Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) на тему

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_rekomendatsii.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для проведения занятий

по правилам пожарной безопасности

с учащимися общеобразовательных

школ  

ОБУЧЕНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ

ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                                       

   Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми.

 Учебная цель занятия - привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", улучшение правовой подготовки, обучение правилам пожарной безопасности.

  Занятия с учащимися школы проводят учителя, классные руководители или наиболее подготовленные преподаватели из числа педагогического состава учреждения образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений.

  При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия

(плакаты, слайды, диафильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения, ознакомиться в районной пожарной части с характерными пожарами происшедшими в городе, районе, по возможности организовать просмотр видеосюжетов  на противопожарную тематику.

 Для закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий, необходимо организовать экскурсию в пожарную часть или на пожарно-техническую выставку.

 Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного  опроса.

Примечания для педагогов

         За период 2005  года в г____________________  произошло______пожаров с материальным ущербом ___________ млн. рублей. В огне  погибло __________ человек, что  на _______   человека больше  (меньше) чем в прошлом году.

Наибольшее количество погибших:

  • а)

б)

Ужасно, когда в огне погибают дети. Вот несколько примеров (примеры отвлеченные)  трагических обстоятельств.

2 июня 200  года произошел пожар около 2-х часов ночи в 2-х этажном бревенчатом 8-ми квартирном доме. Очаг пожара находился в квартире № 11 на первом этаже и огонь распространился  на вышерасположенную квартиру № 7. Ситуацию усугубило то обстоятельство, что на кануне выходного дня  в обеих квартирах находились гости. Все погибшие, за исключением ребенка, находились в нетрезвом состоянии. Погибло 8 человек. Причиной пожара явилось неосторожность при курении  квартиросъемщика квартиры № 11 в состоянии алкогольного опьянения.  Ребенок – внучка хозяина квартиры 2000 года  рождения спала и погибла от отравления угарным газом.

        10 декабря 200 года произошел пожар  в частном бревенчатом доме в Ленинском районе. Восьмилетняя девочка  была оставлена матерью в доме запертой на замок снаружи. При этом  ставни дома были наглухо заколочены, что не дало возможности ребенку эвакуироваться через оконные проем. В результате девочка погибла, задохнувшись в дыму.

               Наибольшее количество пожаров с гибелью произошло в жилом секторе –_________случая или ________% от общего числа. Наиболее частой причиной возникновения пожара, повлекшего гибель явилось – неосторожность при курении _______ случаев или ______ от общего числа.

По состоянию на 1 июля 200____года в городе произошло ____________     пожара с прямым ущербом   __________           рублей. Погибло  _________       человек против  _______ человек за аналогичный период прошлого года

      Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем детям этого возраста свойственна тяга к огню и исследованию  легко воспламеняющихся материалов и веществ.  Поэтому запреты, как правило, мало эффективны.

      Пусть это методическое пособие поможет вам научить каждого ребенка пожарной безопасности. Как не допустить возгорания и как спастись в случае пожара.    

Цель и задачи обучения

  1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:

  • изучить свойство огня;
  • рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности  (горимости);
  • научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

  • причины возникновения пожаров;
  • основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

  • сформировать интерес к труду пожарных;
  • дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государственного пожарного надзора;
  • рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.

  Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

                 

ТЕМА № 1  " Тайны огня.  Огонь – друг, огонь- враг"

 

 Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищает человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

 Миф о Прометее, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем,  Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой стене. Выражение "Протеев огнь" стало символом борьбы его со злом.

 Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали " свежий", не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.

 Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

 Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до" огня" атомных реакторов.

 В настоящее  время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.

 Огонь стал не только другом человека; вырвавшись из под контроля человека, он превращается  в его недруга.      

Пожар - это неконтролируемый процесс горения,  сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

ТЕМА № 2: "Безопасность в помещении"

  Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?

 Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмотрим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций, ниже дан  их перечень. Обсудите это с детьми, найдите правильные решения. Составьте классом список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы вывесить в классе в соответствующем месте для визуального запоминания.

