шлем обязан надевать

Тот, кто хочет фехтовать,

И пожарник на пожаре.

 Носит шлем шахтер в забое

И солдат во время боя.

Скажите, а как называют свой шлем пожарники, шахтеры, солдаты?   (Каска)

В Российской армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте, например, носят бескозырки. Давайте примерим одну из них.

Ведущий  вызывает мальчика,  примеряет ему бескозырку.

А зачем на бескозырке такие длинные ленты вдоль спины? (Слушает ответы.) А затем, что если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком.

Ведущий   показывает  залу,  как это делается. Затем   предлагает  участнику  пройти   на  место.

Ведущий. Но головные уборы нужны не только в армии, они являются и частью национального костюма. Только в нашей стране живет 126 различных народов и национальностей, и у каждого свой головной убор.

 Чего только не носят на головах! Самые разнообразные шапки, чалмы, тюбетейки....

 Между прочим, если вы очень наблюдательны, то наверняка замечали, что шляпы носят не только люди, но и ... грибы.

Желающих поиграть я приглашаю на сцену.

Многие из вас читали сказку про гриб, который приютил во время дождя под своей шляпой множество зверей. Я думаю, что вы не только постараетесь уместиться всей командой под шляпой гриба, но и исполните веселый танец.

Игра «Спрячься под шляпку»

Участвуют 5—6 человек. Им надевают маски  зверей,

В роли грибной шляпы можно использовать  большой   эмалированный   таз.

Ведущий. Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя наша программа стала для вас очередной дружеской встречей. Но, увы, она подходит к концу. А когда люди собираются разъезжаться по домам, они разбирают свои шапки, шляпы. Бывают, правда, и такие гости, которые только-только появляются в это время. Про таких говорят: «Явились к шапочному разбору».

Именно так называется наш последний конкурс, в котором примут участие 8 человек.

Конкурс «Шапочный разбор»

Задание: идти под музыку вокруг шапок. Как только музыка закончится, нужно успеть схватить  шапку.  Кто  не успел  —  выбывает из игры. Затем один головной убор убирается, игра продолжается и т.д. побеждает самый ловкий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)

открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...