Классный час. Колесо истории
классный час (7 класс) на тему

Сценарий классного часа. Колесо истории по теме "Почему мы так говорим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koleso_istorii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая викторина «Колесо истории. Почему мы так говорим?».

Цель: Развитие  познавательного интереса учащихся к  истории развития русского языка.

Участники игры : три команды по 6 человек.

Оборудование: «черный ящик», песочные часы ( 1 минута), цветные фишки, перчатки.

Ведущий. Добрый день, участники сегодняшней викторины. Приходилось ли вам задумываться над тем, как появились слова и многие выражения. Почему фиолетовый цвет называют фиолетовым, а коричневый – коричневым. И кто такой Ванька и почему его валяют? Много выражений сохранившихся до наших дней, связаны по происхождению с подлинными историческими событиями и фактами. И мы с вами сегодня выступим в роли археологов-лингвистов и попробуем ответить на вопрос Почему мы так говорим? В нашем соревновании принимают участие три команды. Сейчас каждой команде нужно придумать название и девиз, выбрать капитана команды. ( представление команд). 

Ведущий. Условия нашего конкурса следующие: я задаю вопрос, командам предоставляется одна минута на обсуждение, затем представители команд дают ответ. если команда отвечает правильно ей присуждается один балл. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов. Болельщики тоже могут ответить на вопросы, если ни одна команда не даст правильного ответа и помочь любой команде.
 И так начинаем!.

1 вопрос. Для начала пожелаем друг другу удачи. Это пожелание и будет ответом на первый вопрос.

В старину люди считали, что в каждом лесу живет нечистая сила, леший, который всегда вредит людям. Поэтому когда охотники отправлялись в лес им желали именно этого с тем, что это услышит нечистый и сделает все наоборот и охотники вернутся с богатой добычей.

Пожелайте же друг другу удачи.

( Ответ: ни пуха ни пера)

2 вопрос. Именно отсюда и пошло выражение По Сеньке и шапка.Именно так определялась знатность боярского рода. Как именно?

а) по ценности меха

б) по высоте шапки

в) бояре не носили шапок вообще

Ответ: Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя)  шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.

Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.

3 вопрос: В начале 19 века в Москве работал немецкий врач Лоддер. Своим больным от всех болезней он рекомендовал прогулки бегом. Но в глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпровождением. отсюда и пошло выражение, означающее «бездельничать, праздно проводить время».

Ответ: гонять лодыря.

4 вопрос. А сейчас внимание! черный ящик! 

Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике?

Ответ: В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку.

5 вопрос: Зарыть талант в землю.

Главное богатство человека, его прирожденные способности, уже очень давно стали называть также «талантом». О человеке, который не развивает свои природные способности, не дает им возможности раскрыться говорят ,что он зарывает свой талан в землю.

Что же называли талантом?

а) меру  пшеницы

б) монету

в) семечко плодового дерева.

Ответ:Самое выражение «закрыть талант в землю» впервые встречается в евангелии. Некий человек, уезжая в далекие страны, призвал своих рабов и роздал им деньги. Одному он доверил пять талантов, другому – два, третьему - один. По возвращении он справился, как они поступили с этим богатством. Выяснилось, что два первых вложили свои «таланты» в разные дела и получили на них прибыль, третий же из осторожности зарыл деньги в землю и сохранил их свято, но без всякой пользы. Хозяин похвалил двух первых, а третьего осудил.

Ведущий: Вам, наверное, известно, что некоторым числам народ приписывает магические значения. Очень часто в пословицах и поговорках употребляются числа 7 и три. Сейчас командам нужно вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок с «магическими» числами.

А пока команды выполняют свое задание я предлагаю конкурс болельщикам. Приложение 1.

Ведущий. Команды зачитывают пословицы и поговорки с числами. Подводятся итоги конкурса.

6 вопрос. «В затрапезном халате», «затрапезный вид»... т.е неаккуратный, ненарядный Вы, конечно, не раз слышали подобные фразы.

Что же такое «затрапезный»?

А) домашняя одежда в которой обедают у себя дома

Б) одежда из дешевой ткани

В) грязная, нестиранная одежда

Ответ:  одежда из дешевой ткани. затрапез – дешевая бумажная ткань, которая широко употреблялась для шить грубой верхней одежды, для обивки мебели. названа по имени купца Затрапезникова, который и выпускал эту ткань. Костюм бедняка сшитый из затрапезной ткани вызывал насмешку и говорил о низком происхождении человека. постепенно всякую бедную и непарадную одежду стали называть затрапезной.

7 вопрос: Чтобы выиграть сегодня вам необходимо обыграть  своих соперников , т. е. оставить их с носом, а проще говоря ни с чем.

Только при чем тут нос?

Что это такое?

А) часть лица

б) подарок

в) предмет одежды

Ответ:  нос в этом выражении ничего общего с частью лица не имеет. По е обычаю жених приносил невесте нос, т.е. подарок( приношение). И если жениху отказывали, он оставался со своим носом, т.е. ни с чем.

