Методическая разработка по индивидуальному направлению «Живое слово» (малые формы устного народного творчества).
методическая разработка по теме

Ефимова Елена Анатольевна

Методическая разработка была создана для практической работы с детьми проживающими в отделении "Социальная гостиница"  ГБУ КО Калужский СРЦН "Надежда" . Внедрена была в 2010 году, используется по настоящее время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ ССР Центр «Надежда»

Методическая разработка

по индивидуальному направлению

«Живое слово»

(малые формы устного народного творчества)

Воспитатель отделения «Социальная гостиница»  

Ефимова Елена Анатольевна

г. Калуга,

2010-2011 учебный год

I.Введение.

В связи с тем, что многие подростки имеют весьма поверхностные знания по устному народному творчеству:

- нет базового запаса знаний,

- имеют большие пробелы в изучении устного народного творчества даже в объёме школьной программы,

- не сформирована система изучения нравственных отношений прежних поколений,

- слабо развиты познавательные интересы,

- не сформированы в должном объёме гуманистическое отношение к окружающему миру и нравственные основы личности,

- практически мало сформированы элементы самопознания и самосовершенствования,

- нет умения поиска смысловых связей в тексте,

- не развита образная речь,

- не достаточен словарный запас,

- не всегда имелись условия для творческого самовыражения подростков,

- нет опыта практического анализа произведения, умения разыгрывать стихи, песни, мини-сценки, потешки, басни, сказки и т.д.

- нет умения применять малые формы устного народного творчества к ситуации.

Для достижения положительных творческих результатов я взяла данную тему для работы по направлению.

II. Обоснование темы.

Подростки из неблагополучных семей имеют:

- вредные привычки (курение, употребление нецензурных слов и т.д.).

- большие пробелы в знании школьной программы

- слабую учебную мотивацию

иногда низкий социальный статус среди сверстников

- плохо сформирована привычка здорового образа жизни

- нет условий для всестороннего гармоничного развития

- нет навыков организации своего досуга

- имеет место личностный дискомфорт

- слабо выражен навык точно формировать мысли

- не всегда есть возможность для творческого самовыражения.

III. Задачи программы.

После изучения полного курса устного народного творчества подростков

- заинтересовать богатством родного языка,

- сделать свою речь образной, содержательной,

- развить память (через заучивание отдельных произведений),

- привить новые художественные образы,

- научить применять и анализировать пословицы и поговорки,

- освоить композиционные приёмы малых форм,

- научить понимать художественные средства,

- научить поэтическому видению мира,

- ликвидировать пробелы в знаниях,

- заинтересовать умением организовывать свой досуг.

IV. Условия реализации программы.

А) Центр «Надежда»

Б) Кадровое обеспечение – воспитатель

В) Финансовое обеспечение

Д) Сроки реализации – 2 раза в месяц

V. Основные мероприятия программы.

1

Отбор материала и оформление карточек для индивидуальной работы

Сентябрь – октябрь 2010

2

Конкурс «День скороговорок» и «Загадочный день»

20-27 ноября 2010 г.

3

Путешествия по станциям: «Загадкино», «Поговоркино», «Пословицино» и другие

20 декабря 2010 г.

4

Вечер «Встречаем светлое Рождество»

6 – 7 января 2011 г.

5

Развлекательно-познавательная программа «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» (или «Цветочки в саду, ягодки – в лукошко)

Февраль 2011 г.

6

Выпуск стенгазеты «Мудрое слово»

Март 2011 г.

7

Встречаем весну-красну (праздник прилёта птиц)

20 апреля 2011 г.

8

Итоговое занятие «Кладезь народной мудрости»

Май 2011 г.

Примерный план проведения занятий (3-4 раза в месяц)

  1. Скороговорка.
  2. Ты и твоё имя.
  3. В глубь пословицы (по темам).
  4. Загадки (по темам).
  5. Поговорка?! Поговорка!
  6. Басни. Легенды. Притчи.
  7. Работа по индивидуальным карточкам.
  8. Изучение архаизмов и неологизмов.
  9. Выпуск стенгазеты (февраль, май 2011 г.).

Итак, ожидаем положительной динамики от незнания к знанию.

