Сценарные планы
методическая разработка на тему

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий последнего звонка

22.05.2015г.

Построение личного состава на плацу 22.05.2015г. в 9:00. Форма одежды парадная!!!

ФАНФАРЫ

ВЫСТУПЛЕНИЕ БАРАБАНЩИЦ

Доклад руководителю (Кузнецов А.И.)

«Товарищ полковник Кадетский корпус Колледжа полиции на торжественное мероприятие «Последний звонок» построен!»

Руководитель

Кадетский корпус « Равняйсь! » Под знамя «Смирно!» «Знамя внести!» (Мирошниченко В., Животков Д., Животков Д.)

Торжественное мероприятие, посвященное последнему звонку, объявляю открытым! Флаг Российской Федерации и города Москвы поднять! (Соколов А., Красухин Р.)

Звучит гимн.

Ведущий (Руцкая Е.И.)

Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители и кадеты! Сегодняшнее торжественное построение посвященное знаменательному событию в жизни выпускников нашего корпуса. Сегодня для кадет 11-х классов прозвучит последний звонок!!!

Слово для поздравления выпускников предоставляется руководителю КККП Гречишникову Олегу Ивановичу!

Слово для доведения Приказа о допуске к Итоговой аттестации предоставляется Скворцовой Елене Николаевне.

Слово предоставляется гостям нашего праздника:

  •    

                                                                                                                                                                                         

   

  •    

Ведущий 1 ( Брынских)

Повесть о детстве подходит к развязке

Дописаны главы, досмотрены сны

Уже не надеясь на чьи-то подсказки

Вы сами решать все задачи должны.

Ведущий 2 (Гимальтдинов)

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед Вами лежит как тетрадка,

В которой пока ещё нет ни строки!

Ведущий  Прощальный вальс исполняет Масалыкин Михаил и Давлатова Зарина                                                                                                                                            

- Слово предоставляется выпускнику 11 класса

 Соколову Александру

- Слово предоставляется председателю родительского комитета Лопаевой Татьяна Евгеньевне

- Слово предоставляется учителю  Кадетского корпуса Колледжа полиции - Энтиной Эльвире Михайловне

- Вручение грамот выпускникам (руководитель)

 - Подведение итогов года (руководитель)

Начальник курса  (Кузнецов А.И.)                                                      «Старшине 11-х классов вывести личный состав для прощания со знаменем»: 11 кл. - Животков Д., Животков Д., Мирошниченко В.,

10 кл. – Малахов Д., Маринычев А., Асланов А..

Начальник курса

«Знаменные группы для передачи знамени! Шагом! Марш!»

Начальник курса «11-й класс! Равняйсь! Смирно! К торжественному маршу! По ротно! Шагом! Марш!»

Прохождение торжественным маршем выпускников. Перестроение в одну шеренгу 11 классов (Старшина 11-х классов)

Ведущий

Звучит последний звонок для наших выпускников. Приглашается  кадет 11кл.- Губарев Сергей  и кадет 5 кл.- Губарев Данил.

-Для посадки ели приглашаются кадеты 11-х классов:

Адаховский Владимир,  Буревич Евгений,  Кузнецов Антон.

- Шар желаний запускают: Левин Артем, Левин Семен. 

Песню «Юнкера» исполняет Тарасова Полина (одновременно с посадкой ели и запуском шара желаний)

Ведущий 1

Сегодня, покидая школьный дом,

Вы, словно голуби, легки и окрылены,

Мы Ваших взлетов с нетерпением ждем,

А перед вами мир такой огромный!

Ведущий 2

В добрый путь, ребята, разлетайтесь!!!

Жизнь большая впереди Вас ждёт!!

Только корпус никогда не забывайте

И тех, кто подготовил Вас в полёт!

                                                                                                     Слово предоставляется Протоирею отцу Александру Добродееву.

Представитель синодального отдела Русской Православной церкви по взаимодействию с правоохранительными учреждениями.

Руководитель

К торжественному маршу! По взводно! Знамённая группа прямо остальные на право! Равнение на право! Шагом! Марш! Прохождение торжественным маршем 5-10 классы.                                                                       Фотографирование. В 11.00 Концертная программа в актовом зале и поздравление учителей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План – сценария

мероприятия, посвященного 70-ю Победы в ВОВ.

