Главные вкладки

    Уральские посиделки ( 3 мероприятия)
    материал (8 класс) по теме

    Черепанова Елена Александровна

    Литературно-музыкальная композиция.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uralskie_posidelki_-_1.doc52.5 КБ
    Microsoft Office document icon uralskie_posidelki_-_2.doc34.5 КБ
    Microsoft Office document icon uralskie_posidelki-3.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция. (1)

    Уральские посиделки.

    «Капустки».

    Цель:1. Формирование устойчивого интереса к обычаям родного края.

               2. Развитие творческих способностей учащихся.

               3. Воспитание культуры восприятия устного народного творчества родного края.

    Подготовка мероприятия.

    1. Учащиеся расспрашивают бабушек и дедушек о разных видах  посиделок.
    2. Инсценирование под руководством учителя некоторых элементов посиделок.
    3. Оформление кабинета в стиле старинной избы. На доске народный праздничный календарь, в котором используется восстановленная чисто народная терминология.

    Ход мероприятия.

    Ведущий: Старинные посиделки – частица истории нашего великого народа, его самобытной культуры, его неповторимого быта.

    - Какие ассоциации у вас возникают при слове «посиделки»? (Пропитанная запахом смолы  и парного молока просторная русская изба  или лавка у забора, зеленая полянка, разноцветные мужские рубахи и яркие женские сарафаны, платки, задорные пляски и озорные частушки).

    - А какого лексическое значение слова «посиделки»? (Образовано слово «посиделки» от слова «сидеть», посидеть». С.И.Ожегов «Словарь русского языка»: «В старой русской деревне: зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким – нибудь занятием, ручной работой»)

    Но посиделки были не только зимними, Зимой они проводились в избе, а летом – за околицей, за оградой или просто на поляне.

    В.Даль в один ряд с понятием посиделок ставит понятие «вечерки», «вечерницы», «беседки», «засидки», «досвитки», «дозорьки». Но все же в народе очень хорошо различали понятие «посиделки» и «вечерки». Вечерки оторваны от полезной трудовой деятельности. Молодежь собиралась на вечерки исключительно для развлечения. На Урале выделяется три вида посиделок: «капустики», «копотихи» и «супрядки».

    А вот вечерки бывают разные: святочные, кутейные, тещины, золовкины, уличные. Посиделки проводились почти в каждом доме. Посиделки и вечерки тесно связаны с народными календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками. Например: Масленица включает в себя «тещины вечерки» и «золовкины посиделки». Поэтому, говоря о посиделках, мы так или иначе коснемся обрядовой поэзии и народного праздничного календаря.

    - В чем же сила, очарование старинных посиделок? Что рассказывали вам ваши бабушки и дедушки? ( рассказ учащихся)

    1-ый учащийся. Посиделки – естественная форма общения людей во время досуга. Долгими зимними вечерами, собравшись в просторной избе, при свете лампы, юноши и девушки сообща рубили капусту, пряли и теребили пряжу, вязали теплые вещи: шарфы, шапки, варежки, носки, кофты. А помимо работы водили хороводы, пели, играли.

    Ведущий: Обратимся к  народному праздничному календарю. Даты даны по старому стилю.

    1. Ночь с 24 на 25 декабря – Кутья, или Сочельник, или Первый кутейник (праздник в честь зимнего солнцеворота)
    2. С 25 декабря по 6 января – Коляды (игры и песни, посвященные прославлению Солнца)
    3. С 1 января – Авсень, или Таусень, или Второй кутейник (встреча Нового года)
    4. Ночь с 5 на 6 января – Второй сочельник, или Третий кутейник (игры с гаданиями)
    5. С 8 января до Масленицы - Мясоед (время свадеб); Масленица – за 8 недель до апрельского новолуния.
    6. 4 марта – Герасим – Грачевник (встреча первых весенних птиц).
    7. 7 дней до апрельского новолуния – Вербное воскресенье (резанье вербных веток)
    8. Неделя после новолуния – Красная горка (весенние игры, хороводы, катание на качелях); Красная горка – самое красивое место возле селения, удобное для развлечений.
    9. 7-ой день после новолуния – Проводное воскресенье (поиски сон-травы, подснежников, плетение венков)
    10. 8 мая – Иван-Градобой, «Иван-Грозный» (домашние развлечения и ритуалы, посвященные памяти предков)
    11. Вторник на Фоминой неделе – Радуница (Родительский день)
    12. Через семь недель от Красной горки – Русалья неделя (праздник, посвященный предкам и отражающий почитание славянами сил живой природы)
    13. 24 июня – День Ивана Купалы (праздник, связанный с летним солнцеворотом)
    14. 6 августа – Яблочный день (торжества, вызванные началом уборки урожая).
    15. 14 сентября – Кирмаш (веселая осенняя ярмарка)

