Главные вкладки

    Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования малых форм русского народного творчества
    статья на тему

    Чурикова-Любимова Татьяна

    Статья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formir_pozit_otnosh_37.docx31.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования малых форм русского народного творчества

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

    В. Сухомлинский

    «Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам» - сказал в своё время    Ж.-Ж. Руссо. Наверное, поэтому в дошкольном образовании работают именно женщины, которые не только согревают детей своей душевной теплотой, окружают их любовью, но и дают им первоначальные знания  об окружающем и являются проводниками в мир. А наши помощники - это знание, опыт и стремление совершенствоваться в соответствии с духом времени.

    Поэтому моё педагогическое кредо: Двигаться вперёд, и не останавливаться на достигнутом.

    Опытно-экспериментальная работа, участником которой я являюсь, способствует моему профессиональному росту, и проблема, которой мы занимаемся, - формирование позитивного отношения детей к миру как средство их успешной социализации, - заставляет искать эффективные средства и способы для её решения. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали многие авторы от Эльконина до Пиаже.

    Но трудности восприятия общества всегда возникают у любого ребенка – и здорового, и с ОВЗ - в силу отсутствия социального и жизненного опыта. А к нам поступают дети особые: без навыков самообслуживания, без речи, без каких-либо способностей не только общаться, но и показать свои части тела, кивком головы или жестом своё отношение к чему-либо или желание получить что-то. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как важными источниками развития растущего человека.

    Конечно же, такие дети не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети, настолько отстающие в развитии.

    Динамика распространенности умственной отсталости характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм. В Российской Федерации на конец 2005 г. число больных-инвалидов, страдающих умственной отсталостью, составило 33,9 %, доля детей-инвалидов - 25,5 % (Дмитриева Т. Б., 2008).

    Для плодотворного общения педагога и детей очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта, что и является первоначальной задачей. Актуальность ее усиливается тем, что у наших детей (в силу их проблем и заболеваний) очень ограничен круг окружающих людей и нет социального опыта в общении с чужими людьми.

    Эта задача решается продуктивнее при использовании таких средств, как, например, общение с игрушкой. В нашей группе детей встречает клоун Тяпа, которого хорошо воспринимают дети. От его имени и начинают строиться взаимоотношения с педагогом и детьми.

    В этом процессе важна тесная взаимосвязь воспитателя и дефектолога. Мы работаем по одной программе, в одном ключе, используя одни и те же подходы и методы при взаимодействии с детьми.

    Получая знания на занятиях с дефектологом, дети в группе с воспитателем закрепляют их на занятиях и в повседневной жизни, в режимных моментах.

    И во всех режимных моментах присутствует наш друг – клоун Тяпа.

    Он провожает своих ребят на занятия учителя-дефектолога и встречает после них. Например: Дети машут ему ручкой и говорят: «До свидания, пока, Тяпа!», уходя и приветствуют его, возвращаясь: «Здравствуй» или «Привет!», Тяпа!». А Тяпа всегда «радуется» при встречи с ребятами: «машет» рукой, «проговаривает» слова приветствия и «подаёт» руку.

            

    Наш Тяпа «знает» много песенок, потешек, считалок, которыми сопровождает пребывание малыша на протяжении всего дня.

            

    Доступные нашим детям считалки:

    Шёл котик по лавочке,

    Раздавал булавочки.

    Шел по скамеечке —

    Раздавал копеечки:

    Кому десять, кому пять,

    Выходи, тебе искать!

    Ахи, ахи, ахи, ох,

    Маша сеяла горох,

    Уродился он густой,

    Мы помчимся, ты постой!

    Сидел петух на палочке,

    Считал свои булавочки:

    — Раз, два, три,

    В этот счет выходишь

    В ходе своей работы мы обязательно применяем также и фольклор, как одно из главных средств для побуждения детей к проявлению голоса и формирования речи, и для воспитания положительных эмоций у детей со сложными дефектами, а главное - желания сотрудничать с педагогом.

    Фольклор – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём. Кроме того, он неисчерпаемым является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. В нашей работе малые формы русского народного творчества помогают: прививать у детей интерес к стихотворной речи, музыке; формировать чувство ритма и умение сопереживать герою и друг к другу; развивать интерес к народным музыкальным инструментам; воспитывать эмоциональную отзывчивость. В соприкосновении с народным творчеством дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную деятельность, проявить свои возможности в пении и танце, получить радость.

    Наиболее доступными для детей со сложными дефектами являются малые формы фольклора. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки, которые рождены народной педагогикой и проверены вековым опытом.

    Именно они развивают и поддерживают в детях радостные и грустные, весёлые и спокойные эмоции, побуждая к проявлению звуковых реакций, звукокомплексов, а в дальнейшем - формированию речевых навыков, способствуя гармонизации состояния ребенка.

    Дети пришли в группу не привыкшие трудиться, а обучение – это для них труд. Чтобы  вызвать положительное отношение к занятиям, желание вступать в совместную деятельность, необходимо создать соответствующую обстановку. В этом нам (мне и воспитателю) помогает использование малых фольклорных форм.

            Дети хорошо откликаются на потешки, приговорки, колыбельные песенки, которые погружают их в светлый уютный мир.

            Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов в развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

            Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Воспитатель занимается самыми прозаическими делами: одевает, кормит, причёсывает, укладывает спать, успокаивает.  

            Во время всех этих действий педагог старается не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевает потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

    На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:

    Кто у нас хороший,

    Кто у нас пригожий?

