Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» направлена на то, чтобы научить детей нестандартно мыслить, развить упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить багаж знаний.

Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» создана для обучающихся  5 – 9 классов.

Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

Занятия по программе курса способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим.

Занятия по программе внеурочной деятельности «Юные эрудиты» делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

Цели программы:

1.Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

3. Развивать образное мышление.

4. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения

5.Развивать творческие способности

6. Увеличивать концентрацию внимания и объем памяти.

7.Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunye_erudity.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Юные эрудиты»

Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна,

учитель русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» направлена на то, чтобы научить детей нестандартно мыслить, развить упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить багаж знаний.

Программа внеурочной деятельности «Юные эрудиты» создана для обучающихся  5 – 9 классов.

Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

Занятия по программе курса способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим.

Занятия по программе внеурочной деятельности «Юные эрудиты» делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

1.Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

3. Развивать образное мышление.

4. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения

5.Развивать творческие способности

6. Увеличивать концентрацию внимания и объем памяти.

7.Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Планируемые результаты

Личностные:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Содержание курса

Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление.

 Многообразие интеллектуальных игр.

Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции.

Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры.

Правила мозгового штурма.

Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия.

Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практические занятия.

Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов.

Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Подбор заданий к игре.

Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Подбор заданий к игре.

Тренажёры на развитие памяти.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка гибкости мышления и быстроты реакции.

Тренируем сообразительность.

Развиваем речь, эрудицию.

Развиваем чувство юмора.

Метаграммы и шарады.

Головоломки. Разгадывание головоломок.

Танграм. Разгадывание танграмов.

Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность.

Составление закономерностей, решение логических задач.

Решение кроссвордов.

Решение ребусов и криптограмм.

Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».

Тематические и интеллектуальные игры.

Календарно- тематическое планирование

п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

1-2

Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление.

Беседа

3-4

Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление.

Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

5-6

Многообразие интеллектуальных игр.

7-8

Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции.

9-10

Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции.

11-12

Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры.

Составление кластера

13-14

Примеры применения каждого компонента успешной игры.

Игра

15-16

Правила мозгового штурма.

Игра в парах

17-18

Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях.

19-20

Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях.

Игра в группах

21-22

Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практическое занятие.

23-24

Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практическое занятие.

Беседа, игра в группах

25-26

Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов.

Составление кластера

27

Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов.

Составление кластера

28

Подбор заданий к игре.

Индивидуальная работа

29

Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов.

Игра в группах

30

Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Подбор заданий к игре.

Индивидуальная работа

31-32

Тренажёры на развитие памяти.

Работа по карточкам

33-34

Тренировка слуховой памяти.

Работа по карточкам

35-36

Тренировка гибкости мышления и быстроты реакции.

Работа по карточкам

37-38

Тренируем сообразительность.

Работа по карточкам

39-40

Развиваем речь, эрудицию.

Работа по карточкам

41-42

Развиваем чувство юмора.

Работа по карточкам

43-44

Метаграммы и шарады.

Игра в парах

45-46

Головоломки. Разгадывание головоломок.

Игра в парах

47-48

Танграм. Разгадывание танграмов.

Игра в парах

49-50

Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность.

Составление закономерностей, решение логических задач.

Работа по карточкам

51-52

Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность.

Составление закономерностей, решение логических задач.

Работа по карточкам

53-54

Решение кроссвордов.

Работа по карточкам

55-56

Решение ребусов и криптограмм.

Работа по карточкам

57-58

Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».

Игра в парах

59-60

Тематическая игра «Вехи русской истории».

Игра в группах

61-62

Тематическая игра «Мировая художественная культура».

Игра в группах

63-64

Тематическая игра «От Москвы до Парижа».

Игра в группах

65-66

Тематическая игра «Мировые религии».

Игра в группах

67

Тематическая игра «Вокруг света за 60 минут».

Игра в группах

68

Интеллектуальная игра «Игры разума».

Игра в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»

Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...