воспитательное мероприятие "свеча памяти"
методическая разработка (5 класс) на тему

Акбердина Елена Эдуардовна

мероприятие посвящено полному снятию блокады Ленинграда. Расширяет  представление кадет о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.19 МБ
Файл svecha_pamyati.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И снова боль за эти души, И снова катится слеза… И снова мы неравнодушны, И снова скорби - есть свеча. Воспитатель Е. Акбердина Воспитатель Е. Акбердина

Слайд 6

900 дней блокады Блокада Ленинграда – осада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 971 день.

Слайд 8

Памятник детям блокады Ленинграда в СПБ



Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Оборудование и материалы (оформление зала): проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», календарь с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, медицинские сумки, повязки, бинокль, лопаты, свечи.

Ведущий (воспитатель):

- Товарищи кадеты, уважаемые гости  сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия блокады Ленинграда.

70 лет прошло с тех пор, это очень памятная дата для нашего города. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

Приглушенно бьют звуки метронома под которые кадет читает стихотворение Ю. Воронова:

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне?

Кадет:

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Звучит запись песни «Вставай страна огромная» во время которой кадеты исполняют инсценировку без слов (идет перевязывание бойцов, инсценировка копания окопов, один кадет смотрит в бинокль) по завершению мелодии «раненых» бойцов «санитары» отводят на свои места.    

Кадет под фонограмму С.В. Рахманинова «Нежность» читает стихотворение:

-Нам от тебя не оторваться

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой,

Мы все отмечены.

Мы –Ленинградцы

Нам от тебя теперь не оторваться:

Куда бы нас не повела война-

Твоею жизнею душа полна

И мы везде и всюду –Ленинградцы.

Звучит запись голоса Левитана о начале войны

На экране демонстрируются слайды ( ), текст которых зачитывает ведущий.

Кадет:  

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Ведущий:

22июня1941года Германия пересекла границы нашей страны. Немцы стремительно прорывались к городу. Фашисты говорили, что Москва-это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город.

На защиту города поднялись все его жители. Ленинградцы строили оборонительные сооружения. (Слайд)

Кадет:

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот…

Но вышел на проспект Международный

Вооруженный трудовой народ.

Он шел с бессмертным возгласом в груди:

Умрем, но Питер не сдадим!..

Клянусь тебе что мы не истребимы

За нами наша русская земля.

Она могучая, она у нас большая

Клянусь тебе, мы подвиг совершаем

Во имя всей земли своей родной

Мы Ленинградцы, ныне держим знамя

Ведущий:

Фашисты окружили город и были увеоены, что «скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов осталось на несколько дней.

Кадет: (сопровождается фонограммой Рахманинова «Нежность»)

В блокадные дни

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые

Люди живут

И славится всюду

Их доблестный труд.

Под фонограмму продолжается показ слайдов (текст зачитывает ведущий).

Кадет:

Фашисты хотели не просто захватить наш город, а уничтожить, стереть с лица земли. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники.

Посмотрите на карту. Коричневым цветом отмечена земля захваченная немцами. В центре кольца со звездочками-Ленинград.

Ленинградцы защищали свой город. Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900……

(показ календаря 8 сентября 1941 г.) Это продолжалось 2,5 года.

Кадет: (показ слайдов)

Февраль, какая длинная зима,

Как время медленно крадется

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

Под фонограмму идет продолжение показа слайдов  

Ведущий:

Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. -В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.

 Кадет:  

Мужали дети на войне

Не по годам взрослели рано.

Глазенки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны…

Коль воля мне б была дана,

Тем детям, что войну видали

Ну может быть не ордена, но за Отвагу б дал медали.

Ведущий:

блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них 400 тыс. детей.

Кадет:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-м выдали медали

И только-45-м-паспорта

И в этом нет беды

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем ни старше,

Ни взрослее, чем тогда.

Только факты: (читают воспитанники)

1. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.

2. В городе появилось 270 тысяч огородов, где работали женщины и дети. Даже на Марсовом поле, у Исаакиевского и Казанского соборов. Летом 1943 года 47 тысяч школьников области приняли участие в работе колхозов и совхозов.

Исполняется песня «Ленинградские мальчишки», показ видеоролика.

После исполнения песни под фонограмму демонстрируются слайды

Ведущий:

Самой страшной оказалась зима 1942года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить людям.

