Русские посиделки «Выбираю деревню на жительство…»
методическая разработка по теме

Предмет: краеведение.

Тема: «Выбираю деревню на жительство»

Форма проведения: посиделки.

Цель: познакомить детей и подростков с музейной коллекцией предметов крестьянского быта.

Задачи:

1. Развивать умение вести беседу.

2. Закрепить навыки коллективной деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.

Возрастные рамки: дети, подростки.

Место проведения: МЦД(п).

Методы и приемы: сюжетно-ролевая игра, наглядность, позиция роли взрослого рядом с детьми, погружение в прошлое, использование музейных предметов.

Предметный ряд и оборудование: костюмы действующих лиц, экспонаты экспозиции интерьерного плана «Как живали в старину».

Подготовка детей:

При подготовке мероприятия создаю ситуацию ответственности и

самостоятельности у детей, учитывая при этом их возрастные особенности (оформление зала, репетиционный процесс, подготовка мастер – класса, приглашение гостей, …)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_posidelki.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного  образования  детей Ханты-Мансийского района

«Центр  детский  (подростковый) п. Луговской»

Русские посиделки

«Выбираю деревню на жительство…»

                                                 Автор: педагог дополнительного образования

 Ядыкина Анна Владимировна

Место работы: муниципальное казенное

 образовательное учреждение

дополнительного  образования  детей

Ханты-Мансийского района

«Центр  детский  (подростковый) п. Луговской»

Адрес: п. Луговской, ул. Ленина, д.45,Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ,

 Ханты-Мансийский район, телефон: 8-346-73-78-064

2013г.

Предмет: краеведение.

Тема: «Выбираю деревню на жительство»

Форма проведения: посиделки.

Цель: познакомить детей и подростков с музейной коллекцией предметов крестьянского быта.

Задачи:

1. Развивать умение вести беседу.

2. Закрепить навыки коллективной деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.

Возрастные рамки: дети, подростки.

Место проведения: МЦД(п).

Методы и приемы: сюжетно-ролевая игра, наглядность, позиция роли взрослого рядом с детьми, погружение в прошлое, использование музейных предметов.

Предметный ряд и оборудование: костюмы действующих лиц, экспонаты экспозиции интерьерного плана «Как живали в старину».

Подготовка детей: 

При подготовке мероприятия создаю ситуацию ответственности и

самостоятельности у детей, учитывая при этом их возрастные особенности (оформление зала, репетиционный процесс, подготовка мастер – класса, приглашение гостей, …)

 (Наигрыш песни «Хлеб всему голова».

Гости входят в зал оформленный в стиле русской избы, где их встречает хозяйка)

Гость: День добрый, хозяюшка!

Хозяйка:  

Здравствуйте, гости дорогие! (кланяется)    

Хозяйка:

Проходите, гости дорогие. Красному гостю – красное место на наших посиделках  

( Помогает гостям занять свои места в зале)

Помощница :

Дай бог тому, кто к нашему дому,-

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

(В зале гаснет электрический свет)

Хозяйка:

Мы пригласили вас на посиделки, чтобы вспомнить с вами традиции, обряды и устное народное творчество. В них история России, ее мудрость, красота и сила. Наш долг – сохранить все это наследие.

Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывем вспять течению лет

В чьи – то страсти, разлуки и встречи.

Мы откроем старинный сундук,

Пыль времен отряхнем мы с событий,

Чтоб забытый таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.

Помощница :

Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих.

Хозяйка:

Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.

Помощница :

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Хозяйка:

А играли как! В лошадки!

Ах, лошадки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(В зале включается электрический свет, дети с песней «Выйду на улицу» входят в зал, проходят до сцены и рассаживаются на лавки.  Девушки рассаживаются, каждая начинает заниматься принесенным с собой рукоделием: вязанием, вышиванием, бисероплетением и т.д.и одновременно ведут разговор с хозяйкой)

Девушка 1:

Здравствуй, хозяйка. Здравствуйте, ребятушки. Мир вам и мы к вам.

Хозяйка:

Давно поджидаем, гдей-то вы, красавицы, загуляли?

Девушка 2:

А мы покуда пирогов напекли, семечек поджарили, вот и пришли.

Хозяйка:

Ой, касатушки мои дорогие, у меня самовар давно готов. А что ж мальцов с вами нет?

