Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
методическая разработка (психология) по теме
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:
- Программу формирования ценностных ориентаций учащихся «Сказки о самом главном» для детей 6-10 лет.
- Подробное описание проведения развивающего занятия в форме классного часа из цикла «Сказки о душе» по теме «Учимся думать о хорошем, бережно относиться к словам».
- Приложение «Развивающие игры».
Информация, приведённая в данных разработках, дополняет друг друга и в совокупности даёт возможность всем желающим воспроизвести этот опыт в своём учебном заведении. Может быть интересна прежде всего психологам, социальным педагогам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_word.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Тиллабаева Ирина Владимировна педагог-психолог категория: высшая |
Санкт-Петербург
2012
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………………………. | 3 |
2. | Учебная программа "Сказки о самом главном" ………………………………. | 4 |
3. | Развивающее занятие по программе «Сказки о самом главном» из цикла «Сказки о душе»………………………………………………………………..… | 10 |
4. | Литература ……………………………………………………………………… | 17 |
5. | Приложение 1. Развивающие игры ……………………………………….......... | 18 |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:
- Программу формирования ценностных ориентаций учащихся «Сказки о самом главном» для детей 6-10 лет, которая осуществляется циклами:
1 класс – одноименный цикл «Сказки о самом главном» (14 занятий)
2 класс – цикл «Сказки о здоровье» (8 занятий)
3 класс – цикл «Сказки о дружбе» (8 занятий)
4 класс – цикл «Сказки о душе» (14 занятий)
- Подробное описание проведения развивающего занятия в форме классного часа из цикла «Сказки о душе» (4 класс) по теме «Учимся думать о хорошем, бережно относиться к словам». Его можно использовать для проведения, как отдельного мероприятия по этой теме, так и в виде цикла, аналогично нашему опыту. Такие занятия могут проводиться также в виде интегрированных уроков с литературным чтением, уроками труда или ИЗО. Проведение таких занятий позволяет избегать перегрузок детей и является той формой, которая используется нами наиболее часто.
- Приложение 1 «Развивающие игры» включает игры, которые используются на других занятиях по этой программе.
Сказки, которые мы читаем вместе с ребятами в основном психокоррекционные и психотерапевтические, помещённые в сборниках под редакцией Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой [5], [6]. Также нами используются авторские и народные сказки из пособия Лопатиной А. и Скребцова М. [7]. В соответствии с целями и задачами педагог, используя предложенную структуру, может опираться на тот литературный материал, который ему покажется наиболее подходящим. Можно использовать также аудио-записи имеющихся сказок.
Информация, приведённая в данных разработках, дополняет друг друга и в совокупности даёт возможность всем желающим воспроизвести этот опыт в своём учебном заведении. Может быть интересна прежде всего психологам, социальным педагогам и учителям начальных классов.
Учебная программа "Сказки о самом главном"
(Развитие ценностных ориентаций учащихся начальной школы).
Актуальность проблемы.
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Погружаясь в новые социальные ситуации, ребенок сталкивается с необходимостью найти свой индивидуальный способ презентации, поведения и общения. Индивидуальность каждого — психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения. Повышение психологической компетентности ребенка, обеспечивающей его толерантность, — забота взрослого: родителя, учителя, психолога. Результаты этих усилий заметно выше, когда их удается объединить.
Сегодняшнее образовательное учреждение должно обеспечить развитие способностей ориентироваться, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.
Данная программа позволяет формировать ценностные ориентации ребенка, развивать его представления о возможных способах толерантного взаимодействия, об уникальных особенностях мира, в котором мы живем. В ходе занятий развиваются потенциальные возможности ребенка, формируются установки на сотрудничество, построение позитивных отношений, творческие возможности детей.
Для успешного и результативного проведения занятий психолог должен создать у детей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности.
Настоящая программа предназначена для работы педагога-психолога с детьми 6-10 лет.