  Возможные опасности:

  • спички оставленные на виду у детей;
  • никто не следит за тостером;
  • мусорное ведро переполнено;
  • сковородка оставленная на плите ручкой над огнем;
  • в доме остался маленький ребенок без присмотра;
  • белье сушится над плиткой;
  • оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;
  • в пепельнице оставленные не затушенными окурки;
  • изоляция электрошнуров на электробытовых приборах изношена

                ( повреждена);

  • сушилка для посуды установлена над плитой;
  • розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником     тепла;
  • электролампа накрыта тканью или бумагой;
  • электрический кабель лежит посреди комнаты;
  • занавеска находится близко от газовой (электрической) плиты;
  • включенные электроприборы оставленные без присмотра;
  • ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;
  • на елке горят свечи.

Основные правила поведения при пожаре

  1. Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.
  2. Прежде всего, вызовите пожарную охрану по телефону "01" или с помощью других аварийных служб.
  3. В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества.

Главное любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.

  1. Позаботьтесь о спасении детей и престарелых. Уведите их подальше от места пожара, так как возможны взрывы газовых баллонов, бензобаков и быстрое распространение огня.
  2. Обязательно направить кого-нибудь  на встречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).

Если горит одежда на человеке.

   Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.

 Вам повезло, если рядом любая лужа или сугроб снега – "ныряйте" туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения

 Не пытайтесь снимать одежду с обоженных участков тела до обращения к врачу.

Пожар в квартире.

  Две трети пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И  чаще всего из-за небрежного или неумелого обращения с огнем, особенно по причине курения " на нетрезвую голову". Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.

  Если у вас или у ваших соседей случился пожар, то главное сразу же вызвать пожарную охрану. Она прибудет в считанные минуты. И если  у вас нет домашнего телефона, безвыходных ситуаций не бывает: сигнал бедствия можно подать из окна или балкона. Тем, кто прикован к постели можно поднять необычный шум (стучать по батарее или в пол и стены, бросить в окно или с балкона какие-то предметы и т. д.).

 Загоревшийся бытовой электроприбор  надо сначала обесточить, а потом позвонить по "01".  По возможности покинуть квартиру через входную дверь. Очень важно не забыть при этом, плотно закрыть за собой дверь горящей комнаты  это не даст распространиться огню по всей квартире. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, спасайтесь через балкон. Балконную дверь обязательно закройте за собой. Можно перейти на нижний этаж с помощью балконного люка или к соседям по смежному балкону. Еще один путь спасения через окно. Уплотните дверь в комнату любыми тряпками или мебелью. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма и жара. Таким образом, можно продержаться около получаса.

Если горит входная дверь квартиры.

  Не открывайте ее, иначе огонь войдет в квартиру.  Дайте знать соседям, пусть они попытаются потушить дверь снаружи и вызовут пожарную охрану.   В это время вам лучше всего поливать дверь водой изнутри.

Если горит балкон или лоджия.

 Пожар  на балконе опасен тем, что огонь может быстро перекинуться на верхние этажи или проникнуть в квартиру.

 После сообщения о загорании в пожарную охрану попробуйте справиться с пламенем любыми подручными средствами. Если есть возможность, можно выбросить горящий предмет с балкона, но предварительно убедившись, что внизу никого нет.

 Если потушить огонь не удалось, закрывайте балконную дверь, форточку и ждите приезда пожарных на улице.

 В вашей семье есть маленькие дети?  Всегда держите дверь на балкон закрытой, ребятишки очень любят пускать вниз огненные самолетики.

Если горит телевизор.

  Во-первых, сразу выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.

 Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, то через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку, так как может взорваться кинескоп.  

 Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.

Помощь при ожогах.

  Первым делом подставьте обоженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку. Ни в коем  случае не смазывайте ожог ни жиром, ни маслом, ни кремом. До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите теплым  чаем и укройте теплее. При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.  При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему завернуть его в чистую ткань и отправить в больницу.

Если пожар в подъезде.

  Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните "01". Чрезвычайно опасно спускаться вниз по веревкам, простыням и водосточным трубам. И тем более не следует прыгать из окон.

 Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место  на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь.   Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки (перила нередко ведут в тупик).  При этом как можно дольше задерживайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Поскольку огонь и дым распространяются именно снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.

ТЕМА №3: "Главное – самообладание".

( Практические занятия по эвакуации).

    Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.  Наиболее  тяжелыми бывают последствия, когда страх поражает панику.

