Главные вкладки

    материалы к уроку Победы "Сороковые, роковые..."
    методическая разработка (5, 6 класс) на тему

    Резникова Любовь Александровна

         Накануне праздника, посвящённого 70-летию Великой Победы, в моём классе был проведён урок Победы с приглашением Н.Я. Жильцовой, которая является свидетелем начала войны. Много интересного узнали учащиеся из её рассказа. Затаив дыхание, ребята слушали о том, как Нина Яковлевна, а тогда ещё совсем ребёнок, слышала зловещий гул фашистских самолётов с чёрными крестами, как заклеивали окна газетами, как всячески старались помогать взрослым в тылу врага.

         Учащиеся показали гостье концерт, подготовленный своими силами. На протяжении мероприятия звучали стихи и песни о войне, был исполнен вальс "Синий платочек". Учащиеся и приглашённые услышали голос Левитана, который извещал о начале войны. Здесь имеются материалы мероприятия "Сороковые, роковые..." 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_pobedy_sorokovye_rokovye.docx31.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы.

    Подходит для детей среднего  школьного звена.

    Заранее детьми изготавливается памятник (см. приложение). Устанавливается на сцене так, чтобы он никому не мешал свободно передвигаться. С другой стороны сцены устанавливается импровизированная лавочка. От памятника к лавочке идут внук и бабушка (участник войны).

    Внук: Бабушка, почему ты плакала там у памятника? О чем ты думала? 
    Бабушка: Я стояла и думала о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на полях сражений, защищая нашу Родину. Ведь сегодня день Победы. 
    Внук: Бабушка, ты ведь тоже воевала, расскажи мне о войне. 
    Бабушка: Больно вспоминать те годы. Но ты должен это знать, ведь твой дед погиб на той войне... Я и фотографии тебе покажу, и фронтовые письма. 

    Достает альбом и начинает рассматривать фотографии. 
    Бабушка: Тогда я была еще совсем молодой, только-только окончила школу. В этот день, 22 июня у нас в школе был выпускной бал… 
    Инсценировка выпускного бала. На сене девочки и мальчики. (Песня «Вальс расставания»). Музыка обрывается. Видео «Священная война».  Музыка из видео стихает, но видео идет на протяжении стихотворения. Девочки уходят. Мальчики надевают пилотки, берут автоматы, выстраиваются на сцене. На передний план выходит чтец.

    Чтец:

    Казалось, было холодно цветам,

    и от росы они слегка поблёкли.

    Зарю, что шла по травам и кустам,

    обшарили немецкие бинокли.

    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

    и пограничник протянул к ним руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

    влезали в танки, закрывали люки.

    Такою все дышало тишиной,

    что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    всего каких-то пять минут осталось!

    Выходит чтец девочка с игрушкой в руке.

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

    стали тихими наши дворы,

    наши мальчики головы подняли -

    повзрослели они до поры,

    на пороге едва помаячили

    и ушли, за солдатом - солдат...

    До свидания, мальчики!

                     Мальчики,

    постарайтесь вернуться назад.

    Чтец мальчик:

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:        Саяпин

    вместо свадеб - разлуки и дым,

    наши девочки платьица белые

    раздарили сестренкам своим.

    Сапоги - ну куда от них денешься?

    Да зеленые крылья погон...

    Вы наплюйте на сплетников, девочки.

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,

    что идете войной наугад...

    До свидания, девочки!

                      Девочки,

    постарайтесь вернуться назад.

    Песня из к.ф. «Офицеры» (убавляется)

    Течёт река времени . Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года – не просто роковая дата, но и рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

    Я помню страны позывные,

    Они раздавались везде –

    На пункты идти призывные,

    Отечество наше в беде.

    Живыми вернуться просили,

    Живыми вернулись не все.

    Чтец:

    Сороковые, роковые,                Бизяев

    Военные и фронтовые,

    Где извещенья похоронные

    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно. Холодно. Высоко.

    И погорельцы, погорельцы

    Кочуют с запада к востоку...

    А это я на полустанке

    В своей замурзанной ушанке,

    Где звездочка не уставная,

    А вырезанная из банки.

    Да, это я на белом свете,

    Худой, веселый и задорный.

    И у меня табак в кисете,

    И у меня мундштук наборный.

    И я с девчонкой балагурю,

    И больше нужного хромаю,

    И пайку надвое ломаю,

    И все на свете понимаю.

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это все в меня запало

    И лишь потом во мне очнулось!..