Цель программы:
Развитие ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Задачи программы:
- развитие ценностных ориентаций, духовно-нравственной сферы учащихся;
-формирование бережного и уважительного отношения к окружающему миру;
- повышение представлений школьника о собственной ценности, значимости;
-развитие внимания, умения слышать, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся
-развитие умения видеть и создавать красивое, выразить себя с помощью слова, линии, звука;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Тематический план
№№ | 1 класс «Сказки о самом главном» Темы | Практ. часть | Теор. часть | Всего |
1 | Знакомство. Узнаем друг друга | 30 мин | 15 мин | 1 |
2 | Учимся сотрудничать | 30 мин | 15 мин | 1 |
3 | Чувствуем друг друга | 30 мин | 15 мин | 1 |
4 | Как мы разрешаем конфликты | 30 мин | 15 мин | 1 |
5 | Товарищество и дружба | 30мин | 15 мин | 1 |
6 | Я и другие | 30 мин | 15 мин | 1 |
7 | Животные – мои друзья | 30 мин | 15 мин | 1 |
8 | Учимся видеть красоту | 30мин | 15 мин | 1 |
9 | Я и мой внутренний мир | 30 мин | 15 мин | 1 |
10 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 30 мин | 15 мин | 1 |
11 | Я мечтаю | 30 мин | 15 мин | 1 |
12 | Взаимопомощь | 30 мин | 15 мин | 1 |
13 | Трудно ли научиться прощать? | 30 мин | 15 мин | 1 |
14 | Подари другому радость | 30 мин | 15 мин | 1 |
Всего | 14 час |
№№ | 2 класс «Сказки о здоровье и экологии» Темы | Практ. часть | Теор. часть | Всего |
1 | Что мешает человеку быть здоровым? | 30 мин | 15 мин | 1 |
2 | Как справиться с простудой и гриппом? | 30 мин | 15 мин | 1 |
3 | Здоровье и «здоровые мысли». | 30 мин | 15 мин | 1 |
4 | Как нужно жить, чтобы быть здоровым? | 30 мин | 15 мин | 1 |
5 | Как помочь самому себе? («Точки здоровья») | 30мин | 15 мин | 1 |
6 | Что такое чистота? | 30 мин | 15 мин | 1 |
7 | Всё вокруг живое | 30 мин | 15 мин | 1 |
8 | Экология души | 30мин | 15 мин | 1 |
Всего | 8 час |
№№ | 3 класс «Сказки о дружбе» (темы) | Практ. часть | Теор. часть | Всего |
1 | Учимся видеть хорошее друг в друге | 30 мин | 15 мин | 1 |
2 | Учимся быть щедрыми | 30 мин | 15 мин | 1 |
3 | Как избавиться от страхов? | 30 мин | 15 мин | 1 |
4 | Как справиться со своими капризами? | 30 мин | 15 мин | 1 |
5 | Учимся быть скромными | 30мин | 15 мин | 1 |
6 | Заботимся о младших, понимаем старших | 30 мин | 15 мин | 1 |
7 | Как остановить драчуна? | 30 мин | 15 мин | 1 |
8 | Учимся быть дружными | 30мин | 15 мин | 1 |
Всего | 8 час |
№№ | 4 класс «Сказки о душе» (темы) | Практ. часть | Теор. часть | Всего |
1 | Красота послушания | 30 мин | 15 мин | 1 |
2 | На что способна улыбка? | 30 мин | 15 мин | 1 |
3 | Самое сильное оружие против зла | 30 мин | 15 мин | 1 |
4 | Преданность своему народу | 30 мин | 15 мин | 1 |
5 | Чистота помыслов | 30мин | 15 мин | 1 |
6 | Красота внутренняя и внешняя | 30 мин | 15 мин | 1 |
7 | Сказка о бессмертной душе, которая сильнее любого зла | 30 мин | 15 мин | 1 |
8 | Как обрести здоровье? | 30мин | 15 мин | 1 |
9 | Как научиться отличать доброе от злого? | 30 мин | 15 мин | 1 |
10 | Возвышенное и низменное в человеке | 30 мин | 15 мин | 1 |
11 | Осторожнее – желания исполняются | 30 мин | 15 мин | 1 |
12 | «Чтобы получать, надо научиться давать» | 30 мин | 15 мин | 1 |
13 | Как стать счастливым? | 30 мин | 15 мин | 1 |
14 | Как разбудить в себе творца? | 30 мин | 15 мин | 1 |
Всего | 14 час |
Структура занятия
- Приветствие
- Настройка (совместное прохлопывание различных ритмов в диалоге ведущий – группа)
- Развивающие игры
- Формулы музыкального самовнушения (музыкальные настрои)
- Закрепление материала (вспоминаем сказку прошлого занятия)
- Физкультминутка
- Встреча со сказкой (рассказ или чтение с обсуждением)
- Рисование сказки (лучше всего на фоне медитативной музыки)
- Организация обратной связи ребенку по результатам его работы.
