Главные вкладки

    Сценарий конкурса для младших школьников "Автомобили Великой Отечественной войны"
    материал на тему

    Гнатко Лариса Александровна

     "Автомобили Великой Отечественной войны" - познавательный конкурс для младших школьников. Его цель - познакомить учащихся с автомобилями, которые вместе со своими водителями обеспечили Победу нашей страны над фашистской Германией. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_avtomobili_vov.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Добрый день, дорогие ребята!

    -  Ежегодно в конце октября отмечается замечательный праздник – день автомобилиста. Каждый человек, получивший права, считает себя виновником этого торжества, но всё же надо отдать должное людям, чья профессия напрямую связана с кручением баранки на дороге.

      -   Наш конкурс называется «Автомобили ВОВ» и посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эту славную дату мы будем праздновать 9 мая будущего года.

    - Ребята,  вы что-нибудь знаете об этой войне? Великая Отечественная война началась 22 июня 1941г. На нашу страну без объявления войны напала фашистская Германия. Война длилась 1418 дней и ночей, без малого 4 года  и закончилась в Берлине 9 мая 1945г. Советский союз заплатил за эту победу 27-ю миллионами человеческих жизней.  Мы с вами должны помнить это и чтить память погибших.

           Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. И борьба на ее фронтах шла не только между народами, но и между машинами. Сегодня мы познакомимся с ними, а  некоторые из них вы, наверно, уже видели в художественных фильмах.

    - Но прежде, чем начать конкурс, я представляю вам жюри.

    - А сейчас капитаны представят свои команды.

      -   Основной задачей автомобилей на войне была перевозка грузов. По объемам перевозок они соперничали с железной дорогой, а по маневренности и проходимости - превосходили ее. Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо для машин и вода для питья, медикаменты и запасные части — таков далеко не полный перечень тех грузов, которые с первого и до последнего Дня войны доставлялись автомобилями.

         Начнём знакомство с самых маленьких «вояк» — мотоциклов. Мотоциклетные части использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и так далее. В основном на вооружении в Советской Армии стояли мотоциклы М-72, ставшие «прародителями» сегодняшних «Уралов». Так же использовались и американские «Харлей-Дэвидсон».

          Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили ГАЗ-М1,  полноприводный ГАЗ-61. Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.

          Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5.

          Есть несколько символов победы в Великой Отечественной войне, которые всегда останутся в памяти. И одним из них, безусловно, является легендарная «полуторка» - именно этот автомобиль помог победить гитлеровскую Германию. Полуторкой называли грузовик ГАЗ – АА за то, что он мог перевозить до полутора тонн груза.

           В годы войны Горьковский автомобильный завод перешел на выпуск упрощенного варианта этого грузового автомобиля. Так, фактически сходу с автомобиля пропали правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, также клаксон, передние колеса не имели тормозов. Округленные е крылья сменились на угловатые из кровельного железа. На пике упрощения с автомобиля пропали и дворник, двери (их поменяли брезентовые скатки), а кабина представляла собой древесный каркас обтянутый тканью. Сидение водителя делалось цельнодеревянным без какой-нибудь обивки, а из органов управления в машине имелись две педали (газ-тормоз), ручка КПП (без набалдашника), руль, и бензометр. Но даже в таком виде автомобиль успешно нес нелегкую ратную службу. Невольно думаешь: как же этот скромный грузовичок с брезентовым верхом прошел по трудным дорогам войны? А ведь прошел! Все четыре нелегких года, как говорят от звонка до звонка, и вместе со своими водителями вернулся домой.
        По всей стране стоят памятники этому легендарному автомобилю!

    Эстафета «Погрузка». Члены команды по очереди бегут к стульям и укладывают «груз (коробки от спичек)» в виде башни. Кто быстрее и не уронит конструкцию.

     -    Война выявила такие качества ГАЗ-АА, как неприхотливость к сорту топлива и масла, готовность к эксплуатации в любых погодных условиях, а уж о ремонтопригодности и говорить не приходилось — почти всегда водитель мог найти подручные материалы и средства и самостоятельно восстановить свою машину. Известен случай, когда один водитель вернулся из рейса без… карбюратора. Трудно поверить? А между тем это было на самом деле, находчивый водитель довел машину до цели, заливая со своим помощником бензин прямо во впускной трубопровод двигателя, используя при этом дополнительный топливный бачок и самодельный марлевый фильтр.

          Кроме отечественных автомобилей, в Советский Союз производились поставки  машин из США, Канады, Великобритании. К нам поступило 477 785 автомобилей пятидесяти моделей от американских, канадских и английских фирм. Самые распространенные из них:  Willys MB  - первые в мире джипы и грузовики Studebaker.

           Использовались в начале войны и бронеавтомобили. Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 продолжали использоваться для разведки и связи.