Девушка 1:

Не споткнуться, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся!

(Звучит фонограмма русской народной музыки) 

Помощница :

На посиделки заглядывали и парни, которые выбирали себе будущих невест. Как вы думаете какую девушку выберут в жены – трудолюбивую, умелую или ленивую, нерадивую?

А еще какой должна быть девушка? Правильно, скромной, ласковой, веселой. Про хорошую невесту говорили: «И лицом бела, и с очей весела»

(За дверью слышится гармонь, смех, топот, раздается стук в дверь. Входят парни играют на трещетках, ложках, несут капусту)

Парень 1:

Луговская –то деревня вон, под горочкой стоит,

Да не по горочке, по дролечке ретивое болит.

Парень 2:

Луговскую деревеньку я не хаю, не хвалю,

Полюбил я ягодиночку на самом на краю.

Парень 1:

Кукарекнул петушок посреди болотика,

Эй, девчата, мы идем – откройте – ка воротика.

Парень 1:

Здравствуйте, хозяева, а нас вы не ждали?

Хозяйка:

Ждали, ждали, все жданки съели.

Парень 2:

А коли ждали, так и дождались.

Хозяйка:

Зачем вы к нам пожаловали, да такие нарядные.

Парень 1:

Пришли мы песни петь, да плясать, себя девчатам показать.

(подмигивают все присутствующим, заигрывают с ними;, все визжат, разбегаются, шушукаются)

Парень 2: (одергивает первого)

Да ты что! Мы вовсе не за этим пришли. Нам бы капустку посолить. Может вы поможете?

Девушка 2:

Конечно, конечно, касатики!

(ребята обращают внимание на девчат)

Девушка 1:

Да ты что хоть говоришь – то. Капусту добры люди давно уж посолили, да и  «Капустница» - обряд такой есть, давно уж прошел. Он приходится на ВОЗДВИЖЕНИЕ – один из церковных праздников, который отмечается 27 сентября. А за этим ли вы пришли!?

Парень 1: (подмигивает второму парню)

Опоздали мы знать, да и бог с ней с капустой! (машет рукой)

Парень 2: (Обращается к девушкам)

Здорово красивые!

Девушка 2:

Сами то больно хороши!

Парень 1:

Что ж вы, девки, губы жмете,

Аль хороших ребят ждете? (наступают на девчат)

Девушка 1:

Нам хороших не дождаться

Они рано спать ложатся.  (подергивает плечами и отворачивается)

Помощница:

Ох, по избе – то парни ходют,

Они ходют, гуляют,

Девчат выбирают.

(Парни рассаживаются между девчатами, шушукаются с ними)

Хозяйка:

Вы, конечно, присмотритесь,

Но не торопно ведь вам.

Потрудиться не хотите (парни с готовностью кивают головами)

Если так, то по местам.

Всегда на Руси труд был в почете. Поэтому даже на посиделки девушки брали с собой какую – нибудь ручную работу. Монотонная, однообразная сама по себе, эта работа уже не казалась такой скучной за разговором, песней, шутками.

(Мастер класс по изготовлению куклы)

Хозяйка:

Припасли мы для вас забавушек на разный вкус: кому сказку, кому песенку, а кому и потешки расскажем:

Любят русские потешки.

Это добрые насмешки.

Вечерочком собирались,

Друг над другом потешались.

Девушка 1: (толкает парня и говорит)Тит – тит, пойдем молотить

Парень 1:   У меня спина болит

Девушка 1:Тит, а пойдем мед пить

Парень 1:   Дай быстрее шапку схватить

Девушка 2: (толкает парня и говорит)Федул, что губы надул?

Парень 2:    Да кафтан прожег.

Девушка 2: Зачинить можно!

Парень 2:    Да иглы нет.

Девушка 2: А велика дыра?

Парень 2:    Да один ворот остался.

Девушка 1: (толкает парня и говорит) Где ты сейчас, брат Иван был?

Парень 1:   В горнице.

Девушка 1:А что делал?

Парень 1:   Помогал Петру.

Девушка 1:А Петр что делал?

Парень 1:   Да на печи лежал.

Девушка 2:    (толкает парня и говорит) 

Фома, а что ты вчера из леса долго не шел?

Парень 2:    Медведя поймал.

Девушка 2: Так вел бы медведя.  

Парень 2:    Да он не шел.

Девушка 2: Ну, так сам бы шел.

Парень 2:    Да он меня не пускал.

Хозяйка:

        А еще очень любили загадки друг другу загадывать. В них, придуманных народом, очень точно характеризуется тот или иной предмет. Каждая загадка – это испытание на сообразительность и наблюдательность. А вы наблюдательны? Тогда попробуйте отгадать наши загадки о предметах, которые можно найти в нашей горнице.

Помощница :

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил (Глиняный горшок)

Хозяйка:

Два брюшка,

Четыре ушка. (Подушка)

Помощница :

Стоит попадья

Поясами подпоясанная

Маслом вскормленная (Маслобойка)

Хозяйка:

В избе – изба, на избе – труба

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Помощница :

Никогда не ленятся.

И ночь работают,

И день работают.(Часы)

Хозяйка:

Ой, да какие молодцы вы, все загадки разгадали. А покажите, какие вы умные. Продолжите поговорки:

Век живи,…………..(век учись).

Дареному коню,………….(в зубы не смотрят).

Как аукнется,………….(так и откликнется).

Любишь кататься,……………(люби и саночки возить).

В гостях хорошо,…………..(а дома лучше).

Хозяйка:

Гости мои дорогие, вы уже убедились, сколько у нашего народа фантазии, юмора и выдумки! Особенно это проявляется в небылицах.

Парень 1:

Ездил я на ярмарку,

Видел там диковинку:

Коза муку продает,

Козел отмеряет.

Маленький козленок

В скрипочку играет

Девушка 1: (смеется и машет рукой на парня)

Ха – ха - ха, да ну тебя!

Парень 2:

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашел

Сам заплакал и ушел.

Девушка 2: (удивленно)

Не может быть?!

Парень 1:

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Девушка 1: (разводит руками)

Вот так выдумал!

Хозяйка:

Ребята, как вы думаете, что же такое небылицы?

(Ответы детей)

Хозяйка:

Правильно, небылицы – это вымысел, то, чего не может быть. Все об этом знали, но все равно было весело и забавно слушать эти смешные стишки.

Много нового сегодня вы узнали,

Но еще не станцевали.

Помощница :

Раздайся, народ!

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

Всех на танец приглашу! (Выводит гостей на танец)

(Песня «Калинка» и  русский народный танец с приглашением гостей)

Хозяйка:

Спасибо, гости дорогие, вы нас очень порадовали танцем.

Делу – время, потехе - час.

Кто хочет поиграть сейчас?

(Ответы ребят)

Девушка 1:

И так, русская народная игра «Захарка»

Девушка 2:

Русская народная игра «Лошадки»

Помощница :

Русская народная игра «Капуста»

Девушка 1:

Русская народная игра «У медведя во бору»

Девушка 2:

Русская народная игра «Мед и сахар»

Помощница :(стоит на сцене)

Наигрались мы с вами, да напрыгались от души, а значит, и проголодались пора бы уже и чаем побаловаться, да подкрепиться.

(Обращается к печке, стоящей на сцене)

Хозяйка:

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

 (В зал входят помощницы,  девушки и парни, в руках у которых подносы с выпечкой.

Расставляют все снадобье на столы и помогают гостям занять свои  места за столами)

Хозяйка: (подходит к столам и обращается к сидящим гостям)

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найдете едоков!

Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте!

(Хозяйка читает памятку, обращаясь к гостям)

«Живите здорово, живите богато!

Дай вам боже, что и нам тоже:

Мерку жита, кусок сала,

Корец яиц, да и этого мало.

Жить поживать, да добра наживать!

Без зла и без вихря, без всякого лиха

Чтоб было светло, чтоб было тепло.

Чтоб свое водилось, да  и нам хватило»

Самоанализ:

В последние десятилетия педагогами и психологами, особенно теми, кто работает в системе дополнительного образования, а также среди музейных работников все чаще употребляется термин — музейная педагогика.

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Предметом же изучения музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты.