8 вопрос. Если кто-то преувеличивает, превращает мелкий факт в целое событие, французы иронически, но обобщенно заметят: «Этот человек делает гору из ничего». Англичане «подкинут» в поговорку немного конкретного материала. «Он делает гору из кротовой кучки», -  скажут они.

У нас же в подобных случаях употребляют другое выражение: какое?

Ответ: «Из мухи делать слона».

9 вопрос. Втирать очки всем знакомое выражение. Мы употребляем его, не задумываясь над смыслом входящих в него компонентов. Но при чем тут очки и почему их нужно непременно втирать?

а) Это выражение банкиров, а очки – это банковские проценты, на которых они делали прибыль.

б) выражение врачей, которые подбирали очки ( монокли) для своих пациентов

в)выражение карточных шулеров, которые набирали себе очки в игре.

Ответ: Это выражение карточных шулеров. Был специальный порошок, который назывался лепок, с помощью этого порошка можно было на картах исправить одну цифру на другую.

10 вопрос. Гол как сокол  - так говорят о человеке у которого ничего нет.

Почему же гол как сокол и кто или что такое сокол?

А) больная птица с которой выпадывают перья, 

б) стенобитное приспособление

в) пустой железный котел

 
Ответ: Тут конечно же ни о какой птице речи не идет.    
Здесь имеется в виду старинный сокол – окованное железом бревно или чугунные брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран.

Ведущий. Ниши вопросы закончились. Подводим итоги.

(Подведение итогов. Награждение победителей.).

Приложение 1.

Вопросы для зрителей.

Блиц опрос. №1

Когда у нас все получается, когда все идет так, как мы запланировали мы говорим – без сучка, без задоринки. Но раньше это выражение употребляли только лишь люди определенной профессии. Чем они занимались ?

 ( плотники, столяры)

Блиц опрос. № 2.

Древние славяне считали, что это – процесс соприкосновения человека с каким-либо духом. И чтобы уберечь человека от злых духов, желали ему …

Что это такое и что желали человеку?

(чихание, «будь здоров)

Блиц опрос № 3

Эта традиция досталась нам от древне русских писцов, которые начинали главы и абзацы рукописных книг красиво разрисованными буквами красного цвета.

Что мы делаем как древнерусские писцы?

(первая строка абзаца – отступ, которую мы называем красной строкой)

Блиц опрос № 4.

Знать на зубок – значит знать наизусть, т.е. очень хорошо.

Но что это выражение означало в Древней Руси?

а) знать сколько зубчиков чеснока нужно добавить в то или иное блюдо

б) прикусывали зубами золотую монетку, чтобы убедиться в ее подлинности

в) это выражение врачей стоматологов, которые должны были правильно определить какой зуб болит у человека?

(б)

 Блиц опрос № 5.

Снять с себя публично головной убор, платок считалось в крестьянском быту крайне неприличным. Сорвать с мужика шапку так же считалось сильнейшим бесчестьем. В основе этого глагола лежит выражение простые волосы и означает оно ошибиться, оплошать.

( опростоволоситься)

Блиц опрос № 6

Название этого периода ранней осени пошло от того, что кончались летние полевые работы и наступала пора посиделок вечерок, засидок – разнообразных женских занятий, развлечений, праздников.

(бабье лето)

Блиц опрос № 7.

Всем известное слово стол в древнерусском языке употреблялось не только в современном своем значении, но и еще в значении «престол», «княжение». Назовите слово образованное  от слова стол, именно в этом его значении, обозначающее статус города.

( столица)

Блиц опрос № 8.

Большинство названий современных учреждений общественного питания – русского происхождения : столовая, чайная, закусочная.

А название этого учреждения в буквальном переводе с значит восстанавливающий

( реставрирующий) силы.

( ресторан)

Блиц опрос № 9.

Иногда чтобы разобраться в истории слова нужно просто внимательно присмотреться к нему и разобрать по составу.

Например рукавица. Рука и вить, обвивать. т.е. обвивать руку.

А что обозначало словосочетание

перстяная рукавица?                                                                          ( перчатка)

Блиц опрос № 10.

В словаре Даля приведены такие слова как

пральник, праник, прач – все это название круглой палки, валька, при помощи которого в русских деревнях стирали белье на реке. Назовите учреждение которое напрямую связано с этим занятием, и название которого образованное от этих слов.

(прачечная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории "

Цель: углубление и обобщение знаний учащихся по истории родного Отечества в контексте всеобщей истории, расширение исторического кругозора. Задачи:Образовательная: систематизация и повторен...

Методическая разработка к недели истории "Колесо истории "

Мероприятие может быть использовано как для недели истории, так и для внеклассного мероприятия...

Игра - конкурс по истории "Колесо истории"

Игра-соревнование «Колесо истории»Внеклассное мероприятие по истории Отечества в 7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цели:     - прививат...

Внеклассное мероприятие по истории"КОЛЕСО ИСТОРИИ" с использованием материалов и экспонатов музейного фонда

Каждый   учащийся при изучении истории  испытывает трудности в работе по описанию жизни и быта людей в далеком прошлом, не имеет четкого представления о  предметах культуры и быта, опир...

Внеклассное занятие по истории "Колесо истории"

Материал предназначен для внеклассной работы в 5 классе...