Интегрированное занятие «Библиопсихотерапия и фольклор»
план-конспект

        «Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий  библиотерапии в условиях адаптационного периода.  Занятие проводится с группой воспитанников.     Обязательное условие – творческий подход к занятиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_bibliopsihoterapiya_i_folklor.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

 МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района

                

Интегрированное занятие

« Библиопсихотерапия и фольклор»

                                                                          Подготовила:

                                                                                                   Черкашина Ольга Егоровна,

                                                                                                          педагог-психолог

                                                             

                                                               п. Ивня

   

        Предварительно педагог-психолог проводит диагностику с воспитанниками. Отмечает индивидуальные особенности, причины нарушений в обучении, поведении.

        «Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий  библиотерапии в условиях адаптационного периода.  Занятие проводится с группой воспитанников.     Обязательное условие – творческий подход к занятиям. Продолжительность занятия 30-40 минут.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ролевая игра.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ: воспитанники, педагог - психолог, библиотекарь.

          Цель занятия:

развивать познавательный интерес и творческие способности;

учить преодолевать барьеры в общении;

выявлять проблемы и принимать решения;

вызывать эмоциональный отклик.

          Необходимый материал:  книги, брошюры  с пословицами и поговорками. Распечатанные пословицы на листах в произвольном порядке по выявленным проблемам, карточки с заданием, например: «Вам грустно». Подберите пословицы  о грусти, тоске, веселье и т.д..

         

Ход занятия

 Психолог: Игра «Я радуюсь, когда…» 

 «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

       Библиотекарь: пословицы и поговорки – народная мудрость, которая передается от одного поколения к другому. Пословица учит, советует, критикует, успокаивает. В нашей библиотеке есть несколько сборником пословиц. И поверьте, читать эти книги очень интересно. А сейчас мы вместе с вами вспомним пословицы!  (На это отводится 5 -10 минут). 

Психолог: Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну» 

Психолог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?».   После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце психолог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

        Библиотекарь:  А теперь попробуем с помощью пословицы решить ваши проблемы, вернее проблем – то и нет. Посмотрим?

       Задание 1: на листе бумаги напишите вашу проблему, например: «у меня нет друга».

       На листах с пословицами и поговорками  по «ключевым словам» проблемы найдите и отметьте пословицы и поговорки «+» пословицу и поговорку, которая поможет справиться с проблемой,  «-» -  пословицу и поговорку, которая усиливает  проблему.

       Задание 2: Каждый участник  вытягивает карточку с обозначенной проблемой. Далее как в первом задании.

       Главное условие в первом и во втором задании пословиц со знаком «+» должно быть  больше.

       Библиотекарь: Трудное задание? Да, не из лёгких, но очень интересно искать « +».  Давайте посмотрим, как вы подобрали пословицы.

      Участники занятия зачитывают проблему и подобранные пословицы. Все обсуждения идут при участии педагога-психолога.

Психолог: Упражнение «Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе с взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное, подбирают пословицу или поговорку. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости, как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала. Это упражнение дает свои положительные результаты: напряжение снимается не только у детей, но и у взрослых.

      Рефлексия.

      Библиотекарь:

Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной.
Найди на полке книгу и раскрой.
Источник мысли чистый,
вдохновенный…
(А.Мирцхулава)

      Думаю, вы получили «заряд» оптимизма. Удачи, вам и всего хорошего!

      Итог занятия - подъём настроения воспитанников.

Примеры подбора пословиц

Я маленького роста

От горшка два вершка  «-»

Мал золотник, да дорог. «+»

Мал да удал. «+»

Ты много в жизни потерял, лишь потому, что ростом мал. «-»

Соловей мал, да голос удал. «+»

Всяк кулик на своём болоте велик. «+»

Нет друга

Один в поле не воин. «-»

Нет друга – зови, потерял – ищи. «+»

Вместе и горе легче переносить. «+»

Одному и в раю не рай. «-»

Друг и брат великое дело: не скоро добудешь. «+»

Без друга - сирота; с другом - семьянин. «+»

Мне грустно

На душе кошки скребут. «-»

Разгони тоску – печаль свою! «+»

Кто духом пал, тот пропал. «-»

Все беды пропадут, в воду уйдут. «+»

Хоть волком вой. «-»

После грозы ведро, после горя радость. «+»

Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает. «+»

Я  не умею делать…

Не всякому все дается. «-»

Не боги и горшки обжигают. «+»

Каков строитель, такова и обитель! «-»

Не нужен ученый, а нужен смышленый. «+»

Палец о палец не умеет ударить. «-»

И медведя люди учат. «+»

Метил в ворону, а попал в корову. «-»

Век живи -  век учись. «+»

Не выучит школа, выучит охота. «+»

Не учась, и лаптя не сплетешь. «+»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок с использованием ЭОР» Конс.пект интегрированного занятия по ИЗО Тема занятия «Подарок для кошки Мурки»

«Урок с использованием ЭОР»Аминова Ольга Александравна, учитель информатики, воспитатель д/сМуниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа п.Северный  Хвалынского...

Интегрированное занятие с элементами фольклора «День птиц»

Занятие-праздник проводят учащиеся 10-11 лет для детей 7-8 лет Цель: приобщить к русским народным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору, дать возможность почувствовать радость от учас...

Методическая разработка воспитательского занятия по народному фольклору

Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.Среди множества образов русской демон...

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....

Конспект открытого занятия "Малые жанры фольклора"

План-конспект открытого занятия с учащимися второго года обучения творческого объединения "Татарский фольклор"....

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...