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Трунтаева Вика

    Совсем ещё мальчишкой  в марте 1942 года ушёл добровольцем на фронт и наш земляк, ученик нашей школы Лев Морозов.  Когда началась Великая Отечественная война, Лёве Морозову  исполнилось 17 лет. И он, простившись со своей любимой мамой - Лидией Михайловной Соколовской, которая долгие годы работала учительницей - Лёва поклялся до последнего дыхания бить фашистских захватчиков, быть настоящим патриотом и освободителем любимой Родины. Он часто писал письма.      

    "4 июля 1942 года.

    Мама! Недавно получил три благодарности от командира за отличную стрельбу из миномёта, пулемёта и винтовки. Особенно из миномёта, получил оценку "сверх отлично". [5]

     А это ещё одно письмо :  

    1 ноября 1942 года.

    Мама, обо мне не беспокойся. Пока жив, здоров. Посылаю аттестат на 300рублей,будете получать каждый месяц, передайте большой привет всем моим товарищам и подругам За то, что долго не писал, прошу извинить -  было некогда. Нахожусь в действующей армии на Волховском фронте. Должность - командир миномётного взвода. Честь своей Родины в борьбе с гитлеровскими захватчиками не посрамлю. В этом можете быть уверенными."  [5]

     Январь 1943 года. Разорвано кольцо блокады и восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Этим успехом Лёва Морозов спешит поделиться с матерью. Он с радостью пишет:

     "26 января1943года.

    Мама! Мы соединились с Ленинградом. Наш великий город Ленина освободили от блокады, прорвали его воины Волховского и Ленинградского фронтов" [5]

     Мать пишет ему письма каждую неделю, беспокоится о его здоровье, спрашивает об условиях жизни на фронте, как они там - сыты ли, хорошо ли обуты, одеты. Собирается приехать к нему. На это письмо Лёва отвечает ей:

     "1 марта 1943 года. Здравствуйте мама и тётя! Сегодня исполнился ровно год, как я простился с Большой Глушицей и неизвестно, когда я буду опять в ней. ... О поездке ко мне ты, мама, лучше не думай. Это только твои мечты. [5]

    25 апреля 1943 года. Здравствуйте, дорогие мама и тётя! Шлю вам горячий привет. Желаю здоровья, бодрости и сил в вашей жизни в Большой Глушице.

    Мама, жизнь моя вот уже как три дня переменилась немного. Вышли с поля боя. Накопим силишки, пополнимся и опять в бой – защищать нашу Отчизну, нашу Родину. [5]

    22мая 1943 года.

    Вооружаемся по последнему слову техники. Это значит то, что болота я не увижу больше, а скоро на сухом месте будем бить фрицев и так бить, как ещё не предполагают они. Вообщем, жарко будет.[5]

     Курская битва - одна из величайших в Великой Отечественной войне. Бои разгорелись здесь ожесточённые, кровопролитные. Как будто предчувствуя близкую смерть, Лев Морозов писал:

     "14 августа 1943 года.

    Мама! Не унывай и не печалься. Не я первый, не я последний. Ну, до свидания..."

     В последнем письме, полученном от него, всего несколько строк: "Здравствуйте, мама и тётя! Шлю вам свой горячий привет .Жив и здоров. Адрес прежний. Сейчас писать некогда. До свидания. Ваш Лёва." [5]

     Когда это письмо пришло в Большую Глушицу, лейтенанта Льва Николаевича Морозова уже не было в живых, он пал смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость Родины. И было ему всего 19 лет.

     Мать до конца войны не  верила в смерть единственного сына. "Нет, этого не может быть. Лёва жив, он обязательно вернётся ко мне,"- говорила она всем соседям и всем знакомым односельчанам. Лидия Михайловна посылала во все концы письма, посылала многочисленные запросы. Ответ был один: "Лейтенант Лев Николаевич Морозов в списках воинской части не значится", "Сведений о лейтенанте Морозове не имеем. А однополчане сообщили:" В одном из боёв 7 сентября 1943 года ваш сын был тяжело ранен в голову и скончался при операции." " Нет, ты не умер, ты жив. Живи,  и дела твои будут жить!"- повторяла Лидия Михайловна. Она часто перечитывала стихи, написанные ей её сыном Лёвой:

    Дорогая моя мама,

    Неизменный мой друг!

    В День Победы вперёд погляди.

    Как просторна Земля,

    Сколько света вокруг,

    Сколько радости там впереди.

    Слышишь, звонко поёт

    Оркестровая медь

    Песню полня, гордо звеня.

    Я - в строю и тебе не придётся краснеть

    Перед нашей страной за меня.

