Сценарий экологического вечера "Войди в лес другом".
методическая разработка (5 класс) на тему

Кушнарева Галина Федоровна

Готовый сценарий для проведения экологического вечера. По моему опыту проходит замечательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voydi_v_les_drugom.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка экологического вечера

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСНОЙ ТРОПИНКЕ»

   Экологический вечер «Путешествие по лесной тропинке» является итоговым и завершает цикл мероприятий, проводимых с целью развитие экологической грамотности подростков, формирования высокого уровня их экологической культуры.

    Задачи экологического вечера:

  • развитие экологической этики подростков, этики ответственности в их отношениях с природой;
  • историческое,   эстетическое,  нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг;
  • использование краеведческих материалов.

   Оформление вечера: стенды с фотографиями, репродукциями картин-пейзажей русских художником, плакаты «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ» и «ТВОЙ ШАГ В ПРИРОДУ» со стихами:

Дерево, трава, цветок и птица                              Эту истину знаю от роду

Не всегда умеют защититься.                                          И ее никогда не таю:

Если будут уничтожены они,                                          «Кто не любит родную природу,

На планете мы останемся одни.                              Тот не любит Отчизну свою».

                    /В. Берестов/                                                                             /М. Романова/

    По ходу вечера используется музыкальное оформление: «Времена года» П.И. Чайковского, фонограммы песен о природе, исполнение под гитару песен Ю. Визбора, Ю. Кима и других бардов.

    Оформление сцены имитирует лесную поляну. На сцене установлен макет избушки на курьих ножках с вывеской «Справочное бюро».

    Участники вечера: двое ведущих, трое «охотников» (герои «живой» картины В.Г. Перова «Охотники на привале»), группа «туристов».

Охраняйте природу! Она не имеет ни

кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести,

справедливости, уму и благородству.

                                                                                                                                           Л. Леонов.

1-й ведущий:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она          

Открыта не для каждого и даже                                            

Не каждому художнику видна.            

С утра обремененная работой,            

Трудом лесов, заботами полей,            

Природа смотрит как бы с неохотой  

На нас, не очарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,  

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затоков и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош.

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь

Н.Заболоцкий

2-й ведущий:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -                                                

С лесами, тянущими руки                    

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

   1-й ведущий. Лес, наш русский лес... Мы с гордостью произносим эти слова. Лес... Простое, привычное и вместе с тем такое объемное, многогранное по содержанию и значению слово.

   2-й ведущий. Сегодня мы приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим лесным тропинкам. А какой получится эта прогулка, грустной или веселой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.

Слова ведущих звучат на фоне музыки в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа. Звучит запись «Звуки леса». На сцене появляется группа туристов.

  1-й турист.

Я люблю побродить по зеленой стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране - благодать!

Удивительный свет!

Вот бы нам разгадать,

В чем тут главный секрет.

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись!

    2-й турист.

Тропинки, тропинки - дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите, родные?

Тропинки, тропинки - морщинки земли.

Откройте, тропинки, мне тайны свои

В.Солодкин.

   Оба почти вместе: «Ой, здесь кто-то есть! А-а, охотники на привале! Т-с-с! Не будем им мешать!

ИНСЦЕНИРОВКА картины «ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ»

   1-й охотник. Слышь, мужики, благодать-то какая! Лучше леса ничего в мире мет!

   2-й охотник. Точно! Красота! Кое-что и нам осталось!

   3-й охотник. Что и говорить! Вот читал недавно: какие были леса! Древняя Русь вообще была сплошной чащобой. Да далеко за примерами и ходить не надо. Слышь, в 1316 году тверской князь Михаил Ярославович шел к Новгороду Великому и... заблудился! Представляете?

   2-й охотник. Да че там! В растяжку можно было спокойно разместиться на срезе дерева! О!

   1-й охотник. Вот и насрезали!

   3-й охотник. И то верно. Когда-то от врагов в лесу скрывались. И побеждали часто благодаря лесу. Возьми хоть Дмитрия Донского, хоть Кутузова, хоть самого Петруху! Да с него-то все и началось! Кораблики начал строить. И хоть сам-то уже в 1712 году запретил в отдельных местах рубки строевого леса, а топором-то размахивали все шибче и шибче. Только треск стоял по матушке России.

   2-й охотник. Петрович! А дальше-то что?

   3-й охотник. Что-что? Видит царское правительство: ковш растет и черпают быстрее. Почесало в затылке-то и взяло все казенные леса под охрану - департамент лесной создало. Слыхал про такой?

   2-й охотник. А как же! 200 лет нынче отмечают!

