МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ: «Чай. Как он приятен, полезен, вкусен, ароматен!»
методическая разработка на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина  С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_chay.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ:

 «Чай. Как он приятен, полезен, вкусен,  ароматен!»

 

Подготовила и провела:

       Пихиенко Ольга юрьевна,

 педагог дополнительного образования

 МБУ  ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

                    Рузаевского  муниципального   района

   Рузаевский  МР

Цель: пробуждение у обучающихся интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению творческого объединения.

Задачи мероприятия:

– познакомить детей с историей и традициями чаепития;

 – помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного   заваривания чая;

 – показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;

 – развивать у обучающихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам).

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация “История чая”, выставка рисунков детей, пословицы и загадки о чае и чаепитии, чайная посуда, самовар.

Продолжительность: 45 минут

Организаторы: педагог дополнительного образования, классный руководитель, родители, обучающиеся.

                         

                                                 

                                      Ход мероприятия

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”.

 ПДО:   Сегодня мы, ребята, вместе с вами проводим занятие  «Чай. Как он приятен, полезен, вкусен,  ароматен!»

Мы узнаем много интересного из истории чая, традиций чаепития, познакомимся с чайным этикетом и попьем чайку. А как говориться в русской пословице: «Попить чайку – разогнать тоску».

Ребята, а что мы знаем о чае? Откуда и когда он появился у нас в России?

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций: они чай называют  ча-е, отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой, почти детективной истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году, а самыми известными были Тульские самовары, которые изготовлялись в городе Тула.

ПДО:   Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина  С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

С тех древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела”. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят на “вооружение” как обязательный продукт сначала в английской, а потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возраст до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма стронцием. Чай использует в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.

Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является “чистильщиком” организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай – он полезнее.

Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.

ПДО :  А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведем чайную викторину.

                                «Чайная»  викторина.

  1. Где и когда зародился обычай чаепития?
  2. Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников и моряков?
  3. Когда чай впервые появился в России?
  4. Почему чай собирали только женщины?
  5. В борьбе с какими болезнями помогает чай?

ПДО:  В зависимости от способов заготовки, количества и качества операций, которым подвергается чайный лист, получают разные сорта и типы чая. Самыми распространенными из них являются черный и зеленый чай. Их собирают с одних и тех же кустов, но для черного чая чайные кусты подвергают специальной обработке и сушке в печах, а чай зеленый  лишь подсушивают в естественных условиях, поэтому он сохраняет свой естественный цвет и вкус и в сухом виде, и в настое. При этом в нем содержится значительно больше витаминов. Дорогим, но чрезвычайно полезным является чай желтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные, еще одетые серебристым пушком почки чайного куста. А в России,  как,  впрочем, и во многих других странах, чаем считаются еще и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи.

ПДО: Очень полезны такие травяные чаи: чай из лепестков белой акации, чай из листьев и листков боярышника, чай из вереска, чай из зверобоя, чай из цветов калины, чай из листьев мяты, чай из листьев и цветов шиповника и др.  

ПДО :                             Чайные  загадки

Руки в боки, как начальник,                              

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет.

(Самовар)

 Смесь из листьев и цветов

Заварил, и он готов!

(Чай)

Подбоченилась она

Жаль рука всего одна.

Кто ни делает глоток,

Хвать её под локоток.

(Чашка)

Темечко льет,

Нос воду льет,

Если не спит

В брюхе кипит.

(Чайник)

Бел, как снег, в чести у всех

В рот попал - там и пропал.

(Сахар)

Черный с белым, оба братцы

В животе её хранятся.

(Хлебница)

Эту сладкую сосульку

Называют Петушок.

Эта сладкая сосулька

Тает лишь под языком.

(Леденец)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду -

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай  пошире  рот.

(Ложка)

В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

(Торт)

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток.

 (Шоколад)

Я в стаканчике, рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще - белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.

(Мороженое)

Взял я силу из плодов,

Сладких ягод, фруктов.

Для ребят я стать готов

Лучшим из продуктов.

Вы меня  побольше пейте,

Наливайте, не жалейте!

(Сок)

Мы в кондитерской шуршим

Фантиками яркими.

И на праздник мы хотим

К вам попасть с подарками.

(Конфеты)

Получился торт на славу,

Съем и крошки подберу.

В торт добавили приправу,

Не простую, а кору.

(Корица)

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем.  

(Баранки, сушки)

 

В печке выпекся он смуглый,

Как баранка, тоже круглый.

Эту мягкую баранку

Съем на завтрак спозаранку.

 (Бублик)

Их бабуля с сахарком

Выпекала, сладкие.

Первый вышел - словно ком,

А другие - гладкие.

