Интегрированный урок в 11 классе по литературе-истории «До свидания, мальчики…» (« А за окном бушует месяц май…»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

на материале исторических источников и фильма Ф.Бондарчука «Девятая рота» раскрыть причины и характер войны в Афганистане, её влияние на социально-политические процессы в советском обществе 1980-х годов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon int._urok_afganistan_bolit_v_moey_dushe.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уттинская средняя школа им.В.А.Ширяева»

Яшкульского района

Республики Калмыкия

Интегрированный урок в 11 классе

по  литературе-истории

«До свидания, мальчики…»

(« А за окном бушует месяц май…»)

                                                                     

                                                                       Исполнители: Абильхаирова С.И.,

                                                                                               учитель литературы,

                                                                                                Манджиева О.Ц.,

                                                                                                учитель истории

                               

                                                           Утта, 2015 г.

Цели урока

  • на материале исторических источников и фильма Ф.Бондарчука

     «Девятая рота» раскрыть причины и характер войны в

          Афганистане, её влияние на социально-политические процессы в

          советском обществе 1980-х годов;

  • развить у учащихся умение сопоставлять различные источники,

обобщать материал и делать выводы, аргументированно высказывать свою точку зрения;

  • способствовать формированию у учащихся таких качеств, как чувство

     долга, патриотизма.

Оборудование урока: проектор, диск с фильмом «Девятая рота», раздаточный материал, политическая карта мира, тексты стихов об Афганистане

Ход урока:

Демонстрация эпизода  «Конец боя. Лютый» (2ч.05мин.51сек.- 2ч.07мин.07сек.).

Учитель литературы: Чтение стихотворения

         

           Опущены веки, опущены руки,

          В руках автомат, магазины пусты,

          Притихшее небо, умолкшие звуки,

          Закончился бой. Нет милей тишины.

          Горячее небо. Горячие камни,

          И ствол автомата шипит, как утюг.

          А рядом, в горах, советские парни,

          Нашедшие здесь свой последний приют.

          Один ты остался, погибла вся рота.

          И только твердишь, как в бреду:»Не прошли!»

          Нет, то не июнь 41-го года,

          То Афганистан. Кандагар. Наши дни.

- Товарищ капитан, задание выполнено. Высота наша, колонна может идти…- окровавленными губами шепчет единственный выживший в пекле боя солдат.

     По идее, эти слова составляют главный пафос картины Ф.Бондарчука «9 рота», которая явилась несомненным кинособытием последнего времени. Но это – по идее, как нечто само собой разумеющееся. А может быть есть еще какая-то идея, внешне не совсем замеченная? И потому-то мы решили назвать наш урок двойным названием:

            «До свидания, мальчики…»

 (Напомню, это строка из  песни о Великой Отечественной войне. Вторая строчка звучит: «Постарайтесь вернуться назад…»)

                                                 и

                          « А за окном бушует месяц май…»

        И я предвосхищаю ваше справедливое недоумение: какой может быть май, когда Афганская война, смерть, тысячи искалеченных судеб? На самом деле, нервное напряжение и комок в горле у зрителей создает факт выполненного безумной ценой воинского долга 9 ротой. На протяжении 2,5 часов зритель в сильнейшем нервном состоянии, потому что за каждого героя этой картины переживает всей душой, всем сердцем.

Учитель истории: О чем же этот фильм? Чем он взволновал наших российских зрителей? Какие реалии отображены в этом фильме?

Работа с картой.

- Покажите на карте Афганистан.

- Что вы знаете об Афганистане? Какие факты из истории этой страны вам известны?

Учитель истории: В результате апрельской революции 1978 года в Афганистане к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. Афганистан был объявлен демократической республикой. Это привело к гражданской войне. Руководство СССР приняло решение ввести войска в эту страну.

      Сообщение учащегося о штурме дворца Амина и вводе  ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Учитель истории: Среди тех, кто в числе первых в далеком декабре 1979 года вошел в Афганистан, был наш односельчанин Черепахин Виктор Алексеевич.

       Выступление воина-афганца.

   Работа с документами.

а)Фрагмент «Из ответов Л.И.Брежнева корреспонденту газеты «Правда», 13 января 1980 г.»

б) Фрагмент очерка Д.Гая, В.Снегирева «Вторжение»

 Вопросы для анализа:

  • Каким образом было принято решение о вводе войск в Афганистан?
  • Какими факторами это решение было вызвано, и какие цели при этом преследовались?
  • На ком лежит ответственность за это решение? Как на этот вопрос отвечают авторы? Согласны ли вы с ними?  