Содержание занятий
№№ занятия | Тема 1 класс «Сказки о самом главном» | Музыкальные настрои. А.А.Иванов [3], (Формулы психологической устойчивости) | Название сказки «Сказки о самом главном» А.Лопатина, М.Скребцова [7] |
1 | Знакомство. Узнаем друг друга | Твердо по жизни я иду | Знакомство с солнечным лучом |
2 | Учимся сотрудничать | Закрепляем выученное | Встреча с дождевой капелькой |
3 | Чувствуем друг друга | Обдумал все и действуй | Какое дело самое лучшее на свете? |
4 | Как мы разрешаем конфликты? | Закрепляем выученное | Нужно ли спасать врагов? |
5 | Товарищество и дружба | Только смеяться | Стоит ли быть добрым? |
6 | Я и другие | Закрепляем выученное | Что на свете самое главное? |
7 | Животные – мои друзья | Несмотря на мои неприятности | Что такое счастье? |
8 | Учимся видеть красоту | Закрепляем выученное | Лесной совет |
9 | Я и мой внутренний мир | Успокоение в гневе | Можно ли уйти от света? |
10 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | Закрепляем выученное | Чудеса живут повсюду? |
11 | Я мечтаю | Закрепляем выученное | Почему грустит закат? |
12 | Взаимопомощь | Жизнь – солнце и гроза | Кто помог найти брата? |
13 | Трудно ли научиться прощать? | Закрепляем выученное | Трудно ли научиться прощать? |
14 | Подари другому радость | Закрепляем выученное | Делаем выставку книжечек |
№№ занятия | Тема 2 класс «Сказки о здоровье и экологии» | Музыкальные настрои А.А.Иванов [3], (Формулы утверждения позитивных мыслей) | Название сказки Сказки по валеологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6] |
1 | Что мешает человеку быть здоровым? | Да и нет (1) | «Возвращение жемчужного ожерелья Здоровья» Части 1-5 Д.Фролов, Т. Зинкевич-Евстигнеева |
2 | Как справиться с простудой и гриппом? | Закрепляем выученное |
3 | Здоровье и «здоровые мысли». | Да и нет (2) |
4 | Как укреплять здоровье? | Закрепляем выученное |
5 | Как помочь самому себе? («Точки здоровья») | Да и нет (3) |
6 | Что такое чистота? | Закрепляем выученное | «Тайна» А.Смирнова |
7 | Всё вокруг живое | Да и нет (4) | «Ружьё и сердце» Е.Клюев «Особенная охота» Д.Фролов |
8 | Экология души | Закрепляем выученное | «По законам живой природы» Е.Клюев Делаем выставку книжечек |
№№ занятия | Тема 3 класс «Сказки о дружбе» | Музыкальные настрои А.А.Иванов [3], (Формулы любви, благодарения и добрых дел) | Название сказки Психокоррекционные сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6] |
1 | Учимся видеть хорошее друг в друге | Счастливый и довольный я, уверенный в себе | «Ёжик» А.Смирнова |
2 | Учимся быть щедрыми | Закрепляем выученное | «Котёнок матросёнок» А.Володькина |
3 | Как избавиться от страхов? | Благодарю судьбу | «Про Чебурашку» |
4 | Как справиться со своими капризами? | Закрепляем выученное | «Королева капризов» Часть1 А.Смирнова |
5 | Учимся быть скромными | Дари дары | «Королева капризов» Часть2 А.Смирнова |
6 | Заботимся о младших, понимаем старших | Закрепляем выученное | «Сказка про медвежонка» |
7 | Как остановить драчуна? | С нежностью в душе | «Заяц с рюкзаком» Часть1 А.Смирнова |
8 | Учимся быть дружными | Закрепляем выученное | «Заяц с рюкзаком» Часть2 А.Смирнова Делаем выставку книжечек |
№№ занятия | Тема 4 класс «Сказки о душе» | Музыкальные настрои А.А.Иванов [3], (Формулы позитивных мыслей) | Название сказки Психотерапевтические сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6] |
1 | Красота послушания | Что бы со мной не случилось | «Сказка о мальчике, который не умел играть» |
2 | На что способна улыбка? | Закрепляем выученное | «Улыбка» |
3 | Самое сильное оружие против зла | Я забыл про мои неудачи | «Сказка про волшебников и чёрных магов» А.Смирнова |
