Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» направлена на то, чтобы научить детей нестандартно мыслить, развить упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить багаж знаний.
Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» создана для обучающихся 5 – 9 классов.
Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.
Занятия по программе курса способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим.
Занятия по программе внеурочной деятельности «Юные эрудиты» делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.
Цели программы:
1.Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
2. Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3. Развивать образное мышление.
4. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения
5.Развивать творческие способности
6. Увеличивать концентрацию внимания и объем памяти.
7.Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юные эрудиты»
Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ |
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» направлена на то, чтобы научить детей нестандартно мыслить, развить упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить багаж знаний.
Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» создана для обучающихся 5 – 9 классов.
Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.
Занятия по программе курса способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим.
Занятия по программе внеурочной деятельности «Юные эрудиты» делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1.Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
2. Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3. Развивать образное мышление.
4. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения
5.Развивать творческие способности
6. Увеличивать концентрацию внимания и объем памяти.
7.Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Планируемые результаты
Личностные:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание курса
Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление.
Многообразие интеллектуальных игр.
Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции.
Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры.
Правила мозгового штурма.
Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия.
Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практические занятия.
Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов.
Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Подбор заданий к игре.
Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Подбор заданий к игре.
Тренажёры на развитие памяти.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка гибкости мышления и быстроты реакции.
Тренируем сообразительность.
Развиваем речь, эрудицию.
Развиваем чувство юмора.
Метаграммы и шарады.
Головоломки. Разгадывание головоломок.
Танграм. Разгадывание танграмов.
Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность.
Составление закономерностей, решение логических задач.
Решение кроссвордов.
Решение ребусов и криптограмм.
Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
Тематические и интеллектуальные игры.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности | |||
план | факт | |||||
1-2 | Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. | Беседа | ||||
3-4 | Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. | Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | ||||
5-6 | Многообразие интеллектуальных игр. | |||||
7-8 | Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. | |||||
9-10 | Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. | |||||
11-12 | Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. | Составление кластера | ||||
13-14 | Примеры применения каждого компонента успешной игры. | Игра | ||||
15-16 | Правила мозгового штурма. | Игра в парах | ||||
17-18 | Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях. | |||||
19-20 | Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях. | Игра в группах | ||||
21-22 | Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практическое занятие. | |||||
23-24 | Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практическое занятие. | Беседа, игра в группах | ||||
25-26 | Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. | Составление кластера | ||||
27 | Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. | Составление кластера | ||||
28 | Подбор заданий к игре. | Индивидуальная работа | ||||
29 | Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. | Игра в группах | ||||
30 | Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Подбор заданий к игре. | Индивидуальная работа | ||||
31-32 | Тренажёры на развитие памяти. | Работа по карточкам | ||||
33-34 | Тренировка слуховой памяти. | Работа по карточкам | ||||
35-36 | Тренировка гибкости мышления и быстроты реакции. | Работа по карточкам | ||||
37-38 | Тренируем сообразительность. | Работа по карточкам | ||||
39-40 | Развиваем речь, эрудицию. | Работа по карточкам | ||||
41-42 | Развиваем чувство юмора. | Работа по карточкам | ||||
43-44 | Метаграммы и шарады. | Игра в парах | ||||
45-46 | Головоломки. Разгадывание головоломок. | Игра в парах | ||||
47-48 | Танграм. Разгадывание танграмов. | Игра в парах | ||||
49-50 | Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность. Составление закономерностей, решение логических задач. | Работа по карточкам | ||||
51-52 | Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность. Составление закономерностей, решение логических задач. | Работа по карточкам | ||||
53-54 | Решение кроссвордов. | Работа по карточкам | ||||
55-56 | Решение ребусов и криптограмм. | Работа по карточкам | ||||
57-58 | Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». | Игра в парах | ||||
59-60 | Тематическая игра «Вехи русской истории». | Игра в группах | ||||
61-62 | Тематическая игра «Мировая художественная культура». | Игра в группах | ||||
63-64 | Тематическая игра «От Москвы до Парижа». | Игра в группах | ||||
65-66 | Тематическая игра «Мировые религии». | Игра в группах | ||||
67 | Тематическая игра «Вокруг света за 60 минут». | Игра в группах | ||||
68 | Интеллектуальная игра «Игры разума». | Игра в группах | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»
Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...

Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...