 Прятаться  в шкафы, под кровать, бежать через горящие и задымленные помещения, выпрыгивать из окон - неправильный вариант действий.  Правильные и умелые действия помогут  сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

 Во всех случаях, независимо от размера пожара, и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха плавящейся резины) следует немедленно вызвать пожарную помощь по телефону "01".  При вызове пожарной охраны по телефону необходимо четко назвать адрес, место возникновения огня, что горит и чему пожар угрожает, сообщить свою фамилию. О  пожаре немедленно оповестить взрослых,  соседей. Принять меры для эвакуации в безопасное место, в первую очередь детей младшего возраста. Эвакуацию следует начинать с того помещения, где начался пожар, а так же из помещений, которым угрожает опасность распространения огня. По возможности одновременно приступить к тушению пожара подручными средствами пожаротушения: огнетушитель, пожарный кран, песок, земля, вода, кошма, брезент или плотная ткань.

 Пользоваться лифтом во время пожара запрещается. Если на лестничной клетке сильный дым  или пламя, необходимо плотно закрыть дверь квартиры, заткнуть полотенцами или простынями все щели и отверстия, это предотвратит попадание дыма в комнату. Выйти на балкон или лоджию и перейти через переход в соседнюю не задымленную секцию или через люк спуститься по пожарной лестнице вниз. Если балкона или лоджии нет, нужно подойти к окну (если комната наполнена дымом, передвигаться надо ползком или пригибаясь к полу, так будет легче дышать, потому что дым  поднимается вверх), открыть окно.  Если окно не открывается, разбить его твердым предметом. Постараться привлечь внимание людей, которые могут вызвать пожарных. Они приезжают через несколько минут.

 Предложите ученикам разработать свой план эвакуации из каждого помещения. Каждый ученик должен нарисовать план своей квартиры, дома, указав расположение мебели.

 Они должны придумать план эвакуации из каждого помещения, условно обозначьте огонь в различных местах квартиры, дома и варьируйте количество находящихся там людей.

  Практические занятия по обработке плана эвакуации из школы.                

ТЕМА № 4: "Летний пожароопасный сезон".

  Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. Лесные пожары наносят огромный экономический ущерб, гибнет флора и фауна.

 Защита населенных пунктов, производственных  объектов, линий электрических передач,  нефти и газопроводов в лесных массивах (опашка, разрывы, минерализирован. полоски).

  90% всех лесных пожаров происходит по вине человека. Причины пожара: непотушенный костер, брошенные не затушенные сигареты, спички, сжигание  порубочных остатков и сухой травы, самовозгорание торфа. Основные трудности борьбы с лесными пожарами сводятся к проблемам: раннего обнаружения очага пожара, своевременной доставке сил и средств к месту пожара, дефицита огнетушащих веществ.  Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения:  захлестывание, засыпка песком, землей. Опасность для людей, находящихся в горящем лесу.  Контроль со стороны работников лесных пожарно-химических станций. Административные меры возлагаются за нарушения противопожарного режима в лесу.

ТЕМА № 5: " Чтобы елка приносила только радость"

   Устройство новогодней елки связано с большой пожарной опасностью. Сама елка очень горюча, многие украшения тоже пожароопасные.  Елка устанавливается вдали от штор, занавесей, стен, отопительных и нагревательных приборов. Елку крепят на прочной подставке с помощью приставки или в бочке (ведре) с песком, землей. Нельзя обкладывать елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Этим же составом пропитывают марлю, легкие ткани, из которых изготавливают маскарадные костюмы. Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, вешать целлулоидные игрушки, обсыпать ее бертолетовой солью, пользоваться вблизи елки фейерверками, хлопушками и другими пиротехническими изделиями, а также полностью выключать свет в помещении.

 Для иллюминации используют гирлянды только заводского изготовления, без каких-либо повреждений электропроводки. Не допускайте пересыхания елки. Помните, что хорошо высохшая елка горит как порох!

Люди огненной профессии.

        Необходимость профессии пожарного, их готовность немедленно, в любое время прийти на помощь. Условия, в которых работает пожарный это высокая температура, дым, излучение, недостаток кислорода, плохая  видимость. На пожарах возможны взрывы, обрушение конструкций, поражение электрическим током, загазованность ядовитыми сильнодействующими веществами, радиоактивное заражение,  работа с пожарно-техническим вооружением в противогазах,   спасение людей, материальных ценностей невозможны без крепкого физического здоровья. Для предотвращения паники людей, трезвой оценки ситуации, работы на высоте требуется психологическая устойчивость, смелость.  Обязательность специальных знаний техники и тактики тушения пожаров. Для подготовки специалистов пожарного дела созданы и успешно действуют пожарно-технические училища.

