Интегрированное занятие с элементами фольклора «День птиц»
презентация к уроку на тему

Начинкина Татьяна Яновна

Занятие-праздник проводят учащиеся 10-11 лет для детей 7-8 лет
 

Цель: приобщить к русским народным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии. Для старших детей: закрепить знания по теме.
Обучающие: познакомить с народными обрядами и праздниками весенними закличками, зимующими и кочующими птицами.  
Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение, развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере. Для старших: развивать творческие способности детей и навык публичного выступления,
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным обычаям, прививать бережное отношение к родной природе. Для старших: воспитывать заботливое, доброжелательное и дружеское отношение к младшим.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение           средняя  образовательная школа №125

Сценарий занятия - праздника

Интегрированное занятие с элементами фольклора

                «День птиц».

С использованием информационно-коммуникационных технологий и элементов развивающего обучения.

Место проведения: ГБОУ СОШ №125

Дата проведения: 2 апреля 2013 года.

Проводят учащиеся 10-11 лет

для детей 7-8 лет

                                                                                       

                                                                                     Автор:  воспитатель

 Начинкина Татьяна Яновна

Сценарий праздника "День птиц".

Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    

Цель: приобщить к русским народным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии. Для старших детей: закрепить знания по теме.

Обучающие: познакомить с народными обрядами и праздниками весенними закличками, зимующими и кочующими птицами.  

Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение, развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере. Для старших: развивать творческие способности детей и навык публичного выступления,

Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным обычаям, прививать бережное отношение к родной природе. Для старших: воспитывать заботливое, доброжелательное и дружеское отношение к младшим.

План занятия.

1.Организация начала праздника. Сообщение темы и плана праздника – 3 мин.

2. Проверка имеющихся у детей знаний - 2мин.

3. Сообщение новой темы. Презентация «День птиц» - 4 мин.

4. Инсценировка Курорт «Сосулька» - 5 мин.

5. Игровая переменка - 6 мин

6.Знакомство с весенними обрядами - 12 мин

7.Закрепление полученных знаний в играх и конкурсах - 11 мин.

8.Подведение итогов занятия, формулирование выводов - 2 мин.

9. Чаепитие.

Продолжительность занятия праздника - 45 минут.

Реквизит. Рисунки с изображением птиц, о которых говорится, маски птиц и костюмы для инсценировки, запись птичьих голосов, закличек, музыки для конкурсов и игр, народные костюмы, птички-жаворонки (на палочках), Жаворонки - печенье- в корзиночке; папки с заданиями и загадками, маски – шапочки птиц

Техническое оснащение: компьютер, экран, сцена, ширма, М/М-презентация, 28 стульев, стоящих буквой «П».  

Форма: занятие - праздник (коллективная, игровая).

Оформление зала: пословицы и приметы, связанные с приходом весны; рисунки птиц.

 

Методы: Проблемный, поисковый. 

Количество детей: – 14человек из 4го класса и гости из 1-го класса -14 человек.


Ход праздника:

1.Организация начала праздника.

Педагог: Здравствуйте, ребята. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба народа. Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами.  Вспомните, какой праздник мы с вами недавно отмечали: зиму провожали, весну встречали? 

Дети:- Масленица!

Масленица – это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы.

2. Проверка имеющихся у детей знаний -2мин.

Ученики четвёртого класса задают вопросы  первоклассникам.

1-я хозяйка. Знаете ли вы, какую муку используют для блинов на Масленицу?

 

Ответ детей: пшеничную, ячную, овсяную, гречневую.

 

2-я хозяйка. Что символизирует блин?

 

Ответ детей: символом солнца.

2-я хозяйка. (подсказка) Восточные славяне в IX—X веках поклонялись богу солнца Яриле. Горячий круглый и блин является…

3-я хозяйка. С чем принято было есть блины?

Ответ детей: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.

 

4-я хозяйка. А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах?

Ответ детей:  Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Не житье, а Масленица.

Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить.

Без кота мышам Масленица.

Первый блин комом.

Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блин).