Учитель истории: Правда истории. Она предстает не только со страниц исторических документов, свидетельств очевидцев. Не менее важный источник – искусство: литература, театр, кино.

Учитель литературы: Те, кто смотрел этот фильм, ребята, (а некоторые просмотрели его по 2 раза), обратили внимание на то, что в нем встречается не много, но очень важных  и достоверных батальных сцен сражения. Слава Богу, почти без модного натурализма. Режиссеру и команде актеров хватило таланта удерживать внимание зрителей без перерезанных от уха до уха глоток и намотанных на гусеничный тракт кишок(а это так модно сегодня в мировом кинематографе). За каждого из героев «9 роты»- Лютого, Воробья, Чугуна, Рябу, Пиночета, Стаса – вымаливаешь у создателей ленты: ну, пусть ещё поживет, ну, пусть не его убьют! Потому что каждый из них – живой и настоящий(отличая работа молодых актеров Алексея Чадова, Артура Смольянинова, Михаила Евланова). Они настолько верно передали и характеры своих героев, дух того времени, что ничего не остается нам, зрителям, кроме как восхищаться их работой.

- В чем же особенности кино как жанра искусства?

     Если говорить простым банальным языком, что такое «художественный фильм», - это определенная последовательность знаков, т.е. внешних картинок, составляющих сюжетную линию фильма. Смена картинок составляет последовательность событий в фильме, и некоторые ключевые кадры очень тесно связаны друг с другом.

Анализ эпизода «Сцена в учебке».(0 ч.3мин.56сек.- 0 ч.38мин.25сек.)

Учитель истории: Каким же предстал перед нашими солдатами Афганистан? О том, что это был совсем другой мир, говорят авторы фильма.

- Какой мир открылся нашим бойцам в Афганистане? Каковы его черты?

 (Учащиеся говорят об особенностях исламской цивилизации).

       Что расскажешь о Востоке?

       Непривычная страна:

       Здесь совсем другие Боги и другие имена…

       Здесь сошлись два века

                                             в противостоянии –

         Век двадцатый и четырнадцатый век. (И.Морозов)

       Люди, почти не имевшие жизненного и социального опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной и враждебной среде. Ядром этой цивилизации был ислам. Ислам – не только религия Это образ жизни и мыслей. Цивилизации чуждой и непривычной, отторгающей чужака европейца. Недаром наши солдаты называли врагов «духами»: они действительно были невидимы, неслышимы, неуязвимы. Появлялись в самых неожиданных местах и так же внезапно исчезали, - то растворяясь среди жителей кишлака, то спускаясь в «подземную страну» - киризы (подземная система орошения), то уходя по тайным тропам в горные ущелья. Постепенно приходило понимание того, что этот мир живет по особым законам и нужно оставить его а покое. Не было в Афганистане линии фронта, не было границ между «мирным» и «немирным» населением. Опасности можно было ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок.

Анализ эпизода «Встреча с мальчиком» ( 1 ч. 41мин.10сек.- 1ч. 42мин.00сек.)

 Учитель литературы: Ребята, обратили внимание на глаза мальчика?  В кино, как и вообще в искусстве, ничего просто так не бывает. Кроме внешних картинок, которые в принципе сами говорят за себя, есть и другие, которые нужно растолковывать, разъяснять, которые несут огромную смысловую нагрузку.

              Есть в искусстве понятие «остранение». Это описание человека, предмета, события,  увиденных глазами новыми, по-особому, по-своему, т.е. остраненно. В чем же проявляется остраненность данного фильма? Особенность остранения Ф.Бондарчука – это символика фильма, которая расширяет границы нашего понимания фильма. И прежде чем приступать к разгадыванию символов, хочу напомнить, что же такое «символ».

        Символ – это многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы, внешний и внутренний, изображаемой действительности.

Анализ эпизодов фильма

а) «Амулет» (0 ч.58мин.51сек.- 1 ч.02мин.41сек.)

Учитель литературы: Амулет, по словарю Даля, - это предмет, оберегающий человека от несчастья, неудачи.

- Какую же смысловую нагрузку несет в себе этот магический знак, сыгравший, по замыслу режиссера, решающую роль в жизни Лютого?