4 | Преданность своему народу | Закрепляем выученное | «Наследники» А.Гнездилов |
5 | Чистота помыслов | Не горюй о непоправимом | «Дар» |
6 | Красота внутренняя и внешняя | Закрепляем выученное | «Тайна цветка папоротника» Часть1. Е.Хомякова |
7 | Сказка о бессмертной душе, которая сильнее любого зла | Я не плачу о разлитом молоке | «Тайна цветка папоротника» Часть2. Е.Хомякова |
8 | Как обрести здоровье? | Закрепляем выученное | «Деревья» |
9 | Как научиться отличать доброе от злого? | Глаза мои стоят (формула расслабления) | «Медвежьи речки» Скайдрите Калдупе |
10 | Возвышенное и низменное в человеке | Закрепляем выученное | «Синяя сказка» |
11 | Осторожнее – желания исполняются | Опасенья все твои пусты | Новогодняя ночь |
12 | «Чтобы получать, надо научиться давать» | Закрепляем выученное | Чёрная белочка |
13 | Как стать счастливым? | Начинается мой новый день | Дворник |
14 | Как разбудить в себе творца? | Закрепляем выученное | Волшебник Делаем выставку книжечек |
Организация занятий и необходимые материалы
- При оптимальной наполняемости группы 8-12 человек данная программа позволяет работать и со всем классом одновременно.
- Занятия, проводимые психологом с участием классного руководителя, наиболее эффективны.
- Цикл включает не менее 8 занятий (чем больше – тем лучше). В последующих циклах меняется тематика сказок.
- Оптимальная частота проведения таких встреч – 1 раз в неделю. При использовании данной программы во время проведения классных часов или интегральных уроков частота встреч оговаривается с классным руководителем. С учётом возможностей реализуемой в начальной школе программы, в нашем опыте работы при работе со всем классом интегрированные уроки проводятся 1 раз в две недели в 1-х и 4-х классах и один раз в месяц во 2-х и 3-х классах.
- Занятие имеет структуру, включающую развивающие игры, приемы сказкотерапии, формулы музыкального самовнушения.
- Игры могут проводиться в виде соревнования, но детей с другими не сравниваем – только с собой.
- Каждое упражнение предлагается детям в максимально простом варианте и предполагается увеличение нагрузки за счет увеличения сложности упражнений и за счет увеличения темпа.
- Для занятий необходимы тетради для записи, альбомные листы, цветные карандаши, бланки анкет, листки бумаги, магнитофон.
Ожидаемый результат работы группы:
- формирование мотивации саморазвития и самовоспитания;
- позитивное развитие межличностных отношений.
Методы оценки результативности:
- беседа психолога с классным руководителем;
- наблюдение за поведением детей;
- анкеты обратной связи;
- цветовой тест отношений;
-социометрия.
Развивающее занятие в четвертом классе по программе
«Сказки о самом главном» из цикла «Сказки о душе»
Тема: «Учимся думать о хорошем, бережно относиться к словам».
Цель: формирование духовного, психологического и социального здоровья учащихся.
Задачи:
Обучающие
- Сформировать представления учащихся о влиянии качества мышления человека на окружающий мир
- Углубить представления учащихся о методах саморегуляции
Воспитательные
- Формирование духовно-нравственной сферы учащихся, умения позитивно мыслить, видеть друг в друге хорошее, проявлять дружелюбие
- Становление позитивного Образа «Я» учащихся
Развивающие
- Развитие коммуникативных навыков, умения быть частью целого
- Развитие творческих способностей учащихся
Используемые методы: развивающие игры, методы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия), техники телесно ориентированной терапии, беседа.
Оборудование: Раздаточный материал (карточки с текстами музыкальных настроев), карандаши, бумага, магнитофон или интерактивная доска.