 

Педагог: И вот наступила долгожданная весна. Как мог народ знать, что она наступила?

Ответы детей: Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы ….

3. Сообщение новой темы. 4 мин.

Сегодня мы с вами вспомним наших пернатых друзей, наших помощников. Каждый год  в  нашей  стране  отмечается  праздник  «День  птиц».  Кто знает, когда  это бывает?  

Ответы детей:1 апреля!

М/М Презентация

Слайд 1 День птиц

Педагог: Дата проведения Международного праздника «День птиц» выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Возник праздник в США в 1894 году. А затем пришел в Европу.

Источник: http://www.calend.ru/holidays

1-ый ребёнок: Птицы  издавна  привлекали  внимание  человека, яркой окраской.

Слайд 2 Павлин и Щегол. 

http://biofile.ru/

Педагог: ребята, обратите внимание на эту небольшую певчую птицу с ярким пёстрым оперением. Щёголем ещё называют человека, любящего шикарно одеваться. Про него даже сложили поговорку. Вырядился как щёголь. А павлина вы, конечно, все узнали. Птицы радуют нас ещё и красивым, мелодичным пением.

Слайд 3 Соловей

Давайте рассмотрим эту невзрачную птичку и послушаем, как она поёт http://ololo.fm/search

Людей удивляли   смелые, стремительные полеты птиц.  Первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться  летать,  несомненно,  зародились  у  людей  при  взгляде  на  жизнь птиц.

Слайд 4 Летящая птица, воздухоплавательный шар

2-й ребёнок: день птиц отмечают потому, что  птицы  приносят  большую  пользу. Одни  уничтожают миллионы вредных  насекомых.

Слайд 5 Скворцы 

3-й ребёнок:

Известно,  что  семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок.

Слайд 6 Синицы

А пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.

 

1-й ребёнок:

Для  человека  полезны  и  хищные  птицы.

Слайд 7  Хищные  птицы

Они оберегают наш урожай от мелких  грызунов-вредителей  -мышей и полевок-переносчиков опасных болезней.

3–й ребёнок: Сегодня мы говорим им

Вместе: Спасибо,

Звучат голоса птиц  нашей Родины http://rainbowbirds.org.ua/

4-й: ребёнок: С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.

5-й: Например, воробьи, синицы, поползни, голуби,    вороны, сороки. Это птицы зимующие.        

4–й: А есть птицы — гости, их еще называют     «кочующими».

5-й: Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого                           холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири.

4–й: В их родных краях зимой такой мороз и стужа,

           что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!

5-й: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.

            Клесты – шишками, а чечетки – семенами.

            Для них наша средняя полоса как будто юг.

4.Инсценировка сказки «Курорт Сосулька»-5мин.

(Выступление детей 4-го класса)

Педагог:  Сегодня в гости к нам пришла добрая и поучительная сказка. А написал её большой друг детей и животных  Николай Иванович Сладков.

Называется сказка «Курорт Сосулька».

Слайд 8 «Курорт Сосулька».

Давайте поддержим наших артистов.

Сказка: Действующие лица:  Сорока, Свиристель, белая Куропатка.

Слайд 9  Сорока, Свиристель, белая Куропатка,

Слайд 10  белая Сова, Пуночка, Воробей ,

Слайд 11  Ворона, Синичка.  

Автор:  Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

Сорока:  — Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!      

Автор:    И слышит вдруг голос:    

Сова:       Это смотря на какой зимовке, Сорока!  

Сорока:    На какой, на какой — на обыкновенной!

Сова:       Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие

Сорока:    Это ж где такие?

Сова:           в Индии, в Африке, в Южной Америке,

Сорока:      а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать  с Севера прилетели.

Сова:Я — Сова белая, они — Свиристель и  Снегирь , и они — Пуночка и белая Куропатка.

Сорока:       Что-то я вас не пойму толком! Зачем же вам было в такую даль лететь киселя  хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Свиристель:   Не скажи, Сорока, не скажи!  Я Свиристель с тобой  не согласен: У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

Бел. Куропатка:    И я  Бел. Куропатка    не согласна:   — Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

Сова:     И  я -белая Сова не согласна:  — В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!    головами кивают, поддакивают.

