"Юные эрудиты"
классный час (5 класс) на тему

Заикина Ирина Викторовна

Файл содержит разработку внеклассного мероприятия "Юные эрудиты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie._yunye_erudity.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Юные эрудиты».

Задачи :

-воспитание коммуникативной культуры школьников;

-расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование    лингвистической компетенции;

-выявление и поддержка одаренных учащихся;

-поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

      Вступительное слово.

      Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного в русском языке.

    1.Разделение аудитории на две группы.

«Жребий»

      Учащиеся выбирают карточки с буквами, а затем по подобию формируются группы.  После этого ребята должны придумать название своей команды и выбрать капитана.

2. «Разминка».

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 .Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою)

9. Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … ( а неученье тьма)

     3.Конкус «Буквы сбежали»

Задание.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый

 Мы содержим букву А

 Трижды или дважды.

 Иногда всего одну —

 Только не вначале.

 Но сегодня — ну и ну!

 Все они сбежали.

Лмпд, бгж, брхт,  врч,   гмк,  жжд, свнн , тбк, хлв. (Лампада, багаж, бархат,  врач,  гамак,  жажда, саванна, табак, халва).

  4. Конкурс  «Остров Антиподов».

   Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле. Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

     Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команде:

-Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

-Идет юноша из светлицы и хвост под домом. (Сидит девица в темнице, а коса на улице.)                    

2команде:                                                                                                                                           -Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать. (Любишь кататься – люби и саночки возить).

-Упала тыква, можно выплюнуть. (Висит груша, нельзя скушать.)

5.  Конкурс  «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 1 минуту жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

6. Конкурс  «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

7. Конкурс  «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите как можно больше слов, состоящих из 3 букв. (Команда, составившая большее количество слов, получает 2 балла.)

8. Конкурс «Синтаксический»

 Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

  1.  Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

  2.    Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

  3.    Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

  4.    Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

  5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

  6.    Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Жёлтые листья осенью щедро выстлали дороги.)

(Команда, первая выполнившая задание, получает 2 балла.)

9. Конкурс  «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1)

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

10. Конкурс «Вопросы на смекалку».

    -Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей. (У рыб есть зубы.)

   - Какую строчку не может прочитать ни один учёный? ( Строчку, прошитую на швейной машине.)

   -Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный падеж)

     -Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

     -Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

    - Какой месяц короче всех?  (Май, в нем 3 буквы)

    - Чего нет в Америке, найдется в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве? («В»)

   - Чего нет в реке, но есть и в озере, и в море, и в океане?  («О»)

11. Конкурс «Шарады»

1)Если с 3, то вкусен очень,

 И воздушен он, и легок.

 3 на К заменим только —

 Пей продукт из молока.

 (Зефир — кефир.)

  2)Читайте слева вы меня,

 И псом презлющим буду я.

 Но времени я буду счет,

 Когда прочтешь наоборот.

 (Дог — год.)

 3) С буквой Д впереди шагаю

 От зари и до зари.

 С П торчу, зачем — не знаю.

 С Т я людям помогаю

 Даже в самый сильный зной.

 С Л всегда и всем мешаю,

 Не дружите вы со мной.

 (День — пень — тень —лень.)

4) Сперва назови ты за городом дом,

 В котором лишь летом с семьей мы живем.

 Две буквы к названью приставь заодно,

 Получится то, что решать суждено.

 (Дача — задача.)

5) Я — синоним к слову бык

 И известен всем,

 Но прибавь мне букву К,

 И козляток съем. (Вол — волк.)

6) Я глубока и полноводна,

 И вся страна гордится мной.

 А впереди ты И прибавишь —

 И стану птицей я лесной.

 (Волга — иволга.)

7)С Л лить слезы заставляю,

 С Ж по воздуху летаю.

 (Лук — жук.)

8) С У — ползучий,

 с Ё — колючий.

 (Уж — ёж.)

9)С Т я книга, с С я рыба,

 С К бесформенная глыба,

 С Л — помог колоть я лед,

 С Д народ во мне живет.

 (Том — сом — ком — лом — дом.)

10)Первый слог метут метлой,

 Глазом назову второй,

 Третий резать хлеб годится,

 А четвертый — лишь частица.

 (Сор-око-нож-ка.)

(За каждую отгаданную шараду команда получает 1 балл.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс эрудитов:"Занимательно о спорте"

Конкурс в рамках теоретического урока в 4 классе...

Состязание эрудитов "В мире И.С.Тургенева"

Состязание эрудитов «Сокровища русской классической литературы»  «В мире И.С.Тургенева». Цели: углубленное изучение произведений И.С.Тургенева, активизация познавательной деятельности ...

КОНКУРС ЭРУДИТОВ «ШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА»

Интегрированное внекласное мероприятие по биологи, химии, географии, физике. ...

Интеллектуальная игра для школьников 5-х классов «Юные эрудиты»

Материал предназначен для внеклассной работы по русскому языку.Можно использовать для Недели русского языка....

Интеллектуально-познавательная игра «Юные эрудиты».

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерно...

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей  Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...