Так, в ходе мероприятия «Русские посиделки» я  обращала внимание на развитие представлений детей о мире, истории, способности наблюдать и классифицировать информацию. Использовала активные формы познания: свободный обмен мнениями, ролевые и творческие задания. При этом познакомила с музейными коллекциями, которые стимулируют  сопереживание, эмоционально обогащают духовный мир детей и подростков, учат понимать прекрасное.

Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для  детей и руками детей», перенеся центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, «делания» музея, который по существу является постоянным, не имеющим завершения.

Потенциал музея мне видится в следующем:

- музей — это ближайшее к ребенку музейное пространство, в наибольшей степени    

  открытое чувственному познанию, способствующее формированию самосознания  

  школьника в мире Музея;

- музей — это мир, где отвлеченные факты истории и культуры  «индивидуализируются»  

  личностью ребенка, становясь предметами «ближайшего окружения» школьника, где  

  закладываются основы деятельной гражданской позиции;

- музей — это пространство, максимально открытое не  только для познавательной  

   деятельности ребенка, но и для его творческой созидательной активности. Этим  

  обусловливаются предпосылки культурологического восприятия мира,

  приобретается необходимый опыт культурного диалога с прошлым;

-  музей — это и возможность диалога всех заинтересованных участников

   образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников,

    общественности.

Музей - результат длительного систематического и разностороннего изучения родного края. В нём накапливаются  материалы, отражающие историю края, его этнографию, природные богатства, экономику, историю школы. Кроме того, он является одной из форм работы по развитию творческой и общественной активности учащихся, призванный способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию  и обучению .   

Бытовые проблемы  настоящего  времени  ввергают  в  уныние  не  только  взрослых, но и детей. А это состояние не свойственно детской душе. Энергию и естественную любознательность детей необходимо направлять в полезное русло. Для нашего центра им стало краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся.        Занятия краеведением заинтересовывают ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, знакомят с героическими делами современников, приобщают к культуре умственного труда, способствуют формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

        Знание жизни родного края, его истории, природы людей, традиций, условий помогает верно оценивать происходящие события.

Методы, которые я использовала в данном мероприятии целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний:

• Словесные — формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

• Наглядные — формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

• Практические — формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

• Репродуктивные — формы овладения учебным материалам, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

• Объяснительно-иллюстративные — формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде».

• Проблемно-поисковые — организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

Таким образом, система методов весьма разнообразна, в ходе мероприятия она постоянно видоизменялась

Воспитанники усвоили понятия «прошлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщились к музейной культуре.

Общение с детьми строилось таким образом, чтобы их основные достоинства и особенности были подчеркнуты, и он воспринят как некая ценность.

К детям пришло осознание того, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было.

Образы исторических предметов и явлений в работе со школьниками просты, всегда конкретны. Они составляют необходимый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию исторического сознания. Важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей собственного мира.

 «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать — и я научусь», — эту мудрость я стараюсь  использовать в своей работе, приобщая,  таким образом своих воспитанников к общенациональной культуре.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что с помощью краеведения надо стремиться, не просто собирать необходимый музею материал. Это тоже важно, но главное — приблизить детей к окружающей их жизни, расширить кругозор, привить любовь к родному краю (а ведь любить можно лишь то, что хорошо знаешь). Реализация краеведческой работы в воспитании школьников позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. Благодаря формированию и развитию у учащихся таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.

И так, через поставленные задачи я достигла цели данного мероприятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

П.А. Столыпин - спаситель русской деревни?!

Данная презентация возможно поможет учителю при проведении урока в 9 или 11 классе по истории России,я данную презентацию использовала во внеурочном мероприятии - диспуте..Уважаемые коллеги!!! Я столк...

Внеклассное мероприятие "Русская деревня жизнь, быт, традиции"

С каждым годом уменьшается колличество сельских населенных пунктов, а это корни наших предков. Как жило село раньше и в чём причина вымирания?...

Презентация к уроку ИЗО "Русская деревня" ( в 3-х частях)

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков  - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подр...

Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку песни «Во деревне , то было в Ольховке …»

Может быть ипользовано учителями начальной школы ,  педагогами дополнительного образования и музыкальными работниками.Материал содержит разработку сценария инсценировки русской народной песни "Во...

«Мир русской деревни. Устройство деревни, двора, дома».

«Мир русской деревни. Устройство деревни,  двора, дома»....