VI. Ожидаемые результаты.

Подростки после изучения полного курса устного народного творчества

- заинтересуются богатством родного языка,

- сделают свою речь образной, содержательной,

- разовьют память (через заучивание отдельных произведений),

- усвоят новые художественные образы,

- научатся применять и анализировать пословицы и поговорки,

- поймут композиционные приёмы малых форм,

- научатся понимать художественные средства,

- научатся поэтическому видению мира,

- ликвидируют пробелы в знаниях,

- заинтересуются умением организовывать свой досуг.

VII. Критерии оценки эффективности.

  1. Употребление в речи малых форм устного народного творчества;
  2. Цитирование изученных произведений;
  3. Результаты анкеты.

Описание теории вопроса.

Как богат русский язык! Он как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить. Многие из людей говорят стандартно, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь. И не только в художественной литературе. Мы говорим не только для того, чтобы передать информацию, но, и выражаем своё отношение к тому, о чем ведём речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся с помощью слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств, составляет художественные фразы, поэтические миниатюры, которых существует великое множество. Это огромный пласт школьного изучения: пословицы и поговорки (о них будет сказано далее). Это и:

- прибаутки – рифмованные выражения шуточного содержания для украшения речи (Например: «Мы люди близки, поедим из одной миски», «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поёт»). К прибауткам относятся многочисленные приглашения: войти, сесть, поприветствовать, шутливые названия городов, шутливые оценки деятельности человека и т.д.

- пустоговорки – рифмованные малопонятные выражения или наборы слов (например: «Коли так, перетакивать не будем»).

- приговорки – рифмованные речения, но в отличие от прибауток рассказывают о чем-либо серьёзном в жизни (например, поучают нерадивых земледельцев так: «Сей овёс в грязь, будешь князь»).

- побасенки – поэтические миниатюры в назидание, поучение, воспроизводящие какую-либо жизненную ситуацию, часто встречаются в форме диалога (например: «Тит, пошли молотить» - «Брюхо болит», «Тит, пошли есть» - «А где моя большая ложка?» Побасенки представляют более развёрнутый текст, чем прибаутки.

Все указанные выше виды являются группой малых фольклорных жанров.

Итак, о пословицах и поговорках, изучаемых обычно вместе, но имеющих свои различия.

При изучении пословиц и поговорок:

а) следует учитывать их общие обязательные признаки;

б) общие, но не обязательные признаки;

в) признаки, дифференцирующие их.

Общие обязательные признаки:

  1. краткость (лаконичность)
  2. устойчивость (способность к воспроизведению)
  3. связь с речью
  4. принадлежность к искусству слова
  5. широкая употребляемость.

Некоторые ученые предлагают различать пословицы и поговорки по:

а) особенностям их синтаксического строения: пословица – законченное предложение, поговорка – лишь часть его.

б) существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка неделима на части.

Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение.

Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначительные, имеющие переносимые синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Поговорки – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, - это часть предложения, иногда ритмически организованные не обладающие свойством поучать и обобщать опыт народа.

Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память. Они воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда, как основы жизни; информация об исторических событиях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В них обобщается житейски-бытовой опыт народа, его нравственный кодекс в области взаимоотношений людей, любви, дружбы; осуждается глупость, лень, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляется ум, трудолюбие, скромность, трезвость.

Пословицы – это философский опыт осмысления жизни, диалектики жизни.

Композиционные приёмы построения малых форм.

  1. Двухчастные, трёхчастные, четырёхчастные.
  2. Синтаксический параллелизм.
  3. Антитеза.
  4. Синонимизм.
  5. Принцип разъяснения.
  6. Принцип нанизывания.
  7. Сравнения самых разнообразных форм.

Всё это быстро воздействует на ум, чувства людей, это удачный способ передачи сложных понятий, представлений, чувств через конкретные, зримые образы.

Кроме того, излюбленные средства малых форм творчества:

- метафора,

- олицетворение,

- метонимия,

- синекдоха,

- гипербола,

- литота,

- тавтология,

- имена (Емеля, Макар, Иван и т.д.).

Все эти и другие художественные средства «работают» на создание меткого, искромётного поэтического содержания, причем в рамках практического использования: назидательность пословиц соответствует воспитательным задачам.

Конечно же, они выдержали проверку временем. Это вечные жанры устного народного творчества. «Немного читает, да много разумеет».

Загадки – это древнейший жанр устной поэзии (идущие ещё со времён иносказательной, тайной речи).

