педсовет :Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»
методическая разработка по теме

Якименко Светлана Ивановна

Творческий  сценарий педсовета содержит минимум теории , максимум практических, инновационных  элементов  педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд №1  

 Тема педсовета: Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»

Цель:

1.Рассмотреть роль инноваций в образовании.

2.Познакомить с элементами  инновационных технологий в формировании ценностных ориентаций учащихся МОУ «Днестровская СШ№1».

3.Практически апробировать некоторые методики и элементы воспитательных технологий для формирования ценностных ориентаций учащихся.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический калейдоскоп (использованы разные приемы и методы: мозговой штурм, презентация, мастер-класс и др)

СТРУКТУРА ПЕДСОВЕТА:

Докладчик:    зам дир по вр     -   С. И . Якименко

Содокладчики:  

1.Зам дир по УВР, учитель биологии и ОБЖ,  кл. руководитель  11-Б класса-

     И.Б. Марьянова

 2.Руководитель  м/о классных руков.,учитель русского языка и литературы-

      Р.Н. Дальниченко

 3. Учитель начальных классов –Т.Н.Руднева

 4.  Руководитель кружка- А.Б. Пантелеева

Слайд №2   Школа – это тот социальный      

    институт, где каждый ребёнок  

    должен раскрыться как  

   уникальная, неповторимая индивидуальность”. 

                                                                                (И. С. Якиманская)

 Инновационный подход стал составляющей профессиональной деятельности учителя и воспитателя

Слайд №3

В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):

1) "... любой новый подход к конструированию, " (Оксфордский толковый словарь, 1995);

2) "... продукт творческого труда, " (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);

3) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).

 Слайд №  4  Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации

Инновации в интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, в настоящее время являются ведущим направлением государственной политики в сфере развития науки и образования.

Для чего?

В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:

-  желание сделать процесс обучения и воспитания  более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым  активизировать обучение;

Значит инновация - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.

Повседневная школьная жизнь вынуждает искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками.

Вывод: Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях

Слайд №5 ,6,7( рассказать о классификации инноваций    .)

 Все новшества в сфере деятельности школы можно классифицировать по нескольким направлениям:

1)По характеру происхождения: стихийные

 Целенаправленные

2)По видам деятельности:

 педагогические

 Управленческие

Администрацию школы всегда волновал  вопрос повышения профессиональной компетентности учителей,  так как только компетентный учитель и воспитатель  обладает авторитетом и  силой убеждения. Это связано с модернизацией образования  и  переходом школы от школы функционирования к школе развития.

Слайд № 8  

Однажды император захотел узнать, кто самый лучший воин в империи, и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, и никто не сказал бы, что один из них лучше другого. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас встанет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет — тот лучший». Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и смог уклониться от всех камней. Третий вышел — и никто не стал бросать в него камни.

Ну так кто из них был самым сильным воином?

Третий? Ответ неверный. Третьего СЧИТАЛИ самым сильным воином. Поэтому ему не пришлось тратить силы, рисковать, для того чтобы убедить в этом других.

Но раз Вы НАЗВАЛИ его самым сильным (а почти все почти всегда так делают), значит, он и есть самый сильный. Хотя его сила не только и не столько в его мышцах и опыте, сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком – в бренде.

Брендинг- образ, имидж, репутация 

А что же стоит за термином бренд?  (Слайд №   9              .)

Посмотрите на слайды.

Что стоит за этим? (знак)

Что вы можете сказать об этом? (эмблема мерседеса)

Что стоит за знаком? (машина)

Мы ожидаем = мы видим и получаем.

Сумма впечатлений.

Что вы можете сказать об этом? (эмблема хендай)

Другая сумма впечатлений.

За что платит владелец?

Что же такое «бренд»?  Слайд № 10

Бренд – это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции (мысли + эмоции). Бренд – понятие существующее у нас  в голове.

Слайды №11  Какие бренды вы знаете? Вот бренды, которые сразу приходят в голову.

А что еще может быть брендом? Достопримечательности, звезды.

А есть ли бренды в образовании?