Структура занятия:
- Приветствие
- Настройка
- Развивающие игры
- Музыкальные настрои
- Вспоминаем сказку предыдущего занятия (Чему нас учит эта сказка?)
- Физкультминутка
- Читаем сказку по теме занятия
- Рисуем сказку, продолжаем создавать «книжечки-запоминалки»
- Подведение итогов, организация обратной связи.
Ход урока:
1. Приветствие. (Ритуал, повторяющийся на каждом занятии)
Упражнение «Передаём имя»: Дети сидят за партами. По цепочке каждый ладонью правой руки дружески прикасается к ладони правой руки соседа и называет своё имя так, чтобы его услышали все.
2. Настройка
Упражнение «Совместное прохлопывание ритмов»: Ведущий, хлопая в ладоши, задаёт ритм, который ребятам нужно повторить, хлопая дружно – всем вместе, как одно целое.
3. Развивающие игры
Упражнение «Телепат»: На первом ряду встаёт столько человек, сколько раз ведущий хлопнул в ладоши. О том, кто это будет, ребятам нужно «договориться» без слов. Нельзя каким либо образом командовать другими. Можно только для себя решить: встаёшь ты или садишься. И ещё можно передавать друг другу правильное решение мысленно. Затем также играем со вторым и третьим рядом. Всё должно происходить в тишине.
Комментарии: Здесь мы тренируемся внимательно относиться друг к другу, действовать адекватно, принимать ответственность на себя, уступать друг другу, сдерживаться, понимать, что мысль человека имеет большую силу.
Упражнение «Экстрасенс»:
Водящий («экстрасенс») выходит за дверь. После этого класс загадывает кого-нибудь из оставшихся ребят. Входит «экстрасенс». Ребята сосредотачиваются на «светлом образе» того, кого загадали. Ведущий (в начальной школе это чаще всего учитель или психолог) задаёт классу вопросы: «Если бы это был цветок, то каким бы он был?» Желающие по очереди отвечают. Через какое-то время можно сменить образ: «А если бы это была книга? …папа? ... достопримечательность нашего города? … и т.д.». По ассоциациям водящий угадывает, кого загадали ребята.
Комментарии: Здесь мы учимся чувствовать друг друга, видеть друг в друге хорошее, поддерживать товарища, доверять друг другу.
Еще до начала игры необходимо договориться с ребятами о том, что в каждом человеке есть много хорошего и что как раз это нас и интересует. Если по ходу игры дети начинают концентрироваться на негативе (редко, но иногда такое может быть), то игру останавливаем, перед человеком, которого загадали, извиняемся и выражаем надежду, что в следующий раз у нас это получится лучше, чем сегодня.
Ребята очень любят эту игру, желающих побывать в каждой из ролей много, поэтому имеет смысл составить список и отмечать, кто уже был «экстрасенсом» и тем, кого загадывали. При этом педагог всегда может найти возможность назначить на эти роли тех, кто в большей степени нуждается в поддержке класса, в повышении самооценки или уверенности в себе.
4. Музыкальные настрои.
Здесь мы обучаем наших ребят методам саморегуляции, используя наряду с другими приёмами, формулы музыкального самовнушения Иванова А.А., нацеленные на то, чтобы сформировать в детях стойкость при неудачах, защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу за то, что смог появиться на свет [3]. Связавшись с автором, представляющим региональное общественное благотворительное движение «Большая Медведица», можно приобрести тексты настроев и необходимый музыкальный материал. Если по какой-либо причине это невозможно, то можно пользоваться данной разработкой, но без совместного пропевания текста.
Детям раздаются карточки с текстом настроя.
На самом первом занятии мы с ними познакомились с приёмом «Как выучить стихотворение?» и теперь используем его при необходимости дома и в школе. В данном случае для знакомства с очередным настроем. При небольшой тренировке делается это достаточно быстро.
Упражнение «Как быстро выучить стихотворение?»
- Все вместе читаем текст несколько раз, пока не получится очень хорошо.
- Разбираем смысл прочитанного, чтобы каждое слово стало понятным, при этом начинаем с ребятами понимать суть настроя.
- Берём лист бумаги и закрываем им окончания строчек. Читаем вновь, вспоминая окончания.