  В  государственную противопожарную службу входят: пожарные части, государственный пожарный надзор, добровольные пожарные дружины, дружины юных пожарных, специализированные пожарно-технические группы. Создание региональных спасательных отрядов для проведения работ на пожарах и в других чрезвычайных ситуациях. Организация противопожарной службы Гражданской обороны.

ТЕСТ

Для определения знаний пожарной безопасности для детей школьного возраста.

  Для обучения правилам пожарной безопасности детей школьного возраста предлагаем преподавателям провести тестирование. Во-первых, школьники охотно проверяют свои  знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся, как правило, уже владеют некоторой информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.

 Предлагаем один из тестов для детей школьного возраста.

 Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают,  смогут научить своих товарищей.  

 Если  20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

 Если менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правилам пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации - сохранить свою жизнь и жизнь детей.

№ п/п

Вопрос с вариантами поступков, в предполагаемой

ситуации

Оценочная

таблица

   1

                                              2

3

1

Если случится пожар, как ты будешь действовать?

а) позвоню по телефону "01"

б) позову на помощь

в) убегу, никому ничего не сказав


3

2

0

2

  1. Если комната начала наполнятся густым едким дымом?

а) открою окно, не закрыв дверь

б) буду продвигаться к выходу

в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу прижимаясь к полу.



0

2

3

3

Если загорелась электропроводка?

а) буду тушить водой

б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению

в) буду звать на помощь


0

3


1

4

Если на вас загорелась одежда?

а) побегу, попытаюсь сорвать одежду

б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя

в) завернусь в одеяло


0

3

2

5

Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде?

а) накрою  мокрым  полотенцем

б) буду тушить водой

в) попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу



3

0

0

6

Если вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать?

а) достану вторую спичку и стану зажигать газ

б) перекрою газ

в) перекрою газ и проверю тягу





0

2

3

7

Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?

а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в деревянном проеме, сократив приток дыма через окно, буду звать на помощь

б) сделаю веревку из крученных простыней и буду спускаться

в) буду звать на помощь



3



1


1

8

Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?

а) пройду мимо

б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев

в) сообщу об этом взрослым



0

3


2

9

Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?

а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно

б) пройду мимо

в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие




3


0

3

10

Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?

а) продолжу смотреть передачу

б) позову на помощь взрослых

в) отключу телевизор, позвоню "01", начну тушить пожар




0

2

3

Примерные сценарии для проведения массовых мероприятий со школьниками.

«ОГОНЬ ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА»

 

    Вед:  Здравствуйте дорогие ребята! Все вы, наверное, знаете, что огонь добрый друг человека. Когда-то люди жили в пещерах, огонь согреваемых их и помогал, защищается от хищников, а также охотиться на них, добывая себе пищу.

 Вот сейчас мы с вами посмотрим, какой охотник больше сможет поймать хищников при помощи огня.

    КОНКУРС: 1.2 команды,  2.2 факела,  3.2 охотника

  Две команды, одна - «Тигры» с оранжевыми повязками, другая – «Волки» с серыми повязками. Проводиться черта. По разные стороны от черты, на расстоянии 3-4 метра выставляются команды друг против друга. От каждой команды выходит один человек- охотник. Охотник от " Волков" находится в поле " Тигров" и ловит их и наоборот. По команде ведущего " Волки" с " Тиграми" начинают меняться местами, а охотники ловить свою добычу прикосновением факела. Задача охотника, не выходя за линию, как можно больше поймать хищников другой команды.

 Вед: Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен всюду в домах, на заводах, фабриках, фермах. Правильно управляя огнем, люди запускают корабли в космос. Горя в ярких лампах морских маяков, он служит сближению материков. Он факелом дружбы, горит, и искриться в огнях фестивальных, в огнях олимпийских.

 Все вы,  наверное, слышали про олимпийские игры. Они проводятся в разных городах и разных странах. Но прежде они начнутся, в далекой  Олимпии от лучей солнца, зажигают огонь, который горящим факелом, передают друг другу спортсмены, пока этот огонь не принесут в тот город, где будут проводиться Олимпийские игры. Вспыхнувший факел на стадионе, дает начало Олимпийским играм. Этот огонь- символ силы и мужества.