У любого человека и получается  школы есть свое лицо и особые навыки, и многие  школы вполне могли бы создать свой бренд.

брендинг- инновационный подход к  профессиональной успешности учителя и школы» Бренд школы -создание условий конкурентоспособности образовательного учреждения посредством инновационных технологий в обучении и воспитании.

Этого требует и  cтратегия  модернизации содержания общего образования 

ПРИТЧА.

Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:

-Отче, объясни мне, почему  я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.

-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:

-Что ты видишь?

Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:

-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:

-На самом деле перед тобой  записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык. Не умоляя ни в коей мере вашего профессионализма  мы иногда ловим себя на мысли ,что чего –то не знаем и боимся в этом признаться ,

 Сегодня  мы продемонстрируем элементы инновационных технологий ,которые вы в своей работе однозначно практикуете , а если нет будем рады просто поделиться опытом

        Инновационная деятельность. Эта деятельность как считают И. Шамова и Г.М. Тюлю (1995) позволяет осуществлять воспитательный  процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы, воспитанию ценностных ориентаций  учеников.

 Инновационные технологии воспитания:

  • технологию  деятельностного  метода  во внеурочной деятельности  
  • интерактивные технологии;
  • гуманистические методы ;
  • здоровьесберегающие  технологии ;
  • технологии  исследовательско-проектной   деятельности учащихся.
  • технологию работы с  портфолио;
  • информационно-коммуникационных технологий
  • использование притч в цикле классных часов

        I. Технология  портфолио  ( выступление  Марьяновой  И.Б)

Для учащегося  портфолио – это организатор его учебной деятельности  и   внеурочной деятельности  .  Отличительной особенностью  портфолио  является его личностно-ориентированный характер что напрямую связано с концепцией нашей  школы по Караковскому  Владимиру Абрамовичу

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность.  Рефлексия является основным механизмом и способом  самоаттестации  и самоотчета.,  самонаблюдения своего внутреннего мира. «психологическое зеркало самого себя».

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● портфолио достижений ● портфолио – отчет● портфолио – самооценка ● портфолио – планирование работы ( с одним из видов портфолио вас познакомит классный руководитель11-Б класса Марьянова И .Б.- победитель конкурса : «Учитель в информационном пространстве» в номинации «Классный руководитель»)

II.Технологии   проектной  деятельности учащихся.

Наилучшим вариантом воспитания творческой деятельности является групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, то отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности. Организуется духовное усилие ' каждого школьника в момент данной деятельности: предлагается описать роль этого предмета  или события в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью,  Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью данного проекта  мы сразу же разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного развития школьника.( О проекте «Полотно мира» ) Его  роль заключается в подготовке к Акции: «  Голуби мира» ( 9 мая) В рамках празднования 70- годовщины освобождения Республики от немецко-фашистских захватчиков.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения и воспитания , я остановлюсь  на следующих:

  • Ролевая игра
  • Мозговая атака
  • Общая дискуссия
  • Проекты
  • Кейс-метод (разбор ситуаций)

    Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом:

1.  тематические классные часы по нравственной тематике;

2.  дискуссии по нравственной тематике;

3.  читательские конференции;( Литературные гостиные)

4.  организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»;

5.   театральные и кинопремьеры по нравственной тематике;

7.  изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;

8.  знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира ( встречи и беседы с ветеранами ВОВы и ветеранами труда)

III. В начальных классах мы практикуем такую форму работы как :

  Час размышлений направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. ( Руднева Т.Н.)

Вывод:, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок. ( выставка рисунков  3-4 классов))

Для формирования доброжелательных отношений в классе целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки».Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.   Часто в системе классных часов по духовно -нравственному воспитанию мы проговариваем золотые правила нравственности :

          Попробуй не наступить, а уступить.

  •  Не захватить, а отдать.
  •  Не кулак показать, а протянуть ладонь.  
  •  Не спрятать, а поделиться.
  •  Не кричать, а выслушать.
  •  Не разорвать, а склеить.