(Сорока,  Свиристель, белая Куропатка, белая Сова,   Пуночка,  Воробей, Ворона и Синичка)  

Сорока: — Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

ВСЕ:— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Автор: Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.  

Педагог: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?

О чем беседовала с ними Сорока?

Чем понравились гостям наши края?

Что понравилось Свиристели (Рябина).

А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).

Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

А тебе что нравится у нас?

Звучат голоса птиц.

Педагог: ребята, а хорошо ли мы знаем наших пернатых друзей? Когда им приходится особенно трудно?

Ответы детей: зимой. 

Игровая переменка

Педагог. Ребята вы молодцы, внимательно слушали и правильно отвечали.  А теперь давайте встанем в круг и потанцуем. «Мама утка будет вам показывать движения, а вы постарайтесь повторять за ней.

5. Игровая переменка – 6 мин

Звучит музыка «Танец маленьких утят».

Педагог. Следующая игра:

Игра КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА: В команде играющих выбираются «коршун» и «наседка». Все остальные играющие ­– «цыплята». Цыплята выстраиваются в шеренгу друг за другом, крепко держа друг друга за талию. Впереди шеренги – наседка. Целью коршуна является утащить из «выводка» цыпленка, а цель наседки – не дать ему это сделать. Если коршуну удается разорвать цепочку и выхватить одного из цыплят, то коршун становится наседкой, а похищенный цыпленок – коршуном.

Педагог:

А теперь, посмотрим какие мы выносливые. Итак, игра ЦАПЛЯ.

Игра ЦАПЛЯ: Играющие встают в круг, по команде ведущего поднимают одну ногу, согнув ее в колене и прижимая ее к бедру второй ноги. После того, как все играющие попробовали изобразить цаплю, начинается соревнование на выносливость: приняв эту позу, играющие закрывают глаза и стараются простоять в ней как можно дольше. Выигрывает тот, кто продержался так дольше других.

6. Знакомство с весенними обрядами. -12 мин

Педагог: Наша игровая переменка закончилась. Садитесь.

Сейчас мы узнаем как встречали весну наши предки. Их жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды.

Не всегда погода радовала крестьянина, часто зима не хотела сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходилось зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый), и качество (лучший).

Педагог. Дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников. В народе этот день называется «сороки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:

Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся Подобру-поздорову!

На сороки обычно ходили «окликать весну» – на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».

Давайте посмотрим и послушаем, как закликали весну в народе. Показ видео сюжета http://muzoblok.com/t    http://video.yandex.ru/

Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса».

 Для этого надо как можно громче кричать:

 Йа! Йе! Йи! Йо! Йу!

Теперь попробуем гукнуть: Гу!

Дети: Гу!

После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!

Благослови, мати, Весну заклинати. Рано, рано, Весну заклинати. Гу!

Дети: Гу!

Весну заклинати, Зиму провожати. Рано, рано, Зиму провожати. Гу!

Дети: Гу!

На сороки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек», отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, а затем ,что есть силы кричали «заклички»:

Дети: 4-ого класса(исполняют заклички).

Жаворонок! Жаворонок! На тебе зиму, А нам лето, На тебе сани, А нам телегу!

Дети.

* * *

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

 * * *

«Весна красна,

На чем пришла?»-

«На жердочке,

На бороздочке,

НА овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

Подобру-поздорову!

* * *

Педагог.  Ребята, давайте все вместе будем кликать весну.

Чу-виль-виль,

Весна пришла

На колясочках,

Зима ушла

На саночках.

Педагог. Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, на овинах и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

7. Закрепление полученных знаний в играх и конкурсах -11мин.

После этого начинается игровая конкурсная программа.

Победители отдельных конкурсов отмечаются «птичками»    

Слово командам 1-ого класса Команды сообщают о своем названии, девизе.  Команда  «Орлята» и «Дятлы»

Девиз команды  «Орлята»  - Орлята учатся летать.

Девиз команды  «Дятлы»  - Терпение и труд своё возьмут.