     Давайте поговорим о форме этого предмета. Что это? В самом деле, круг, овал, шар. Почему же режиссеру не использовать для амулета крестик, какой-нибудь волчий зуб, медальон? И опять же знаковое значение. Ведь зуб или коготь – это символы агрессии, вражды, конфронтации, крестик – более частный знак, связанный с православием. Значит, Ф. Бондарчук в знаке этом желает подчеркнуть то, что связано со всеми. Это мир, шар земной, солнце.  Может быть, замкнутый круг как символ нелепости и ненужности этой войны?

Учитель истории: Для людей, воспитанных в духе атеизма религиозный фанатизм моджахедов был непривычен. Для душманов «шурави»(русские) были не только чужеземцами, они были «кафирами» - иноверцами, и война с ними считалась священной. Может, потому, а также из-за общей психологической напряженности мы видим вспышки религиозности среди советских солдат: у людей возникала потребность противопоставить уверенности неприятеля в своей правоте нечто равноценное.

б) Эпизод «Встреча с Ахмедом»(1 ч.16мин.48сек.-1 ч.19мин.00сек.)

Учитель литературы: Здесь знаковым является диалог Ахмеда с Воробьем. Вот перед нами представители двух воинствующих сторон. Говорят и прекрасно понимают друг друга. И не только потому, что Ахмед понимает по-русски, а просто потому, что говорят они о знакомых вещах – о любви, о семье: « У меня тоже, мама – папа, невеста» – это слова, знакомые любому, даже врагам. Кажется, еще чуть-чуть и мирно разойдутся Ахмед и Воробей. Но Ахмед, которого, быть может, покорила наивность и искренность Воробья, спотыкается о камень и получает пулю в спину. Потому что война несовместима с понятием «дружба», «любовь», «семья».  

в) Эпизод «Белоснежка»(0 ч.22мин.08сек.-0 ч.22мин.28сек.)

Учитель литературы: Белоснежка прекрасна в своей некрасивости, греховности. Она женщина, и этим прекрасна. Она женщина, и этим все сказано. А может быть, она, как Сонечка Мармеладова, как Катька, героиня Блока, символизирует греховность нашей жизни. И вот бегут солдаты, бегут, спотыкаясь, оставляя позади себя Белоснежку – прекрасный символ женской красоты.

г) Эпизод «Гибель Джоконды»(1 ч.51мин.21сек.-1 ч.52мин.36сек.)

Учитель литературы: милый сердцу мальчик-художник погибает, и вот лежит его рисунок, залитый кровью. Рисунок – символ вечности. Нетленности искусства. Ведь искусство – это мир, созидание, вечность, а война – разрушение, смерть. И вот деталь: на рисунке горы, покорившие сердце Джоконды. Чужие горы, чужая земля, запавшая в душу. И опять-таки идея единения двух противоборствующих сторон. Значит, что нас роднит? Любовь, семья, красота, искусство. Идею мира, созидания несут и другие символы.

д) Эпизод «Встреча Нового года»(1 ч.48мин.55сек.-1 ч.51мин.00сек.)

Учитель литературы: Что необычного в этом сцене?

Снежинки, сделанные из обычных листков  школьной тетради, подчеркивают детскость, наивность наших героев. А еще снежинки прекрасны, но очень краток их век. И жизнь этих мальчишек, как эти снежинки, прекрасна и в то же время очень коротка.

 А песня, почему, как вы думаете, звучит именно эта песня?

ж) Эпизод «На стрельбище» (0 ч.41мин.17сек.-0 ч.41мин.50сек.)

Учитель истории: Какое символическое значение имеет данная сцена?

На монете символ государства – герб СССР, боец своим выстрелом разбивает эту монету, она разлетается на мелкие кусочки. Здесь, мне кажется, скрыта глубокая метафора. Война в Афганистане расколола советское общество, обнажила несостоятельность правящего режима, подорвала веру советских людей в социалистические идеалы. Ведь долгое время руководство страны пыталось скрыть правду о войне. Но слишком много гробов доставляли на родную землю «черные тюльпаны». И как можно было скрывать, много искалеченных войной молодых ребят.  Война в Афганистане стала одним из главных факторов кризиса советской системы и в конечном итоге развала СССР.  А еще вспомните выражения «Гроша ломаного не стоит», «разменная монета». Разменной монетой стала жизнь наших солдат в политических играх.

 Выступление воина-афганца В.А.Черепахина

 ( Рассказ о возвращении из Афганистана, о том, с чем пришлось столкнуться «афганцам» на Родине).