Построение на плацу 07.05.2015г. в 15:00. Форма одежды парадная!

Доклад руководителю (Кузнецов А.И.)

 «Товарищ полковник Кадетский корпус Колледжа полиции на торжественное мероприятие, посвященное 70-ю Победы в ВОВ, построен!»

Руководитель (Гречишников О.И.)

Кадетский корпус «Равняйсь!» Под знамя «Смирно!» «Знамя внести!» (Мирошниченко В., Животков Д., Животков Д.)

Торжественное мероприятие, посвященное 70-ю Победы в ВОВ, объявляю открытым! Флаг Российской Федерации и города Москвы поднять! (Кузнецов А., Тришин А.)

Звучит гимн РФ- исполняет «Духовой оркестр».

Руцкая Е.И.: Добрый день, дорогие ветераны, кадеты, уважаемые педагоги и гости!

9 мая наша страна отмечает великий праздник - День Победы!

Ведущий 1 (Добровольский С.)

Память человеческая строга

Дни считает, как бойцов в строю,

Знает мир, что путь тот был не легок

К этому торжественному дню.

Ведущий 2 (Соколов А.)

Победа к нам приходит вновь и вновь,

Прекрасна и юна, как в сорок пятом,

Приходит в блеске старых орденов

На пиджаке бывалого солдата.

Ведущий 1(Добровольский С.)

Умытая слезами - не дождем,

Сверкая не огнем, а счастьем жизни

Ведущий 2(Соколов А.)

Победа к нам приходит вешним днем,

Чтоб ни когда не позабыть о том,

Какой был подвиг совершен Отчизной!

Руцкая Е.И.:Слово предоставляется руководителю КкКп Гречишникову О.И.

Руцкая Е.И.: Мы приветствуем дружными аплодисментами ветеранов ВОВ:

  1. Сусин Анатолий Кузьмич
  2. Никитоскин Август Васильевич
  3.  Лебедев Анатолий Григорьевич
  4. Сухорев Василий Сергеевич

Слово предоставляется ветерану ВОВ:  Сусину Анатолию Кузьмичу

Концертный номер: Тарасова Полина исполнит песню «Катюша»

Ведущий 1 (Добровольский С.)

В эти погожие весенние дни сердце обращается к 9 мая 1945 года. С каждым годом всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была одним из тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна.

Ведущий 2(Соколов А.)

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34000 часов и 27 миллионов погибших. Вдумайтесь в эти цифры, если каждому из погибших объявить минуту молчания, страна будет молчать 34 года!

Ведущий 1(Добровольский С.)

Людей, рожденных в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда то они участвовали в боях, многие из них были мальчишками и девчонками 14-17 лет – нашими ровесниками.

Ведущий 2(Соколов А.)

Ваши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. За героические подвиги с фашизмом 3,5 миллиона юношей и девушек награждены орденами и медалями, 7000 удостоены звания Героя Советского Союза!

Ведущий 1(Добровольский С.)

На память приходят события давно минувшего времени. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. Сегодня к нам в гости пришли ветераны – участники боёв, которые отстояли свободу и независимость нашего Отечества и спасли от фашизма другие страны.

Концертный номер: Масалыкин М. исполняет песню «Журавли»                 Руцкая Е.И.: Приглашаются кадеты 11 класса Адаховский Владимир и Губарев Сергей  для посадки берёзы на Аллее Славы.

Посадка берёзы под исполнение духового оркестра «День Победы»

Ведущий 1(Добровольский С.)

Великие жертвы принес наш народ во имя освобождения любимой Родины. Дорогие ветераны! Судьба нашей страны в надежных руках ваших сыновей, внуков и правнуков. И ни когда не кончится Россия, потому что есть у нас юные защитники Отечества!

Концертный номер: Танец «Идет солдат по городу» в исполнении 5 классов

Ведущий 2(Соколов А.)

Вы в битве Родину спасли,

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо Вам, солдаты!

Концертный номер: Исполнение песни «Прадедушка» кадетами 5 класса

Руцкая Е.И.: Дорогие ветераны! Мы преклоняемся перед величием Вашего подвига и поздравляем Вас с Днем Победы!      Вручение цветов ветеранам.

Руцкая Е.И.: Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.

 (Звучит метроном, флаги РФ и города Москвы приспускаются).