       Вот сейчас мы с вами представим себе, что мы тоже будем передавать эстафету с Олимпийским факелом. А так как этот факел из страны в страну, его несут по полям, по лесам преодолевая много препятствий. Мы тоже будем преодолевать разные препятствия.

 

    КОНКУРС: эстафета

  1. 2 команды
  2. 2 стула
  3. 2 скамейки
  4. 2 обруча
  5. кегли

 Выставляется полоса препятствий.

  Бег между кеглями, запрыгнуть на стул, спрыгнуть с него, пробежать по скамейке, пробежать в обруч и вернуться к команде, передавая факел, кто быстрее.

 Вед: Видно, если бы вам поручили донести Олимпийский огонь, то вы бы справились с этой задачей.

 Все вы убедились в том, что огонь- это друг человека.

                                                       Знают все человек без огня

                                                       Не живет ни единого дня

                                                       При огне, как при солнце светло

                                                       При огне и зимой тепло

                                                       Посмотрите ребята вокруг

                                                       Нам огонь – повседневный наш друг

                                                       Но когда мы небрежны с огнем,

                                                       Он становиться нашим врагом.

 Огонь становиться нашим врагом, потому что от него может возникнуть пожар, который не щадит не людей, не то что построено ими.

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет маленькую лазейку.

Если искорка случайно

Попадет на ворс ковра-

Может кончиться печально

Интересная игра.

Загорятся, как солома

Мебель, стены и полы,

Убежал куда-то дед,

А у мамы на работе

Не предвиденный банкет,

Если в это время вдруг

К вам нагрянул лучший друг,

Пиротехник и электрик-

То нельзя включать:

Утюг, холодильник, кипятильник,

Новый бабушкин светильник,

Пылесос, электрочайник,

Телевизор и паяльник:

Ни за что и ни когда

Не хватайте провода

И без взрослых даже штепсель

Не втыкайте никуда.

Чтоб не ссориться с огнем,

                                                 Нужно больше знать о нем.  

 

  Я надеюсь, что сегодня вы узнали о том, что огонь бывает «Друг» и «Враг», и будьте с огнем всегда очень осторожны.

РАЗРАБОТКА ВЫСТУПЛЕНИЙ

                                Агитбригады ДЮП перед младшими школьниками.

                                                 

                                                          « Осторожно огонь!»

Спички не тронь,

В спичках огонь!

Чтобы ваш дом

Не пришла беда,

Будьте с огнем

Осторожно всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

     Вед: Ребята! Слова пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.

      1 ученик: А без доброго огня

                       Обойтись нельзя и дня.

                       Он надежно дружит с нами:

                       Гонит холод, гонит мрак.

                       Он приветливое пламя

                       Поднимает, будто флаг.

                       Всем огонь хороший нужен.

                       И за то ему почет,

                       Что ребятам греет ужин,

                       Режет сталь и печет хлеб.

       2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня.

                        Ты видел, как он управляет огнем?

                        Железная маска надета на нем.

                        Вот строится дом, посмотри по утру:

                        Он в стеганой куртке сидит на ветру.

                        Варил он опоры могучих мостов,

                        Варил он суда из огромных листов:

                        Железо с железом он может сварить!

                        Он добрый волшебник, что тут говорить!

     Вед: Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что созидалось долгими годами упорного труда.

      3 ученик: Он всегда бывает разный,

                       Удивительный огонь.

                       То буяном безобразным,

                        То тихоней из тихонь.

                        То он змейкой торопливой

                         По сухой скользит траве

                         То косматой рыжей гривой

                         Полыхает на заре.

       4 ученик:  Вот на спичке как на ветке,

                         Голубой дрожит листок.

                         Вот, ломая прутья клетки

                         Хищник делает бросок!

       5 ученик:  Да, огонь бывает разный –

                         Бледно – желтый, ярко-красный,

                         Синий или золотой,

                         Очень добрый или злой.

        6 ученик: Злой огонь – огонь пожара,

                         Злой огонь – огонь войны!

                         От безжалостного жара

                         Дни черны, поля черны.

                         Жители земного шара,

                         Граждане любой страны

                         Злой огонь гасить должны!

        Вед: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.

     

   1 ученик: Смастерил Сергей пугач,

                    Пострелял немного.

