Авторская разработка сценария праздника "Город мастеров"
план-конспект занятия по теме

Алексеева Людмила Евгеньевна

 

Авторская разработка сценария праздника «Город мастеров». Занятие является итогом работы педагога и детей  в конце учебного года.  Перед приглашёнными зрителями представляются художественные мастерские: «Мастерская глиняных игрушек», «Пряничная мастерская», «Мастерская глиняной миниатюрной скульптуры», «Гончарная мастерская», в которых мастера представляют свои  изделия. Праздник выстроен как сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод и мастера», сопровождается песней, танцем, прибаутками по теме «Гончарное ремесло и скульптурное искусство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Миллеровский Дом детства и юношества

Авторская разработка сценария праздника

 «Город мастеров».

Разработала

Педагог

дополнительного образования

Алексеева Людмила Евгеньевна

                                                   

Тема: Праздник «Город мастеров».

Форма занятия – праздник.

Тип занятия: комбинированное.

Цели:  - Познакомить детей и приглашённых с основными этапами работы

               объединения «Скульптурное творчество», содействовать приобретению навыков обобщения и анализа учебного материала;

                            - развивать творческие способности детей в различных видах художественной деятельности, развивать коммуникативные навыки, навыки культуры поведения в обществе;    

              - воспитывать интерес к культуре русского народа, способствовать

формированию нравственной культуры личности.

Материалы:

Для педагога:

  • Натюрмортный фонд:

       (Глиняные игрушки, детские работы миниатюрной глиняной скульптуры, пряники и коврижки из солёного теста и глины, глиняная посуда.);

  • Таблички: «Мастерская глиняных игрушек», «Пряничная мастерская», «Мастерская глиняной миниатюрной скульптуры», «Гончарная мастерская»;
  • Корзиночки для пряников и конфет (для угощения).

 Для детей:  Приглашения на праздник.

План проведения занятия.

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Приветствие ведущего.
  3. Танец «Приглашение к празднику»
  4. Основной этап занятия.

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод и мастера».

  1. Заключение.

Русская народная песня «Порушка – Параня».

Ход  занятия

1. Вступительное слово педагога.

2. Приветствие ведущего.

Ведущая

Здравствуйте ребята, гости дорогие!

Сегодня мы собрались на праздник «Город мастеров». Вы – это ребята из объединений «Скульптурное творчество» и «Батик» и конечно, гости которых мы пригласили. Мы встретились не случайно, ведь уже близок конец учебного года. И сегодня мы вспомним чем вы занимались, что изготавливали на занятиях, послушаем советы мастеров. Разрешите вам представить ведущих сегодняшнего праздника. Перед вами четыре мастерских:

  • Мастерская «Глиняных игрушек». Мастер – (Фамилия, Имя воспитанника)
  • «Пряничная мастерская». Мастер – (Фамилия, Имя воспитанника)
  • Мастерская «Миниатюрных глиняных скульптур» Мастер – (Фамилия, Имя воспитанника)
  • «Гончарная мастерская» Мастер – (Фамилия, Имя воспитанника)

Экскурсовод, который нас проведёт по мастерским (Фамилия, Имя воспитанника). И ведущая этого праздника (Фамилия, Имя воспитанника). Конечно, какой праздник без танцев и песни. Танец нам исполнит (Фамилия, Имя воспитанника). Песню споёт (Фамилия, Имя воспитанника).

Итак, друзья, начнём программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они?

Для Вас!

3. Танец «Приглашение к празднику» по мотивам песни «Выйду на улицу…»

(Исполнитель – Фамилия, Имя воспитанника)

Ведущая

Угадайте, друзья, о чём пойдёт речь?

В земле скрывается,

В руках преображается.

Огнём закаляется, в изделие превращается.

(ответы детей) Правильно, глина.

Лепить из глины люди начали давным – давно. Сначала это были разнообразные сосуды. Были они очень хрупкими, пропускали воду. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце, а с «приручением» огня человек научился обжигать глину. Огонь сделал изделия из глины прочной, а красивой их делали руки мастеров.

4. Основной этап занятия.

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод и мастера».

Экскурсовод

Перед нами мастерская народных глиняных игрушек. Глиняные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передаёт самое характерное и самое значительное. Настольные глиняные игрушки выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских и мужских фигурок, всевозможных «кормилиц», «водоносок», «птичниц», «барынь» и других образов. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера. Заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково (Вятская область, ныне Кировская область), деревне Филимоново (Тульская область).