Руцкая Е.И.: Ребята ни когда не забывайте, какой ценой завоевана свобода нашего народа.

Концертный номер: Показательное выступление по рукопашному бою кадет 11 классов

Ведущий 1(Добровольский С.)

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны,

Во имя живущих - Победа!

Во имя грядущих – Победа!

Концертный номер:  Вокально-хореографическая композиция «За Победу» 

Руководитель (Гречишников О.И.)

Торжественный мероприятие, посвященное 70-ю Победы в ВОВ, объявляется закрытым!

К торжественному маршу! По взводно! Знамённая группа прямо остальные на право! Равнение на право! Шагом! Марш!



Предварительный просмотр:

ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА

Фестиваль военно-патриотической песни

Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет, расширять представ­ление учащихся об истории возникновения военных песен, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время.

(Под фонограмму военной песни выходят ведущие.)

Ведущий 1: Песни военных лет...

Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: От песен сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Ведущий 1: Песни старшего поколения, военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но, сколько они делали для победы нашего народа - ваших дедушек и бабушек...

В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена - все это свято для солдата. Это стало частицей родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.

Ведущий 2: Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу, у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

(Звучит песня «Огонек» слова М. Исаковского, обработка Б. Мокроусова.)

Ведущий 1: Песни - как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Ведущий 2: Истории возникновения песен различны. Вот одна их них. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Там где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворение. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка» (слова А. Суркова, музыка К. Листова).

Ведущий 1: Если спросить любого участника войны, какое значение имела песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...

(Звучит один куплет из песни «Сердце танкиста» слова А. Фатьянова, музыка В. Кручинина.)

Ведущий 2: В августе 1941 г. Композитор В. Соловьев-Седой услышал мелодию. Она доносилась с минного заградителя, стоящего на рейде, в порту. Это были чарующие звуки русского баяна. И ему захотелось написать песню о моряках, уходящих в поход. Сначала родилась музыка, а потом поэт А. Чуркин соединил с ней стихи...

Ведущий 1: Получилась песня. В. Соловьев-Седой познакомил с ней своих друзей, те забраковали: «Слишком тихая да спокойная для грозной военной поры». Через год с группой артистов В. Соловьев-Седой приехал на Калининский фронт. В солдатской землянке бойцы попросили его спеть что-нибудь для «души», и он вспомнил о той песне. «Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать, - рассказывал композитор. - Я почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь».

Песня В. Соловьева-Седого была вскоре исполнена по московскому радио и стала одной из любимейших в народе.

(Звучит один куплет песни «Вечер на рейде», слова А. Чуркина, музыка В. Соловьева-Седого.)

Ведущий 2: Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.

Ведущий 1: Песня грустная наводила на воспоминание о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми, но дорога домой была так длинна.

(Звучит песня «Дороги», слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.)

Ведущий 2: Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

 На войне одной минутки

 Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Ведущий 1: Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Теркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку «Смуглянка» создали композитор А. Новиков и поэт Я. Шведов.

Эту песню они написали в начале войны.

Ведущий 2: Они решили показать ее на радио. Песню забраковали: «что это за песня про смуглянку-молдаванку? Сейчас 1943 год, идет война... вы же автор героических песен», - говорили А. Новикову. И только в 1944 году «Смуглянка» прозвучала на одном концерте. Пес­ню повторили три раза под аплодисменты. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время отвергли эту песню о любви, о свидании, о расставании.

(Звучит песня «Смуглянка», слова Я. Шведова, музыка А. Новикова.)

Ведущий 1: Из воспоминаний поэта Михаила Матусовского: «Если бы мне не пришлось служить в газете Второго белорусского фронта и во время командировки на передовые встретиться с редактором дивизионной многотиражки Николаем Чайкой и услышать от него навсегда поразивший меня рассказ о сражении восемнадцати воинов вблизи городка Бетлицы, я никогда бы не смог написать вместе с композитором Вениамином Баснером песню для к/ф «Тишина» «На безымянной высоте». В данном случае жизнь сама подсказала тему, и мне оставалось только рассказать о том, что происходило «на огненной черте»... Это был не бой за крупный населенный пункт и не за стратегически важный водный рубеж. В общем-то, схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была помечена только цифрой. Но для людей, которые здесь дрались и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин...