   3-й охотник. И что интересно... Был-то он вначале как бы придатком военно-морского флота. Даже управление департаментом было поручено адмиралу Осипу Дерибасову. Вот тогда, в 1798 году и получил он чин адмирала. А специалисты по лесу назывались-то - тьфу, язык сломаешь! - форсмейстерами.

   1-й охотник. Наш-то родной «лесник», «лесничий» - куда душевнее!

   2-й охотник. Я про него даже стихотворение знаю:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса.

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

   3-й охотник. А вот в 1826 году созвали лесничества, в них лесные стражи, и стали наши люди называться нормальными словами. И что интересно: у лесничего был всегда помощник - лесной кондуктор.

   2-й охотник. Святые люди! – те, кто связан с лесом. Дай Бог им здоровья! Ты чего это? Че смеешься?

   3-й охотник. (Улыбаясь). И правда святые! Вот эти самые лесные кондукторы не имели права даже жениться без разрешения начальства. Но какие были порядки!

   2-й охотник. И правильно! Зато и было раньше леса много. Нечего по ночам ерундой всякой заниматься. Ночью надо сторожить национальную гордость нашу - лес родной!

Охотники разговаривают на фоне записи «Звуки леса»

   1-й ведущий. Ученые-историки справедливо говорят, что «колыбель человечества стояла на опушке леса». Лес - это живая летопись не только русской природы, русской культуры,, но и русской истории, мимо которой не могут пройти бесследно ни большие события, ни стихийные явления.

2-й ведущий

В земном пути, меняющем кочевья,

Жилища, встречи, лица и края,

Беседу с вами я веду, деревья,

Ни в чем не изменившие друзья.

И как мне было с вами не сродниться,

Приветившими родину мою,

Когда живые образы и лица

Я в ваших очертаньях узнаю!

Вот старыми дуб - листва из звонкой меди,

Могучий стан в извилинах коры -

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие - ветрам не разорвать.

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

И елки, неподвижны и суровы,

Роняя низко рукава ветвей,

Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,

Молчальницы в платочках до бровей.

А рядом боязливая осина

И вовсе простодушная ольха

Глядят поверх кустов, как из-за тына,

На тропку, что тениста и глуха.

Но всех милей мне девушка-береза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Аленушка пригорков и равнин.

Ей любы наши зори, сенокосы,

Ромашки в росах, звонкие стрижи.

Зеленые она качает косы

Над волнами бегущей с ветром ржи.

Р. Рождественский.

Стихотворение звучит на фоне спокойной музыки.

В разговор о лесе вступает один из туристов - знаток природы.

   1-й турист. Кстати, ребята, сможете ли вы ответить на мои вопросы о деревьях?

  1. Знаете ли вы, какое дерево считается национальным деревом России?
  2. Какое дерево называют деревом-садом?
  3. Какое дерево считается деревом сюрпризов?
  4. У какого дерева самое длинное «детство»?
  5. Бывают ли у деревьев лишние ветви?  
  6. Можно ли дерево наградить орденом?
  7. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?
  8. Почему на стволах деревьев в парках больших городов обычно нет лишайников, а в лесах вокруг этих городов они есть?
  9. Какое дерево цветет первым, а какое последним?
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?

Участники экологического вечера отвечают на вопросы.

   1-й турист. А теперь послушаем правильные ответы. На нашей лесной опушке работает справочное бюро природы «У сороки па хвосте».

На сцене установлен макет избушки на курьих ножках с вывеской «Справочное бюро».

В открытое окно этой избушки дежурный по справочному бюро выдает информацию.

Ответы на вопросы:

  1. Национальное дерево нашей страны (кое-кто сейчас здорово удивится), с точки зрения лесоводов, не береза. Когда в 1960 году в Сиэтле, близ Вашингтона, проходил V Всемирный лесной конгресс, где было решено создать Парк дружбы народов, советские лесоводы из 1700 пород древесных растений выбрали дерево, которое занимает почти половину лесов нашей страны, дает прочную древесину, долговечно, растет быстро и не боится морозов. То, которое называется лиственница.
  2. Дерево-сад - это дерево на Сочинской агрометеостанции. Называют его так, потому что на одном дереве привиты 23 вида и сорта фруктов: разные лимоны, мандарины...
  3. Дерево сюрпризов - это кедр, который растет в нашей стране в Сибири и на Дальнем Востоке. Почему его так зовут? В кедровой посуде долго не киснет молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи боятся запахи кедра. А из кедровых орехов сибиряки-старожилы умеют готовить растительные сливки.
  4. Самое длинное «детство» у пихты. Она впервые цветет в возрасте 75-77 лет. Представляете, дерево лет семидесяти - еще ребенок!
  5. Да - нижние.
  6. Да, совсем недавно медалью был награжден обыкновенный куст. Но об этом позже...
  7. В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых.
  8. Лишайник является индикатором чистоты воздуха и в числе первых реагирует на его загрязнение.
  9. Первой цветет ольха, последней - липа.
  10. Сладкий сок дает клен.