    После Кирмаша до Первого кутейника, то есть до Рождественской ночи, шли праздники, не связанные ни с какими определенными датами. Время проведения их зависело от характера осени, от урожая, от многих переменчивых обстоятельств хозяйственной деятельности крестьянина-земледельца. Это «дожинки» (торжество по окончании жатвы), «капустки», «копотихи», «супрядки» и т.д.

    В этом календаре нет тех праздников, которые стали привычными, традиционными, но именно эти праздники были понятны и полезны народу. Полезны – потому что веселые развлечения и песни знаменовали важные этапы в практической деятельности крестьянина-земледельца.

    - А знаете ли вы какие-нибудь народные поверья, приметы, связанные с этими праздниками? (Учащиеся, как правило, рассказывают много примет, связанных с народными праздниками)

    Например: «Коли на кутью тропинки черны – урожай на гречу», «Васильева ночь звездиста – к урожаю ягод», «На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут».

    Ведущий: Итак, по содержанию посиделки делились на «капустки», «копотихи», «супрядки», «кудельницы», «льняницы».Сегодня мы подробно поговорим лишь об одном из видов посиделок- о «капустках».

    «Работать артелью – быть веселью»

    «Капустки».

    Объясняем слово артель . С.И.Ожегов: «Артель – это объединение лиц для совместной работы».

            Наибольшим уважением среди народа пользовались посиделки по осени. Их время между «дожинками» и Первым кутейником (см. календарь). Убраны хлеба, уложены в скирды, ждут обмолота; собран урожай овощей, запрятаны в погреба, засоленные огурцы томятся в кадках. Настала очередь рубки капусты, трепания льна, заготовки кудели (волокнистая часть льна, пеньки) и пряжи. Настает время плетения лаптей, катки валенной обуви, то есть время посиделок. Если кто-то нуждался в помощи, собирали посиделки. Недаром говорится «Работа артелью – быть веселью», «В артели работа – веселье», «Артелью ночь посидишь – десять засидишь», то есть артелью работать выгоднее: что одному на десять ночей, то артель закончит за ночь.

    2 –ый учащийся. Порядок осенних посиделок чаще всего был таков:

    1. «Капустные вечера».
    2. «Копотихи» (трепание льна)
    3. «Супрядки» (прядение пряжи)
    4. «Чулочники» (вязание из шерсти)
    5. «Лапотники» (плетение лаптей)

    1-ый учащийся. Поговорим о «капустках».

    Капусту снимали по морозу, иногда и из-под первого снега. Рубили капусту сообща на Никиту Репореза. Сначала у одного рубили, завтра – у другого, так и ходили из дома в дом. Молодцы только точили тяпки да ножи., делали корыта, в которых рубили капусту и уходили. А девица, хозяйка дома в назначенный час стоит в передней избе, разодетая, как картинка, - гостей встречает. К девушкам помощницам обращается. (Инсценировка)

    • «Заходите, гостюшки дорогие, помощницы золотые! Мойте рученьки    свои белые да беритесь дружнехонько за кочаны спелые…»
    • Проходите, подруженьки, золотые рученьки. Постараемся – не умаемся; лежа к вам на печи не придут калачи».
    • «Здравствуйте, красны девицы. Заждалась вас капустка спелая, кочерыжка белая. Кто пироги любит есть, для того работа на целый день есть!»

    А когда начинали рубить, то еще и гадать успевали, правда, в шутку.

    «Давайте,  девоньки, загадаем на кочерыжки, у кого какому мужу быть».

    Все норовят вилок побольше выискать, чтобы и кочерыжка посолиднее была. И смех, и шутки, и все бывало:

    • «Ой, кочерыжка у Клавки длинная да тонкая, как гвоздь:  не иначе муж – жердяка будет».
    • «Смотрите, смотрите! Это что за кочешок – мягонький и тупенький, как поросячий пятачок».

               Никто на эти шуточные гадания и не думал обижаться.

    А под капустку пели песни, пироги с капустой стряпали.

    Звучит песня.

    По новой по роще                                    - За что тебя, зятик?

    Ехал зять к теще                                         За что, мой касатик?

    На жену просити,                                       - Сударыня теща!