- Передвигаем листочек влево на столько, сколько позволяет память. Вновь читаем текст. И так несколько раз, пока опорой для запоминания не станут только заглавные буквы в начале каждой строки.
Далее включается магнитофон или интерактивная доска со светомузыкой в зависимости от оборудования кабинета. Мы вместе с ребятами пытаемся подпевать этот настрой певцу. И так несколько раз, с каждым разом всё увереннее и дружнее. В данном случае используется настрой «Успокоение в гневе», где мы учимся быстро успокаиваться, овладеваем методикой саморегуляции:
Спокойно, спокойно, уйми свои нервы,
Не сделай ошибок, чтоб не почуять боль.
Ты выглядишь глупо,
Ты выглядишь дико,
И всё потому, что теряешь контроль.
Ты глубоко вздохни, спокойствие верни,
И вот уже прошло, что на тебя нашло.
Дыханьем управляй,
Все мышцы расслабляй,
Вниманье перестрой на радость и покой.
После этого предлагаем ребятам использовать этот настрой в ситуациях, когда они чувствуют, что начинают раздражаться, злиться или обижаться следующим образом:
- Нужно пропеть (проговорить) себе хотя бы первую строчку: «Спокойно, спокойно, уйми свои нервы» и постараться быстро «поймать» себя, пока эмоции не стали сильными – вспомнить о необходимости сохранять спокойствие и твёрдость духа.
- При этом меняем возникающие недобрые мысли - на хорошие: «Вниманье перестрой на радость и покой». Лучше всего работают два способа:1. Оправдать в своих глазах того, кто поступает нехорошо. 2. Постараться увидеть в происходящем хорошее, зная, что всё, что ни делается – к лучшему и кому-то это надо. Это лучшее и нужно увидеть.
Конечно, чтобы на практике научиться перестраивать свои мысли на позитивные, да ещё и быстро, нужно тренироваться на конкретных ситуациях, что мы систематически и делаем в процессе наших занятий. На этом же уроке хочется, чтобы ребята получили общее представление о том, что это возможно и очень важно. А также, как нужно действовать, чтобы успокоиться.
- Дальше предлагается всем вместе выполнить прямо по тексту настроя медитативное упражнение:
«Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы не одни. Вас обнимает тот, кто вас очень любит (мама, бабушка, ангел-хранитель…). Слейтесь с этим образом. Сконцентрируйтесь на своём дыхании, понаблюдайте за ним. Вдох – вы наполняетесь светом, выдох – этот свет распространяется от вас во все стороны. Ещё раз вдох… – и выдох… И так несколько раз. Внутренним взором наблюдаем, как меняется наше состояние».
- После этого обсуждаем, что мы почувствовали. Ребята отмечают, что стало спокойнее на душе, улучшилось состояние. Предлагаем пользоваться им этим приёмом в случае необходимости с той же целью.
5. Вспоминаем сказку предыдущего урока.
Ребята открывают свои «книжечки-запоминалки» и отвечают на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». В этот раз у нас была возможность дополнить высказывания ребят выдержками из их небольших сочинений, которые были написаны на уроке литературного чтения. Так затронутая психологом в сказке тема, может найти продолжение в работе учителя, который может ещё более глубоко дополнить миропонимание ребят своим.
В данном случае это сказка А.Гнездилова «Наследники», где у нас с ребятами была возможность вновь задуматься о самом главном. Ненавязчиво, как это свойственно сказке, прикоснуться к проблеме выбора между добром и злом.
Выдержки из сочинений ребят (зачитываются ведущим занятие):
- Мне очень понравилась сказка «Наследники», потому что она учит доброте и храбрости, уму и любви…(С. Алиса)
- Сказка учит тому, что богатство – не главное, а главное – счастье и радость того народа, который живёт в твоей стране… (В. Лера)
- Лучший подарок тот, который ты сделал своими руками…(К. Маша)
- Богат ли человек, беден ли – ни это его красит. Главное, какой он внутри… (Г. Руслан)
- Сказка очень хорошая и учит тому, что нужно любить и уступать друг другу…(К. Даша)
- Мне очень нравятся занятия с психологом. Она часто читает нам сказки, которые учат добру. Недавно мы познакомились со сказкой «Наследники». В ней говорится, что добро дороже денег. А написал эту сказку, что особенно приятно, петербургский писатель…(В. Настя)
- Сказка учит быть добрым, трудолюбивым, смелым, честным, умным и очень мудрым. Знать, что все-все люди на этой большой планете равны. И не важно, сколько человек имеет денег, он такой же, совершенно такой же человек, как ты. (С. Алина).
