До свидания, мальчики
материал по теме

Печурина Татьяна Фёдоровна

Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы. 

Актуальность обусловлена необходимостью в современных условиях жизни нравственного воспитания подрастающего поколения на историческом, эмоциональном и нравственном материале представить положительные примеры патриотического воспитания жителей нашей страны в годы ВОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ»

(сценарий общешкольного мероприятия ко дню победы)

Ссылки на фрагменты мероприятия:

https://youtu.be/PiVHK7KL02w

https://www.youtube.com/watch?v=mz1DMqKMoBE

https://youtu.be/kBJA7cxB6vU

Актуальность обусловлена необходимостью в современных условиях жизни нравственного воспитания подрастающего поколения на историческом, эмоциональном и нравственном материале представить положительные примеры патриотического воспитания жителей нашей страны в годы ВОВ.

Методические рекомендации. За несколько недель до проведения данного мероприятия совместно с творческой группой необходимо подготовить подарки для ветеранов своими руками. На мероприятие пригласить ветеранов села.  

Цели мероприятия:  осознания учащимися необходимости уважительного, гражданского отношения к ветеранам войны боевых действий и тыла; воспитание патриотического отношения к празднованию «дня победы 9 мая»;  развитие интереса к истории своей страны, русского народа в годы ВОВ;  развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения; воспитание интереса к героическому прошлому своей страны.

Оснащение:

Ход мероприятия:

  1. Ученик читает стихи Степана Щипачева

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

(Последнее четверостишие не читать. По сценарию предполагается, что за пять минут до войны у школьников выпускной в разгаре)

  1. Играет музыка сороковых годов, желательно вальс[1]. «Выпускники»

танцуют (юноши в белых рубашках, девушки в платьицах в стиле сороковых годов, на запястье чёрные платки). Девушка и парень выходят на середину сцены, говорят:

- Уже и солнца виден свет, а мне сегодня не до сна! (парень)

-Да! Это первый мой рассвет, и первая моя весна! (девушка)

 Голос из-за сцены: «А вы готовы к испытанью? А вы готовы к расставанью? Сегодня началась война».

Танцующие пары резко останавливаются, девушки сбегаются в круг. На левой руке каждой девушки завязан чёрный платок. Именно эту руку они поднимают вверх одна на другую (или просто совмещая пальцы рук в кругу). Юноши выстраиваются в две шеренги. Уходят со сцены. Девушки, обойдя круг тоже уходят со сцены, махая рукой, прощаясь с залом.

        3. Под звук вокзальных поездов[2] (со слов: трясясь в прокуренном вагоне) звучат стихи Кочеткова Александра

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

- Как больно, милая, как странно,

Роднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду -

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

1932

        

4. На сцену выходят юноши и девушки. Инсценировка песни «До свидания, мальчики»[3] (девушки надевают чёрные платки на голову).  Имитация «Проводы солдатиков на фронт»

 (http://www.youtube.com/watch?v=NlNKtPgesEI)

5. Юноша читает стихи  Иосифа Уткина  «Ты пишешь письмо мне»

На улице полночь. Свет догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читаешь, за каждой строкой

Любимую видишь, и Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной.

Мы скоро вернёмся. Я знаю, я верю.

И время такое придёт:

Останется грусть и разлука за дверью,

И в дом только радость войдёт.

И, как-нибудь, вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтём.

6. Сцена оформлена под русскую избу. Девушки вяжут. Стук в дверь. Вбегает ещё одна девушка, кричит: «Девчата, я письмо от Юры получила!».

- Читай скорее, Катенька. Что там, на фронте, как воюют наши мальчики?

Катенька читает письмо:

Здравствуй, дорогая Катюшка! Получил твою открытку. Сейчас сижу в землянке и пишу.

Только что окончились очень тяжёлые бои.

Что-то ты, милая, редко писать стала? Ведь тут каждое письмо – целое событие.

Сидя в тесной землянке, вдыхая едкий запах сырых дров, с особенной тоской вспоминаю тебя. Серо и незаметно, в суровой боевой обстановке прошли у нас праздники. Застряли где-то в грязи. Получасовой короткий митинг – и опять в бой.

У меня не осталось ни одного из приятелей. Тот младший лейтенант, который  приезжал в Москву летом, перед витебским наступлением, пал смертью храбрых. Убит-таки мой комроты – капитан. Нет также и других моих товарищей.

Меня судьба пока пощадила и пронесла мою голову через огненные и стальные вихри.

Ну, пока, до свиданья. Целую крепко.

Твой Юра.