Мастер мастерской глиняных игрушек

Кто игрушку сделал, я не знаю, Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая

Покоряет Дымка белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

 Истинную русскую красу.

Наши руки крендельком

Щёки будто яблоки,

Снами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки Вятские –

Щеголихи слободские

Кумушки посадские.

Чтобы прикоснуться к удивитель6ому миру народной игрушки возьмите хорошо перемятую глину и приступайте к лепке одной из самых выразительных Вятских игрушек – «Барыни».

  1. Из куска глины величиной с хорошее куриное яйцо скатайте в ладонях шарик.
  2. Вдавите в него указательный палец, чтобы получилось углубление.
  3. Пережмите левой рукой шарик в середине, разделив его на две части: верхнюю – туловище, нижнее – юбку, в виде колокола.
  4. Поработав над юбкой- колоколом, укрепите фигурку на дощечке.
  5. Слепите голову вместе с кокошником, присоедините голову к туловищу.
  6. Сделайте руки, в форме половины кренделька.
  7. На стадии окончания сделайте детали для украшения: фартук, воланы и так далее… Место скрепления смачивайте водой.
  8. Готовую фигурку « Барыни» просушите медленно, в начале под целлофаном, затем при комнатной температуре около двух недель, чтобы изделие не полопалось.
  9. Затем проводят обжиг изделия и роспись красками.

Мастер пряничной мастерской

Калида – малида

Испекла пирожок,

Золотой гребешок.

Кто даст пирога,

Тому двор живота.

А кто даст рогушек –

Тому двор телушек.

Экскурсовод

Такую колядку – обрядовую песню с пожеланиями здоровья и благополучия – можно было когда – то услышать под окнами крестьянской избы в канун Рождества. Пели её обычно дети. В ответ их угощали пряниками, печеньем, конфетами. Обрядовое печенье, пряники – имели многозначный символический смысл у русского народа. Русские пряники в каждой губернии выпекались по-  своему. Общим в них было обязательное наличие пряностей и тщательная художественная работа над сюжетом. Всё остальное: и состав теста и способы формовки, и приёмы украшения – были различными. Традиционно пряники изображали чаще всего: коней, петухов, кошек, оленей, коров, коз и других домашних животных.

Мастер пряничной мастерской

Из солёного теста можно сделать замечательные печенья и пряники. Я вам расскажу как это сделать.

  1. Замеси тесто из муки, соли, обойного клея и воды.
  2. Небольшой комочек теста раскатай скалкой толщиной в полсантиметра.
  3. Вырежи форму печенья. Это может быть круг или фигурка любой сложности (ёлочка, птичка, сердечко).
  4. Слепи детали для украшения печенья: цветочки, листики, сердечки. Сделай прожилки на цветах и листьях. Укрась печенье жгутиками.
  5. Смочи печенье при помощи кисточки водой и приложи детали на печенье.
  6. Подсуши поделку.
  7. Раскрась изделие красками (гуашью).

Экскурсовод

Перед нами мастерская миниатюрной глиняной скульптуры. Художники любят изображать животных. Их не только рисуют карандашом, красками, но и лепят из пластилина, глины. Оно как – бы «живёт в пространстве». Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой. А художник, который лепит скульптурку, называется скульптором. У скульптора есть свои секреты.

Мастер мастерской миниатюрной скульптуры

У коровы есть телёнок,

Замечательный ребёнок.

Любит травку он щипать

И немножко помычать.

У ягнят – овечка,

Им твердит она упрямо, Что плохое поведенье,

Недостойно одобренья.

Жеребёнок, сын лошадки,

Поиграть стремиться в прятки.

Снова ищет его мать,

А найдёт отправит спать.

У свиньи – три поросёнка,

И у кошки – три котёнка.

Затевают на ходу

Два семейства в чехарду!

У козы – козлёнок робкий,

Очень тихий, очень кроткий.

 Он от мамы целый день,

Не отходит словно тень.

У щенят – собака мама

Строгая седая дама.

Учит деток целый день,

И учиться им не лень.

Я покажу на примере скульптурки «Кошка» процесс изготовления скульптуры животного.

  1. Глину хорошо вымешивают, чтобы она отлипала от рук.
  2. Затем изготавливают туловище в виде конуса. Изгибают конус, придавая изящную форму тела животного.
  3. Сверху прикрепляют голову в виде шара. Дополняют голову деталями: ушками, щёчками, носиком.
  4. Заканчивают скульптуру изготовлением хвоста, прикрепляя его сзади наперёд.