- Мне так понравилась эта замечательная сказка, что я решила писать сама такие сказки для детей. Эта сказка интересная, добрая, её конец справедлив. В ней просто и ясно пояснена мораль жизни. Я бы очень хотела, чтобы жизнь была такой же, как эта сказка. (П. Катя)
Комментарии: Опираясь на высказывания ребят, ведущий всегда имеет возможность в беседе о том, чему учит нас эта сказка, расставить акценты нужным образом с тем, чтобы донести до детей свои представления и открытия, которые помогают ему быть счастливым. На этом уроке ребятам, пользуясь случаем в связи с высказыванием Кати, было рассказано, как можно использовать сочинение сказок для решения своих проблем, чтобы на душе стало легче.
6. Физкультминутка
Упражнение «Зеркало»: Ведущий выполняет роль изображения, а ребята выступают в роли зеркала. Им нужно повторить все движения ведущего поточнее.
Комментарии: На наших занятиях роль зеркала чаще всего выполняет педагог, используя небольшие комплексы физических упражнений телесноориентированной психотерапии, позволяющие быстро сгармонизировать состояние организма, снять усталость. Иногда в роли зеркала выступает кто-нибудь из ребят, что даёт возможность во время физкультминутки развивать и творческие возможности.
Нередко в качестве физкультминутки используется игра «Запретное движение» (cм. урок «Точки здоровья»). Она позволяет нам подвигаться и сосредоточиться, одновременно тренируя внимание.
7-8. Читаем и рисуем новую сказку.
В этот раз это сказка о чистых мыслях и бережном отношении к словам «Дар» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Этапы работы со сказкой:
- Перед тем как прослушать сказку, ребята получают задание:
- в «книжечке-запоминалке» зарисовать понравившийся сюжет
- дать название своей картине (написать вверху)
- ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?» (написать внизу)
- Ребята слушают сказку и продолжают оформлять «книжечку-запоминалку»
- Закончив читать сказку, психолог и классный руководитель, пока ребята продолжают рисовать, подходят к каждому из них и коротко беседуют о том, что у него получается.
Комментарии: Оформление «книжечек-запоминалок» помогает ребятам плотнее соприкоснуться со сказкой, вникнуть в детали, при этом развиваются их творческие возможности. Само по себе рисование позволяет сгармонизировать состояние учащихся, снизить их внутреннее напряжение. Внимание взрослых к их внутреннему миру позволяет почувствовать его уникальность, особенно тогда, когда взрослым этого очень хочется.
Не все дети успевают закончить свой рисунок. Это нормально. Раскрасить свой рисунок можно будет на следующем занятии, когда мы начнём слушать следующую сказку, и ещё будет непонятно, что захочется нарисовать. Сегодня же важно создать эскиз, дать название своему рисунку и написать, чему учит нас эта сказка. Кроме того, учитель может продолжить оформление книжечек и начатый разговор на уроках ИЗО.
Таким образом, создание «книжечек-запоминалок» становится у нас долговременным проектом, объединяющим усилия ребёнка, учителя и психолога. В результате этого мы учимся отличать добро от зла, обретаем представление о том, где взять силы, чтобы двигаться в нужную сторону. Так в четвёртом классе у нас появляются книжечки с названием «Сказки о душе». Хотя, возможно, название будет и другим, здесь последнее слово остаётся за автором.
9. Подведение итогов, организация обратной связи.
В конце занятия мы традиционно отвечаем на вопросы: «Что нового мы узнали сегодня», «Чему учились?», «Что особенно запомнилось?»:
- Узнали, что мысли человека могут быть очень сильными и влияют на жизнь других
- Очень важно научиться думать друг о друге хорошо, что бы ни случилось
- От того, что мы думаем, зависит то, что мы делаем
- Поняли, что нужно делать, чтобы успокоиться и что нужно тренироваться менять плохие мысли на хорошие
После этого ведущий просит ребят встать и произносит фразу «Всё, что у нас было сегодня хорошего, берём с собой!», при этом руки прикладываем к груди, показывая, как всё это остаётся с нами. Дети хором дружно повторяют фразу и движение. Благодарим друг друга за работу. Ребята сдают свои «книжечки-запоминалки».Этим заканчивается каждое занятие.