Поверка полученных знаний-11мин.

Игра ЧТО НИ ШАГ, ТО ПТИЦА.  Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть зимующих у нас  птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные.

Конкурс 1 «Кто таков?»

Зачитывается небольшой рассказ, вы должны узнать о какой птице идет речь (Если ни одна команда не угадает, отвечают болельщики.) 

1.Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей) 

Слайд 12 Соловей

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)

Слайд 13 Клест

3.Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока) 

Слайд 14  Сорока

Конкурс 2.   Объясните, почему сложились такие поговорки?

Слайд 15  Дятел  и Щегол

Команда «Орлята»:

           Заладил как дятел (Дятел долбит короедные деревья с большим упорством, иногда на одном  дереве стучит целый день).

Команда «Дятлы»:

            Вырядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)

                             

Конкурс 3. «Дует, дует ветерок»»

Педагог: Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, прилетающих к нам зимой. Ваша задача отгадать, какая птица спрятана в «запутавшихся» буквах.

Команда «Орлята»   Чечётка

и команда «Дятлы»   Снегирь          

Посмотрите на экран и проверьте себя.

Слайд 16  Снегирь    Чечётка          

Конкурс 4.: «Птичьи разговоры»

Педагог:  У  разных  птиц  имеются  свои  виды  сигнализации.  Вспомните  некоторые  из  них:

Гуси гогочут; Соловьи свистят; Вороны каркают; Ласточки щебечут;

Голуби воркуют; Синицы пищат; Совы хохочут; Журавли курлычат; Утки крякают Лебеди трубят; Филины ухают.

8.Подведение итогов занятия, формулирование выводов-2мин.

Педагог: Дорогие ребята! Наш праздник подошёл к концу. Мы узнали о птицах, их  разнообразии и образе жизни. И о том, как много мы получаем от них пользы.    Скажите, а что мы можем сделать для них?

Ответы детей: не разорять гнёзда, подкармливать в холодное время года.

Педагог: мы узнали о народном празднике, 22 марта в день весеннего равноденствия и называется он ….

Ответы детей: - «Сороки»

Педагог: мы зазывали весну песнями, которые называются …

Ответы детей: - веснянками, закличками.

Педагог: мы вспомнили, загадки про птиц,  мы вместе играли, радовались, переживали и поддерживали друг друга. Вы все сегодня старались и мне было очень приятно с вами заниматься.

А теперь приглашаю всех перейти в класс и попить чай с нашими замечательными жаворонками. Во время чаепития, педагог предлагает высказаться ребятам, что особенно запомнилось и понравилось? С каким настроением они уходят?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с элементами психологической игры посвященное Всемирному дню психического здоровья «Будь здоров и телом и душой»

Как научиться управлять стрессом, как избавиться от напряжения, как можно быстро успокоиться - ответы на эти вопросы узнали кадеты 1 курса во Всемирный  День психического здоровья.10 октября на...

Интегрированное занятие по окружающему миру "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по окружающему миру.  В конкурсе "Лучшее занятие 2010 года"  г. Сосновоборск Красноярский край - 2 место. Конспект занятия, 3 презентации....

Интегрированное занятие с элементами тренинга "Добрым быть совсем не просто"

Занятие способствует формированию у воспитанников представление о добре и зле, о добрых поступках; развивает умение правильно оценить себя и других; воспитывает у детей отзывчивость, щедрость, доброту...

Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Она помогает развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь...

Интегрированное занятие с элементами театрализации " Приключение Колобка"(4-5лет)

Задачи: • Совершенствовать компоненты связной речи, развивать лексико-грамматические категории, умение сочетать речь с движением; • Учить находить средства передачи образа в движениях, мимик...

Конспект интегрированного занятия с элементами Монтессори и конструирования "Путешествие в волшебную страну".

Конспект интегрированного занятия с элементами Монтессори и конструирования....

Интегрированное занятие «Библиопсихотерапия и фольклор»

      «Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий  библиотерапии в условиях адаптационного периода.  Занятие проводится с группой воспитанников. ...