Экскурсовод

Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, вылепленных из тёмной глины.

Славилась керамикой Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чашки, кувшины, блюда, печные горшки.

Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы художника. Следы пальцев вносят рукотворность в изделие, придают мягкость формам. Для изготовления сосудов используются как ручной способ изготовления посуды, так и изготовление сосудов на гончарном круге или поворотом станке. История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов – ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения. Первое упоминание о гончарном круге относится к концу четвёртого века до новой эры. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддерживать во время работы равномерное вращение, постепенно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд. Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосуда. Сегодня получили распространение электрические гончарные круги. Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Только после хорошей тренировки можно изготавливать простые сосуды небольших размеров. За первым успехом придёт следующий. Недаром великий Сервантес сказал: «Если гончар слепил один красивый сосуд, то может слепить их и два, и три, и целую сотню».

Мастер гончарной мастерской

Перед вами выставка гончарной посуды. Угадайте о чём идёт речь?

Был я на копанце,

 Был я на топанце,

Был я и на «кружале».

                                  (глиняный горшок)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

                                   (чайник)

Ярко блестит мой мундир,

На столе я командир.

Знают чашки, чайник.

Я большой начальник.

                                      (самовар)

Две сестры, одна большая.

Кашу манную мешает.

Ну, а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко.

                                                                     (ложки)

Каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает не меньше трудностей, чем знаменитый отшельник Робинзон Крузо. Приступая к работе с глиной, помните старинную русскую поговорку «Не боги горшки обжигают…

Но, оказывается, у этой старинной поговорки есть продолжение, и полностью она звучит так: «Не боги горшки обжигают, а мастера». А мастером может быть только тот, кто проявляет трудолюбие, упорство и любовь к избранному делу. Со временем придёт настоящее умение, и глина станет послушной в ваших руках. Послушайте мои секреты.

  1. Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для обрызгивания глины и смачивания рук.
  2. Глину нужно положить на круг строго по центру. Гончары называют эту операцию – центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую к шару, не сильным, но резким движением бросьте его как можно точнее  на середину круга.
  3. Закрепив глиняную массу, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Из промятой глины удалятся воздушные пузыри, и она станет плотной и однородной.
  4. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилиндрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формируйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр.
  5. Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку сосуда.
  6. Завершайте изготовление кувшина лепкой венчика.
  7. Затем изделие срезают проволокой с круга и сушат в прохладном помещении около двух недель.

5. Заключение.

Ведущая

В клуб пришёл, не хмурь лица,

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Русская народная песня «Порушка – Параня» (Исполнитель - Фамилия, Имя воспитанника).

Угощение детей и приглашённых гостинцами из пряничной мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка сценария спортивного праздника к 23 февраля

Цели: - военно-патриотическое воспитание старшеклассников средствами  физической культуры;- пропаганда здорового образа жизни.Задачи:- проявление творческого начала,  интеллектуальных ...

Сценарий (Авторская разработка) для областного конкурса "Лучший социальный работник".

Дорогие друзья!Представляю на ваш суд авторскую программу «Ростки надежды», которую посвящаю всем калужанам....

Авторская разработка сценария с презентацией на 8 марта "10 мгновений весны" для 1-4 кл.

Сценарий праздничной игровой программыдля обучающихся 1 – 4 кл. «10 мгновений весны»,посвященной Международному женскому Дню – 8 марта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5467552",...

Авторская разработка сценария с презентацией на 8 марта "Губки бантиком" для 5-11 кл.

Сценарий конкурсной программыдля обучающихся 5 - 11 кл. и учителей «Губки бантиком»,посвященной Международному женскому Дню – 8 марта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5467563","...

Авторская разработка сценария общешкольного мероприятия "Линейка "День знаний" - 2013г"

Общешкольное мероприятиеАвтор: Мишина Галина ВладимировнаДолжность: педагог-организатор, учитель информатикиКласс: 1-11клСценарий "Линейка "День знаний" - 2013г"Действующие лица: Линейка, Уч...

Авторская разработка сценария «Общий сбор ДО «Кристалл» + МО «Совет старшеклассников», посвященный 90-летию рождения ПИОНЕРИИ» (приложение-презентация)

Сценарий  мероприятияАвтор: Мишина Галина ВладимировнаДолжность: педагог-организаторКласс: 5-11кл«Общий сбор ДО «Кристалл» + МО «Совет старшеклассников», посвященный 90-летию рождения ПИОНЕРИИ»...