В глубине Калужской области, вблизи деревни Рубеженка есть па­мятник. На одной из его граней можно прочитать имена защитников высоты 224,1. А на другом камне вырезаны строки, когда-то написанные на листке бумаги.

Мы не забудем, не забудем

 Атаки яростные те

 У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

(Звучит песня «На безымянной высоте», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.)

Ведущий 2: Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой. «Наши воины сражались уже на чужой земле, - рассказывает о своих воспоминаниях маршал Советского Союза В. Чуйков. - Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много, к сожалению, легло наших парней на той далекой земле».

(Звучит песня «Алеша», слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.)

Ведущий 1: Быстро крутится колесо истории. Но почему-то хочется оглянуться назад, еще раз в прошлое. Вспомним, друзья, «Катюшу». Какое нежное русское имя дали наши солдаты этому грозному оружию - изобретению русских инженеров времен Великой Отечествен­ной войны. Да, заводила «Катюша» свою победную песню — и сразу же передняя линия становилась открытой. В страхе бежали враги от ее грозного голоса. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала от популярной в те годы песни.

(Звучит песня «Катюша», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Ведущий 1: Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

(Звучит песня «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.)

Фестиваль военно-патриотической песни

Цели:  

•Пробуждать интерес к песням военных лет.

•Воспитывать гордость за свой народ, с честью выполнивший свой долг перед Отечеством в годы Великой Отечественной войны.

Сценарий

Сколько песен об армии сложено

 Сколько сложено песен о флоте!

Нам припомнить их в праздник положено,

Да и спеть мы их тоже не против!

Во время представления все участники сценария в соответствующей форме размещаются на сцене на импровизированном привале, в руках у них письма-треугольники.

 1:

Сколько песен об армии сложено

 Сколько сложено песен о флоте!

Нам припомнить их в праздник положено,

Да и спеть мы их тоже не против!

Ученик 2:

Пусть меха развернуться баянные

 Пусть ударят литавры и трубы,–

Песня друг встречи ждет с ветеранами,

И шагает к солдатскому клубу!

Ученик 3:

В ней такие слова сокровенные,

Что не могут нам сердце не тронуть:

Про большие дороги военные,

Про бои под Москвой и под Веною

 И про парня того, с Малой Бронной!

Ученик 4:

Оживает история славная,

Все что видано было и пройдено…

Песня учит нас самому главному:

Бесконечно любить нашу Родину!

Ученик 5:

На земле, на морях, в поднебесье ли

 Песня – верный соратник Победы.

Так давайте же вспомним те песни мы,

Шли с которыми в бой наши деды!

Ученик 6:

Вы слышите, грохочут сапоги,

и птицы ошалелые летят,

и женщины глядят из-под руки?

Вы поняли, куда они глядят?

Исполняется песня «Ах, эти тучи в голубом».

«Священная война» – 1941 г. (5521)

Ученик 1: Война. Эти слова подвели черту над мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими и обнаружили в их сердцах удивительную силу и решимость, гнев и веру в завтрашний день. Наверное, этими словами – священная война – дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием (Звучит песня "Священная война")

Прогремела на всю страну «Священная война» В.Л.Кумача. Как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслась по просторам нашей отчизны слова:

Вставай, страна огромная

 Вставай на смертный бой.

Ученик 2: Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда».А чуть позже была исполнена песня «Священная война». Краснознаменным ансамблем под руководством А.В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, это песня-присяга, песня – гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни.

 Исполняется песня  «До свидания, мальчики».

«Синий платочек» – 1942 г. (5522)

Ученик 1: Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, смерть каждую минуту смотрит в глаза. А все как раз наоборот. Тогда песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А дома вселяли надежду тем, кто ждал с войны своих героев.

Ученик 2:

“Кто сказал, что  надо бросить

 Песню на войне?

После боя сердце  просит

 Музыки вдвойне”.

Ученик 3: Эти замечательные слова написал А. Твардовский.  Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Ученик 4: Сейчас точно известно, что в годы войны песня «Синий платочек» дважды выпускалась на пластинках. Первая пластинка была выпущена в блокадном Ленинграде в очень ограниченном количестве экземпляров. А через несколько дней Клавдия Ивановна напела на пластинку еще один вариант «Синего платочка» в сопровождении полного состава Фронтового джаз-оркестра. Именно эта запись получила самое широкое распространение.