(Блины)

Мы с изюмом, миндалем

Их на пасху испечем.

А лепить их во дворе

Тоже любо детворе.

(Куличи)

Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает  с сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.

(Пирожное)

Мама, милая, ну где ты?

Доставай скорей сервиз.

Есть тягучие конфеты,

Называются "Кис-кис".

(Ириски)

Сверху - ромбиком узоры,

А начинка в них внутри.

Быстро чайные приборы

В кухне с полочки бери.

Их мы к чаю предлагаем

Деду и младенцу.

И в их честь мы называем

Часто полотенце.

 (Вафли)

Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты.

(Варенье)

На варенье я похож,

Только перетерт.

К чаю ты меня возьмешь

И добавишь в торт.

(Джем)

Я в стаканчике дрожу,

Будто я боюсь.

На десерт вам предложу

Свой приятный вкус.

(Желе)

На витрине магазинной

Долго не скучаю.

Я подсолнечной, тахинной

Прихожу к вам к чаю.

(Халва)

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.

(Пряники)

 Был листок зеленым –

 Черным стал, томленым,

 Был листочек зубчатым –

 Стал листочек трубчатым.

 Был он на лозине –

 Стал он в магазине.

(Чай)

Бел как снег,

 В чести у всех,

 В рот попал –

 Там и пропал.

(Сахар)

Под одной крышей

 Четыре брата стоят.

(Стол)

Четыре ноги, два уха,

 Один нос да брюхо.

(Самовар)

Как начнет говорить – разговаривать,

 Надо чай поскорее заваривать.

 (Чайник)

Кольцо не простое,

 Кольцо золотое,

 Блестящее, хрустящее,

 Всем на загляденье…

 Ну и объеденье.

 (Бублик)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит, всем чай пить велит.

 (Самовар)

Белый камешек растает –

 Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

ПДО : А теперь послушаем стихи про чай.                       

               

                              Стихи про чай              (читают обучающиеся)

 Восточное изобретенье -

 К нему желательно варенье.

 Но, если такового нет,

 Сойдет и парочка конфет.

 Напитка и в жару нет лучше,

 Да и на Севере зимой:

 Он в зной облегчит Вашу душу,

 Согреет зимнею порой.

 ***

 Подарок наш обычен, но незаменим.

 Без чая, ведь, и утро не начнется.

 Пирожные вкуснее только с ним.

 Чай выпьете, и оптимизм вернется!

 ***

 Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.

 Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.

 Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,

 И сонливость переборет и с усталостью поспорит.

 Сокрушит любой недуг,

 Чай здоровью – лучший друг!

 ***

 Выпивая чашку чая,

 я обычно не скучаю...

 Потому что никогда

 Я не пью его одна.

 ***

 Ну, давай же поскорей

 Чай гостям и мне налей,

 Собери вокруг стола

 Для мира, радости, добра.

 ***

 Хорош чаек после мороза,

 И после баньки он хорош.

 За самоваром все вопросы

 Решишь, обсудишь, разберешь...

 ***

 Пыхтел устало самовар

 Потому, что был он стар.

 Чашки, блюдца щебетали,

 Гостей к чаю приглашали.

 Толстый праздничный пирог

 Сдержать восторг уже не мог.

 Суета и восхищенье,

 У хозяйки день рожденья.

 ***

 Воскресенье - вот везенье!

 Воскресенья так нужны!

 Потому что в воскресенье

 Мама делает блины.

 Папа к чаю чашки моет,

 Вытираем их вдвоем,

 А потом мы всей семьею

 Чай с блинами долго пьем.

 А в окошко льется песня,

 Я и сам запеть готов,

 Хорошо, когда мы вместе,

 Даже если нет блинов.

***

Чай действительно различный

И цейлонский, и индийский,

И китайский, и грузинский.

Черный, желтый и зеленый.

И названий разных много.

«Липтон», «Дилмах» и «Ахмад» -

Только марок целый сад.

Но границ для чая нет,

Дружит с чаем целый свет.

 ***

ПДО:  Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому хранить его следует в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной чайнице, с плотно закрывающейся крышкой. При длительном хранении из чая улетучиваются эфирные масла и он теряет аромат. К чайному столу подаются маленькие бутерброды, кексы, печенье, сахар. В отличие от европейских, восточные традиции чаепития гораздо строже и сложнее. Заваривают и пьют чай в каждой восточной стране по-особому, но практически нигде не подают к столу сахара, варенья, меда, только иногда сушеные фрукты и пресную выпечку.

ПДО : А как правильно заваривать  чай? Может наши родители помогут нам?

 Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Для приготовления чая следует использовать отстоявшуюся водопроводную воду, чтобы улетучился запах хлора. Снимать чайник с огня нужно в тот момент, когда вода только закипает, так как в передержанном кипятке аромат чая исчезает. Не годится для заварки и остывшая вода.

 Заварочный чайник необходимо предварительно согреть или ополоснуть его крутым кипятком. Затем в него насыпают чай: чайную ложку на стан воды плюс еще одну чайную ложку на чайник, заливают кипятком на две трети и прикрывают сверху полотняной салфеткой. Отверстия в крышке и носике чайника должны быть закрыты, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества.

 Настаивают черный чай 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5-1,0 см до крышки, и разливают по чашкам. Кипяток в чашку каждый добавляет сам, «по вкусу». Можно приготовить чай в одном большом чайнике и разливать его уже не добавляя в чашки напиток. Для этого засыпают в него чай из расчета: черного чая одна чайная ложка (с верхом) на 2 стакана воды; зеленого байхового чая – в два раза больше.

 Можно сделать чайный коктейль: на литр воды засыпают по две чайные ложки черного и зеленого чая, заливают кипятком и на 5 минут чайник накрывают салфеткой. После этого разливают по чашкам.

 Иногда обходятся без заварочного чайника: чайную ложку чая кладут в чашку, заливают кипятком и накрывают блюдцем. Через 5 минут настой можно пить.

 Если чай настаивать долго, его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, тем более кипятить. Не следует укутывать чайник, ибо от этого качества чая ухудшаются.

 Чай нужно заваривать вдали от рыбы, сырого мяса и других продуктов со специфическими запахами.

 С чая нельзя снимать пену: именно в поверхностном слое собираются эфирные масла, создающие аромат. Можно перелить часть чая из заварного чайника в чашку и залить его обратно: чай при этом перемешивается и становится крепче. Заварку в чайнике можно использовать вторично, если кипяток доливать при свежей, еще не остывшей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. При большом охлаждении исчезает аромат чая, ухудшается вкус.

 Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допустить, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод и желудок.

ПДО  : Много в народе сказано о чае и чаепитии. А вот эти стихи подскажут нам, как правильно вести себя при чаепитии.

                                             Стихи о чаепитии

Мы расскажем о важном событии,

 Вы, наверно, не знали о нем:

 Есть такой ритуал чаепития!

 Что хватаем стаканы и пьем?

Нет, стаканы хватать не положено,

 Чайный есть для друзей этикет,

 Научится не так уж сложно,

 Вот придумали званый банкет!

И у многих народов в традиции

 Чаем щедро гостей угощать.

 За морями, лесами, границами,

 Будем щедро друзей навещать.

Мировая культура прославила

 Древний способ общаться – пить чай,

 И везде ритуалы и правила,

 Вместе с нами, дружок, изучай.

ПДО: А теперь познакомимся с основами чайного этикета. Как правильно расставить посуду, что подать на стол к чаю – ведь это очень важно, чтобы быть культурным и воспитанным человеком. Об этом нам расскажут родители  детей.

                                     Чайный этикет.

На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;

В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой.

Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола.

Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара;

Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелке, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной ложкой.

ПДО:  А завершением нашего разговора о чае будут веселые частушки, которые споют нам дети.

                    Частушки про чай     (поют обучающиеся)

 На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

 Подавай мне чашку чая,

 Ведь люблю я русский чай.

 В чае я души не чаю

 Наливай горячий чай.

 Самовар поёт, гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар.

 Самовар блестит, кипя,

 Чай в нём так и пенится!

 Погляди-ка на себя-

 Ну и отраженьеце!

 В пляске не жалей ботинки!

 Предлагай-ка чай друзьям

 Если в чае есть чаинки,

 Значит письма пишут вам!

 Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку!

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

                     

 Классный  руководитель.

 Мы вам о чае многое, но не все рассказали. Запомните только: на Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные. А теперь

Самовар кипит, баранки

 На скатерти-самобранке,

 И конфеты, и печенье

 И душистое варенье.

 (Приглашение к столу)

Мероприятие заканчивается чаепитием всех участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка мероприятия "Языковой марафон"

Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамк...

Методическая разработка мероприятия посвященного перелету В. Чкалова

В современных условиях, когда в стране предпринимаются попытки деидеологизировать  общество важнейшим направлением является воспитание у детей и подростков патриотизма, чувства любви и гордости з...

Методическая разработка мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС.Жанр коллективного творческого дела – конференция.Черед...

Методическая разработка мероприятия «Моя семья»

Методическая разработка мероприятия «Моя семья»Формы учебной работы: занятие для учащихся 3 класса.Тема занятия: «Моя семья»Цель: Формирование убежденности о важности семьи в жизни каждого...