Эта дорога помогла выжить  и спасла от голода многих Ленинградцев.

 (показ карты Ладожского озера). Жизнь в городе становилась все труднее и труднее. Единственным спасением для города была «Дорога жизни». (Показ видеоролика).

 Кадет под фонограмму:

Расскажи нам старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи,как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

 Выходят кадеты с кусочками хлеба читают стихи о хлебе: с хлебом в руках 120 гр.

1. Я- хлеб. У меня есть душа.

Я- хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

2. Я слышу осколков удушливый свист.

Я- ломтик,   прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

3.Я- хлеб. Уменя есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

4. Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я - хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

5. Я – хлеб. Я живой. Не  горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

 Все вместе: 

 Я - хлеб.

 У меня есть душа.

 Я - хлеб…

(Демонстрируется слайд о нормах хлеба)

Ведущий:

Посмотрите, вот на этот кусочек хлеба. Он состоял:

Мука ржаная – 50 %,

Соевая мука – 5 %,

Отруби – 5 %, (Отруби — побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков  неотсортированной муки).

Жмых – 10 % (остатки после выжимки масла из семечек), Жмых — это отходы маслобойного производства — семечки, раздавленные вместе с кожурой.

Солод – 10 % (Солод — продукт, получаемый при проращивании семян злаков, главным образом, ячменя).

Обойная пыль – 5%,

Целлюлоза – 15 %. (Целлюло́за - главная составная часть клеточных оболочек растений).

(Демонстрация слайда о дневнике Савичевой фонограмма)

Кадет:

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца-до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром ,Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой!(уходит)

Ведущий

К этому «Дневнику» люди и в сегодняшние мирные дни приходят и возлагают цветы.

18 января 1943года, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

Звучит песня «День Победы».

Только факты (читают воспитанники):

1. За участие в боях по прорыву блокады около 19 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 25 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.

2. Вечером 27 января 1944 года в честь Победы – разгрома фашистских орд под стенами Ленинграда – над Невой прозвучали залпы торжественного салюта – 24 залпа из 324 орудий.

Кадет:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А Ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом. (Видеоролик салют Победы)

Звучит фонограмма «Реквием», кадеты зажигают свечи

Ведущий: (демонстрация слайдов)

Он встал как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и красивей,

Есть и спокойней, но прекрасней-…нет!

Звуки монометра минута молчания. 

 Ведущий:  

Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. В 1945 Ленинград был объявлен городом-героем. Сколько людей в нем погибло за страшные 900 дней — не знает в точности никто…

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий.

Под фонограмму «Нежность» дети встают и строем выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "День памяти Святого Александра Невского" "

Данный материал представляет собой методическую разработку внеклассного воспитательного мероприятия. В МОУ "СОШ № 43" г. Саратова подобные мероприятия являются традиционными и проводятся в казачьих ка...

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия «Воспитание памятью»

Внеклассное мероприятие посвящается памяти воина интернационалиста, выпускника профессионального училища № 30 Бориса Морозова....

Методическая разработка воспитательного мероприятия: " День памяти".

Познакомить обучающихся с одним из событий Великой Отечественной войны: "Блокада Ленинграда", показать на примере земляков, участников войны, испытания выпавшие на их плечи....

Методическая разработка воспитательного мероприятия: " День памяти".

Познакомить обучающихся с одним из событий Великой Отечественной войны: "Блокада Ленинграда", показать на примере земляков, участников войны, испытания выпавшие на их плечи....

Воспитательное мероприятие . Урок мужества и памяти «Афганистан – наша память и боль».

   Данное  воспитательное мероприятие о войне. О войне, о которой мало что известно, о которой почти ничего не написано в учебниках истории, о героизме и подвигах, совершённых в ...

Воспитательное мероприятие "Акция «Лента Памяти», посвящённая Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

В процессе обучения современных подростков, воспитательное мероприятие играет большую роль и несёт смысловую ответственность. Именно воспитательные мероприятия позволяют сформировать у обучающихся опр...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "8 февраля - день памяти юных героев-антифашистов"

Представлена информация об истории возникновения этой даты, о первых детях, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом, о юных героях Великой Отечественной войны, которые не щадя своей жизни боролись ряд...