Ученик 5: Роль случая в появлении того или иного шлягера довольно велика. Это коснулось и легендарной военной песни "Синий платочек". Текст ее фронтового варианта был передан незнакомым лейтенантом певице Клавдии Шульженко после ее выступления на передовой в 1942 году. Если бы концерт не состоялся или прошел на другом участке фронта, может, и не появился бы на свет один из ярчайших песенных символов Великой Отечественной.

Исполняется песня «Синий платочек».

«В Землянке» – 1942 г. (5504)

Ученик 1: Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую – «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, – вспоминал Сурков. – но не собиралось быть песней. И даже не претендовала стать печатаемым стихотворением. Это были 16 « домашних» строк из письма жене Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня…» Глубоко личные, прочувственные стихи Суркова вдохновили композитора К. Листова. Он написал к ней музыку и спел ее. Впервые песня была опубликована в газете « Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

Исполняется песня  «В землянке».

Ученик 2: В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только  потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже ничего не могли поделать – это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!

Ученик 3: Я хочу добавить вот о чем: давно известно – у немцев не было хватающих за душу песен о войне, только у нас. Искусство у них было сугубо агитационное. Одни крупные писатели эмигрировали из Германии, другие самоустранились. У нас же время войны стало только началом гигантской литературы о войне – поэзия, проза и, конечно, песни. Hемцы пели наши песни, прежде всего "Катюшу", иные объясняли это потом постоянной, активной боевой соприкасаемостью с противником. Но ведь мы-то их песен не пели никогда…

«Случайный вальс» – 1943 г. (5523)

Ученик 1: Одна из самых знаменитых песен войны «Случайный вальс». Однако родилась эта песня совершенно неклассично. Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы Фрадкина и Долматовского вызвали на Военный совет фронта и дали задание срочно сочинить офицерский вальс. Почему «офицерский» и почему «вальс»? Причины были довольно специфические.

Ученик 2: Во-первых, в Красной Армии только что произошла реформа – ввели новые офицерские звания и погоны со звездочками, как при царе. Многие из новоиспеченных пролетарских офицеров отказывались надевать такие погоны. Чтобы поднять престиж офицерского звания, Рокоссовский на своем фронте велел провести соответствующую идеологическую работу. Те приказали сочинить песню, прославляющую офицеров.

Ученик 3: А вот выбор жанра «вальса» определялся более тонкими причинами. В Ставке Сталина готовили секретное наступление на Курской дуге. Перед нашей контрразведкой была поставлена задача: убедить немцев в том, что никакого наступления не готовится. В ход были пущены все средства, в том числе «мелодические». Армейская разведка располагала сведениями, что аналитики бвера по тому, какие песни звучат в советском радиоэфире – более лиричные или боевые, – судят о том, готовится ли на фронтах наступление или, наоборот, глухая оборона. Рассчитывая на подобное заблуждение бвера, армейские политруки стали требовать от маститых композиторов сочинения «расслабляющих мелодий».

Ученик 4: Фрадкин и Долматовский блестяще справились с поставленной задачей. За одну ночь в вагоне Политуправления армии Рокоссовского, который шел по маршруту Сталинград – Елец, написали вальс, который назвали «ОФИЦЕРСКИЙ».

В оригинале текст звучал так:

Ночь коротка,

спят облака,

и лежит у меня НА ПОГОНЕ

 незнакомая ваша рука.

Ученик 5: Рокоссовскому песня понравились. Ее отправили на прослушивание Сталину. Сталин выслушал, походил, покурил трубочку и, как гласит легенда, молвил: «Как это хрупкая девушка достанет до плеча нашего боевого офицера? Он разве не гигант? Армию хотите принизить. Не пойдет. И потом, зачем вальс – офицерский? Офицер воевать должен, а не танцевать». Высочайшую директиву срочно передали авторам. Вальс из «офицерского» превратился в «случайный», а «погон» стал «ладонью». Битва на Курской дуге была выиграна. Может быть, не в последнюю очередь благодаря вальсу Фрадкина и Долматовского. Ведь немцы все-таки поверили, что Красная Армия не собирается наступать под Курском…

Исполняется песня «Случайный вальс».

1944 – 1945 г

Ученик 1: На исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно в песнях было высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена…Каждый мечтал дожить до Победы.

