СССР в 1953-1964 гг. преобразования в экономике
классный час на тему

Утина Марина Владимировна

СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sssr_v_1953-1964_g_preobrazovaniya_v_ekonomike.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике».

История 11 класс. Учитель Утина М.В.

Цели урока: 

  • Формирование у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах, происходивших в экономике в период с1953-1964 гг., выявление их сущности.
  • Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков  исторического анализа.
  • Воспитание  уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Задачи урока:

  • Углубить знания о причинах и последствиях  экономических реформ в период с1953-1964 гг.
  • Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике. 
  • Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи,  самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
  • Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои выводы, оппонировать собеседнику.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Для работы на уроке класс делится на 2 группы по 5 человек.

План урока: 

1. Перемены  в аграрной политике. Освоение целины.
2. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение приоритетных программ развития народного хозяйства.
3. Перестройка управленческих структур.
4. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.

Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX –  начало XXI века,11 кл.– М.: Просвещение, 2012., компьютерная презентация на тему «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы. (Приложение 1-6)

Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Сообщение темы урока.(1-й слайд Презентации  – советский плакат 1962 г. с изображением Н.Н.Хрущева.)
Мы продолжаем изучать период развития СССР в 50-е – нач.60-х гг. Урок посвящен преобразованиям в экономике, где попытаемся дать объективную оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.

II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)

В 1956 году состоялся визит Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…» (2-й слайд)

Проблема. Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к нему? (3-й слайд)
Нам это предстоит выяснить на уроке.

III. Осмысление (сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией)
После смерти Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и сельского хозяйства в рамках социалистической системы.
Существовало две альтернативные экономические программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в частности по развитию сельского хозяйства.

1. Работа учащихся с историческими документами в группах (слайд 4)

1  группе «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии
Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.». (
Приложение 1 )

Задание 1 группе:

Проанализировать программу Г.М.Маленкова и выделить основные положения.

2  группе Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 2 ) 

Задание 2  группе:

Проанализировать программу Н.С.Хрущева и выделить основные положения.

2.  Заполнение таблицы (слайд 5)

Программа Г. Маленкова

Программа Н. Хрущева

Повышение урожайности;
Включение фактора личной заинтересованности колхозников:
– снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства;
– увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;
– уменьшение вдвое  денежного налога с каждого колхоза;
– ликвидация недоимки по с/х налогу за прошлые годы.

Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции;
Повышение культуры земледелия;  
Увеличение затрат для осуществления подъема с/х;
Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель

– Какой путь развития с/х предложил Г.М.Маленков? (Интенсивный)
– Какой путь развития с/х предложил Н.С.Хрущев?
(Экстенсивный)
– Почему победил план Хрущева?
(Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам , чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат)

3. Сообщение учащихся «Освоение целины», «Запуск первого космического корабля» (слайды 6-10).

– Чем, на ваш взгляд, был вызван кризис в освоении целинных земель?

4. Работа с информационными текстами в группах (слайд 11)

Задание  1 группе:

– Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XXI съезде «Догнать и перегнать Америку» (Приложение 3)

Задание  2  группе:

XX съезд КПСС

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. 25.02.1956 г.

– Выделите основные направления развития промышленности. (Приложение 4 ) (слайд 12)

5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)

Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение административных реорганизаций. В них Н.С.Хрущев усматривал второй, 
не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.
С помощью маркировочных значков
V – знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст «Административные реформы» (Приложение 5) (слайд 13-й)

– Часть историков характеризуют их как «административная лихорадка».Что они имеют ввиду?

IV. Рефлексия (творческая переработка, анализ изученной информации)

– Мы достаточно полно раскрыли  вопрос об экономических преобразованиях  периода  с 1953- 1964 гг. На XXI съезде КПСС в январе 1959 г. сделан вывод о полной победе социализма  и взят курс на строительство коммунизма (слайд 14-й )

Экономические преобразования в 50-е – 60-е годы

Промышленность

Сельское хозяйство

Развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической промышленности
Строительство крупных заводов и фабрик, электростанций
Создание ракетно-космической техники
Развитие военно-промышленного комплекса
Создание совнархозов
Увеличение производства средств производства (группа А)
Снижение темпов роста производства предметов потребления (группа Б)

Повышение закупочных цен на с/х продукцию
Увеличение расходов на социальное развитие
Освоение целины
Поддержка личного подсобного хозяйства
Реорганизация МТС
Передача личного скота колхозам и совхозам
«Кукурузная эпопея»
Повышение цен на продукты питания
Закупка зерна за границей

1. Вернемся к нашей проблеме: так что же мог посоветовать Черчилль Хрущеву?
«Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам,  не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в неё…» (слайд 15).

– Так как же оценить реформы Н.С.Хрущева? (Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.)

2. Составление «синквейна»

Через «синквейн», (маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме), выразите свое отношение к реформам Н.С.Хрущева (от каждой группы)

3. Заключительное слово учителя:

Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия.  На его могиле, на Новодевичьем кладбище, стоит памятник – бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор памятника – Э.Неизвестный, творчество которого критиковал Н.С. Хрущев (слайд 16 )
В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её застал.

V. Домашнее задание

&  33 или &  64, эссе на тему: «Жить стало лучше!?» (слайд 17). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".

Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

Урок по теме "Экономика СССР в 1953-1964 годы "

Методика группового обучения учащихся на уроках истории с использованием исторических источников....

«Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Цели урока:Обучающие:проанализировать экономическую политику Хрущева;выяснить достижения и просчеты;показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений;Развивающие:    ...

Презентация "Экономика СССР в 1953-1964 гг"

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Экономика СССР в 1953-1964 гг". Материал будет также полезен учащимся для самос...

Экономика ссср в 1953-1964

В этот период стоит вспомнить экономический курс Маленкова, который имел свой путь восстановления экономики СССР после сталинского правления. В его планы входило развитие индустриализации, а именно ле...