                    А теперь Сережу врач

                    Лечит от ожога

                    От такого пугача

                     Путь обычный до врача!

  2 ученик:  Возле дома и сарая

                    Разжигать костер не смей,

                    Может быть беда большая

                    Для построек и людей.

     Из каких произведений взяты следующие строки?

        1.Море пламенем горит,

Выбежал на море кит,

«Эй, пожарные бегите!

Помогите, помогите!»              (Чуковский «Путаница»)

        2.И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!»

С треском,  щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, мешает красным рукавом.

                                                (С. Маршак «Кошкин дом»)

          3.Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.                   (С. Михалков «Дядя Степа»).

Вед: Запомните, дети эти правила.

1 ученик: Что б он не стал врагом

                 Будь осторожен с утюгом

2 ученик: Не суши белье над газом-

                 Все сгорит единым  разом.

3 ученик: Когда без присмотра оставлена печь –

                 Один уголек дом может сжечь.

4 ученик: Ты о пожаре услыхал –

                 Скорей об этом дай сигнал.

Вед: Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье  и жизнь людей.

             Ученик и ученица:     Такая у нас эпоха, время такое у нас…

                                     Чтоб не было людям плохо

                                     За счастье борись каждый час

                                     За радость, за жизнь, за счастье

                                     В бой каждый день идет

                                     Пожарный, хирург и мастер,

                                     Токарь и садовод.

                                     У счастья людского на страже

                                     Заняли мы рубежи,

                                     Потому что отважным

                                     Эпоха принадлежит.

Вед: Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит тяжелыми ожогами и увечьями.

 Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электроприборы.

3 ученик: Ленту гладила Анюта

                 И увидела подруг,

                 Отвлеклась на три минутки

                 И забыла про утюг.

                 Тут уж дело не до шутки!

                 Вот, что значит три минутки!

                 Ленты нет кругом угар,

                 Чуть не сделался пожар.

4 ученик: При пожаре, при пожаре

                 Знает каждый гражданин:

                 При пожаре, при пожаре

                 Набирают «01»!

                 И вот машины красные

                 Спешат в места опасные.

                 Прохожие сторонятся –

                 Пожарные торопятся!

Вед: Объявляет конкурс: «Отгадай загадку?»

  1. Выпал на пол уголек:

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его …      (водой).

  1. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …      (отнять).

  1. Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает…    (огонь).

  1. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?    (пожар).

  1. Летала мошка – осиновая ножка

На стог села все сено съела.  (спичка).

 


Список художественной литературы для детей о пожарах

  1. К. Чуковский «Краденное солнце», «Путаница».
  2. По русским народным мотивам «Кошкин дом»,

            «Гори  огонь, в печурочке».

  1. Т. Волынский «Кошкин дом».
  2. С. Михалков «Дядя Степа».
  3. Е. Новочихин «01», «Спички».
  4. Е. Поликутин «Антошка».
  5. Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Солдат», «Рассказы и басни».
  6. А. Шевченко «Как ловили Уголька».
  7. Э. Успенский «Гололед».
  8. П. Савельев «Пожары и катастрофы».
  9. В. Гиляровкий «Москва и москвичи».
  10. М. Горький «Детство» (отрывок).
  11. Л. Чернышов «Как Гриша – проказник испортил весь праздник».

 

Список используемой литературы

  1.  Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» ст. 25 от 21.12.94 г.
  2. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ Московской области от 06.03.2000 г.
  3. Методические рекомендации для обучения противопожарной грамоте учащихся младших классов.      
  4. Памятка для председателей первичных организаций  Всероссийского добровольного пожарного общества. г. Москва

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе

Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе....

Методическое пособие для проведения занятия по теме "Этапы антропогенеза. Расы"

Методическое пособие по теме "Этапы антропогенеза. Расы" предназначено для проведения занятия по биологии в  старшей школе. Пособие оснащено презентацией для лучшего усвоения материала....

занятия по правилам пожарной безопасности

Формирование теоретических  знаний и практических умений  безопасному поведению...

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет....

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Методическое пособие для проведения занятия по теме: «Путешествие в страну Поэзия»

Данное пособие может быть использовано для проведения итогового занятия в рамках одной учебной группы или для проведения конкурса между командами нескольких (до 5) учебных групп.Материалы для прослуши...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ

Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурс...