«У истоков русской истории»
методическая разработка на тему

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню народного единства 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_u_istokov_russkoy_istorii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню народного единства

«У истоков русской истории»

Попова Светлана Николаевна, воспитатель

Цель и задачи:

  • Познакомить детей с этим праздником, дать представление о событиях начала 17 века;
  • Связь названия праздника и исторических событий;
  • Воспитывать патриотизм и гордость за нашу Родину;
  • Воспитывать в детях готовность к защите Родины;
  • Совершенствование духовной и нравственной культуры, путем знакомства с историей России.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Звучание торжественных фанфар.
  2. Исполнение гимна Российской Федерации. (слайд с государственной геральдикой)

Ведущий:

        

В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник: 4 ноября-День народного единства. Идея сделать праздничным день 4 ноября, как день народного единства не случайна. Этот день считают годовщиной освобождения Москвы от польских интервентов и годовщиной фактического окончания Смутного времени.

Начало Смутного времени было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Трон был занят Лжецарем. В 1608 году Москва была осаждена отрядами Лжедмитрия со шведским наемным войском. Власть перешла к Семибоярщине, на престол взошел польский королевич Владислав, а в октябре того же года Москву занял польский гарнизон. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего Государства.

(слайд «Битва москвичей со шляхтой»)

1-й чтец.

1612 год.

Под игом польских банд страдает каждый русский,

Но стойко москвичи со знатной шляхтой бьются.

Все обгорело, вся Москва до каменной стены-

Дома, деревья и трава обуглены, черны.

2-й чтец.

А в сердце города – враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

3-й чтец.

От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика-

Нижегородца – мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

4-й чтец.

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бью!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

Уж и есть за что Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

(слайд «Памятники старины»)

5-й чтец.

И понесли ему добро: и жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха, одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней, коров, баранов и свиней.

6-й чтец.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна,-

Ну, словом, все, что лишь могли,

На площадь Минину везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал.

Ведущий:

        Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско), для борьбы с врагами. Почти целый год собирали русские люди силы.

        Князя Пожарского избрали всем миром. Это был один из лучших военачальников того времени, известный своей храбростью и честностью. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Кузьмы Минина. Наконец в июле 1612 года ополчения Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!», храбро сражались ополченцы. В этом крики соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей.

8-й чтец.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел,

Минин всех к Москве повел.

9-й чтец.

С тылу грянул на Ходкевича

Всею мощью, что была.

Далеко до поля Девичья

Сеча грозная дошла,

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик к бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

(слайд «На поле Девичьем»)

10-й чтец.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигались, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком,

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий:

        Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору Смутного времени проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

11-й чтец.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

12-й чтец.

Он отмечен годом, днем

И начертано на нем:

«Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия»

 

(слайд «Памятник Минину и Пожарскому»)

Ведущий:

        Вот герои – избавители России. Так выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.

        Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены к одной цели – освобождению Родины.

        В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков мы отмечаем праздник – День народного единства!

13-й чтец.

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей,

Так расти, чтоб был ты нужен,

Дорог Родине твоей!

Ведущий:

        Предлагаю всем присутствующим взяться за руки и дружно, вместе произнести такие слова:

Главное – вместе!»

Главное – дружно!

Главное – с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони.

(слайд «Исаакиевский собор в Москве»)

        

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков!

Ведущий:

        Дорогие дети, дорогие зрители! Вы, наверное, уже ознакомились с выставкой рисунков, посвященной нашему сегодняшнему празднику…

        А сейчас мы с вами посмотрим концерт. На сцену приглашается…

  1. Танец «Куклы Неваляшки»
  2. Песня «У каждого из нас воя Россия»
  3. Рэп «Мы дети оленей»
  4. Танец «Во поле березка стояла»
  5. Стихотворение Леонида Лапцуя «Память»

Использованная литература:

  1. Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М., 1997 стр. 28-33
  2. Г.В. Борисевич. Об основных этапах территориального развития Московского Кремля в XI-XV вв. (по археологическим данным). // Архитектурное наследие Москвы. М. 1988. В.С. Гончаренко Стены и башни. Путеводитель. М., 2001
  3. Древнерусское градостроительство X-XV вв. М., 1993
  4. Зодчие Москвы М., 1981
  5. Сборник стихотворений Леонида Лапцуя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....

Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества

Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...

Истоки русского реализма.Становление русской литературы в 18 веке.

Методическая разработка "Истоки русского реализма. Становление русской литературы в 18 веке" представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от ...

Классный час "У истоков русской истории. 1000 - летие Ярославля".

2010 год стал юбилейным для древнего русского города Ярославля. Классный час знакомит учащихся с символами этого замечательного города, гербом, флагом, содержит много интересных сведений о...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...