 

Учитель литературы: Таким образом, все элементы символики этого фильма можно разделить на 3 группы:

1. Идея чудовищности войны: встреча с Ахмедом, мальчик, гибель Джоконды.

2.  встреча Нового года, песня

3. Образы-символы: Джоконда, Белоснежка, амулет.

Учитель истории: После подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном с 15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, завершившийся 15 февраля 1989 г.

Чтение документа «Оказание военной помощи правительству Афганистана»

 Таковы итоги 10 лет войны, 10 лет боев, крови, страданий и героизма.

 Анализ документов

а) Из сообщения Комитета Верховного Совета СССР по международным делам о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан.

б) Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. «Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил»

в) Открытое письмо А.Д.Сахарова

г) Из письма В.В.Сокирко Л.И.Брежневу.

д) Интервью с К.И.Цаголовым

Вопросы для анализа:

  • Какова официальная точка зрения на афганские события?
  • Какое отношение к афганской войне сложилось в общественном сознании?
  • Каковы причины неудач СССР в Афганистане, по мнению доктора философских наук К.Цаголова?
  • Какие ещё факторы, на ваш взгляд, можно назвать уже в свете современных международных отношений?
  • Как события этой войны характеризуют сущность политического режима, существовавшего в нашей стране в 1980-е годы?

Мы видим, что война в Афганистане оценивается как политическая ошибка. Так неужели бессмысленна гибель героев фильма?

Анализ эпизода «Последний бой»(1 ч.59мин.42сек.-2 ч.05мин.08сек.)

Учитель истории: Герои фильма погибают, выполняя приказ, удержав ценой своей жизни безымянную высоту. Вот так же погибали наши ребята под Кабулом, Кандагаром, в Герате, на горных перевалах. Так кто же они: жертвы политических ошибок политического руководства страны или герои, достойные восхищения и поклонения?

Учитель литературы: Они мальчишки, ставшие мужчинами. Чтобы погибнуть. Чтобы уже никогда не дорисовать фантастических красок горный пейзаж, как прозванный Джокондой мальчик-художник. Чтобы уже никогда не поцеловать любимую девушку на «гражданке», как трогательно чистый Воробей. Но даже смерть не может уничтожить их след. Таких разных, таких похожих. «Чурок» и «хохлов». Братьев и одиночек. Мужчин и мальчишек 9 роты. Ф. Бондарчуку удалось рассказать волнующие человеческие истории и «не задавить» их эпическими сценами, спецэффектами и банальной риторикой.

Анализ сцены «Маки»(0 ч.47мин.50сек.)

Учитель литературы: В алеющем маками поле сидит прапорщик Дегало и плачет. Без труда вы ответите, что он плачет из-за того, что его не взяли в Афганистан. А может эти слезы – предчувствие, это слезы по всем убиенным, по жизням, которые коротки, как маков цвет.

Учитель истории: Один из участников афганской войны сказал: «Я не считаю свое пребывание в этой стране напрасной жертвой. Мы были нужны там». Наверное, мы должны отделить судьбы наших солдат и офицеров, воевавших в Афганистане, от действий тех, кто эту войну начал. Наши солдаты в этой войне проявили верность таким священным для каждого гражданина нашей страны ценностям, как воинский долг, Родина, дружба. Тем самым они приняли эстафету мужества от старшего поколения, поколения своих  отцов и дедов, отстоявших свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Мальчики 80-х годов пожертвовали во имя Родины самое ценное – свою жизнь. Жизнь бесценна, но и очень хрупка. Научитесь радоваться жизни и ценить каждое её мгновение.

         

Учитель литературы: Жизнь прекрасна. Юность создана для любви, искусство создано для жизни, вдохновением для искусства служит любовь. Растите и лелейте в своей душе любовь к себе и ко всему происходящему, ведь у вас в полном распоряжении есть чудесный подарок Вселенной – жизнь. Нанизывайте жемчужины радости на нить своей судьбы, дарите любовь и участие. Ищите во всем радостные моменты, плачьте только от счастья, живите полной жизнью.

          Пусть всегда в ваших душах бушует месяц май. И не дай Бог нам говорить вам, отправляя вас… на войну: «До свидания, мальчики, постарайтесь вернуться назад…»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок 10 класс (биология, география)

интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом...

География и математика -интегрированный урок 6 класс

урок 6класс "География и математика "...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"

Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....