Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку песни «Во деревне , то было в Ольховке …»
методическая разработка по теме

Шабанова Ольга Леонидовна

Может быть ипользовано учителями начальной школы ,  педагогами дополнительного образования и музыкальными работниками.

Материал содержит разработку сценария инсценировки русской народной песни "Во деревне ,то было Ольховке,,," с участием ростовых кукол в фолклерном празднике Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_intsenirovka.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку  песни «Во деревне , то было в Ольховке …»

Пояснительная записка

  С давних пор повелось ,что «Проводы зимы» празднуются ярко ,весело и радостно! Устав , за холодные зимние месяцы от морозов  и ледяной  стужи народ  радуется  яркому  солнцу ,жаркому  аппетитному блинчику  и задорному хороводу!   На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем провожали, сжигая на костре.

  И наш коллектив не мог  оставаться в стороне  при проведении  этого древнего  традиционного народного, полного обычаев и обрядов  яркого фольклорного праздника. Сколько возможностей  подарил нам этот праздник ,благодаря ему дети больше узнали о культуре своего народа ,его обычаях, обрядах, культуре общения, познакомились с  историей народного  костюма,  с семейными традициями.

  Каждому дню масленичной недели дано было свое имя:Понедельник-Встреча;Вторник-Заигрыши;Среда-Лакомка;Четверг-Разгул;Пятница-Тещины вечерни; Суббота-Заловкины посиделки; Воскресенье-Прощенный день.

  «Начинаем день второй – весь наполненный игрой» Вторник-Заигрыши.    Много искрометных шуток  ,детских  забав, заразительных частушек,  веселых игр предлагали « зазывалы- скоморохи» ,не отставали от них и «ряженые» .Среди всего этого праздничного буйства красок особое внимание  привлекали большие ростовые куклы-плод коллективно- авторской деятельности  педагога  детей и их родителей .Они  притягивали  зрителей, но еще больший интерес появлялся ,когда куклы начинали двигаться.  И вот одной из таких «театральных картинок»  на праздновании « Масленицы» стал показ инсценировки  русской народной песни с участием ростовых кукол «Во деревне ,то было в Ольховке …» .

  Возраст детей принимающих участие  в этом мероприятии  : 9 -11лет

Методические рекомендации в подготовке и  проведении мероприятия  посвященного  «Масленице».

Предварительная подготовка педагога

   Прежде чем приступить к этой большой  коллективной творческой работе необходим период обдумывания и  обозначения целей и задач, которые  преследует  педагог вместе с детьми  и их родителями ,а также результат по завершении данного мероприятия.

Цели  и задачи

-создание условий для развития творческих способностей детей;

-знакомство с историей русского костюма;

-формирование  умений работать в паре ,воспитание чувства ответственности и взаимовыручки;

-поддержка и пропаганда традиционной народной культуры;

-сохранение и восстановление фольклорных традиций;

-популяризация и представление народных песенно-хореографических традиций.

   Первым этапом по созданию данной «театральной картинки» является подбор материала связанный  с выбором  главных  героев , с их  внешним видом , костюмами  , характерами. Проводится знакомство с историей  русского народного  костюма. Делаются предварительные зарисовки ,наброски, эскизы.

  По сюжету песни в одной деревне жили-были  видный  парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка .Они полюбили друг друга ,но отец Андрияшки был против их дружбы…

  И так , главные герои выбраны- это парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка ,помогала им в их сердечных делах креативная корова Зорька.

 Вторым этапом – возникла необходимость научить наших героев двигаться,  переживать ,разговаривать языком жестов .Этот этап требует большой коллективной  творческой отдачи ,фантазии , выдумки и изобретательности не только от педагога ,но и от ребят- ведущих кукол.

  Для того ,чтоб наши герои пришли в движение им должны помочь два человека -справа артист ,который левой рукой держит голову ,а правой рукой   двигает правую ладошку нашего героя или героини ,а слева другой артист ,который правой рукой  держит голову ,а левой рукой ладошку нашего героя.

         Движения ведущих должны быть синхронны иначе зритель не сможет понять , что хотела сказать кукла. Вот здесь то и происходит взаимодействие, взаимовыручка и взаимопонимание  двух партнёров ради « рождения» одной куклы. Особенность ведения ростовых плосколицых кукол заключается еще и в том ,что действие этих кукол может проходить только в одной плоскости,    движение их линейно относительно зрителей .Для того чтоб рассказать историю наших героев надо подобрать язык жестов на котором они изъясняются ,а он складывается из движений рук и головы наших героев.

    Еще изобретательней  приходится быть артистам ведущим корову Зорьку. Первый ведущий надевает голову коровы , которая завязывается лентами на затылке и прикрывается материалом ,а второй сгибается, держа первого за пояс и его укрывают попоной с хвостом. Действие  второго ведущего напрямую связаны с действием первого.

. Инсценировка  русской народной песни «Во деревне то было в Ольховке»

С участием  ростовых кукол

Картина №1

-Во деревне то было в Ольховке

Встреча Андрияшки и коровы : Андрияшка и корова идут на встречу друг другу(Андрияшка  справа ,корова слева. Андрияшка играет на дудочке.

  -Во деревне то было в Ольховке

Андрияшка и корова идут рядом друг с другом ( навстречу зрителям) Андрияшка играет на дудочке.

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и корова рядом друг с другом танцуют(отставляем пятку назад  поочередно в одну идругую сторону)

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и корова рядом друг с другом танцуют(отставляем пятку вперед  поочередно в одну идругую сторону)

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Андрияшка и корова рядом друг с другом танцуют(пятка носик ,топ ,топ ,топ)

Картина № 2

-Там  жил-был парень Андрияшка

Андрияшка делает шаг вперед и поочередно выбрасывает левую и правую руку.

-Там  жил-был парень Андрияшка

Левая рука на пояс ,правая вытирает нос.

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка из исходной позиции движется вправо (перед  коровой)

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка движется спиной назад (лицом к зрителям)и пританцовывая обходит корову возвращаясь на исходную позицию .Корова в это время делает поворот вокруг себя.

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Выход Парашки с правой стороны: правая рука машет платочком ,левая держит край платья.

Картина№3

-Полюбил  Андрияшка Парашку

Андрияшка поочередно прикладывает руки к груди и тянет их к Парашке.Парашка закрывает ладошками рот.

-Полюбил  Андрияшка Парашку

Парашка поочередно прикладывает руки к груди и тянет их к Андрияшке. Андрияшка прижимает ладони к сердцу.

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка играют в ладошки друг с другом(2раза)

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка играют в ладошки ударяя их друг об друга

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Андрияшка и Парашка пятятся назад, обходя корову и меняясь местами,подняв ладошки вверх и покручивая ими. Корова пританцовывая крутит головой.

Картина№4

_Он дарил ей дороги подарцы

Андрияшка берет у коровы цветок,и протягивает его Парашке.Парашка забирает цветок.

-Он дарил ей прянцы да баранцы

Парашка правой рукой подносит цветок к лицу ,левой держит сарафан. Андрияшка стыдливо опускает голову ,сцепляет руки и отставляет левую ногу в сторону. Корова: задняя часть коровы пританцовывает то вправо, то влево .

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка делают шаг вперед ,берутся за руки и помахивают ими

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка держатся двумя руками ,а крайние руки сводят и разводят, пританцовывая ,качают  головой.

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Андрияшка и Парашка поднимают руки вверх ,крайними  качают влево, вправо ,отходят назад  пропуская через сцепленные корову.На последних словах корова говорит «Му»,а Парашка кладет голову Андрияшке на плечо.

Картина№5

-Не велел ему тятька жаниться

Парашка резко поднимает голову и они смотрят друг на друга

-Не велел ему тятька жаниться

Андрияшка иПарашка закрывают рукой рот

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка  медленно расходятся, закрыв рот руками.

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка и Парашка медленно двигаются вперед обхватив го лову руками и качая головой .

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Андрияшка и Парашка ,опустив голову руки плечи пританцовывают (пятка носик топ,топ,топ)

Картина№6

-И заплакал тут наш Андрияшка

Андрияшка ,закрыв лицо руками зарыдал .Корова ткнулась в Андрияшку «Му»

-А за ним заревела Парашка

Парашка закрыв лицо руками зарыдала. Корова ткнулась в Парашку «Му»

-Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Корова подходит к Андрияшке иподталкивает его к Парашке

-Эх !Лапти ,да лапти ,да лапти мои

Андрияшка берет Парашку за руку они раскачивают руками

-Эх! Лапти мои ,лапти липовые вы не бойтесь ходитя ,тятька новые сплетет

Андрияшка и Парашка держатся двумя руками ,а крайние руки сводят и разводят, пританцовывая ,качают  головой.А на последних словах Парашка кладет голову Андрияшке на плечо,а корова прорываясь между ними говорит «Му»

Уход: Корова идет впереди пританцовывая ,а Андрияшка и Парашка идут за ней взявшись за руки.

Смотрите приложения.

  Выступление ростовых кукол ни кого не оставляет равнодушными ,а в окружении веселых скоморохов это действие смотрится зрелищно ярко и привлекательно. Может стать хорошим украшением любого детского фольклорного праздника .

.Ребята очень полюбили веселых героев этой песни и даже сочинили про них небольшие частушки:

Андрияшку и Парашку                              Все вам принцы ,да принцессы!

Любим мы из далека,                                 Надоело слушать аж,

Подержали б вы их братцы ,                     А сыграй те хвост коровий-

Отвалилась бы рука!                                  Это высший пилотаж!

После выступления ребята долго не могли разойтись ,всем хотелось поделиться впечатлениями  . рассказать о своих ощущениях и попробовать себя в роли  других героев ,конечно это объединило коллектив на новые победы и новые выступления.

Желаем удачи в использовании нашего опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Образовательная дополнительная программа по русскому народному творчеству "Жили-были"

В данной работе сделана попытка на основе русского народного творчесова создать программу по изобразительному искусству. Программа предназначена для детей 7- 10 летнего возраста (начальная школа) и мо...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие детей с ОВЗ через изучение русского народного творчества

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта  в  рамках работы дошкольной группы  с  участием родителей как полноценных и активных учас...

"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...

Приобщение детей к социокультурным нормам через знакомство их с русскими народными музыкальными инструментами (Реферат)

Сформированность социокультурных норм является важнейшим показателем целостной личности. Педагоги все чаще задумываются о будущем подрастающего поколения. Что же их ждет впереди? Какое наследие им дос...