    В дни, когда налетающий с запада шквал

    Сыпал ливнями огненных стрел,

    Я Отчизне, как сын и солдат,

    Отдал всё, что мог,

    Что имел, что умел. [4]

    И, действительно, помнят друзья-однополчане и друзья - погодки лейтенанта Лёву Морозова. Это о таких, как он, говорится в песне: "Пусть чья-то слава укрыта в гранит, но ничто не забыто и никто не забыт"

    22 июня 1941 года. Страшная дата. 

    День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. 
    Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война. 

    Чтец (мальчик):

    Жди меня, и я вернусь.    Ельцов
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.
    Жди меня, и я вернусь,
    Не желай добра
    Всем, кто знает наизусть,
    Что забыть пора.
    Пусть поверят сын и мать
    В то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать,
    Сядут у огня,
    Выпьют горькое вино
    На помин души...
    Жди. И с ними заодно
    Выпить не спеши.
    Жди меня, и я вернусь,
    Всем смертям назло.
    Кто не ждал меня, тот пусть
    Скажет: - Повезло.
    Не понять, не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать
    Только мы с тобой,-
    Просто ты умела ждать,
    Как никто другой.

    Крик птиц. Бабушка встает, смотрит в небо, улыбается, вытирает слезы

    Внук: Бабушка, что с тобой?

    Бабушка: Как только я вижу птиц, наблюдаю их свободный полет, я сразу вспоминаю те страшные дни, тот последний год войны, когда мы ждали весны, как будто чувствовали, что должно случиться что-то радостное.

    Песня «Журавли». Кадры из фильма «Журавли». Из-за штор – «летят» журавли. Этого можно добиться с помощью изготовленных заранее макетов. На длинную палку(дранку) крепится нарисованная птица при помощи скотча. Ребята за сценой держат журавлей на разном уровне, показывая журавлиный клин, импровизируя полет птиц.

    Внук: Бабушка, а кому воздвигли  этот памятник, к которому мы приходим каждый год?

    Бабушка : Это  памятник неизвестному солдату. А вот и надпись:  «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Очень много людей на войне пропало без вести, и до сих пор многие семьи не знают, что случилось с их близкими.

    Чтец:

    На братских могилах не ставят крестов,    Тарабарин
    И вдовы на них не рыдают,
    К ним кто-то приносит букеты цветов,
    И Вечный огонь зажигают.

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче - гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы -
    Все судьбы в единую слиты.

    А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата.

    У братских могил нет заплаканных вдов -
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?.

    Дети  по одному выходят и возлагают живые  цветы к «памятнику» .

    Ведущий 1: 1418 огненных дней и ночей не забыты. 
    И вдруг светлее стало небо. 
    Пришла к нам весточка: "Победа!" 
    И нет боев, и нет войны. 

    Ведущий 2: Победа! Славная победа! 
    Какое счастье было в ней! 
    Пусть будет ясным вечно небо, 
    А травы будут зеленеть!

    Чтец:

    Помните!      Бычков

    Через века,

           через года,—

    помните!

    О тех,

    кто уже не придет

                  никогда,—

    помните!

    Не плачьте!

    В горле

         сдержите стоны,

    горькие стоны.

    Памяти

         павших

              будьте

                   достойны!

    Вечно

    достойны!

    Хлебом и песней,

    Мечтой и стихами,

    жизнью

         просторной,

    каждой секундой,

    каждым дыханьем

    будьте

    достойны!

    Люди!

    Покуда сердца

              стучатся,—

    помните!

    Какою

    ценой

    завоевано счастье,—

    пожалуйста,

         помните!

    Песню свою               Кропотова

            отправляя в полет,—

    помните!

    О тех,

    кто уже никогда

              не споет,—

    помните!

    Детям своим

              расскажите о них,

    чтоб

    запомнили!

    Детям

        детей

    расскажите о них,

    чтобы тоже

    запомнили!

    Во все времена

           бессмертной

                   Земли

    помните!

    К мерцающим звездам

              ведя корабли,—

    о погибших

    помните!

    Встречайте

              трепетную весну,

    люди Земли.

    Убейте

         войну,

    прокляните

    войну,

    люди Земли!

    Мечту пронесите

              через года

    и жизнью

    наполните!..

    Но о тех,

    кто уже не придет

                   никогда,—

    заклинаю,—

    помните!

    Все участники с шарами, цветами, бумажными голубями выходят на сцену.

    Учащиеся 5 «б» класса инсценируют песню «Майский вальс»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

    Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

    Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

    Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

    Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

    Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

    Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

    Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

    "Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

    Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

    Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

    Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...