Главные вкладки

    Анализ стихотворения Б. Окуджавы "До свидания, мальчики"
    учебно-методический материал (литература) по теме

    Резанова  Любовь Сергеевна

    Анализ стихотворения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon na_ekzamen.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

    Булат Окуджава.

    «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ».

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    стали тихими наши дворы,
    наши мальчики головы подняли -
    повзрослели они до поры,
    на пороге едва помаячили
    и ушли, за солдатом - солдат...
    До свидания, мальчики!
                                    Мальчики,
    постарайтесь вернуться назад.
    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
    не жалейте ни пуль, ни гранат
    и себя не щадите,
                           и все-таки
    постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    вместо свадеб - разлуки и дым,
    наши девочки платьица белые
    раздарили сестренкам своим.
    Сапоги - ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон...
    Вы наплюйте на сплетников, девочки.
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    что идете войной наугад...
    До свидания, девочки!
                                      Девочки,
    постарайтесь вернуться назад.

    1958 год.

    - Каковы ваши первые впечатления после прочтения стихотворения?

    - Какие картины возникли при чтении?

    - Какому периоду истории России посвящено данное стихотворение? (Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года)

    - Какова тема этого стихотворения? ( Тема войны).

    - Сформулируйте основную мысль стихотворения. ( По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики».)

    - Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач? Докажите. (Стихи, написанные слезами – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

    - Рассмотрите структуру стихотворения. На какие части его можно разделить? (Оно делится на две части: первая – это обращение к мальчикам, вторая – обращение к девочкам.)

    - Обратимся к первой части. Почему свое стихотворение автор начинает с обращения к войне? Какое языковое средство здесь используется? (Здесь используется олицетворение – излюбленный художественный приём поэта - война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».)

    - Найдите в этой части контекстуальные антонимы? Как вы думаете, почему автор не употребляет синонимы? ( Поэту не нужны синонимы, ведь на войну ушли совсем молодые ребята, которые недавно играли во дворах Арбата, школьные друзья – приятели автора. Вместе с ними и он ушел на фронт. Очень ясно понимается, что дети и война – вещи не совместимые, поэтому слова «мальчики» и «солдаты» воспринимаются в стихотворении как контекстуальные антонимы.)

    -Какие ещё используются здесь языковые средства? Какова их роль в стихотворении? (Появляется метонимия «вы будьте высокими», то есть бесстрашными, сильными. Автор использует здесь слово «высокими» так как хочет подчеркнуть красоту юности. Молодости не столько нужна физическая сила, сколько красота - сила эстетическая, со временем она (красота) угаснет и ей на смену придет сила. Стих, построенный на антитезах: смерть – красота, война – детство, - приобретает душещипательное звучание.)

    - Какая авторская мысль звучит в обращении к мальчикам? (вместе с ненавистью - и осознание неизбежного, смирение перед происходящим.)

    -Что представляет собой вторая часть стихотворения? (Вторая часть – это разговор с девочками, которые, сменив белые платьица на шинели, ушли на фронт вслед за мальчиками.)

    - Какие языковые средства использует здесь автор? (Ряд контекстуальных антонимов пополняется: «свадьба» - «разлука», «белые платья» - «сапоги, зеленые крылья погон» , - строится новая антитеза: девочка, красота непорочная, любовь… и война. Метафора «зеленые крылья погон» подчеркивает неопределенность будущей судьбы девочек: как птицы улетят они в неизвестные края, что будет с ними там?)

    - Как вы думаете, почему автор ставит многоточие и не делает напутствие девочкам, как мальчикам? ( Напутствия своим девочкам поэт не делает. Он только спорит с теми «злыми языками», которые говорят, что, мол, война – не женское дело и что они идут «войной наугад». И он ставит многоточие. Провожая на войну девочек, у Окуджавы нет слов. Он только просит их вернуться живыми.)

    - Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни? ( Лирический герой  выражает чувства автора, передает его основную мысль.)

    - Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств.  (Стихотворение «До свиданья, мальчики» наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, он дает им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт:

    … постарайтесь вернуться назад.

    Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну. Ни один читающий не может остаться равнодушным к стихотворению «До свидания, мальчики».)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стихотворение "Просто девочки, просто мальчики"

    Год 2002. Мой первый выпуск. Мой замечательный 11 «Б»! Я взяла их в 5 классе и все десять лет школьной жизни старалась быть им не только хорошим учителем, но и другом. На выпускном прочитала сти...

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

    М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

    Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

    До свидания, мальчики

    Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы. Актуальность обусловлена необходимостью в современных условиях жизни нравственного воспитания подрастающего поколения на историческом, эмоциональ...

    Интегрированный урок в 11 классе по литературе-истории «До свидания, мальчики…» (« А за окном бушует месяц май…»)

    на материале исторических источников и фильма Ф.Бондарчука «Девятая рота» раскрыть причины и характер войны в Афганистане, её влияние на социально-политические процессы в советском обще...