Одним  из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – является использование притч в цикле классных часов. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибкам 

 IV.  Мастер класс ( папку с притчами- Дальниченко Р.Н.)-

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

 Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это  ...
  2. Если притча – цвет, то это ...
  3. Если притча – это название фильма, то это ...
  4. Если притча – настроение, то это ...
  5. Если притча – музыка, то это ...
  6. Если притча – животное, то это

V. Цикл классных часов о семье ,семейных ценностях, затрагивающие и основы религиозных культур  чаще проходят в виде дискуссий ( в старших классах).Учителя используют технологию    ТОПИК – ГАЙД   Топик – гайд -  список конкретных  вопросов, предлагаемых для обсуждения . Не менее интересна для ребят  ролевая игра в процессе дискуссии на какую либо тему

Ролевые игры помогают формировать коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления. «Проживая» ситуации, человек может по-новому осознать проблемы, способы реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; открываются новые возможности для построения отношений и самореализации.
Например:
При подготовке классного часа «Основы религиозных культур»  в старших классах может быть проведена ролевая игра «Сокровищница культур». Каждый участник получает карточку с одним из понятий курса. Понятия могут относиться к православной, исламской, иудейской и буддийской религиозным культурам, а также к светской этике или быть общим для нескольких религий (то есть частью мировых религиозных культур). В соответствии с полученным понятием участники образуют шесть групп (по числу модулей, представленных в курсе): православная культура, исламская культура, иудейская культура, буддийская культура, мировые религиозные культуры, светская этика. 
Я предлагаю проиграть

Три направления:
Понятия могут быть следующими:
Православие – причащение, икона, Рождество, Крещение, Богоматерь, Троица, Сергий Радонежский, Евангелие, Отче наш, Заповеди блаженства, Нагорная проповедь, Святая София, Моление о чаше, кулич, иконостас, кадило, Царские Врата, нимб, крестный ход.
Ислам – мечеть, Кааба, Коран, паранджа, рамадан, Мухаммед, халиф, Мекка, источник Замзам, хадж, закят, хиджра, Сунна, Аллах, Иблис, шахада, намаз, умма, имам.
Буддизм – нирвана, Гаутама, бодхисаттва, махаяна, Трипитака, дацан, Восьмеричный путь спасения, Далай-лама, танка, мантра, сангха, Майтрейя, Сагаалган, Дерево Бодхи, Лама, Срединный путь, Четыре Благородных Истины.
В течение 3  минут обсудить, что из культурной традиции можно предложить для общей  Сокровищницы культуры человечестваЭто должны быть 2— символа, 2 важные идеи, 2 понятия, 2 имени.  Группе придётся объяснить, почему именно это внесено в общую сокровищницу. 
Эта игра позволит отработать понятийный аппарат, обратить внимание на наиболее важные термины, проверить понимание учениками особенностей и общих черт разных культурных традиций, выработать толерантное и уважительное отношение к имеющимся культурным различиям, понять единство человеческой культуры при неповторимости и уникальности отдельных культурных традиций
.( работа в группах 3 минуты + опросить)
В цикле классных часов о семье
Вопрос: Как вы понимаете выражение «семейные ценности»? Заполните таблицу , дайте сравнительную характеристику семейных ценностей в буддизме, исламе, христианстве. ( работа в группах)Таблица №1.

Христианство

Буддизм

Ислам

Предполагаемые ответы учеников

Почитание родителей –первейшая обязанность детей.

Уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Должно быть доверие и взаимоуважение.

