Главные вкладки

    Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»
    учебно-методический материал на тему

    Слюсарева Валентина Николаевна

    Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskaya_razrabotka.doc118.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слюсарева Валентина Николаевна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТТ г. Белая Калитва Ростовская область

    Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»

    Цели:

    Закрепить ранее полученные знания по теме «Правила пожарной безопасности»,

    Расширить представление обучающихся об опасности пожара и огня вообще.

    Форма проведения:

     сообщения обучающихся, конкурс пословиц и поговорок о пожаре, викторина.

    Ход мероприятия:

    1) Сообщение преподавателя, крестьянина, рабочего, домохозяйки, работника МЧС, пожарного, в роли которых выступают ученики

    Вступительное слово преподавателя:

    -Самое большое чудо природы, которое мы знаем это огонь. Когда наши первобытные предки бродили по лесам в поисках добычи, которую съедали в сыром виде и мерзли

    холодными ночами, им часто приходилось наблюдать различные  природные явления, в том числе и молнии, что, попадая в деревья, зажигали их и, оказывается, у этого дерева теплее, чем на сырой земле,  кусочек мяса, нечаянно оброненный в горящие угли, становится мягче и вкуснее. А горящей веткой можно отбиться от любого зверя.

    Постепенно, огонь стал настолько необходим людям, что они обожествляли его, относились к нему как к живому существу, потому, что он и дышит и ест. Кто скажет как огонь дышит? А как и что огонь ест?__________

    -Правильно, ребята, огонь горит только на воздухе, а ест дрова и другие горючие материалы.

    Огонь дал человеку очень многое,  даже пуля из пистолета летит, благодаря огню, но нет ничего страшнее огня, который вышел из  под контроля человека. Сегодня у нас в гостях представители разных профессий, давайте спросим крестьянина, чем может навредить огонь в сельском хозяйстве?

    Крестьянин: Мы, крестьяне, живем на земле, дома у нас отапливаются печами:, если плохо следить за печкой можно погибнуть от угарного газа, а может и дом сгореть, т.к. при строительстве мы используем много дерева, но самое страшное, когда горят поля с урожаем, тогда мы все можем остаться без хлеба!

    Преподаватель: А чем может навредить огонь на производстве? Спросим рабочего!

    Рабочий: На рабочем месте, за станком или у доменной печи, мы можем полyчить травмы от ожогов, может произойти взрывогорючесмазочных материалов, возгорание промасленной ветоши, которой мы вытираем руки.

    Преподаватель: У нас в гостях простая домохозяйка, ей – то чего огня бояться?

    Домохозяйка: На хозяйке в семье лежит большая ответственность: она должна и покушать приготовить, и воды согреть, следить, чтобы огонь водой не залило- можно газом отравиться, огонь не только сам опасен, он может травму через нагретые предметы нанести, что вот случится, если ребенок возьмется за разогретую сковороду? _________

    Ожог конечно !

    Нужно детей приучать, чтобы с огнем не играли!

    Преподаватель: А теперь, ребята, мы узнаем мнение специалиста по этому вопросу:

    Эксперт №l: Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами. Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.

    Преподаватель: А что думает работник МЧС?

    Работник МЧС: Для предупреждения возгораний в жилице необходимо соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

    - не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;

    - не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;

    -пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

    - не применяйте бенгальские огни,  хлопyшки и другие пиротехнические средства в квартирах;

    - не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами,

    Преподаватель: Теперь послушаем пожарного:

    Выступление пожарного:

    - но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких слyчаях ?

    - Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;

    - Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;

    -нельзя тушить водой горящую электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением.

    -Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение,

    -Если выйти из квартиры невозможно , плотно закройте мокрыми полотенцами двери и вентиляционные отверстия

    -Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

    И помните:

     Если кто-то гладил брюки

    И не выключил утюг

    Он немедля остается

    И без дома и без брюк.

    Если кто-то не подумав.

    У бензина закурил,

    Он конечно же большую

    Неприятность сотворил.

    На автомобиле скором

    Чуть доспехами звеня,

    Словно рыцари из сказки

    Мы выходим из огня.

    Не курите на работе

    Прячьте спички от детей.

    И тогда не попадете

    В список грустных новостей.

    Ведь пожар неуправляем,

    Очень много силы в нем,

    мы вас просто умоляем-

    Осторожнее с огнем!!!

    Выступление эксперта№2

    Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:

    - неосторожное обращение с огнем;

    -нарушение правил пожарной безопасности;

    -самовозгорание сухой растительности;

    - разряд атмосферного электричества.

    В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение, обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте  кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя - это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны

    пожара,  скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.

    II Ответьте на вопросы:

    1. Назовите причины возникновения пожара.

    2. Что следует делать при возникновении возгорания в школе?  Дома?

    3.  Каковы правила обращения с огнем в лесу?

    4.  Каковы правила поведения и порядок действий при лесных пожарах?

    5.  По каким телефонам нужно звонить в случае пожара?

    III Игровые ситуации:

    Игровая ситуация №1

    У вас загорелся телевизор, какими должны быть ваши действия?

    Покажите, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло. Песок.

    Ответ:

    обесточить телевизор, накрыть влажной тканью, позвонить по "01".

    ситуация №2

    На сковороде ты жарил картошку,

    Но вспыхнул огонь и не понарошку!!

    Масло горит и брызжет кругом,

    Вот-вот загорится бабушкин дом!!

    На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

    Ответ:

    выключить газ, накинуть влажное полотенце.

    Ситуация №3

    На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

    Ответ:

    надо упасть на пол, накрыться влажной тканью, бежать нельзя!