   1-й ведущий. Чудесное твореные природы - лес! Немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. И убранный в зелень, и обнаженный, и мокнущий под дождем, и купающийся в лучах закатного солнца, лес всякий раз вызывает в нас новое сильное чувство. Подернутая первым серебристым инеем грибная опушка в осеннее солнечное утро, плотные ползущие туманы на лесных полянах, яркое звездное небо над задумчивой, застывшей в зимнем безветренном безмолвии дубравой, яркий, улыбающийся, умытый и освеженный после короткого ливня перелесок - все эти лесные картины нам милы, приятны, доходчивы и надолго оставляют незабываемое, неизгладимое впечатление... Красота русского леса воспета во многих произведениях искусства.

   2-й ведущий.

   РУССКИЙ ЛЕС - это первые проталины и первый туман-испарина над ожившей землей, это первые лужицы весенней воды на зимней лесной дороге и прозрачные от мартовского снега березовые рощи.

   РУССКИЙ ЛЕС - это сварливые крики грачей, это первый весенний дождь, белое половодье цветущей черемухи, первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

   РУССКИЙ ЛЕС – это медовый запах цветущей липы и сосредоточенное жужжание шмелей, это поля ромашек и клевера. Это июльское солнце, собранное все-все, без остатка, сосновым бором, это еловые вершины в убранстве зрелых шишек и первые грибы-боровики, вросшие коричневыми шляпками в густой малахит лесного мха.

   РУССКИЙ ЛЕС - это прощальные крики журавлей над пустыми осенними полями. Это сжавшиеся после ночного холода, поседевшие листья малинника и схваченные первым морозом ягоды клюквы.

   РУССКИЙ ЛЕС - это кружева инея на деревьях, это гулкий ночной треск деревьев, встретивших жестокий мороз, и, как вера в завтрашнюю весну, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору.

   У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.

Слова ведущего звучат на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года»

1-й ведущий

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

 В ее лесные ароматы

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями,

Уже ручьи зверят струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь? Дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

2-й ведущий

Где красота - там доброта.

Их разлучить никто не сможет,

Любая светлая мечта

На двух подруг совсем похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

И если хочешь быть красивым -

Ты добротою поделись!

В.Суслов.

   1-й охотник. И вправду говорят - без леса никуда!

   2-й охотник. А вот вычитал я тут недавно, что каждый человек в течение всей жизни «расходует» около 400 деревьев!

   1-й охотник. Ну ты и хватил!

   2-й охотник. А чего хватил! Прикинь...

   2-й турист. Ой, долго им придется считать! Человеку лес - самый щедрый друг. Бумага, целлюлоза, спички, скипидар, лекарства - всего, что дает лес, не перечислишь. А боровики, маслята, рыжики? А земляника, черника, брусника? А орехи? Мы должны благодарить лес за плодородные поля, за глубокую реку, за чистый воздух - ведь всем этим мы пользуемся.

   1-й турист. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей, продуктов. Ученые подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

   2-й турист. Мы опять отправляемся в «справочное бюро» природы, к которому ведет нас лесная тропинка. И снова конкурс на лучшего знатока природы. Знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

  1. Из какого дерева делают; спички?
  2. Какое дерево применяется для изготовления лыж?
  3. Что можно получить из хвои сосны?
  4. Какая древесина продается не кубометрами, а килограммами?
  5. Из какого дерева делают пианино?
  6. Из какого дерева делают поплавки для рыбных снастей?
  7. Какие дрова самые жаркие?
  8. Кто из вас пробовал съедобные свечи?
  9. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку?
  10. О каком дереве сказано: «стоит дерево вдетом зелено, в этом дереве четыре угодья: больным на здоровье, дряхлым на пеленанье, от тьмы свет, людям колодец»?

Ответы из «справочного бюро»:

  1. Из осины.
  2. Береза.
  3. Витаминную муку, искусственную шерсть.
  4. Карельская береза.
  5. Из ели.
  6. Из пробкового дерева.
  7. Из дуба и березы.
  8. Съедобные свечи делают из орешника (лещины).
  9. Ответ на этот вопрос вы можете найти в книге Н. Верзилина «По следам Робинзона».
  10. О березе.