Уважение  к родителям, к старшим. Особенно к матери. «Рай - у ног матерей»(пророк Мухаммад)

 Сотворение добра

Упражнение  ( под фон «Одинокий пастух»)

Одно из буддийских медитаций посвящено осознанию доброты матери. Вы можете попробовать его:  Закройте глаза, и попытайтесь представить себе свою мать или того человека, который для Вас ассоциируется с образом идеальной матери, или того, к кому Вы относитесь как к матери. Подумайте о том времени, когда она заботилась о Вас, когда Вы были ребенком. Вспомните о тех играх, в которые вы вместе играли; о том, чему она Вас научила, что она Вам дала, как она о Вас заботилась, когда Вы были больны. Пусть все воспоминания возвратятся к Вам. Затем задумайтесь над утверждением: мать любит своего ребенка, не ожидая ничего взамен. Больная и уставшая, выбившаяся из сил, она сделает все, что в ее силах, чтобы помочь вам. Даже если вы безразличны  к ней или предаете ее, мать будет продолжать любить его и заботиться о вас. Попытайтесь взрастить в себе чувство тепла и благодарности к своей матери. ( поверьте, такое упражнение затронет струнки души даже самого черствого человека)

Вывод. Вслед за любовью к родителям у детей рождается  любовь  к природе, красоте, эстетическим совершенствам,  выражающаяся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающая самые добрые нравственные основы человека.

VI .Устный журнал

- специально подготовленная информация, приобщающая к различным областям знаний. Так, выпуск журналов "Помни правила движения ,как таблицу умножения»", ( ребята штаба «ЮИД» ) "Хочу все знать" могут быть посвящены разным вопросам  Содержание информации может быть любым, а преподносится она как чтение воображаемого журнала; обыгрывание его названия, рубрик и разделов (стихи, рисунки, песни), перед новой статьей, очерком, корреспонденцией - музыкальная заставка, ответы на вопросы и т.д. ( устный журнал –«История школы» , как сохранения  летописи и истории школы , устный журнал «Наши дела» )Выпускники школы приходя на вечер встречи эмоционально  вспоминают школьные годы ,мероприятия ,акции .

С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении эмоциональные методы мотивации и стимулирования.. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения.

Круг поощрений в школе весьма разнообразен.

– одобрение;
– похвала;
– награждение

Новшеством   в данном направлении является разработанная грамота школы и благодарственное письмо.

Важным акцентом в  воспитательной деятельности является диагностика ( анкетирование)

мониторинг учащихся школы ( 10-11 классов).

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

  • Здоровье -19%
  • Взаимоотношения в семье – 15%
  • Будущая карьера – 11%
  • Учёба – 10%
  • Взаимоотношения с одноклассниками – 8%
  • Возможность заработка -8%
  • Нормальное питание – 8%
  • Любовь – 7%
  • Взаимоотношения с учителями -7%
  • Проведение свободного времени – 5%
  • Покупка одежды и других вещей – 3%

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.

Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

  • Справедливость – 18%
  • Счастье – 14%
  • Добро – 12%
  • Честь, достоинство и совесть – 11%
  • Дружба -11%
  • Свобода – 10%
  • Миролюбие -7%
  • Патриотизм -6%
  • Милосердие -6%
  • Вера и идеалы – 2%
  • Истина -3%

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как вера и идеалы ,истина  имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

  • Самостоятельности и уверенности в себе – 15%
  • Умению общаться-12%
  • Уважению к людям, человеколюбию – 12%
  • Творческому отношению к жизни – 12%
  • Организаторским умениям – 10%
  • Дружбе – 9%
  • Самопознанию – 9%
  • Доброте – 8%
  • Жизнелюбию – 8%
  • Преданности – 4%
  • Ничему не учит -1%

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

Решение педсовета:  

Система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей.

Продолжать систематическую внутренняя работа  по формированию ценностных ориентаций. ,пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей.,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Инновационные подходы к формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.

  Формирование познавательных интересов в обучении развивает способности ученика воспринимать учебный процесс как интересную, занимательную деятельность.Реализуются индиви...

« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»

Из опыта своей работы.Предлагаю свой доклад, который был озвучен на 1-ой межрегиональной научно-практической конференции " Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализ...

« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»

Предлагаю доклад " Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии", который был озвучен и вошел в сборник на первой межрегиональной научно- практическо...

«Формирование ценностных ориентаций учащихся»

Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль. ...

Статья "Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях информационного общества"

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, информационное общество.Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые показывают необходимость фо...

Из опыта работы. Формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности.

Из опыта работы по формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе на уроках географии....