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Это требует от отгадывающего неординарного мышления.

Типы загадок:

- загадка – иносказание

- загадка – описание (требуется сообразительность)

- загадка – вопрос (это как тест на сообразительность)

- загадка – задача (нестандартное мышление)

Построение загадок.

  1. композиция из 2-х частей (I – вопрос, II – ответ)
  2. тематика (обо всём, что окружало человека)
  3. сопоставление по признаку действия
  4. юмор-сатира
  5. возвышенные описания (о дорогих для человека чувствах, темах, вещах)
  6. простые – сложные по объёму.

Художественные средства

- монолог

- диалог

- метафора (душа загадки)

- метафора – парадокс (оксюморон)

- сравнение

- антитеза

- гипербола

- эпитеты.

Каждая эпоха порождала свои загадки. Загадки, являясь поэтическими произведениями, воспитывают у подростков поэтическое видение мира, учат мыслить нестандартно. Знание – всегда было признаком зрелости.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

по направлению «Живое слово»

Автор: Ефимова Елена Анатольевна

г. Калуга

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

 1.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитывать у подростков интерес к родному языку, к его малым формам устного народного творчества, умение ценить «кладезь народной мудрости».

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: учить подростков отличать пословицы от поговорок, правильно произносить скороговорки, развивать логическое мышление при работе  над загадками.

3.РАЗВИВАЮЩАЯ: учить подростков  стремиться к самосовершенствованию, расширению  кругозора, повышению учебной мотивации и творческому самовыражению.

Здравствуйте!

     Я начну с загадки: «Тебе дано, а люди пользуются?» (имя)

I.

     А что означает ваше имя, откуда оно произошло, соответствуете ли вы его значению: Елена – свет, факел

Мария –

Иван –

Василий –

     

     Когда мы родимся, наши родители хотят, чтобы мы были такими же  хорошими, добрыми, как и те святые, о которых мы слышим в Церкви, поэтому нам  дают при крещении имя одного из этих святых. Мы должны подражать его святой жизни.

                 Св. прав. Иоанн Кронштадтский (О наречении имени)

  По имени  и  житие твое  да будет

   20 декабря 1882 года.

Поздравляю тебя  с днём твоего ангела. Сердечно желаю тебе жить сообразно

Твоему имени по сказанному: по имени  и житие твое  да будет

     Иеросхимонах  Амвросий Оптинский.

        кн.» Православные имена .Именины» Изд-во Православие. М , 2001 г.

     А теперь, вспомните, пожалуйста, песни, где упоминаются имена собственные (подростки должны назвать).

II.

     А сейчас я предлагаю вам поступить в школу дикторов (подростки подходят к красивой коробке, где лежат тексты скороговорок, поочерёдно вытаскивают из коробки и зачитывают):

  1. Архип – осип, Осип – охрип.
  2. До города дорога в гору, от города с горы.
  3. Испекла Иришка куклам по коврижке. Нравятся коврижки Иришке и Маришке.
  4. Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
  5. Клубок на пол упал, кот клубок катал.
  6. Кровельщик Кирилл // Криво крышу крыл // Перекрыть крышу // Пригласили Гришу.
  7. Коля колья колет // Поля поле полет.
  8. Люди хлеб в полях лелеют // сил для хлеба не жалеют.
  9. Звала по малину марина Галину, // А Галина Марину звала по калину.
  10. Вёз корабль карамель // Наскочил корабль на мель // И матросы 3 недели карамель на мели ели.
  11. Оса на ноги боса и без пояса.
  12. 33 вагона в ряд  тараторят, тараторят, тарахтят.

III.

     А знаете ли вы сказки и детские произведения? Мы сейчас узнаем.

   Конкурс телеграмм.

  1. Помни, всё исчезнет после 12 часов ночи (фея из сказки «Золушка»)
  2. Ушел от зайца, волка, медведя (Колобок)
  3. Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
  4. Обязуюсь впредь мыть посуду (Федора)
  5. В гости не прилечу, мотор забарахлил. (Карлсон).
  6. Едва не сдали на металлолом. Девочка спасла. (Железный дровосек).
  7. Тётя купила краску. Предстоит неприятная работа. (Том Сойер).
  8. купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха).
  9. Хвост нашли. Перестал плакать. (Ослик Иа).

IV.

     Я знаю, что вы любите загадки. Попробуйте отгадать.