        Маша, печально взглянув на подругу: «А мне Серёжка не пишет, видно почта плохо работает». Немного помолчав: «Я сшила для любимого кисет. Ключ от квартиры (показывает ключ) я в него вложила. Наступит же однажды тот рассвет, когда убьют последнего фашиста! Сергей вернётся, (обращаясь к Катеньке) ты уж мне поверь. И ключиком откроет эту (указывает на дверь) дверь».

- Как тяжело нашим братьям, отцам в такую погоду в атаку идти?!

Голос из-за сцены: «Девчонки, чтоб не плакать от тоски для фронта вяжут тёплые носки. Ждут от любимых с фронта новостей. приходит мало радостных вестей. А что же мальчики, ушедшие на фронт? Заглянем к ним: в землянку иль окоп»..

6. Меняется мизансцена: выходят мальчики в военной форме, падают на пол, укладываются спать. С небольшим запозданием ещё выбегает парень громко говорит: «Парни, какое стихотворение я в газете прочёл!». Никто не отвечает.

 - спят черти, как жаль.

- читай, я слушаю, только не ори (приподнимая голову).

- Жди меня, называется, Константин Симонов написал.

- читай громче, я тоже послушаю (приподнимает голову ещё один парень).

         Чтение стихотворения: (оформить в виде газеты)

 Константин Симонов  (1915 – 1979)

ЖДИ МЕНЯ                 

 Жди меня, и я вернусь.

 Только очень жди,

 Жди, когда наводят грусть

 Желтые дожди,

 Жди, когда снега метут,

 Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут,

 Позабыв вчера.

 Жди, когда из дальних мест

 Писем не придет,

 Жди, когда уж надоест

 Всем, кто вместе ждет.

 Жди меня, и я вернусь,

 Не желай добра

 Всем, кто знает наизусть,

 Что забыть пора.

 Пусть поверят сын и мать

 В то, что нет меня,

 Пусть друзья устанут ждать,

 Сядут у огня,

 Выпьют горькое вино

 На помин души...

 Жди. И с ними заодно

 Выпить не спеши.

 Жди меня, и я вернусь,

 Всем смертям назло.

 Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: — Повезло.

 Не понять, не ждавшим им,

 Как среди огня

 Ожиданием своим

 Ты спасла меня.

 Как я выжил, будем знать

 Только мы с тобой, —

 Просто ты умела ждать,

 Как никто другой.                          1941

Минута тишины , Затем юноши садятся в небольшой кружок.

 - Растеребил душу, товарищ.

- А что, братцы, споём?

- Давай, запевай. (В землянке). Юноши поют песню, на интерактивной доске  - видео ролик «В землянке»[4] 

7. Все участники выстраиваются в один ряд, говорят по очереди:

- Прошло 69 лет, как закончилась Великая Отечественная Война, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах.

 - Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.

- Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. (Видеоролик с участниками нашего села в ВОВ)

 - Солдат погибает дважды: от штыка или от пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем, от забывчивости живущих.

- Помните! Через века, через года, - помните!

- О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

 - Не плачьте!  В горле сдержите стоны, горькие стоны.

 - Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

- Хлебом и песней,  мечтой и стихами,  жизнью просторной,  каждой секундой, каждым дыханьем  будьте  достойны!

- Люди!  Покуда сердца  стучатся, - помните!

 - Какою ценой  завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

 - Песню свою отправляя в полёт, - помните!

- О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!

 - Детям своим  расскажите о них, чтоб запомнили!

- Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

 - Во все времена бессмертной  Земли помните!

 - К мерцающим звёздам ведя корабли, - о погибших  помните!

 - Встречайте трепетную весну, люди Земли.

 - Убейте  войну,  прокляните  войну, люди Земли!

 - Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

 - Но о тех, кто уже не придёт  никогда, - заклинаю, - помните!

8. Участники «мини спектакля» преподносят подарки ветеранам и приглашают их в столовую на чай[5].

9. Беседы с ветеранами, фотографирование[6].


[1] Прилагается вальс

[2] Прилагается звук вокзальных поездов

[3] Музыка прилагается

[4] Видеоролик прилагается

[5] Фото подарков прилагается

[6] Прилагается фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"До свиданья, детство, до свидания!"

Сценарий для выпускного вечера в 9 классе...

Вечер развлечений для мальчиков дошкольного возраста "А ну-ка мальчики"

Вечер развлечений для мальчиков страшей и подготовительной группы...

Интегрированный урок в 11 классе по литературе-истории «До свидания, мальчики…» (« А за окном бушует месяц май…»)

на материале исторических источников и фильма Ф.Бондарчука «Девятая рота» раскрыть причины и характер войны в Афганистане, её влияние на социально-политические процессы в советском обще...

Торжественная линейка "Последний звонок "До свидания школа, до свидания..."

Этот сценарий поможет школам, в которых в текущем году не было 1 класса и выпускалось 2 слабеньких обучающихся....