Масленица.
проект на тему

Семерханова Елена Николаевна

Проект для проведения праздника Масленицы в старшей группе детского сада «Ишь ты, Масленица»

 В понедельник вместе с ребятами нужно сделать чучело Масленицы, ведь по традиции оно изготавливалось именно в этот день.  Заранее необходимо рассказать ребятам о масленичной традиции сжигать чучело, с чем это связано (проводы зимы), и объявить конкурс на лучший эскиз чучела Масленицы.

Вторник, на участке стоит всем вместе построить снежный городок — в четверг, во время гуляний ребята будут его защищать от непрошеных гостей.

Среда, посещения библиотеки, где расскажут всё о масленицы, Могильная О А

Четверг

 В группу после завтрака неожиданно забегает необычный персонаж — мальчик в большом тулупе и огромной шапке, которая спадает ему на глаза (мальчик может быть восьми-класником, тулуп получится из большой мужской дубленки, или ватника, а шапка может быть кроличьим треухом). Под мышкой неизвестный мальчик держит большой глиняный горшок.

 Мальчик: — Помогите! Спрячьте меня быстрее! За мной тут гонятся!

 Воспитательница: — Это что же ты натворил, если за тобой гонятся, мальчик?

 Мальчик: — Нет времени объяснять! Спрячьте меня!

Воспитательница: — Да как же я тебя спрячу, если не знаю, что ты сделал? А может быть за тобой полиция гонится? а я тебя как преступника скрою? Мне тогда плохо будет!

Мальчик: — Вот вы увидите сейчас — кто за мной гонится, и сами решите, отдавать ему меня или нет! Скидывает тулуп, шапку, запихивает горшок под один из столов, и садится рядом с ребятами на ковре (как будто прячется). Хватает машинку или кубики, и делает вид, как будто играет, так же как и остальные дети. В этот момент вваливается большой мужчина «барского» вида — тоже в тулупе, боярской шапке, с кнутом.

Барин: — Где он? Я вас спрашиваю — где этот малолетний разбойник?

 Воспитательница: — Ну, во-первых, здравствуйте. Во-вторых, малолетних разбойников у нас здесь хоть отбавляй — вам какого?

 В-третьих, за всех этих разбойников я отвечаю головой, поэтому сначала объясните — что случилось?

Барин: — Начнем с того, что он спер у меня горшок с маслом.

Воспитательница: — Не выражайтесь, пожалуйста. Они хоть и разбойники, но все-таки малолетние!

Барин: — Ну, украл. Масло-то не его! Поехал я собирать с крестьян оброк, да у деда с бабкой этого хулигана свой законный горшок и забрал. А мальчишка пришел ко мне на двор, сторожиху мою обхитрил, да горшок унес!

Воспитательница: — Так может, это масло последнее у деда с бабкой было? А ты его забрал, и не совестно тебе было. А с чем же старикам Масленицу встречать?

 Барин: — Да, вот еще — в подельниках у пацана как раз этот Масленица и есть! Сторожиха моя сказала — пришел Масленица, свое забрал, да ушел. Я сразу понял, что мальчишка здесь замешан. Так что подавайте мне еще и Масленицу в придачу!( ходит по группе ищет мальчика)

 Воспитательница (говорит тихо, обращаясь к группе): — Да, ситуация непростая. Ребята, что же нам делать? Ведь мальчик вернул свое масло, чтобы его дедушке с бабушкой было с чем блины поесть. Обманул, конечно, нехорошо это, но ведь кого обманул — жадину и глупца. Давайте все-таки мальчику поможем, а за это возьмем с него слово, что он больше обманывать не будет. Поворачивается к Барину: — Знаешь, что, дядя? Давай ка мы все же сначала проверим — прав ты или нет. Мы знаем, где мальчик спрятался, но тебе не скажем, пока не убедимся — хороший ты или плохой. У нас есть первое задание — посмотрим, умеешь ты делать что-нибудь сам, или за тебя другие работают! Видишь, мы пока играли, разбросали все игрушки. Собери-ка их как полагается! Барин начинает убираться, но все у него валится из рук

Воспитательница: — Да, видно, что ты не привык ничего руками делать сам. Только вот у стариков последнее можешь забрать. А ну, ребята, давайте покажем этому взрослому лентяю, как надо убираться! Ребята быстро собирают игрушки.

Барин; да трудно, а сейчас вы должны выполнить моё задание я очень люблю блины нарисуйте мне, а я пойду мальчишку искать. (Уходит)

Дети берут краски и начинают рисовать блины. Во второй половине дня после сон часа, барин возвращается.

Барин: Что выполнили мое задание? Смотрит хвалит детей.

 Воспитательница: — Ну что, пойдем на прогулку? У нас там, уважаемый, крепость построена снежная. Вот вы говорите, что Масленица была с мальчиком за компанию… Масленицу мы, так и быть, вам отдадим. Она у нас как раз в крепости спрятана. Завоюете крепость, Масленица ваша!

