« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»
статья (5 класс) по теме

Лукьянова Ольга Серафимовна

 Из опыта своей работы.

Предлагаю свой доклад, который был озвучен на 1-ой межрегиональной научно-практической конференции " Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализации школьников" и вошла в сборник по конференции. Статья посвящена вопросам хореографии, как содержательном искусстве.

В результате анализа, напрашивается вывод что занимаясь в студии, решается проблема занятости детей и подростков во внеурочное время, идет оиентация на выбор профессии и духовные ценности общества.

Проанализированы характерные особенности гармонического развития учащихся. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования          детей районный  Дом детского творчества п.Новопавловка

« Формирование ценностных ориентаций у учащихся  от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»

                                                                     

         Современная молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени,  чем  другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

   Предназначение педагога в современном дополнительном образовании – особое,  ребенку нужно дать не только разнообразную информацию, но и  включить его в разнообразную, значимую деятельность.

   На современном этапе развития дополнительного образования детей, в условиях его включения в общеобразовательный процесс, основными задачами творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего творческого самоопределения  и развития, формирование  культуры общения,  развитие у  детей логического мышления, творческого и познавательного потенциала,  с использованием для этого богатейшего методического и информационного материала.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.     В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Занятия хореографическим искусством воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты,
способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей. Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики как  добровольность, взаимодействие и сотворчество.

Для обучения детей основам исполнительского мастерства ,изучение различных жанров хореографии , представляющих  интерес для современной молодежи,  мною была создана комплексная программа дополнительного образования детей, для хореографического образования «Гармония прекрасного», которая ежегодно корректируется с учётом педагогического мониторинга, и развитием современных компьютерных и информационных технологий. Цель создания единой системы непрерывного хореографического образования заключается в том, чтобы преодолеть узковедомственную расчлененность образовательного и воспитательного процесса. Приобщение ребенка к искусства танца предполагает его желание этим заниматься. Поэтому при разработки программы учитываются психофизиологических, индивидуальных способностей детей.

Суть концепции этого образования состоит в бережной передачи от ступени к ступени «из рук в руки» главной ценности, которая доверена обществом системе образования – человека.  Занятия в студии  представляют собой цепочку одного связующего звена образовательной программы и  являются наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Ключевой момент на различных этапах хореографического образования – классический танец т.к он является « азбукой» хореографии.

Содержание хореографического образования по программе слагается не просто из суммы общеобразовательных и профилирующих хореографических предметов. Это есть путь к единому дереву культуры, где не разделимы нравственная, художественная и позитивная сферы. Это дерево как бы заново вырастает и расцветает в душе каждого.

Обучение проходит по четырем этапам:

«Путешествие в мир танца»

« Художественная ритмика»

«Танцевальный ритм»

«Основы танцевальной культуры»

      Первый этап реализуют дети в возрасте 5-6 лет. Эта программа направлена на гармоническое развитие детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству танца. Освоение основных разделов программы помогают естественному развитию организма ребенка, функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой; т.к  основными формами и методами в этом возрасте является – игра. В данный период обучения, я начинаю изучать каждого ребенка индивидуально, знакомиться с его кругом интересов, увлечений, степенью развитости к постижению нового вида деятельности, определяю уровень знаний по выбранному виду деятельности, изучаю круг общения ученика, знакомлюсь  с его семьей. Главная задача на данный период – помочь детям адаптироваться в новом для них виде деятельности в условиях формирующегося коллектива единомышленников. В этот период начинают закладываться и формироваться азы творческого коллектива в студии. Поэтому первый год обучения проходит под девизом «Давайте знакомиться .Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Основные задачи этого этапа:

1. Укрепление здоровья( оптимизация роста, осанка, дыхание, кровообращение ,проф.плоскостопия)

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников( мышечная сила, выносливость, слух, память, внимание…3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся(мышление, воображение, находчивость

         Второй этап реализуют дети от 7-10 лет. В основе данной программы лежит принцип пластического  интонирования. В начальной школе нужно стремиться не только творчески организовать и развивать педагогическое воздействие, но и целенаправленно формировать качества творческой личности, воображении: стремление придумывать неожиданное, новое, формировать навыки эстетического самовыражения, умение художественно выражать задуманное. Содержание этого этапа нацелено на развитие индивидуальной культуры танца. Ведущим методом обучения является метод планирования творческих ситуаций, который позволяет детям вольно, свободно проявлять собственные представления и понимания пластического образа, слышать и понимать других детей. Успешность на данном этапе определяется не количеством пройденных движений, игр, песен, танцев, а подвижностью пластических преобразований. Способностью переживать, чувствовать их содержание ,художественно интерпритировать  литературные и музыкальные произведения, умение придумывать новые интересные варианты образов и сюжетов.

     Третий этап реализуют дети с 11 до 13 лет В этом возрасте идет половое созревание, формирование женского и мужского стиля поведения. Необходимо создавать ситуацию успеха. Могут быть групповые и индивидуальные формы работы. Происходит нацеливание  детей на творческий подход к изучению заданий, и это дает возможность им найти свой стиль. В этот период обучения продолжается знакомство друг с другом,  устанавливаются дружеские взаимоотношения. Дети узнают об увлечениях, интересах,  музыкальных вкусах  своих новых друзей, совместно слушают и отбирают музыкальный материал для танцевальной постановке, соответствующий их взаимным вкусам, для его дальнейшего изучения всем коллективом. Также происходит укрепление единства коллектива способом взаимной помощи и поддержки друг друга тогда, когда кому-то трудно со всеми вместе освоить изучаемый  материал,  и каждый старается по мере своих способностей и приобретенных на занятиях навыков, помочь своим друзьям понять и усвоить изучаемый материал.  На этом этапе развития парадигмой является девиз «Я, мои друзья и наши увлеченья». На этой стадии  применяются элементы проектно-конструкторского метода. Этот метод формирует у учащихся навыки исследования, активизирует их мыслительную деятельность, способствует применению полученных знаний, умений и  навыков  на практике.  В условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, уметь находить и использовать различного рода информацию, перерабатывать и использовать ее,  для  самоопределения и самореализации в будущем.

      Здесь ставится задачи:

- Познакомить детей с терминологией и жанрами хореографии.

- воспитать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельности выдающихся танцоров. Танец создает здоровый образ жизни с присущими ему благотворно сказывающимися привычками, укрепляет не только телесно но и психологически, духовно, по сколько стимулирует иммунную защиту организма. Выработка новых благоприятных форм поведения достигается посредством дисциплины, выдержки, выступлениями на площадках.

    Четвертый этап реализуют дети 14 до 16 лет этот этап наиболее сложный, т.к он требует пересмотра всего пройденного материала и перехода на новый уровень. На этом этапе учащиеся учатся понимать , оценивать, и создавать хореографию, как своеобразную социокультурную среду. Приоритетным направлением работы является укрепление дружбы и товарищеских отношений, совместные выступления и внеклассные мероприятия, познавательно – коммуникативная деятельность, при которой у детей вырабатывается стойкий интерес к навыкам и умениям  своих сверстников, желание показать свои обретенные знания, творческие способности, проявить себя индивидуально, и показать свои достижения в составе всего коллектива. В этот период также обретает ценность система определенно ориентированных поступков, возрастает значимость самоконтроля.   На этом этапе девизом является «Мир моих и наших достижений». Такая трактовка хореографического обучения отвечает естественным потребностям детей, их психологии.

 На занятиях обращается внимание к разным видам искусства, и каждое занятие спланировано так, чтобы в конце каждый ребенок в отдельности, и коллектив в целом, видел и повторил  результат своего труда.

   Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить  корректировки в репертуарный или учебно-тематический план.

Достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и ученика возможно при выполнении ряда устоявшихся в педагогической деятельности истин: 

 а) Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы по своему, и важно этот талант найти и помочь ребенку его раскрыть. И здесь важно доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

б)  Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении, ведь для ребенка справедливость это условие его непосредственной защищенности. А педагогическая справедливость заключается в том, чтоб увидеть, пусть даже самую маленькую победу ребенка, даже если эта победа не над другими, а над самим собой,  или просто отметить старание ребенка.