Ученик 2:

Ведь завтра снова будет бой,

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

 Нам ближе дом в родном краю.

Исполняется песня «Тревога».

Ученик 3: Замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами рассказывал: « Помню фронт. В большой зеленой роще, мы солдаты после только что затихшего боя лежим, отдыхаем и вдруг слышим: вслед за растаявшем вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!» И это вошло в его песню «Соловьи». Он не только написал слова к этой песни, но и напел композитору – Соловьеву-Седому придуманную им самим мелодию. Песня впервые прозвучала в 1945 году. Вместе они написали еще много прекрасных песен: «На солнечной поляночке», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь друзья однополчане?» и многие другие.

Исполняется стихотворение «Шинель».

ШИНЕЛЬ

К чему такая канитель:

Кроить и лицевать...

Надену старую шинель –

На моду наплевать!

Она любой дохи теплей

 И прибавляет сил,

Отец ведь был на фронте в ней,

Отец её носил.

Она почти что мне до пят,

И рукава длинны,

Но кто достанет из ребят

 Шинель, шинель с войны?!

Всё! Решено!

Я в ней иду.

Я в школу в ней пошёл

 И самый лучший день в году

 В шинели той провёл.

Но дружным был наш пятый класс –

Никто не отставал.

На утро не узнаешь нас:

В шинелях класс шагал.

По снегу полы волоча,

Мы гордо в школу шли,

Мы и подумать в этот час

 О боли не могли.

А мы несли её с собой:

Не все шинель нашли,

У всех отцы ушли на бой,

Не все назад пришли.

Как много было вас в пальто,

Ребята...

кто же знал...

И больше, в класс идя, никто

 Шинель не надевал.

Ученик 4: По своему эмоционально-духовному наполнению песни войны превзошли все, что существовало на нашей эстраде прежде и все,  что появилось на нашей эстраде после. Я бы сказал, что советская военная песня в подлинном звучании содержит духовность, которая волшебным образом дает человеку прозревать, открывает глаза на то подлинное, что имеет значение в его жизни.

Ученик 5: Обратите внимание на то, что при всем обилии современных звукозаписывающих средств, мы практически не слышали подлинного звучания военных песен. По радио, телевидению и на CD основная масса людей слышит их уже такими, как они были записаны на долгоиграющие пластинки. Но эти записи были сделаны уже в другое время, они несут совершенно иной ДУХ.

Весна. Победа.

Ученик 1:

Этот день Победы!

Порохом пропах,

Это праздник

 С сединою на висках.

Это радость

 Со слезами на глазах…

Ученик 2: Песню «День победы» любят все. А написана она была  Владимиром Гавриловичем Харитоновым спустя 30 лет после победы. Впервые эта песня прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова в праздничной телепередаче, но прошла незамеченной и только спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел Лев Лещенко, спел так, что она стала одной из самых известных и популярных и по сей день.

Исполняется песня «Майский вальс».

Песни, написанные после войны

Ученик 1:

А мы рукой на прошлое: вранье!

А мы с надеждой в будущее: свет!

А по полям жиреет воронье,

а по пятам война грохочет вслед.

Песня – «Звезда по имени Солнце»

Ученик 2: Тема памяти воплотилась во множестве песен. Нередко в них оживают оставшиеся далеко во времени, но незабываемые для каждого фронтовика эпизоды боев. За годы, прошедшие после войны, выросло новое поколение. Они стали важным звеном в песенной эстафете, объединившие разные этапы нашей жизни.

Исполняется песня «Автобус».

Ученик 3:

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

 Над ширью пашен и полей,

И у берез, и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат,

И вам ответят их сыны,

Хотят ли русские войны.

Исполняется песня «Караваны».

Ученик 4: Перекликаются песни разных лет – старые и новые. Теперь объединяет их не время создания, а события, ими воспетые. Поет живая, неумолкающая память.

Песня – «Офицеры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план военно-спортивной игры "А ну-ка, парни!" для 8-9 и 10-11классов

Воено-спортивная игра "А ну-ка, парни!" даёт возможность применить на практике полученные, на уроках физкультуры, ОБЖ, географии знания, навыки и умения. Конкурсы, входящие в игру, развивают волевые к...

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.

В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные  современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА "Измерение углов"

Конспект урока и технологическая карта урока...