  1. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрёт – заревёт (снег)

  1. У тебя есть,

У меня есть,

У дуба в поле,

У рыбы в море (тень)

  1. Не живой, а на всех языках говорит. (эхо)
  2. Что летом и зимой в рубашке одной? (сосна, ель)
  3. Во лугах сестрички

Белые реснички,

Желтый глазок (ромашки)

  1. Надевают для покоя,

Снимают для учтивости (халат)

  1. С виду клин,

Развернёшь – блин (зонт)

  1. Когда нужен – в воду бросают, а когда не нужен – наверх поднимают (Якорь)
  2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга)
  3. Что возвратить нельзя? (время).

V.

     Релаксационная минутка. Включить запись «Пение птиц» (дети на диване отдыхают 1 – 2 минуты).

VI.

     Вы знаете имена и фамилии двух великих собирателей русского народного фольклора В. Даля и Д. Садовникова. А сейчас вы тоже станете собирателями пословиц.

     Рассыпаю по полу заготовленные листья с написанными пословицами, предлагаю подросткам собирать листочки. Прочитать пословицы, выбрать одну наиболее понравившуюся, а затем сыграть её как мини-спектакль (мини-сценка).

VII.

     Примени к ситуации пословицу:

  1. человек ленится,
  2. человек не хочет учиться,
  3. задиристый человек.

VIII.

Блицтурнир.

  1. На чем путешествовал Емеля? (печка).
  2. Воздушный транспорт ведьмы (метла, помело, ступа).
  3. Маленькая красивая частичка снега (снежинка).
  4. Героиня, потерявшая хрустальную туфельку.
  5. По-гречески алфавит, по-русски … (азбука).
  6. Материал, из которого сделан стойкий солдатик (олово).
  7. Очень маленькая частичка хлеба (крошка).
  8. Кого по осени считают? (цыплят).
  9. в чём волшебная сила Хоттабыча? (в бороде).
  10. Отпечаток от ботинка виден сразу на тропинке (след).
  11. Какое животное трудно тащить из болота? (бегемота).
  12. Растение, похожее на ежа (кактус).
  13. Его писатель Носов услал на Луну (Незнайка).
  14. Кто был ростом с пальчик? (мальчик).
  15. Зарытое сокровище (клад).
  16. Цветок, на котором гадают (ромашка).
  17. Подземный житель, стерегущий драгоценные камни (гном).
  18. Головной убор царя (корона).
  19. Любимое лакомство мышки (сыр).
  20. Через речку лёг, пробежать помог (мост).
  21. Где рыбам жить зимой тепло, там – стены – толстое стекло (аквариум).

IX.

Конкурс анаграмм и конкурс «Собери рассыпавшееся предложение».

X.

ПРИТЧА.

     Помните  сказку  про зайца и черепаху? Заяц хвастался, что  бегает быстрее всех, и предлагал любому бежать с ним наперегонки. Вызов приняла одна черепаха. Заяц в своей победе нисколько не сомневался. И вот они побежали, точнее, побежал только заяц, а черепаха поплелась и, конечно же, сразу намного отстала. Вырвавшись далеко вперёд, заяц решил вздремнуть, пока черепаха будет плестись. Он поспал, проснулся и нигде не увидел свою соперницу. Заяц засмеялся: «Я уже выспался, а она ещё даже до меня не дошла!» Но у финиша он, к своему удивлению, увидел, как черепаха эту черту пересекает. Она шла себе потихоньку и дошла до финиша первой! Так, может быть, лучше идти куда-то неспешно, но  всё-таки идти? Так оно надёжней - ведь и учимся мы понемногу, и растём не сразу, и трудности  преодолеваем не в один миг. Давайте задумаемся!? Потому что «Путь к духовной зрелости не срежешь - его нужно пройти от начала до конца»!

                    Книга «Притчи» В переводе Ю.Смирнова РБС 1999г.

     Вот сейчас закончится наше занятие. Какую бы применили пословицу, завершающую дело?

  1. Мал почин, да дорог.
  2. Всё хорошо, что хорошо кончается.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Кончил дело – гуляй смело.
  5. Добрый конец – всему делу венец.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Методическая разработка по устному народному творчеству на калмыцком языке

Данная методическая разработка состоит из жанров устного народного  творчества и стихов калмыцких поэтов....