В заключение можно предложить ребятам отразить своё состояние с помощью волшебного дерева, куда каждый приклеивает листочек нужного цвета (зелёный – очень хорошо, жёлтый – неплохо, красный – средне, коричневый – нехорошо). Обычно дерево получается в основном зелёным. При этом всегда можно здесь же индивидуально поговорить с ребёнком, чьё состояние вдруг оказалось не очень хорошим, поддержать его, снять напряжение.
Комментарии: Технология изготовления книжечек очень проста. Ребята получают лист бумаги формата А-4, складывают его пополам в виде книжечки, подписывают в правом верхнем углу фамилию, имя, класс. Этого хватит на 4 сказки, если не захочется нарисовать за урок больше одной иллюстрации. По необходимости внутрь вставляется ещё такой же подписанный листочек. И так столько, сколько ребёнку нужно. В конце года делается и оформляется обложка, даётся название книжечке. Теперь с её помощью можно вспомнить сказки, с которыми мы познакомились, рассказать родителям, поместить в портфолио.
Литература
- Васильева Н.Л., Программа «Развивающие игры», (семинар)
- Валявский А.С. Программа «Культура общения» (семинар)
- Иванов А.И. «Мастерская релаксации», региональное общественное благотворительное движение «Большая медведица». 2004
- Звездина Г.П. «Классные часы в начальной школе», М.,2004.
- Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», С-Пб., Речь, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», С-Пб., Речь, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. «Ступени мудрости», М., Анрита - Русь, 2003
- С.А.Черняева «Психотерапевтические сказки и игры», С-Пб.,2004.
Приложение 1. Развивающие игры
Упражнение «Угадай, чей голосок»
Один из участников выходит из круга и поворачивается к нему спиной. Остальные по очереди зовут его по имени, изменив свой голос (зажав пальцами нос, прикрыв рот платочком и т.д.). Водящему необходимо угадать, кто его позвал.
Упражнение «Копилка обид»
Школьникам предлагается нарисовать или описать "копилку" и поместить в неё все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. На выполнение этого задания даётся 8-10 мин. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе, как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Ведущий поддерживает предложение разорвать её и предлагает действительно сделать это. После этого обрывки складываются в какой-нибудь подходящий сосуд и торжественно сжигаются.
Игра «Живые буквы»
Класс делится на малые группы по четыре-пять человек. Каждой группе выдается по нескольку карточек. Детей предупреждают, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению (или в нескольких помещениях), тренируются в изображении букв так, чтобы другие могли «прочесть» их слова. Затем все собираются и «пишут» свои слова «живыми буквами». Дети могут сами придумывать и изображать слова.
Игра «Чувствуем друг друга»
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом — к звукам, доносящимся с улицы, и снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней — руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до следующего занятия.
В этих играх дети действуют сообща, в непринужденной обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.
Игра «Доброе Животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!». Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад и т.д. «Так не только дышит, так же четко и ровно бьется его доброе, большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Хорошо, когда мы чувствуем и дышим заодно».
Игра «Угадай-ка»
Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в его соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов помочь детям в угадывании, особенно в третьем круге.
Игра «Снежная королева»
Давайте вспомним сказку «Снежная королева». Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попавшие в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно было разглядеть то хорошее, что обычно не замечается.
Ведущему лучше самому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы
Психологическая поддержка педагога.Метапредметные результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные действия...
Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.
Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....
педсовет :Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»
Творческий сценарий педсовета содержит минимум теории , максимум практических, инновационных элементов педагогических технологий...
«Формирование ценностных ориентаций учащихся»
Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль. ...
Статья "Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях информационного общества"
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, информационное общество.Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые показывают необходимость фо...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе
Индивидуальное занятие для обучающегося 3 класса, занимающегося по адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Цель занятия: Развитие произвольного внимания, пам...
Из опыта работы. Формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности.
Из опыта работы по формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе на уроках географии....