           ЗиС-21 и ГАЗ-42 особенно выделяются из списка автомобилей. Эти автомобили в основном эксплуатировались в тылу. В качестве топлива на этих автомобилях использовались древесные чурки строго определенного размера и влажности. Для обеспечения таких автомобилей топливом были построены целые комбинаты. ГАЗ-42 развивал скорость до 50 км/ч и мог перевозить до 1,2 т. Расход топлива составлял 50-55 кг на 100 км.  

    Конкурс «Дрова». По одному человеку от команды. За 2 мин   напилить  ножовкой «дрова» (в другой лаборатории).  

    - А пока ребята заготавливают дрова, я проверю какие марки автомобилей вы знаете. Внимание на экран!

          Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» признанные самым сокрушительным наземным оружием  Второй мировой войны.

    Конкурс «Катюша». Повесить дартс. Каждый член команды кидает один раз. Очки суммируются.

      -  Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром.

    Конкурс «Дорога жизни».  Провезти машинку с грузом вокруг кеглей. Кто быстрее и не уронит груз.

    -  Ребята, на дорогах войны светофоров не было, поэтому потоками машин регулировали «живые светофоры» – регулировщики. В основном это были юные девушки. 

    Березка тонкая
    На выжженном пригорке,
    Российский символ красавицы весны,
    Регулировщица в потертой гимнастерке -
    Мадонна среди ужасов войны…

         В обязанности дорожной постовой входило внимательное наблюдение за порядком и передвижением транспорта на вверенных участках.
    Тысячи молоденьких девчушек участвовали в ежедневном бесперебойном обеспечении фронта вооружением, техникой, пополнением личного состава. И все это на фоне бомбежек и непрекращающихся боев. Немало из них, до конца остававшихся на своем посту, так и не дожили до светлого дня Победы.
     Они стояли и на ледовой трассе Дороги жизни, проходившей по льду Ладожского. Они занимались рассредоточением транспортных колонн и контролем за соблюдением установленных дистанций между машинами. Это было особенно важно, потому что торможение автомашин на льду при отсутствии снега было почти невозможно, и езда на близких расстояниях друг от друга грозила провалом одновременно нескольких машин.

    Конкурс «Светофор». (песня Леонтьева про светофор) Детям раздаются кружочки трех цветов. Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются или танцуют. Музыка останавливается и участники должны собраться в группы по трое (красный кружок, желтый кружок и зеленый кружок), т.е. сделать светофор.

      -    Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов).

    - А сейчас заключительный конкурс – домашнее задание, не связанный с ВОВ, но связанный с автомобилями и дорожным движением.

    Творческий конкурс (домашнее задание).  Придумать оригинальное название дорожным знакам. То есть не то, что на самом деле означает знак, а придумать шутливую трактовку к нему.

    - Представление дорожных знаков –

      -    Автомобили Великой Отечественной! Сегодня они стоят в музеях или на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук, кто дошел до самой Победы со своими «газиками» и «полуторками».

    - Пока жюри подводит итоги, мы с вами устроим танковое сражение.  Во время Сталинградской битвы, состоялось одно из самых масштабных танковых сражений 2-й Мировой войны, в котором со стороны Германии участвовало 500 танков и 400 - со стороны СССР. Наше танковое сражение будет происходить по типу морского боя. По очереди команды говорят координаты. Если попали, то продолжают игру, если мимо – ход переходит следующей команде.

    - Работа жюри –

    Электронные ресурсы, использованные  для составления сценария:

    1. autoportal.ua
    2. drive2.ru
    3. http://thebester.ru
    4. moShlisselburg.ru
    5. petrovka-38.com


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

        День  Победы – один из самых знаменательных дней   в истории Великого русского Государства.  Это день  памяти и скорби всех участников   Великой...

    Тестовая работа на конкурс. Вторая мировая и Великая Отечественная войны 1939-1945 гг.

    Методическая разработка контрольно-проверочных тестов по теме:"Вторая мировая и Великая Отечественная войны 1939-1945 гг. Тесты содержат 10 заданий в каждом из 6 вариантов, ключи к заданиям, инструкци...

    Сценарий классного часа, посвящённого событиям Великой Отечественной войны

    Сценарий классного часа "Зов белых журавлей", призываюший:Раскрыть значение подвига женщины на войне, жертвенности во имя Победы.Научить умению оценивать героические будни советских женщин, переживать...

    Сценарий вечера встреч с ветеранами Великой Отечественной войны

    Вечер встречи с ветеранами войны, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда...

    Сценарий праздничного концерта для ветеранов Великой Отечественной войны "Нам дороги эти позабыть нельзя"

    Праздничный концерт посвящен вручению ветеранам ВОВ юбилейных медалей "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."...

    Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»

    Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»...

    Сценарий конкурса чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне "Помнит мир спасенный"

    данный материал - сценарий конкурса чтецов, который традиционно проводится в школе в предверии праздника  Победы....