  1-й охотник (обращается к туристам). А вот скажите-ка мне, какое растение называют вашим другом, то есть другом туристов?

  1-й турист. Ну, конечно, подорожник..   Да еще его называют следом белого человека.

  2-й турист. А мы вам предлагаем принять участие в необычном конкурсе-аукционе «Аптекой бабы Кати». Желающим выдаются корзинки, в которые они будут собирать лекарственные растения, отгадывая их названия по стихам. Кто сможет собрать больше? 

Вьется тропинка - лесная дорожка.

Несет баба Катя большое лукошко.

Шагает старушка в лесу не торопко,

   К травиночке каждой особая тропка.

 Мы следом спешим. Нам же знать интересно,

Что бабушке Кате о травах известно?

НАЧИНАЕТСЯ АУКЦИОН

Эй, голубчик, погляди-ка!          

На поляне - вероника.                                            

Белый венчик, две тычинки.                  

Соберем траву в корзинки.                    

«А я знаю, - молвил Славка,

От простуды эта травка!»

/Вероника лекарственная/

В рацион коровок вхож

И для ванны он хорош.

От грудных болезней

Нет его полезней

/Клевер/

Есть герань, гвоздика, кашка –

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

/Ромашка аптечная/

Корневища у купены добывай,

А про ягоду купены забывай –

Ядовита и опасна. Ясно?

/Купена многоцветная/

Из цветов готовят чай.

Замечай!

Листья, корневища -

С витамином пища.

/Первоцвет лекарственный/

На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава

Или просто подорожник –

Всем знакома - не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

/Подорожник ланцетовидный/

Говорит, кладя в корзинку:

Где замшелая дорога,

там травы медвежьей много.

Сок в цветке на мед годится,

Потому и медуница.

Как смягчающее средство

Всем от кашля. Знайте с детства.

/Медуница лекарственная, или медвежья трава/

Говорит тихонько бабка:

Здесь растет кошачья лапка.

Желтые цветочки,

Длинные листочки.

Если в теле маята,

Боль идет от живота,

 Завари цветочки эти.

Говорю понятно, дети?

/Бессмертник песчаный, пли кошачья лапка/

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка.

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

/Мята перечная/

Баба Катя рвет травинку.

Участники аукциона заслушивают стихи и затем по очереди называют лекарственные растения, которые упоминались в стихах. Победителем становится участник, закончивший перечисление последним.

   1-й турист. Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А мы снова отправляемся в лес по загадки. Что там грибы, орехи! Соберешь - успокоишься! А как загадки разыскиваешь - покой потеряешь! А как нашел загадку – так отгадку подай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новые загадки найдешь. И пошло-поехало, конца не видно.

Попробуйте отгадать паши загадки о лесе и его обитателях.

  1. Какой страшный зверь падок на малину?
  2. Листопаднички - кто они?
  3. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  4. Какое растение дает лучший мед?
  5. Никто не пугает, а вся дрожит.
  6. Косой ли заяц?
  7. Какое животное наших лесов обладает самым громким голосом?
  8. Какое из насекомых-вредителей размножается так быстро, что, родившись утром, вечером становится бабушкой?
  9. Сколько лет живет умница-муравей?
  10. Какое дерево в нашей полосе дает все, чтобы одеть и обуть человека?
  11. У кого каждый месяц зубы вырастают на 3 см?
  12. На какого спасателя смотрели косо?
  13. Растет ли дерево зимой?
  14. Где мочало берет начало?
  15. Что делает зимой еж?
  16. Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной?
  17. Слепыми или зрячими рождаются зайчата?
  18. Какое растение носит название глаза птицы?
  19. Чем стрекочет кузнечик?
  20. Почему в лесу тихо?

Ответы из «справочного бюро»:

   1. Медведь. 2. Зайчата. 3. Ромашка. 4. Липа. 5. Осина. 6. Нет. 7.Лось. 8. Комар. 9. 20 лет. 10.Ель. 11.У зайца и белки. 12. На деда Мазая. 13. Нет. 14. В липе. 15. Спит. 16. Белая куропатка. 17. Зрячими. 18. Вороний глаз. 19. Трением ноги о крыло. 20. Шум - это колебания воздуха, звуковые волны, которые затухают, ударяясь о стволы деревьев. Кроме того, звуковые волны колеблют ветки. Этих колебаний оказывается вполне достаточно, чтобы разбить, погасить звуковые волны, то есть погасить звук. Возможно, это открытие поможет бороться с одним из самых неистребимых и сильных врагов - с шумом.

   1-й ведущий. Исстари лес кормил человека, одевал и согревал его, защищал от врагов.

Деревья тоже воевали,

Как стяги, головы подняв.

Где нужно, гордо умирали,                    

С груди своей листву сорвав.                  

Бывали и в кругу пожарищ,                  

И в окружении врага...                            

Солдат спасали в битвах жарких,  

Раскинув ветви, как рога,

Земли родной тревоги, беды,.      

По-Настоящему поняв,      

Они смотрели на свет белый,

Корнями Родину обняв.      

Шумели, словно призывали

Идти войною на войну...

И вместе с нами отстояли,

Всю необъятную страну.

/Г. Гармата/

   2-й ведущий. «Лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая шнека или воинский струг, гриб и ладан, посох странника, крест на устланной ельником могиле».

/Л. Леонов. «Русский лес»/

   3-й турист

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

   4-й турист. И не таит, доверяет друзьям свои тайны. Побывали мы недавно на необычном родительском собрании и лесу.

ИНСЦЕНИРОВКА стихотворения О. Гребневой

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НАЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.

«Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок снова в школе мучает Косого?»

«Ой, не говори. Енот, он и дома сущий черт».

«Волк, дружище,  твой сынок не срывал Сове урок?»

«Я не знаю, может быть,

Он ведь так умеет выть!»

«А скажи-ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье

Испытал «прекрасным» пеньем?»

«Не могу сказать, соседка,

Я Мишутку вижу редко».

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

«Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?»

Зашумела тут толпа:

«Что за глупости,  Сова!

Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла».

«Про медведей говорят: «Он на ухо глуховат».

 Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком».

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,

Важно,  с пафосом изрек:

«Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону.

По дороге каждый день им внушаю строго:

«Не ходите «на ушах», не грызите двери.

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».

Протрещала тут Сорока:

«Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу».

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова довести до них слова:

«Я прошу вас, звери-мамы,

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

«Как не бить?» - сказал Енот.

«Да, да, да», - тут вторил Крот.

«Ну а мне, - всплакнула Белка, -

Делать что с своей  пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведет себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра».

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

...Нерешенная проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье!

  5-й турист. Да, своя жизнь у лесных обитателей, свои страсти, да и вечные проблемы, как и у нас: отцы и дети. И не такое бывает. Объявили мы недавно конкурс на лучший смешной случай на лесной тропинке. Назвали «Смешинки на тропинке». А по вашим аплодисментам мы узнаем, какая смешинка понравится вам больше всего.

Участники вечера зачитывают с отдельных листочков, художественно выполненных,

 лесные смешинки:

  • «Дятел уселся и стал грызть дерево»
  • «Зайцы на лето меняют свою чешую»
  • «Медведь улегся спать в свою конуру»
  • «Гусеница сломя голову бежала от воробья»
  • «На лесной тропинке я встретила симпатичного земляка-ежика»
  • «Около самой тропинки росло семейное дерево - мать-и-мачеха»
  • «Недалеко от заячьей норки сидела лиса и точила зубы»
  • «Мы пришли на рыбалку, а пруд закрылся на ремонт»
  • «Светлячок сидел в траве и подмигивал прохожим»
  • «Как в лесу много букашек! - сказал воробей и облизнулся»
  • «Я хотел поймать ежика, но он больно укусил меня иголками»
  • «Мимо меня весело прошмыгнул дождик и оставил на тропинке мокрые веснушки»
  • «Грибы растут прямо на глазах и мешают видеть остальную природу»
  • «На кустах сирени пышно расцвела шевелюра!»
  • «У тучки было хмурое выражение тела»
  • «Из соловья так и сыпалась куча трелей»
  • «Пенек был такой старенький, что опята обходили его стороной»

   1-й охотник. Иду я, значит, по лесу, а на меня из кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!

   2-й охотник. Ну ты и хватил. Петрович!

   1-й охотник. Чего?

   2-й охотник. А того, что волков в этих лесах уж лет сорок как истребили!

   3-й охотник. Да не спорьте вы! Петрович, валяй дальше!

   1-й охотник. Да... А этот волк... То есть, я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я ее на мушку взял...

    2-й охотник. Ой, не могу! Вась, ты ему больше не наливай, а то он уже заговаривается.

    3-й охотник. Ну, чего ты к нему пристал?

    2-й охотник. А чего он! Может, ты лес с зоопарком перепутал?..

    1-й охотник. Ничего я не перепутал...

    2-й охотник. Вот в зоопарке звери точно еще водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира, похоже, одни туристы остались.

    1-й охотник. Может, я того... ну, в темноте перепутал? Ну конечно! Это не лиса была. А этот, как его... с ушами. Который все от волка бегает.

    3-й охотник. Заяц, что ли?

    1-й охотник. Точно, косой такой...

    2-й охотник. Не слушай ты его. Это он с мультфильмом спутал! Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!». Он у тебя в лесу так не кричал?

    1-й охотник. Ох, и скучный ты человек!

    2-й охотник. Не скучный, а трезвомыслящий.

    1-й охотник. Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я и ружье-то с собой давно не ношу - один чехол, для виду. Что ж, мне и помечтать нельзя?!

    2-й охотник. Ладно, не сердись, Петрович, у самого муторно на душе. Давайте-ка лучше порадуемся за тех хищников, что от нас, людей, убереглись! Дай им Бог долгих лет жизни и хорошего потомства!

1-й ведущий

Все так изранено в лесу, как после дней войны,

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.

Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы, беспечности следы...

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

/П. Бровка/

2-й ведущий

Богаты мы! Но считанные птицы

Над считанными рощами летят!

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы плавают в реке,

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске,

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?

/Р. Рождественский/

   1-й ведущий. Леонид Леонов писал: «Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека». Но, к сожалению, в наши дни благоразумия этого подчас не хватает. Вот и сокращаются площади лесов, все меньше становится в них обитателей, все скуднее урожаи лесной нивы.

2-й ведущий

Однажды весной на зеленом лугу

Лосиха с лосенком щипала траву.

Как вдруг из-за сосен, стоявших рядком,

По ним полыхнуло тяжелым свинцом.

Лосиха упала: «Спасайся, беги!

Беги, мой детеныш, подкрались враги!

Нам больше с тобой не ходить по лугам.

Беду или радость узнаешь ты сам!»

Лосенок умчался - попробуй слови!

Лосиха лежала в багряной крови.

Когда же не будет жестоких людей?

Хочу, чтобы не было их поскорей!

Пусть лоси гуляют па сочном лугу,

И выстрелов взрывы не рвут тишину!

/С. Погореловский/

    1-й ведущий. А иному человеку ничего не стоит просто так, из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо, расковырять палкой муравейник или даже поджечь его, разрядить ружье в кукушку или поющего зяблика. Прежде чем войти в лес, подумайте, кем вы туда входите - врагом или другом? Лучше всего войти в лес другом.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костер.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер

И, сыпя искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

И с грозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. 

   1-й турист.  А сможете ли вы войти в лес другом? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты общаться с природой?»

2-й турист.

Турист-дикарь с медвежьей хваткой

Шел в лес порядки наводить.

А не пора ли для порядка

Нам укротить медвежью прыть?

    1-й турист. Перечислите заповеди поведения в лесу (1-й вопрос).

2-й турист.

Нор звериных, птичьи гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

    1-й турист. Почему нельзя дотрагиваться до яйца в гнезде? (2-й вопрос)

2-й турист.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

    1-й турист. Как правильно собирать в лесу грибы и ягоды, букеты цветов? (3-й вопрос)

2-й турист.

Лес - не только для нашей забавы,

Он - богатство страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

    1-й турист. Почему нельзя на кустах обрывать все ягоды? (4-й вопрос)

2-й турист.

Что за странные замашки

Появились у ребят:                          

Ягоды с кустами вместе                

Рвут ребята все подряд!

Мы гостей иного рода

В драгоценный лес наш ждем,

Чтоб защитники природы

Подрастали с каждым днем!

    1-й турист. Знаете ли вы, через сколько лет на месте выдернутых кустиков земляники, черники, брусники вырастают новые? (5-й вопрос)

    2-й турист. Стеклянная банка, разбитая бутылка в лесу могут стать причиной чего? (6-й вопрос)

1-й турист.

Пожар отклокотал и умер,

И умер лес, отзеленел...

Я уходил от этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди.

Не человек! Злодей, злодей!

2-й турист.

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы,

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною слезой!

   1-й турист. Из березы течет сок. Что нужно предпринять? (7-й вопрос) 

2-й турист.

На поляне шум и гам!

Прилетели птицы к нам.

Птицы вьются, гнезда вьют,

Все щебечут, все поют.

    1-й турист. Увидели птенца-слетка. Как надо поступить? (8-й вопрос)

    2-й турист. Какое влияние на лес оказывает мусор, оставленный человеком? (9-й вопрос)

    1-й турист. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? (10-й вопрос)

2-й турист.

В лесу, где так много ботаники,

Друзья, соберите с полянки  

Окурки, дырявые чайники,

Пустые консервные банки,

Осколки, огрызки, ошметки,

Газетные клочья с кустов.

Добавьте скелет от селедки –

И летний гербарий готов.

    1-й турист. А подводит итоги викторины «справочное бюро» природы вместе с писателем Василием Песковым, который обращается к каждому из нас.

    Заповеди поведения и лесу: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить. Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. Постарайся запомнить: куст, который «пригодился» для палатки, растет 5-8 лет! Деревце, спаленное на костре, - 15-18 лет... Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, еще дома позаботься о кольях и колышках для палаток и очага. Для костра пользуйся только сухостоем и валежником. Не разжигай костра вблизи деревьев. Найди площадку на расстоянии 7-8 метров от них, сними дерн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода. Не оставляй костер без присмотра, покидая привал, залей место, где был костер, водой и заложи кострище дерном. Береги лес от пожара. Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи, как увеличительное стекло.

    2-й турист. Уходя из леса, осмотрись, хорошо ли убрано место твоего отдыха. Знаешь ли ты, что брошенная бумага лежит два года, консервная банка или осколок бутылки поранят кому-то ногу и через 30 лет? Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать. Если остался хворост, дрова, аккуратно сложи их. 

   1-й турист. Замечал ли ты, как красива поляна в цветах и как сиротливо смотрит она в спину тем, кто опустошил ее, охапками набрав цветы, которым предстоит быть выброшенными в первую же городскую урну? Зачем же обрывать лесные и полевые цветы? Гораздо лучше научиться по-настоящему их видеть и слышать, и они много расскажут о красоте, о времени, о погоде.

    2-й турист. Нельзя дотрагиваться до яйца в гнезде, так как чужой запах отпугнет птицу и она покинет гнездо. На месте выдернутого кустика земляники новый вырастет через 4 года, брусники - через 10 лет, черники - через 100 лет! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и работаем, - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и учиться беречь ее.

    1-й ведущий. И если каждый из нас будет помнить об этом, то рассказ Льва Новоженова «Поездка в лес» останется для нас, к счастью, фантастикой.

    2-й ведущий читает рассказ Л. Новоженова «Поездка в лес».

- Когда же мы поедем в лес? - спросила она.

- В следующее воскресенье, - ответил он.

- Ты все обещаешь, а не выполняешь. И в прошлое воскресенье говорил, и в позапрошлое, и в позапозапрошлое. В нашем классе все уже побывали в лесу, а я нет.

-  Честное отцовское, больше откладывать не стану.

И они поехали. На электричке часа два ехали, а потом пересели на автобус и все ехали, ехали. Автобус помаленьку пустел, и, когда водитель объявил: «Лес, конечная остановка», в нем остались только они двое да еще пожилая пара.

- Один взрослый, один детский, - сказал он кассирше у входа в лес и протянул деньги.

Кассирша, она же контролер, протянула надорванный билет и заученным голосом напомнила:

- Ноги вытирайте хорошенько!

Отец и дочь старательно вытерли ноги о половичок и вступили в лес. Вдоль главной аллеи через аккуратные промежутки сидели на стульчиках пожилые служительницы: кто с книжкой, кто с вязаньем в руках.

- Дерево дуб, - чуть запинаясь, прочла дочь. - Обитатель средней полосы. Точная копия. Пап, а что такое копия?

-   Это когда что-то сделано точь-в-точь как настоящее.

-   Девочка, руками не трогать, - встрепенулась на своем стуле служительница.

-   А вы бы, гражданин, следили за ребенком.

Они двинулись дальше и остановились перед большим щитом со множеством кнопок.

-   Голоса птиц, - прочла дочь.

-   Ну, кого послушаем, дочка?

-   Давай соловья!

Он вложил в щель автомата монету, нажал кнопку, против которой было написано «Соловей», и из динамика зазвучала трель лесного певца.

- Ой, смотри, лось! - захлопала в ладоши дочь. Действительно, в глубине аллеи виднелась фигура лося. Он стоял неподвижно и смотрел в их сторону. Они подошли ближе. Лось был совсем как живой.

- А теперь я хочу посмотреть реку, - сказала она. Отец обратился к служителю, оказавшемуся неподалеку и расставлявшему муляжи грибов на зеленой лужайке, которая в случае надобности сворачивалась, как ковер.

- Скажите, уважаемый, где здесь река?

- Реки сейчас нет, - буркнул тот. - В конце месяца приходите. Она сейчас на реставрации.

- Ничего не поделаешь, - сказал отец. - Как-нибудь в другой раз.