    Ромочка хороший,

    Ромочка пригожий….

    Он по лугу едет – луга зеленеют,

    К садам подъезжает – сады расцветают.

    Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:

    “Поехали – поехали по ровненькой дорожке

    По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам

    Все прямо и прямо”.

    Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях,

    “А потом вдруг…..в яму! Бух!....”.

    Ребенок смеется.

    Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:

    - У сороки – боли, у вороны – боли

    А у моего хорошего, да у моего пригожего

    Коленьки, голубчика, все заживи!

    Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!

    Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем!

    Таня, Таня маленька

    Танечка удаленька,

    Пройди по дорожке,

    Топни, Таня, ножкой!

    Наша Маша маленька,

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая,

    Маша чернобровая!

    Чики-чики-чикалочки,

    Едет Ваня на палочке,

    А Женя в тележке

    Щелкает орешки.

    Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:

    Пальчик, пальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    Обуваясь на прогулку, дети слышат:

    Вот они сапожки:

    этот с левой ножки,

    этот – с правой ножки,

    если дождик пройдет,

    не намокнут ножки!

    Вечером дети играют, перевозбуждаются. Но вот, пора готовиться ко сну… Клоун Тяпу «входит» в группу и «запевает» колыбельную мелодичную песенку тихим голосом. Дети прислушиваются, успокаиваются. Мальчик М. поёт с Тяпой, затем мальчик О. пытается артикулировать и пропевать гласные звуки, а девочка А. старается выполнить движения губами, подражая пению клоуна. Движения детей становятся спокойнее, голос – тише. При систематическом использовании данного приёма у детей формируется стереотип поведения во время пения колыбельной песенки: они отвлекаются от игры, убирают игрушки и начинают готовиться ко сну.

    Колыбельные песни – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ОВЗ, т.к. обогащают словарь ребенка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают их своим внешним видом. А положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

    Народные песенки, потешки («Два весёлых гуся», «Ах, ты, Совушка – сова», «Петушок,  петушок», «Рано-рано поутру», «Ладушки-ладушки!») представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей.

    При формировании фонематического слуха, в процессе которого используются звукосочетания-наигрыши, повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём они используются на мотив народных мелодий и наигрышей.

    Как на горке снег, снег,

    И под горкой снег, снег,

    И на ёлке снег, снег,

    И под ёлкой снег, снег.

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише, не шуметь.

    Кукареку, петушок,

    Золотой гребешок,

    Выгляни в окошко,

    Дам тебе горошку,

    Дам и зёрнышек.

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Маслена головушка,

    Шёлкова бородушка,

    Что ты рано встаёшь,

    Что ты громко поёшь,

    Ване спать не даёшь?

    Пчёлы гудут,

    В поле идут.

    С поля идут

    — Медок несу

    Зная, что наши дети с трудом переключаются с одного действия на другое, могут «зависать» на одном действии, каждое своё занятие я заканчиваю соответственно подобранной песенкой, которую проигрываю с детьми (по очереди с каждым, приемом «рука в руке») на детском пианино и пропеваю её. Сначала дети недоумённо смотрели на моё лицо, работу губ и голоса, затем стали радоваться этому действию, легко переключаться от проделываемой работы, с желанием подбегать к пианино, протягивая ручки, имитируя игру и произнося: «Ля-ля-ля», «А-а-а». А те, кто владеет речью в той или иной степени, – напевая слова песенки (которые уже запомнили после многократного повторения).

    Всё это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его выразительность. Кроме того, успешно решается и поставленная задача формирования у детей позитивного отношения к миру.

    Для более полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, мы применяем их в других режимных моментах с целью создания благоприятной эмоциональной развивающей среды: и во время умывания, и во время приёма пищи, и во время игр на прогулке, и в хороводах.

    Теперь наши дети научились улыбаться при встрече, здороваться не только с клоуном Тяпой, но и со всеми взрослыми, работающими в детском саду, играть адекватно с пирамидкой, строительным материалом, машинками, куклами. А Тяпа стал любимым членом нашей группы, помощником педагогов и другом детей.

    Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития детей с тяжёлыми дефектами. Намеченные планы и перспективы мы (воспитатели и учитель-дефектолог) решаем, работая в тесной связи, используя общие приёмы, методы и требования по отношению к детям, создавая мир доброты, фантазии и творчества, приносящий радость всем участникам педагогического процесса и взрослым и детям.

    Литература:

    1. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2007г.
    2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М., «Школьная Пресса», 2010 г.
    3. Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С. – П., «детство – Пресс», 2011 г.
    4. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ,  2006 г.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о времени у детей со сложным дефектом.

    Формирование представлений о времени у детей со сложным  дефектом....

    Программа по хозяйственно - бытовому труду для детей со сложным дефектом в коррекционной школе VIII вида 5 класс.

    Данная программа включает пояснительную записку, содержание, требования к знаниям и умения учащихся и календарно-тематическое планирование....

    Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

    Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

    Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы

    Для логопедов ДОУ. Из опыта работы со слабслышащим ребенком....

    Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

    Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...

    Урок предметно- практической деятельности для детей со сложными дефектами в нестандартной форме по теме «Складывание из счётных палочек по картинке (дом, забор, дерево)».

    Урок предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда для детей со сложными дефектами в нестандартной форме.Тема: «Складывание из счётных палочек  по картинке (дом, забор, дер...

    Использование здоровьесберегающих технологий в компенсирующей группе для детей со сложным дефектом

    Использование  здоровьесберегающих технологий  в работе дефектолога...