    Ситуация  №4

    Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

    Ответ:

    догнать, накрыть тканью, уронить на пол, пользоваться огнетушителем нельзя.

    Ситуация№ 5

    Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.

    Что ты сделаешь?

    а) первым делом! Включу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;

    б)  понюхаю, откуда пахнет;

    в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу, жду, когда они приедут;

    г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04, и

    все это буду делать, не включая света.

      Ответ: г.

    Ситуация  №6

    В доме начался пожар, который ты не можешь потyшить. Что делать?

    а) убежать;

    б) закричать;

    в) вызвать пожарных.

    Ситуация №7

    Послушайте отрывок известного стихотворения  Самуила Яковлевича Маршака

    «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно:

    …С треском, щелканьем и громом
    Встал огонь над новым домом,
    Озирается кругом,
    Машет красным рукавом.

    Как увидели грачи
    Это пламя с каланчи,
    Затрубили,
    Зазвонили:
    Тили-тили,
    Тили-тили,
    Тили-тили-тили-бом!
    Загорелся кошкин дом.

    Загорелся кошкин дом,
    Бежит курица с ведром,
    А за нею во весь дух
    С помелом бежит петух,
    Поросенок – с решетом
    И козел с фонарем.
    Тили-бом!
    Тили-бом!

    ГРАЧИ:
    Эй, пожарная бригада,
    Поторапливаться надо,
    Запрягайте десять пар.
    Едем, едем на пожар.

    Поскорей, без проволочки
    Наливайте воду в бочки.
    Тили-тили-тили-бом!
    Загорелся кошкин дом!

    Стой, свинья!
    Постой, коза!
    Что таращите глаза?
    Воду ведрами носите!..

    Ответ:

     грачи, курица, пожарная бригада.

    IV Викторина:

     Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре:

    -Против огня и камень треснет.

    -От искры пожар разгорается.

    -Дыма без огня не бывает.

    -Там не загорится, где огня нет.

    -И сырые дрова загораются.

    -Из искры возгорается пламя.

    -От искры пожар рождается.

    -Искра мала велик пламень родит.

    -Пока искра в пепле, тогда и туши.

    -Не шути с огнем - обожжешься..

    -Огонь да вода все сокрушат

    -В огне и железо плавко

    -Огонь не вода, схватит - не всплывешь.

    -С огнем не шути, сгореть можно.

    -Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.

    -Искру тyши до пожара, беду отводи до удара

    А теперь, ребята, отгадайте загадки на тему

    «Освещение, огонь, тепло»:

    Мать толста,

    Дочь прекрасна,

    Сын-сокол

    Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

    У нас в печурочке

    Золотые чурочки.  (Дрова в печи)

    Белое ест,

    Чёрное роняет. (Лучина горит)

    Красненький петушок

    По улице бежит. (Пожар)

    Ударю булатом

    По белым каменным палатам,

    Выйдет княгиня

    И сядет на пуховую перину.

    (Огниво, кремень, искра и трут)

    Пришёл вор во двор,

    Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

    Накормишь - живет,

    Напоишь - умрёт.  (Огонь)

    По деревне прошёл,

    Ничего не осталось.  (Пожар)

    В маленьком амбаре

    держат 100 пожаров.  (Спички)

    Сколько бы ни ел,

    Никогда сыт не будет.  (Огонь)

    Ни стук, ни бряк,

    А близко прошёл.  (Ток, свет)

    Красная корова всю солому съела.  (Огонь)

    Красный бык стоит, дрожит,

    чёрный дым на небо бежит. (Огонь и дым)

    На привале нам помог:

    Суп сварил, картошку пек.

    Для похода он хорош,

    Да с собой не унесешь! (Костер)

    То назад, то вперед ходит-бродит пароход,

    остановишь - горе: продырявит море.  (Утюг)

    Ночь. Но если захочу,

    Щелкну раз - и день включу.  (Выключатель)

    Я не сам по себе,

    А сильнее всего и страшнее всего,

    И все любят меня, и все губят меня. (Огонь)

    V Исполнение частушек

    Возле печки я вертелась

    Даже юбка загорелась

    Папа, юбка же, не знамя,

    Что ж  ремнем сбиваешь пламя?

    Если хочешь чай попить

    Нужно правила все чтить

    Помни, что забытый газ

    может жизнь отнять у нас!

    Смех хороший лишь тогда,

    Если не грозит беда!

    Один тут досмеялся

    Без волос остался!

    Мы котеночка так грели

    Даже лапы обгорели

    Больше делать так не будем

    И урок не позабудем!

    Я с петардой баловался

    Чуть без глаза не остался!

    Призываю вас друзья-

    С пламенем шутить нельзя!!!

    VI. Награждение победителей конкурса на лучший плакат, рисунок на тему противопожарной безопасности.

    VII. Подведение итогов мероприятия.

    Заключительное слово преподавателя:

    -Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связана с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём - залог нашей

    безопасности. (Раздать буклеты)

    Используемая литература

    l. Ресурсы Интернета.

    2.О.В.Павлова и др. Пожарная  безопасность в начальной школе.- Волгоград: Учитель ,2007 .

    3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов

    и др. - М.: Издательство АСТ, 1997 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

    Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

    Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.

    Вашему вниманию представлена разработка спортивно – массового мероприятия в школе «Гонка за лидером».Данное мероприятие способствует повышению мотивации учащихся к занятиям  легкой атлетико...

    Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.

    В данной разработке много итересного материала.Классный час позволит сплотить  классный коллектив....

    Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

    Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

    Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся начальной школы.

    Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности,но и на формирование асоциативного ...

    Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Не шути с огнем"

    Конспект внеклассного занятия по безопасности. "Не шути с огнем"....