 Барин: — Да я воин знатный! В молодости на войну ходил с этими, как их называют-то…

Воспитательница: — С татаро-монголами?

 Барин: — Нет… ну как же они…

 Воспитательница: — С войском Идолища Поганого? С Лихом Одноглазым?

 Барин: — Нет, забыл! Как дубинкой мне по голове попало в той войне, так и забыл, с кем бился! Да, у меня там Сторожихи и мамки няньки стоят они точно знают они вам и одеться помогут, помогут крепость брать!

Воспитательница: — Ну что ж, пойдем, проверим, какой ты вояка! Когда ребята выходят, во дворе встречают мамок нянек, укутанных в платки. Мальчик идет во двор вместе со всеми, и занимает оборону в снежном городке. Барин и мамки начинают штурмовать крепость, а дети пытаются им помешать в этом. Конечно, отрицательным персонажам придется поддаваться, устраивать забавные сценки: например, сталкиваться друг с другом и падать в снег; делать вид, что чей-то снежок попал в глаза, и ничего не видно, и т. д. Крепость не должна быть взята.

Барин: — Уф-ф-ф, ну что, мамки, мы с вами, кажется проиграли… Ну и защитники у этой крепости! Мамки: — Ох, Барин, говорила — не связывайтесь! Да и я уж стара для таких дел-то!

 Воспитательница: — Ну что, проиграли? Масленицу мы вам тогда не покажем! А вот вы должны как-то ребят вознаградить.  Устраиваются катания на санках .

 Барин: — А где ж все-таки эта Масленица? Где она прячется?

 Воспитательница: — Какой же ты невежа все-таки, а ведь немолодой уже человек! Масленица — это не живое создание, это символ проводов зимы и встречи весны! Вот, посмотри на свою Масленицу!

 Ребята выносят из снежного городка маленькое чучело Масленицы на шесте, и втыкают его в специально отведенное для небольшого костра место.

 Воспитательница: — Вот, смотри, смотри на свою Масленицу! Мы сейчас сожжем это чучело, и тогда по осени будет хороший урожай! Дети кричат колядку, родители папы помогают сжигать масленицу.

 Масленица сжигается, пока она горит, ребята могут петь заранее разученные масленичные колядки. (Ой блины блин очки мои) Причем мамки не отстают — они тоже смешно поет какую-нибудь колядку.

 Воспитательница: — Так, идем все срочно греться!

Мамки: — Ой, а можно мы тоже пойду с вами погреемся?

Воспитательница: — Ну что, ребята, возьмем с собой мамок?  Кто ж виноват, что хозяин у них такой вредный?

 В группе Барин начинает подозрительно посматривать на Мальчика, ведь он выделяется среди остальных — он и выше, и очевидно старше. Барин: — А скажи мне, образованная женщина, что это у тебя за переросток такой в группе?

Воспитательница: — А, это… Этот мальчик просто очень много ест! Ест-ест, ест-ест, все никак не остановится, все от него прячем, а он находит и опять есть! Вот вчера нашел связку баранок, и половину, представляешь, стрескал! На пять сантиметров за ночь подрос!

Барин: — Да, что-то мне с утра не поперло. Ну ладно, но мальчишка у вас подозрительный все-таки! Начинается обед

Воспитательница: — Мы вас приглашаем вместе с нами к столу. Сегодня все-таки широкая Масленица, а в этот день принято ходить в гости и встречать гостей, поэтому добро пожаловать, угощайтесь нашими блинами! С маслом! Когда все начинают есть блины с маслом, Барин вдруг начинает беспокоиться: — А масло-то, масло у вас откуда? Откуда взяли масло, спрашиваю? Нянечка: — Да не знаю я, вон, под столом стояло в горшке! Такое хорошее, жирное масло! Стоит себе, ничье, да мы его и снесли на кухню, а там и блины им заправили! Нравится?

 Барин: — Это же мое, мое масло! Нет, это все-таки проклятый мальчишка! Ничего он у вас не вырос, это тот самый пацан! А ну ка иди сюда! Мальчик вскакивает, и начинает бегать от Барина кругами по группе, приговаривая:

— Что, Барин, понравились тебе блины — масленые, жирные такие? Вот тебе и Масленица! Попробовал Масленицу? И не для тебя это масло, а для добрых людей! Выбегает из группы, Барин за ним.

Воспитательница: — Ну что, ребята, Мне кажется, мы с вами доброе дело сделали, Барина наказали, Масленицу как следует отметили, теперь и отдохнуть пора. Заходит нянечка: — А парень-то непромах! Пробежал через кухню, горшок свой схватил, а там масла еще половина! Воспитательница: — Слышали, ребята, и дедушке с бабушкой масла еще останется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....