    Капусту рубити.                                          Я сам глупо сделал:

    Во горнице теща                                         Залез в погребочек,

    Его привечала,                                            Поел всю сметанку,

    Его угощала                                                 Ни много, ни мало -

    - Здорово, мой зятик,                                  12 горшочков.

    Здорово, мой касатик!                                - Моя дочка дура:

    -Сударыня теща!                                         Чего мало дула!

    Не дюже здоровя                                         Прощай, моя теща!

    Жена дома была.                                          Прощай, мой зятик!

    Песни пели весело, потому что руками шевелить надо было, а под протяжные да проголосные ничего не вышло бы.

            Настоящее веселье начиналось, когда заканчивали рубку, а пирогами в избе пахнуть начинало. После работы хозяйка встречала гостей с мылом и полотенцем, помогала умываться, а потом усаживала за стол.

            На первое обязательно квас подавался или сусло с холодцом. Затем – щи с капустой, пироги и с капустой, и с морковкой, и с рубленым картофелем, и с куриными или гусиными почками. Угощали да приговаривали:

    «Угощайтесь, дорогие гостюшки! Ваш труд – наши припасы. Нет радости краше усталости, на дне она, доставай до дна».

            Пить настойку, вино, бражку на посиделках не полагалось. На «капустки» позже приходили и парни, целыми табунами. Сначала, пока их не покличут, мимо дома взад – вперед ходят и поют».

    Звучит песня с инсценировкой.

    Шел дорожной – стороной                                  Посмотри, моя хорошая,

    Нашел платочек носовой.                                      Из горенки в окно:

    Развернул каемочку –                                             Успокой мое сердечко,

    Платок моей миленочки.                                       Не видел тебя давно.

    А девушки из дома им отвечали.

    Звучит ответная песня.

    Вы, тальянистые, задавалистые,

    Заверните на огонь,

    Нам нужна ваша гармонь.

    Парни заходят в дом и поют:

    Пироги подовые

    Пряники медовые.

    Только девушкам без нас

    Горек мед на этот час.

             На «капустных вечерах» игровых песен не пели и хороводов не водили. После пирогов рассаживались по лавкам – парни с одной стороны, девушки – с другой.

    И опять пели. После вечерок провожали друг друга, парами расходились.

    Девушка поет:  «Сербиянку пляшу

                                   Сама на милого гляжу.

                                   Как не стыдно тебе, миленький,

                                   Одна домой хожу».

    Парень отвечает: «Обещал пойти,

                                     Дорога дальняя,

                                   Далеко идти».

    Так завершался «капустный вечер».

    Итак, главные отличительные особенности «капустков»:

    1. Девушки рубили капусту.
    2. Юноши приходили на вечер только повеселиться.
    3. Отдых сводился к исполнению песен, прибауток, частушек.



    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция (2)

    Уральские посиделки.

    «Супрядки»  и «Чулочники».

    Приготовление к мероприятию.

    1. По возможности пригласить на мероприятие женщин, которые умеют прясть. Если такой возможности нет, то найти прялку и веретено для показа.
    2. Кабинет также оформлен  как старинная изба.

    Ведущий: В начале 20 века в самые глухие районы Урала проникли промышленные товары – ситцы, сукна, кожаная обувь. Но в деревнях и поселках из обихода не выходили и изделия и одежда домашнего приготовления. Сами ткали холсты и сукна, шили белье и кафтаны, обрабатывали лен, коноплю, шерсть. Прялки были в каждом доме.

            Самым подходящим и наиболее свободным временем для обработки льна и шерсти были осень и зима. Как правило, обработка льна начиналась 14 октября, в день Параскевы Пятницы, которая называлась еще Параскева Льняница.

            Днем женщины занимались подготовкой, обработкой шерсти (желательно этот процесс подготовки шерсти тоже показать учащимся), льна, а вечером – пряли. Иногда пряли под лучину березовую или коряги сосновые разжигали, они долго горели и угли светились ярче лампы.

            За окнами метель завывает, а дома тепло, веретена жужжат, лучины потрескивают – хорошо!

    И конечно, пели песни.

    Звучит песня.

    Лучина, лучинушка березовая,

    Что ты, лучинушка, неясно горишь,

    И неясно горишь, не вспыхиваешь?

    Али ты, лучинушка, в печи не была,

    Али ты, Березова, не высушена?

    _ Я была в печи со вчерашней ночи,

    Да люта свекровушка в печку лазила

    И меня, лучинушку, водой облила.

    Между песнями шли нескончаемые разговоры о погоде, о детях, о невестах и женихах, о болезнях.

    Если у кого зуб болит, сразу со всех сторон советы:

       - Возьми кудельку в лак деревянный окуни – легче будет.

    На «супрядки» с самого начала приходили парни и садились рядом с понравившейся девушкой. Для виду помогал работать – держал готовые мотки пряжи, закреплял кудель на прялке. Кто-то прял, а кто-то на кругу песни пел. Одна спела – села. Другая на круг выходит и т.д.

                                        Инсценировка с песней.

    1 –ая поет:                                           2-ая поет:

    Уродился, уродился,                                    Лен перистой, лен перистой,

    Лен-от белый,                                             Лен перистой, голосистой,

    Лен-от белый, лен-от белый,                    Голосистой, головистой,

    Лен-от белый и перистый.                       Головистой, семенистой.

                                     3-ья поет:

                                          С кем я буду, с кем я буду,

                                        С кем я буду лен-от рвати,

                                        Лен-от рвати, лен-от рвати,

                                       Лен-от рвати, горевати?

    А еще бывало итак: кому надоест прясть, встанут да пойдут по кругу. Нужно кого вызвать, оторвать от дела – против того встанет, потопает, и вместе идут да поют:

    Девка просу полет,                                                       Подарю попу я

    Белы  ручки колет.                                                      Атласу на рясу.

    То-то люли, то-то люли,                                       То-то люли, то-то люли,

    То-то лошанцы мои.                                              То-то лошанцы мои..

    Жаль этой девицы,                                                     Поповой-то матке

    Дал бы рукавицы.                                                       Кисеи на платье.

    То-то люли, то-то люли,                                      То-то люли, то-то люли,

    То-то лошанцы мои.                                             То-то лошанцы мои.

    Взял бы ее замуж,                                                       Поповой-то дочке

    Поп-от не венчает.                                                    Тамбурны чулочки.

    То-то люли, то-то люли,                                     То-то люли, то-то люли,

    То-то лошанцы мои.                                            То-то лошанцы мои.

    Поп-от не венчает,                                                   Попову-то сыну

    За сыночка чает.                                                       Рубашеньку синю.

    То-то люли, то-то люли,                                    То-то люли, то-то люли,

    То-то лошанцы мои.                                           То-то лошанцы мои.

    А потом и каблуками шли долбить – половицы трещат, образа качаются:

    Ой, я сеяла ленок,

    Приговаривала,

    Чеботами приколачивала:

    «Ты удайся, ленок,

    Ты удайся, мой беленький,

    Ты люби меня, миленький!»

    Танцевали иногда и кадриль. При этом еще и играли. Некоторые приходили не только с прялицей. Но и с  шитьем. На ужин хозяйка готовила кушанья и приглашала к столу.

    Повыступала хозяйка от печи, отвесила длинный поклон в пояс, да и стала речисто и звонко потчевать:

    «Гостюшки-голубушки! Покидайте прялочки, умывайте-ко рученьки! Не всякого по имени, а всякому челом! Бью хлебом да солью, да третьей любовью».

    В конце «супрядок» подавали пирог с морковью, который назывался «выгонщиком», то есть после него все расходились по домам.

    Можно дать учащимся самим попробовать прясть на прялке. А гостей можно угостить пирогом или пирожками с морковью.

    «Чулочники».

    «Чулочники – это разновидность «супрядок», т.е.»чулочные вечерки». Это был только девичий праздник. Взрослые женщины занимались домом, хозяйством, маленькими детьми. А вот вязание чулок и носков возлагалось на девушек. Вязали вечерами по несколько человек, чтобы было веселее.

            Но иногда и молодые парни захаживали на «чулочные вечерки», и девушки пели им чулочные «величальные».

    Кто у нас хороший,

    Кто унас пригожий?

    Хорош Иванушка,

    Пригож Иваныч,

    Хорошо он ходит:

    На море ступает –

    Каблук не ломает,
    Чулок не марает.

    В остальном «чулочные посиделки» походили на «супрядки».



    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция. (3)

    Уральские посиделки.

    «Лапотники» и «Уличные вечеры».

    Подготовка к мероприятию.

    1. Если есть возможность, то на мероприятие можно пригласить тех, кто умеет плести лапти, катать валенки, кто занимается резьбой по дереву, плетением из лозы.
    2. Желательно иметь для показа образец лаптей и валенок или изображение  этой обуви.
    3. Украшением кабинета могут стать изделия мастеров и самих детей из дерева, лозы, различные корзинки, плетеные коробки и т.д.

       

    Ход мероприятия.

    1-ый ученик. Это название было условным, так как на этих вечерах, которые назывались «лапотными», могли не только лапти плести, а вообще заниматься каким-либо ремеслом (изготовление кожаной обуви, валенок, их починка, резьба по дереву, плетение корзин и т.д.)

            Но самым популярным видом артельного труда вечером было, конечно, плетение

    лаптей. Здесь уж первую скрипку играли мужчины,

            В сельской местности в то время в лаптях ходили все – от мала до велика – и в праздники и в будни. Плести мог и умел почти каждый мужчина. Работа это простая и легкая, но очень кропотливая, требующая времени и усидчивости. Легче было отдать 10-20 копеек и пользоваться готовыми «обутками». Большинство так и поступало. Но были и любители этого промысла. Людей, которые плели лапти, называли «плетарями» или «лапотниками».

    2-ой ученик. Плели лапти зимними и осенними вечерами. Лучшим временем считали три недели после Андрея (30 ноября), так как именно в эти дни «созревало лыко» и вечерами были самые длинные. Народная поговорка гласит: « В одиночку лапотная работа – одна забота». Чтобы не скучать, лапотники собирались вместе, занимали для этого дом поочередности. На «огонек» заходили и другие, все, кому не лень, и парочками. На этих посиделках мужчины обсуждали серьезные вопросы, включая и политические. Если пели песни, частушки, то тоже серьезные. Но был, конечно, и юмор. И шутки, и рассказы бывалых людей.

    1-ый поет: Поп кадит кадилою,                     2-ой поет: Как по нашей улице

                       Сам глядит на милую:                                     Едет поп на курице,

                      «Господи, помилую                                           Попадья за ним бегом

                       Акулину милую?!»                                             Попугает помелом.

    3 –ий ученик.Часто вели разговор о богачах, которых недолюбливали. Такие разговоры, как правило, заканчивались анекдотами про жадных людей.

    Например: «Два мужика ели уху. Один свои рыбные кости клал под другого и, наевшись, упрекнул его: «Жадный, сколько Косте-то наел!» А другой ответил: «Ты жадный, всю рыбу с костями съел!»

    А еще говаривали всякие присказульки, без которых «лапотник» не «лапотник».

    « Алеша -  три гроша, шейка – копейка, алтын –голова, по три денежки нога: вот ему и цена»

    Среди мужчин часто и женщины засиживались и плели лапти не хуже мужиков.

            Песни плетарей – лапотников были лирическими, иногда об исторических событиях, с характеристиками исторических деятелей.

    Вот одна из песен плетарей-лапотников:

    Жавороночка, вольная пташечка,

    Не летай-ка по чистому полю,

    Не садись-ка на проталину,

    На тое ли ковыль-травоньку.

    Не ковыль ли в поле травка зашаталася,

    Зашатался добрый молодец

    На чужой на дальней сторонкушке.

    Он не сам зашел, не охотою,

    Завела его печаль-горюшко,

    Печаль-горюшко, нужда крайняя,

    Служба царская, царя белого, Петра Первого!

    Разговоры о жизни уходили далеко за полночь. Грустные песни заставляли о многом задуматься. Каких только предложений не высказывали! Разговоры заходили еще и о звездах, про разные знаки на небе, про Сибирь, про Распутина, про Стеньку Разина.

    А вот бывалые люди ничего не выдумывали, а рассказывали то, что было на самом деле, чему сами стали свидетелями. Часто их рассказы воспринимались как анекдоты.

    «Богач Сила Ефимович Демидов, живший по старости и умерший до моего рождения… У него на лужках часть сена оставалась до следующей зимы. Раз кто-то увез сено, а в остожье записку оставил:

    Сила,

    Гнусила!

    У тя сено годует,

    У нас скот голодует!»

    Особенно интересными были всякие предания про наш край. Вот одно из них:

    «Тут недалеко в лесу есть камень Плита. Когда Пугачевский полковник Белобородов отступал, решили спрятать богатство. Вырыли яму, сложили да Плитой привалили. Знают люди про клад, да взять его нельзя. По одну сторону лежит Медведь-камень, он охраняет золото. По другую сторону есть камень, похожий на разинутую пасть щуки. Если Медведь проспит зимой, так не проспит Щука. И вот Щука-то не зря вышла из моря-океана, она-то уж никогда не проспит».

    Бывалые люди про себя и свои разговоры часто говаривали «Отведаешь сам, поверишь и нам», «Вы диву дивуетесь, а мы уж дивовались», «Поживешь с мое, да пожуешь с мое, узнаешь».

            Вот и все, что сегодня известно о «лапотных вечерах». Немного, но они играли немаловажную роль в жизни деревенских жителей. Интересно то, что в предреволюционные годы зачастую «лапотные вечера» превращались в тайные рабочие собрания.

     В ходе мероприятия надо обязательно дать слово гостям, чтобы они рассказали о том, чем занимаются, занимались раньше, чтобы показали свои изделия.

     

    Ведущий. До сих пор мы говорили о «комнатных посиделках». Но надо сказать, что большое значение имели и «уличные вечеры». Они были свободны от какой-либо обрядности,  не были связаны ни с народными, ни с церковными праздниками. Их участниками были молодые незамужние женщины и холостые мужчины. По существу, это обычные вечерки, которые в связи с летним теплом и духотой в избах, вынесены на улицу.

    1 ученик. Уральские деревни и поселки были построены немного необычно: длинные дугообразные улочки тянулись вдоль реки, с горки на горку. Посередине дуги была площадь. На площади, как правило, был построен завод,  а также заводские конторы, дома управляющего, конторщиков и дома священнослужителей. В разные концы улицы шли две группы юношей и девушек. Когда при возвращении встречались, то дарили друг другу песенки, которые назывались «уличными» или «подгорными». А гуляющих по улицам парней и девушек называли «махерами» и «махерками».

            Среди «махеров» всегда есть гармонисты. Песни и шутки иногда перемежались драками из-за пустяков. Серьезные ссоры были очень редкими.

            Чаще всего «уличные вечеры» устраивались в июне, так как на Урале в это время уже тепло, а сельскохозяйственная страда еще не началась.

            Ведущий. Главное своеобразие и  прелесть «уличных вечер» - в «походеньках». Так назывались короткие песенки и частушки, которые пелись на ходу.

    Музыкальная композиция.

    Парни             Милая сартяночка,                              Девушки:   Миленьки, красивенький,

                           Сшей-ка мне портяночки.                                        Покатай на сивенькой.

    Девушки:       Кудревата елочка –                              Парни:         Милая. Красивая,

                            У милого челочка.                                                     Устала лошадь сивая.

    Парни:            Низовские девки модны –

                            По три дня сидят голодны.

    Девушки:       Колька, Колька,

                            Пляши польку,

                            Я на ножки погляжу,

                            Я на ножки погляжу,

                            Да веревкою свяжу.

                           

    А вот «уличные частушки» пели, идя стенкой друг на друга.

    1-ая девушки:      У меня на сарафане

                                  Косолапы петухи,

                                  Не сама я косолапа,

                                  Косолапы женихи.

    2-ая девушка:      Я иду, я иду

                                 Встану да подумаю:

                                 Милый дурой называет

                                 Пусть поищет умную.

    3-ья девушка:      У моего дорогого,

                                  У моего форсуна

                                  Голова, что у лягушки,

                                  Ноги, что у черкуна.

    Часто перепевки на улице касались морального облика девушек и парней. Осуждались выпивки, драки, грубость, неверность.

    На окошке сидит кошка                                Раскурилась папироса,

    С белыми котятами,                                       Вахрамеевский табак.

    Как не стыдно вам, девчата,                          Мое-от милый шибко пьян,

    Бегать за ребятами.                                         Да ешшо ушел в кабак.

    Ведущий. Часто все эти «походеньки» были полной импровизацией. Нагулявшись и напевшись вдоволь, молодые люди провожали девушек до дома. До утра играла гармонь. Весело проводила вечера молодежь на Урале. В этом и прелесть «уличных вечерок».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

    Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

    Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

    Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

    Рождественские посиделки. Сценарий мероприятия.

    Литературно-музыкальная композиция  для учащихся 7 - 9 классов рассчитана на 45 минут. ...

    Сценарий игры-конференции "Уральские посиделки"

    Цель игры: воспитание чувства сопричастности к культуре и истории народов родного края, культуры межнационального общения....

    Сценарий внеклассного мероприятия "Уральской старины сказитель"

    Проблема русского национального характера в сказах П.П.Бажова....

    "Осенние посиделки".Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов.

    Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, посвящено времени года осени....

    Сценарий внеурочного занятия . "Весенние посиделки"3 класс.

    Внеурочное занятие  по музыки интегрированное с ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)...