образ матери в литературе
презентация к уроку (8 класс) на тему

Михалёва Галина Александровна

Презентация "Вечный светоч материнства" имеет межпредметный характер. Её можно использовать  для обзорной лекции "Образ матери в литературе" как на уроке литературы, так и на уроке русского языка при подготовке к ЕГЭ ( написание эссе). В презентации прослеживается связь литературы и изобразительного искусства. На слайдах представлены произведения, проблематика которых связана с темой материнства.

Данная  презентация может послужить и основой для внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери или празнику 8 Марта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_materinstva.odp2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вечный светоч материнства» «Сердце матери лучше солнца греет» (пословица). (Образ матери в литературе) „ Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград...“ (М.Горький)

Слайд 2

Образ матери в прозе. «Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни». (А.М.Горький)

Слайд 3

В литературе и искусстве есть великие, вечные темы. Одной из них является тема материнства, которая волновала литераторов и художников всех времён. Литература и искусство разными средствами выразительности создают образ матери, чтобы мы могли понять, что «красива по-своему каждая мама». Красота женщины — это красота материнства!

Слайд 4

Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях

Слайд 5

Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и глубоко человечная, на склоне лет ведёт разговор с землёй, с родным полем. Земля, труд, семья были источником её радости. Война унесла самое дорогое. Но тяжкое горе не сломило Толгонай, закалённую в труде, неисчерпаемую в любви к людям. Она говорит:«...Материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней...»

Слайд 6

В повести «В тылу как в тылу» автор пишет о том, как ему жилось с мамой на Урале в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Главные герои смогли пережить все военные трудности, пытались бороться с фашистами. В повести есть фраза «Материнство выше любви». Главный герой ищет ответ на вопрос: «Как войти в мир зрелым, сильным и достойным человеком?»

Слайд 7

«Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери». Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего романа. Смысл заглавия произведения заключается в сиволике образа матери-созидательницы, матери, рождающей «будущее в детях своих». М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: «Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть» («Сказки об Италии»). Чрезвычайно важным моментомромана становит ся сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: «Не оставляйте детей своих на одиноком пути! » Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.

Слайд 8

Замечательная повесть о русской женщине Марии, принявшей в годы войны великие страдания и победившей их силой живого человеческого сердца. Писатель как бы ответил на прекрасные слова Горького: «Прославим в мире женщину-Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется смерть...»

Слайд 9

В романе поставлен вопрос о взаимоотношениях детей и родителей. В образе беспартийной представительницы поколения «отцов» Елены Николаевны Кошевой автор показал образ матери в движении, в борьбе противоречий. Показана «диалектика души» и бесконечная любовь к сыну, безумное желание сохранить его жизнь. Как ярко дано горение чуткого материнского сердца, сплетение любви и тоски, страдания и гордости!

Слайд 10

О милой маме говорим стихами. Родиться стоит поздно или рано, Хотя бы для того на этот свет, Чтоб вымолвить впервые слово «мама», Которого священней в мире нет...» (А.Шайхиев)

Слайд 11

Поэма «Реквием» была написана в 1935 - 1940 г.г. Через всю поэму проходит тема материнского страдания. Появление религиозной образности внутренне подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, страдания сына - с муками Христа, распинаемого на кресте:

Слайд 12

« ...Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел....» Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слайд 13

Романтическая новелла, рассказывающая о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и её скорой смерти.

Слайд 14

Неразрывно с темой Родины в творчествеМ. Исаковского связана тема русской женщины -матери, труженицы, верной подруги: «...И опять мне хочется в дальние края. В дальние, смоленские к матери родной, Будто не лежит она в поле под сосной, Будто выйдет, старая, встретит у ворот И со мною под вечер на поля пойдёт...

Слайд 15

Поэт вырос на Волге, с раннего детстваон любил русскую приро ду. Отец-семейный деспот, угне тал вех домочадцев. Больше все го страдала мать поэта, всю свою любовьона отдавала она детям. Смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою маму. С любовью и преклонением поэт обращается к ней в стихотворе нии „Мать“: И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!

Слайд 16

На могиле матери звучит и грустная исповедь поэта в стихотворении «Рыцарь на час»: «Повидайся со мною, родимая! Появись лёгкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, - грудью своей Защищая любимых детей..»

Слайд 17

Мир искусства воспевает Мать! «...Наперекор изменчивой молве Художники прославили в веках Не девушку с венком на голове, А женщину с младенцем на руках...» (Л. Татьяничева) Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех народов есть тема материнства. Средневековое искусст во европейских стран невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с Богородицей.

Слайд 18

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512 — 1513 г.г.) Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие женщины, Мария - идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность, нежность и бескорыстие матери.

Слайд 19

Венецианов А.Г. «На жатве. Летом» (сер. 1820-х г.г.) Русские художники в своём творчестве также не обходили стороной образ женщины- матери.Академик живописи А.Г. Венецианов писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелёгкой работой. На данном полотне мы видим как нещадно палит солнце, рядами стоят снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина- жница с ребёнком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости

Слайд 20

Петров - Водкин К.С. «Мать» (1915 г.) На картине молодая женщина с грудным ребёнком, кормление младенца увидено как момент ритуальный, лишённый бытового оттенка. Иконные отзвуки видны в облике матери и в колорите картины. Вся художественная структура превращает конкретный образ в величественный символ.

Слайд 21

Дейнека А.А. «Мать» (1932 г.) Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери в этой картине. Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать Свет любви издревле ей завещан, И с тех пор живет она в веках, Самая прекрасная из женщин Женщина с ребенком на руках Сергей Островой

Слайд 22

Шилов А. «Утро» (1978 г.) А.Шилов - художник-портретист, он как бы посредник между человеком и временем. Проникая в тайники души, он раскрывает судьбу чело века. Радость материнства как радость жизни – главная мысль картины „Утро“

Слайд 23

«Я верю, что женщина - чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» - слово святое, То трижды священнее — женщина-мать!» (Л. Рогожников)