Они продолжали прогулку.

- Папа, а мы с тобой настоящие? - вдруг спросила дочь.

- В общем-то, да, - ответил он. - А почему ты спросила?

- Просто так.

Он почувствовал легкий голод.

- Знаешь что, детка, а не подкрепиться ли нам?

- Я пока не хочу.

- Не хочу, не хочу, а если у тебя батарейки сядут? - сказал он и повел ее в ту сторону, куда стрелка указателя показывала: «Заправка роботов».

   1-й ведущий. Следует прислушаться и к грустным размышлениям писателя Владимира Солоухина: «Запала фраза из какого-то научно-фантастического романа о будущих временах: «На пальце у Джона я заметил перстень из натурального дуба. Я подумал, что при его скромном положении не следовало бы выставлять напоказ такие драгоценности». Неужели и, правда, наступят такие времена?

   2-й ведущий. Конечно, сейчас все это воспринимается как фантастика, но, тем не менее, повод задуматься над этими словами есть. Достаточно привести один пример. Когда-то вокруг города Конья в Турции шумели густые леса, но мало-помалу их свели на нет. И к нашим дням остался лишь одинокий можжевеловый куст. Жители города пожаловали ему медаль, на которой выбиты слова: «Мы приветствуем одинокое дерево, которое выстояло против топора и нерадивости».

   1-й ведущий. «Когда с надлежащей страстью однажды примемся мы за великое дело лесовозобновления, нам придется сперва научить свою левую руку уважать труд правой и привить детям нашим хозяйскую бережность к лесу, этому благодетельному явлению природы, лишенному возможности упорхнуть от обидчика в поднебесье, или, подобно разгневанной золотой рыбке, сокрыться в пучине морской, или, на худой конец, писать отчаянные рапорта по начальству» /Л. Леонов «Русский лес»/.

   2-й ведущий. Наш век динамичен, напряжен. Повседневные бытовые заботы, работа, еще чаще ее нет. Проблемы, стрессы. Куда уйдешь от них?

1-й ведущий.

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с собой, 

Побудь в лесу, на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой.

2-й ведущий.

Я тропою к лесу вышел.

На опушке отдыхал.

Сколько звуков я услышал,

Сколько песен услыхал!

Я пытался осторожно все в тетрадку записать,

Но словами невозможно

Вам об этом рассказать.

Бормоча у старой ели, бил родник из-под земли.

На ветру дубы гудели, как огромные шмели.

В ручейке плескались рыбки, зяблик что-то распевал...

Если б я играл на скрипке, я бы это вам сыграл.

/В. Орлов/

   1-й ведущий. Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес... Редкому человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес - так велико это чудо природы. Русский лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нем, охранять его. И, возвращаясь с лесных троп в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним намять о необычной естественности леса, его величии и чарующей красоте и с радостью ждем новой встречи с русским лесом...

2-й ведущий

Услышу ль сосен шум полдневный час

Журчанье струй средь камушков у брода

О, люди, мыслю я у всех у нас

Есть Мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навек в душе

Ее прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три капли у природы есть:

вода, земля и воздух.

Какая бы ни грянула беда

Все возродится снова.

Но если....

Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

что это «если» значит.

О, человек!

Природа-мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озер.

Цени ее доверие. Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи.

Как в храм под мраморные своды.

1-й ведущий.

Пускай растет зеленый терем,

Просторный, мирный дом зверей.

Входи в него не диким зверем,

А самым лучшим из друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мир среди других"

Сценарий классного часа для обучающихся 5-6 классов, направленных на формирование внимательного отношения к окружающим, правил бесконфликтного поведения....

Сценарий музыкальной сказки "Собака ищет друга" на французском языке.

Данный материал содержит сценарий сказки "Le chien cherche un ami". Материал может быть использован учителями французского языка для внеклссной работы и во внеурочной деятельности. Рекоменду...

Сценарий экологического мероприятия в 6 классе. Экологический репортаж "Дороже нет родной земли"

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.   Основная цель мероприятия: развитие интеллектуальных способностей в области экологии, тво...

Экологическое занятие "Будь природе другом"

На данном занятии дети знакомятся с миром растений, животных, которые занесены в красную книгу. Узнают о способах заботы за исчезающими видами растений и животных....

Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом»

Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом» дя обучающихся ГПД в начальной коррекционной школе....

Сценарий экологической агитбригады "Экологический патруль"

Сценарий подойдет для школьного выступлении на конкурсе агитбригад по тематике "Экология". Расчитан на 10 выступающих 6-7 класса. Продолжттельность выступления 7-10 минут....