 в) Быть примером для детей, совершенствоваться самому,  быть увлеченным богатством разнообразной  музыки, заниматься  творчеством. Всегда думать о своих учениках,   знать их  конкретные проблемы, и находить способы и методы, с помощью которых эти проблемы, возможно решить, уметь радоваться и восхищаться успехами своих учеников.  В своей работе я  использую педагогическую технологию поддержки детских и юношеских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов в общении и саморазвитии.

На начальном этапе обучения, я внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядности. При этом методе используются  аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого учебного  материала, помогающего увидеть ученикам конечный результат,  который наступит при успешном освоении данной конкретной темы.

    Качественный результат  обучения зависит от выбранной педагогом методики преподавания. В своей повседневной работе,  я применяю современные методики для обучения учащихся различным танцевальным элементам, специальные приёмы для постановки корпуса и телодвижения.

В работе продуктивно использую подбор музыкального материала к танцам через интернет,  а также видеозаписи, фонограммы и другой музыкальный материал. Репертуар изучаемых танцев,  подбирается с учетом государственных, тематических и профессиональных праздников, а также с учетом предпочтений и вкусов самих учеников. 

Программа студии  и тематический  план,   направлены  не только на освоение определенных навыков выполнения движений, хореографических па, но и на подготовку обучающихся к жизни в современном обществе,  формирование  у них потребности    в участии в социально значимых мероприятиях. Успешно выполняется сотрудничество с МОУСОШ п. Новопавловка ,со всеми школами района,  ЦДиТ «Каскад», Детский сад №15 и №7

    В работе с детьми  я вариативно использую комплекс методов:

 беседа, диалог, импровизация,   ситуаций творческого поиска, создание проблемных воспитывающих ситуаций.

Ведущий замысел воспитательной системы в хореографической студии, состоит в создании в коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Главным целевым ориентиром является содействие формированию у детей нравственной направленности.

Достижение данной цели становится возможным, когда решены следующие задачи:

 - формирование на занятиях студии духовно и нравственно богатой благоприятной среды развития;

- всеми доступными методами и способами помочь детям осваивать и  понимать суть  нравственных ценностей;

 - развивать навыки коммуникативной культуры.

Достижение целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение, посредством таких ценностей, как:

 - человек и его окружение;

- коллектив и взаимоотношения в нем;

- добро по сути,  и умение его проявлять;

-труд и трудолюбие;

- сотрудничество и взаимодействие всех участников воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов).

При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями самого ученика.

 Приоритетным видом деятельности обучения и воспитания является познание и выработка индивидуальных  ценностных ориентиров через общение и деятельность, стремление к самосовершенствованию и выработке личностной миссии. В качестве критериев эффективности функционирования учебно-воспитательной системы в хореографической студии, избраны критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели.

 К числу критериев отнесется: 

 -мотивационно- ценностный

-развитость познавательного потенциала ребенка;  

-проявление творческого потенциала учащегося;  

-формирование коммуникативных навыков;  

-нравственная направленность личности;  

сформированность  у учащихся первичных умений самопознания, самоанализа и саморазвития.

Конечно преодолевать возникающие в ходе обучения трудности помогает влюбленность в свое дело ,в конце обучения остаются, кто по истине испытывают радость соприкосновения с искусством, кто не боится испытаний и трудностей, кто испытывает гордость за успехи. Кто сумел выработать у себя такие качества как сила воли, стойкость характера. Ведь в отличие от точных наук, где познание выражается в формулах, в танцевальном искусстве выражается в эстетически законченной форме, по законам красоты, в единстве с музыкой. Это достигается годами упорных тренировок. Танец- великое мерило, он поможет не только в решении проблемы свободного времени, но и ориентации выбора профессии, ориентацию на подлинные духовные ценности общества.

В процессе практике дети сами приходят к выводу, что хореография- это содержательное искусство, и даже если не станешь профессиональным  танцором, красивым человеком, в полном смысле этого слова ты останешься на всю жизнь.

                Педагог дополнительного образования: Лукьянова Ольга Серафимовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня

Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...

« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»

Предлагаю доклад " Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии", который был озвучен и вошел в сборник на первой межрегиональной научно- практическо...

Статья "Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях информационного общества"

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, информационное общество.Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые показывают необходимость фо...